Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 00:42, курсовая работа
Целью данной работы является мониторинг основных направлений в изучении экономических циклов, а также антициклического регулирования.
В работе рассматриваются основные причины возникновения цикличности в развитии экономики, также устанавливаются закономерности цикла и соответственно его разделение на структуру.
Введение 4
1 Теоретическая основа политико-экономических циклов 5
1.1 Теории экономического цикла. Причины экономического цикла. 5
1.2 Экономический цикл основные понятия 10
1.3 Фазы цикла. Классификация 11
1.4 Классификация основных макроэкономических элементов в соответствии с их циклическими свойствами 14
1.5 Основные формы кризиса 15
1.6 Основные выводы 16
2 Антициклическая политика государства. 18
2.1 Неокейнсианское и неоконсервативное направления антициклического регулирования 18
2.2 Модели антициклического регулирования экономики 20
2.3 Противоречивость антициклического регулирования. 22
2.4 Основные выводы 23
3 Экономические циклы в Республике Беларусь на современном этапе. 24
3.1 Структурные и воспроизводственные циклы в экономике
Беларуси. 25
3.2 Влияние глобального экономического кризиса на экономику Беларуси. 28
3.3 Основные выводы 31
Заключение 32
Список использованных источников 33
Каждая фаза экономического цикла выполняет важную воспроизводственную функцию. Кризис, сопровождающийся падением производства, занятости, снижением доходов и издержками, ведет в конечном счете к удешевлению средств производства и последующему стимулированию инвестиций в новые предприятия, технологии и оборудование. В фазе депрессии производство и занятость, достигнув минимальных значений, начинают постепенно оживать на основе новых пропорций и инноваций. Фаза оживления характеризуется началом расширенного воспроизводства и ростом выпуска до уровня докризисного периода. В фазе подъема вступают в строй новые предприятия, сокращается безработица, растут заработная плата, инвестиции и объем реального капитала. Из-за быстрого расширения производства, спроса на кредит повышаются ставки ссудного процента до уровня средней нормы прибыли. Фаза подъема заканчивается бумом (высшей точкой подъема), за которым в результате возникших диспропорций начинается очередной спад.
Таким
образом, несмотря на то что кризисы
(спады) приносят немалые экономические
и человеческие издержки, рыночная
экономика от цикла к циклу
выходит на все более высокие уровни развития,
совершенствуя не только материальный
базис, но и организационные формы производства,
распределение, обмен и потребление.
Периодическое повторение циклов, их дестабилизирующее воздействие на экономику в целом определили необходимость государственного антициклического регулирования. Признавая тот факт, что государство должно сглаживать эти колебания, экономисты расходятся в определении методов регулирования циклического развития экономики и степени интенсивности этого регулирования.
Антициклическое регулирование (политика краткосрочной стабилизации) имеет долгую, противоречивую историю, в которой представлены и успехи, и разочарования. Оно проектировалось в 30-е годы Дж. Кейнсом и — независимо от него — Стокгольмской школой. Цель антициклического регулирования усматривалась ими в том, чтобы не допускать существенного отрыва совокупного спроса от совокупного предложения (считалось, что предложение приблизить к спросу гораздо сложнее, поскольку оно обеспечивается преимущественно частным сектором).
В
дальнейшем в антициклическом
В экономической теории представлены различные взгляды на причины циклических колебаний, а значит и различные подходы к проблеме их регулирования. Но все концепции регулирования тяготеют сегодня к одному из двух направлений:
1) неокейнсианскому, опирающемуся на взгляды Дж. Кейнса;
2) неоконсервативному, развивающемуся на базе классической школы.
Первое (неокейнсианское) направление опирается на регулирование государством совокупного спроса, второе (неконсервативное) – совокупного предложения. Регулирование совокупного спроса и предложения осуществляется с помощью как фискальной, так и денежно-кредитной политики. При этом сторонники концепции регулирования совокупного спроса большее внимание уделяют бюджетной и фискальной политике, а сторонники концепции регулирования совокупного предложения – денежно-кредитной политике. Но, несмотря на разные подходы к антициклическому регулированию, существуют общие мероприятия, необходимые для сглаживания циклических колебаний экономики:
— в фазе спада все мероприятия государства направлены на стимулирование деловой активности. При реализации фискальной политики предлагается снижение налогов, предоставление налоговых льгот на новые инвестиции, увеличение государственных расходов. При осуществлении области денежно-кредитной политики проводятся меры кредитной экспансии. Её цель – оживление экономической жизни в стране при помощи дополнительных кредитов. В это время проводится политика «дешевых денег», которая означает, что снижаются процентные ставки за выданные ссуды. Эта политика проводит конкуренцию увеличения капиталовложений, усиления деловой активности, снижения безработицы. Однако это может иметь и отрицательные последствия, так как в длительной перспективе ведет к усилению инфляционных тенденций.
— в фазе роста, наоборот, государство, в целях предотвращения перегрева экономики, проводит политику сдерживания. Так, фискальные и денежно-кредитные мероприятия включают: повышение налоговых ставок, сокращение государственных расходов, реализацию политики «дорогих денег», с помощью которой процентные ставки по ссудам повышаются. Но в этом случае необходимо осторожно обращаться с элементами денежно-кредитной политики, так как в долгосрочном плане кредитная рестрикция может, через сокращение инвестиций и, соответственно, производства, привести к росту безработицы.
На сегодняшний день, правительства большинства развитых стран научились грамотно осуществлять макроэкономическую стабилизацию. Учитывая проводимые государством антициклические мероприятия, необходимо отметить наиболее заметные изменения в движении циклов в современный период времени:
— кризисы часто стали протекать асинхронно, т. е. не одновременно во всех странах с рыночной экономикой, а как бы последовательно перемещаясь из страны в страну;
— кризисы, как правильно, отличаются меньшей продолжительностью, чем в начале ХХ в.;
— произошло стирание резких граней между фазами цикла;
— переход от одной фазы к другой, стал более постепенным (экономика теперь не проваливается в кризис, а «вползает» в него).
Таким образом, антициклическое регулирование есть комплекс мероприятий в направлении, противоположном проявившимся в данный момент колебаниям экономической конъюнктуры. Государственное воздействие на экономику способно существенно повлиять на ход делового цикла. Оно меняет амплитуду, продолжительность, соотношение фаз цикла. В результате государственного воздействия возможно даже выпадение некоторых фаз и непоследовательность их смены с точки зрения «чистой» теории. Главной целью государства при этом является достижение стабильного, сбалансированного, равно распределенного по волне цикла и не галопирующего темпа экономического роста. Конечно, существуют и особые цели:
а) для истощенной войнами, административными методами хозяйствования экономической системы могут быть желательны высокие темпы роста («экономическое чудо»), основанные главным образом на частной инициативе граждан;
б)
для экономики с высоко насыщенными
товарными рынками
Антикризисное регулирование экономики США в период «Великой депрессии» было построено фактически уже по кейнсианским рецептам. При этом использовались следующие меры:
а) борьба против безработицы путем организации общественных работ;
б) повышение цен на сельскохозяйственные продукты посредством предписываемого и субсидируемого государством сокращения производства;
в) снижение бремени долгов на 40% путем обесценения доллара (легче отдать долги обесценившимися деньгами - уменьшение количества банкротств и возможной безработицы);
г) спасение кредитной системы путем гарантирования вкладов государством (повышение предельной склонности к сбережению – расширение возможностей инвестирования);
д) содействие образованию монополий, означающее во многих случаях принудительное картелирование. В условиях кризисного падения цен лишь крупные предприятия сохраняют возможность получения прибыли путем сокращения издержек производства.
В 50-60 г.г. в США (и многих других странах) продолжалось стимулирование экономического роста, в основном ориентированное на кейнсианские рецепты. Так, в 1950, 1954, 1962 г.г. применялось повышение норм амортизации как инструмент экспансионистской бюджетно-налоговой политики. Смена модели антициклического регулирования в 70-80 г.г. во многом была вызвана обозначившейся в этот период стагфляцией, проявляющейся в сочетании повышения общего уровня цен, снижении объема национального производства и занятости.
С 30-х г.г. во время спада использовались увеличение государственных расходов и одновременно сокращение налоговых изъятий, а также экспансионистская денежно-кредитная политика. Поскольку государство полагалось в основном на инфляционные методы антициклического регулирования, то во многих странах оказались расшатанными денежные системы, возникли хронические бюджетные дефициты, а рост цен стал постепенно выходить из-под контроля. А неуправляемая инфляция ослабляет действенность экономических регуляторов, делает неуправляемым все народное хозяйство. Бюджетные трудности вызывают необходимость выпуска государственных ценных бумаг и роста процентных выплат по ним, а значит, увеличения государственного внутреннего долга (в начале 80-х г.г. он составил в промышленно развитых странах 10 трлн. дол.). Подобные размеры бюджетного дефицита и государственного долга вместе с нарастающей инфляцией должны были в определенный момент побудить правительства отойти от сугубо кейнсианских рецептов краткосрочной стабилизации.
Перестала срабатывать и политика ускоренной амортизации.
Галопирующая инфляция выразилась в росте цен на оборудование. В результате суммы, накапливаемые в кризисный период в фонде амортизации, оказываются обесцененными и недостаточными для радикального обновления производства. К тому же характерная для инфляционной экономики неопределенность величины прибыли порождает вялость инвестиционного процесса даже в фазе подъема. На рубеже 70-80-х г.г. в мире проявились резкое замедление темпов экономического роста, рост безработицы, спад деловой активности.
Как следствие, к власти в большинстве развитых стран пришли неоконсерваторы, которые перенесли акцент на кредитно-денежные инструменты антициклического регулирования. В сфере же бюджетно-налогового регулирования экономической конъюнктуры они подчеркнули необходимость резкого сокращения государственных расходов. По мнению монетаристов, бюджет не может быть инструментом серьезного государственного регулирования по причине существенных дефицитов. В этих условиях инфляционные методы антициклического регулирования (денежная экспансия и наращивание бюджетных расходов) ушли в прошлое, уступив место стимулирующей налоговой политике. Причем основной расчет делался на устойчивое сокращение налогообложения прибыли, расходуемой в целях накопления, что повышает спрос на средства производства и раздвигает границы рынка. Выступая против «государства благосостояния», неоконсерваторы доказывали, что высокие налоги губительно влияют на экономическое развитие. Но если в 50-60 гг. уменьшение ставок налогов и степени прогрессивности налоговой шкалы рассматривалось кейнсианцами как способ расширения совокупного спроса, то в 80-е г.г. формально те же меры оцениваются неоконсерваторами как метод увеличения совокупного предложения.
Особенность экономических циклов последних десятилетий – их синхронизация в связи с интернационализацией хозяйственной жизни. Учет этой особенности породил и синхронизацию антициклических мероприятий в разных странах, единство их методологии. В противном случае результаты внутренней стабилизации неизбежно оказываются нулевыми. Пример: Франция в начале 80-х г.г. продолжала использовать кейнсианские рецепты антикризисного регулирования, расширяя размер государственных расходов - в то время, как в других странах практиковалась экономия бюджетных средств. Эти действия французского правительства привели к бессмысленному росту бюджетного дефицита без сколько-нибудь заметного стабилизирующего эффекта.
Антициклическое
регулирование применяется
Информация о работе Теория политико-экономического цикла и анцициклическая политика государства