Теория политико-экономического цикла и анцициклическая политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 00:42, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является мониторинг основных направлений в изучении экономических циклов, а также антициклического регулирования.

В работе рассматриваются основные причины возникновения цикличности в развитии экономики, также устанавливаются закономерности цикла и соответственно его разделение на структуру.

Содержание

Введение 4

1 Теоретическая основа политико-экономических циклов 5

1.1 Теории экономического цикла. Причины экономического цикла. 5

1.2 Экономический цикл основные понятия 10

1.3 Фазы цикла. Классификация 11

1.4 Классификация основных макроэкономических элементов в соответствии с их циклическими свойствами 14

1.5 Основные формы кризиса 15

1.6 Основные выводы 16

2 Антициклическая политика государства. 18

2.1 Неокейнсианское и неоконсервативное направления антициклического регулирования 18

2.2 Модели антициклического регулирования экономики 20

2.3 Противоречивость антициклического регулирования. 22

2.4 Основные выводы 23

3 Экономические циклы в Республике Беларусь на современном этапе. 24

3.1 Структурные и воспроизводственные циклы в экономике
Беларуси. 25

3.2 Влияние глобального экономического кризиса на экономику Беларуси. 28

3.3 Основные выводы 31

Заключение 32

Список использованных источников 33

Работа содержит 1 файл

Курсовая макроэкономика итог.docx

— 178.85 Кб (Скачать)

     Каждая  фаза экономического цикла выполняет  важную воспроизводственную функцию. Кризис, сопровождающийся падением производства, занятости, снижением доходов и издержками, ведет в конечном счете к удешевлению средств производства и последующему стимулированию инвестиций в новые предприятия, технологии и оборудование. В фазе депрессии производство и занятость, достигнув минимальных значений, начинают постепенно оживать на основе новых пропорций и инноваций. Фаза оживления характеризуется началом расширенного воспроизводства и ростом выпуска до уровня докризисного периода. В фазе подъема вступают в строй новые предприятия, сокращается безработица, растут заработная плата, инвестиции и объем реального капитала. Из-за быстрого расширения производства, спроса на кредит повышаются ставки ссудного процента до уровня средней нормы прибыли. Фаза подъема заканчивается бумом (высшей точкой подъема), за которым в результате возникших диспропорций начинается очередной спад.

     Таким образом, несмотря на то что кризисы (спады) приносят немалые экономические  и человеческие издержки, рыночная экономика от цикла к циклу  выходит на все более высокие уровни развития, совершенствуя не только материальный базис, но и организационные формы производства, распределение, обмен и потребление. 

 

  1. Антициклическая политика государства.

     Периодическое повторение циклов, их дестабилизирующее  воздействие на экономику в целом  определили необходимость государственного антициклического регулирования. Признавая тот факт, что государство должно сглаживать эти колебания, экономисты расходятся в определении методов регулирования циклического развития экономики и степени интенсивности этого регулирования.

     Антициклическое регулирование (политика краткосрочной  стабилизации) имеет долгую, противоречивую историю, в которой представлены и успехи, и разочарования. Оно  проектировалось в 30-е годы Дж. Кейнсом  и — независимо от него — Стокгольмской  школой. Цель антициклического регулирования  усматривалась ими в том, чтобы не допускать существенного отрыва совокупного спроса от совокупного предложения (считалось, что предложение приблизить к спросу гораздо сложнее, поскольку оно обеспечивается преимущественно частным сектором).

     В дальнейшем в антициклическом регулировании  стало использоваться и воздействие на совокупное предложение. У правительства возможности регулирования совокупного спроса и предложения весьма значительны, ибо в его распоряжении находятся государственный бюджет и денежная масса. И не только они.

     В экономической теории представлены различные взгляды на причины  циклических колебаний, а значит и различные подходы к проблеме их регулирования. Но все концепции регулирования тяготеют сегодня к одному из двух направлений:

     1) неокейнсианскому, опирающемуся на  взгляды Дж. Кейнса;

     2) неоконсервативному, развивающемуся  на базе классической школы.

    1. Неокейнсианское и неоконсервативное направления  
      антициклического регулирования

     Первое (неокейнсианское) направление опирается  на регулирование государством совокупного спроса, второе (неконсервативное) – совокупного предложения. Регулирование совокупного спроса и предложения осуществляется с помощью как фискальной, так и денежно-кредитной политики. При этом сторонники концепции регулирования совокупного спроса большее внимание уделяют бюджетной и фискальной политике, а сторонники концепции регулирования совокупного предложения – денежно-кредитной политике. Но, несмотря на разные подходы к антициклическому регулированию, существуют общие мероприятия, необходимые для сглаживания циклических колебаний экономики:

     — в фазе спада все мероприятия государства направлены на стимулирование деловой активности. При реализации фискальной политики предлагается снижение налогов, предоставление налоговых льгот на новые инвестиции, увеличение государственных расходов. При осуществлении области денежно-кредитной политики проводятся меры кредитной экспансии. Её цель – оживление экономической жизни в стране при помощи дополнительных кредитов. В это время проводится политика «дешевых денег», которая означает, что снижаются процентные ставки за выданные ссуды. Эта политика проводит конкуренцию увеличения капиталовложений, усиления деловой активности, снижения безработицы. Однако это может иметь и отрицательные последствия, так как в длительной перспективе ведет к усилению инфляционных тенденций.

     — в фазе роста, наоборот, государство, в целях предотвращения перегрева экономики, проводит политику сдерживания. Так, фискальные и денежно-кредитные мероприятия включают: повышение налоговых ставок, сокращение государственных расходов, реализацию политики «дорогих денег», с помощью которой процентные ставки по ссудам повышаются. Но в этом случае необходимо осторожно обращаться с элементами денежно-кредитной политики, так как в долгосрочном плане кредитная рестрикция может, через сокращение инвестиций и, соответственно, производства, привести к росту безработицы.

     На  сегодняшний день, правительства  большинства развитых стран научились грамотно осуществлять макроэкономическую стабилизацию. Учитывая проводимые государством антициклические мероприятия, необходимо отметить наиболее заметные изменения в движении циклов в современный период времени:

     — кризисы часто стали протекать асинхронно, т. е. не одновременно во всех странах с рыночной экономикой, а как бы последовательно перемещаясь из страны в страну;

     — кризисы, как правильно, отличаются меньшей продолжительностью, чем в начале ХХ в.;

     — произошло стирание резких граней между фазами цикла;

     — переход от одной фазы к другой, стал более постепенным (экономика теперь не проваливается в кризис, а «вползает» в него).

     Таким образом, антициклическое регулирование  есть комплекс мероприятий в направлении, противоположном проявившимся в данный момент колебаниям экономической конъюнктуры. Государственное воздействие на экономику способно существенно повлиять на ход делового цикла. Оно меняет амплитуду, продолжительность, соотношение фаз цикла. В результате государственного воздействия возможно даже выпадение некоторых фаз и непоследовательность их смены с точки зрения «чистой» теории. Главной целью государства при этом является достижение стабильного, сбалансированного, равно распределенного по волне цикла и не галопирующего темпа экономического роста. Конечно, существуют и особые цели:

     а) для истощенной войнами, административными  методами хозяйствования экономической системы могут быть желательны высокие темпы роста («экономическое чудо»), основанные главным образом на частной инициативе граждан;

     б) для экономики с высоко насыщенными  товарными рынками целесообразны «спокойные» темпы, когда рост обеспечивается за счет качественного внутреннего преобразования самой структуры этих темпов. При этом в некоторых отраслях протекает нулевой и даже отрицательный рост, в других же, передовых отраслях рост достигает 40 -70% в год (информатика), средний же рост может не выходить за пределы 1-2% в годовом исчислении.

    1. Модели  антициклического регулирования  экономики

     Антикризисное регулирование экономики США  в период «Великой депрессии» было построено фактически уже по кейнсианским рецептам. При этом использовались следующие меры:

     а) борьба против безработицы путем  организации общественных работ;

     б) повышение цен на сельскохозяйственные продукты посредством предписываемого и субсидируемого государством сокращения производства;

     в) снижение бремени долгов на 40% путем обесценения доллара (легче отдать долги обесценившимися деньгами - уменьшение количества банкротств и возможной безработицы);

     г) спасение кредитной системы путем  гарантирования вкладов государством (повышение предельной склонности к сбережению – расширение возможностей инвестирования);

     д) содействие образованию монополий, означающее во многих случаях принудительное картелирование. В условиях кризисного падения цен лишь крупные предприятия сохраняют возможность получения прибыли путем сокращения издержек производства.

     В 50-60 г.г. в США (и многих других странах) продолжалось стимулирование экономического роста, в основном ориентированное на кейнсианские рецепты. Так, в 1950, 1954, 1962 г.г. применялось повышение норм амортизации как инструмент экспансионистской бюджетно-налоговой политики. Смена модели антициклического регулирования в 70-80 г.г. во многом была вызвана обозначившейся в этот период стагфляцией, проявляющейся в сочетании повышения общего уровня цен, снижении объема национального производства и занятости.

     С 30-х г.г. во время спада использовались увеличение государственных расходов и одновременно сокращение налоговых изъятий, а также экспансионистская денежно-кредитная политика. Поскольку государство полагалось в основном на инфляционные методы антициклического регулирования, то во многих странах оказались расшатанными денежные системы, возникли хронические бюджетные дефициты, а рост цен стал постепенно выходить из-под контроля. А неуправляемая инфляция ослабляет действенность экономических регуляторов, делает неуправляемым все народное хозяйство. Бюджетные трудности вызывают необходимость выпуска государственных ценных бумаг и роста процентных выплат по ним, а значит, увеличения государственного внутреннего долга (в начале  80-х г.г. он составил в промышленно развитых странах 10 трлн. дол.). Подобные размеры бюджетного дефицита и государственного долга вместе с нарастающей инфляцией должны были в определенный момент побудить правительства отойти от сугубо кейнсианских рецептов краткосрочной стабилизации.

     Перестала срабатывать и политика ускоренной амортизации.

     Галопирующая  инфляция выразилась в росте цен  на оборудование. В результате суммы, накапливаемые в кризисный период в фонде амортизации, оказываются обесцененными и недостаточными для радикального обновления производства. К тому же характерная для инфляционной экономики неопределенность величины прибыли порождает вялость инвестиционного процесса даже в фазе подъема. На рубеже 70-80-х г.г. в мире проявились резкое замедление темпов экономического роста, рост безработицы, спад деловой активности.

     Как следствие, к власти в большинстве  развитых стран пришли неоконсерваторы, которые перенесли акцент на кредитно-денежные инструменты антициклического регулирования. В сфере же бюджетно-налогового регулирования экономической конъюнктуры они подчеркнули необходимость резкого сокращения государственных расходов. По мнению монетаристов, бюджет не может быть инструментом серьезного государственного регулирования по причине существенных дефицитов. В этих условиях инфляционные методы антициклического регулирования (денежная экспансия и наращивание бюджетных расходов) ушли в прошлое, уступив место стимулирующей налоговой политике. Причем основной расчет делался на устойчивое сокращение налогообложения прибыли, расходуемой в целях накопления, что повышает спрос на средства производства и раздвигает границы рынка. Выступая против «государства благосостояния», неоконсерваторы  доказывали, что высокие налоги губительно влияют на экономическое развитие. Но если в 50-60 гг. уменьшение ставок налогов и степени прогрессивности налоговой шкалы рассматривалось кейнсианцами как способ расширения совокупного спроса, то в 80-е г.г.  формально те же меры оцениваются неоконсерваторами как метод увеличения совокупного предложения.

     Особенность экономических циклов последних  десятилетий – их синхронизация в связи с интернационализацией хозяйственной жизни. Учет этой особенности породил и синхронизацию антициклических мероприятий в разных странах, единство их методологии. В противном случае результаты внутренней  стабилизации неизбежно оказываются нулевыми. Пример: Франция в начале 80-х г.г. продолжала использовать кейнсианские рецепты антикризисного регулирования, расширяя размер государственных расходов - в то время, как в других странах практиковалась экономия бюджетных средств. Эти действия французского правительства привели к бессмысленному росту бюджетного дефицита без сколько-нибудь заметного стабилизирующего эффекта.

     Антициклическое регулирование применяется везде, где функционирует рыночная экономика. Десятилетиями занимаясь краткосрочной стабилизацией, государство накопило громадный опыт, построило разнообразные механизмы управления совокупным спросом и совокупным предложением. Результатом явилось уменьшение глубины и продолжительности падений производства. Но с течением времени на положительные результаты все больше стали накладываться негативные эффекты антициклического регулирования, свидетельствующие о его внутренней противоречивости.

Информация о работе Теория политико-экономического цикла и анцициклическая политика государства