Теория полезности

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 21:07, реферат

Описание работы

Кардиналистскую (количественную) теорию предельной полезности предложили независимо друг от друга У. Джевонс (1835-1882), К. Менгер (1840-1921) и Л. Вальрас (1834-1910) в последней трети XIX в. В основе этой теории лежало предположение о возможности соизмерения полезности различных благ. Эту теорию разделял А. Маршалл.

Работа содержит 1 файл

Теория полезности.doc

— 255.00 Кб (Скачать)

 

Допустим, что в предыдущем примере цена бананов уменьшилась. Это увеличит взвешенную предельную полезность бананов. Для максимизации полезности студент увеличит количество бананов в потреблении, что является подтверждением закона спроса. С помощью кривой спроса можно проиллюстрировать выигрыш потребителя. Выигрыш потребителя — это разность между ценой, которую готов заплатить потребитель за данный товар и реальной ценой данного товара. Цена, которую готов заплатить потребитель, определяется предельной полезностью каждой единицы товара, а цена товара на рынке определяется взаимодействием спроса и предложения. В результате все единицы товара в данный момент продаются по одинаковой цене. Поэтому потребитель выигрывает, покупая товар дешевле, чем он был готов за него заплатить. Этот выигрыш равен площади заштрихованного треугольника на рис. 5.

Рис. 5. Выигрыш потребителя

 

Из рис. 5. видно, что потребительский излишек или выгода имеет место при приобретении 6 единиц товара. При покупке 7-ой единицы выигрыш потребителя равен нулю. Если рыночная цена товара увеличится, выигрыш потребителя сократится и наоборот, если цена упадет, выигрыш увеличится.

 

2. ЗАДАЧА

 

Функции спроса и предложения заданы: Qd=450 – 35P, Qs=-400 + 60P. При какой цене, устанавливаемой директивно, избыточное предложение будет равно величине спроса?

 

Решение. 1) Избыточное предложение – предложение, значительно превосходящее спрос, приводящее к затовариванию. Выражается формулой: Qsизб. = Qs - Qd.

 

Qsизб. = -400 + 60P – 450 + 35P = -850 + 95P,

 

Qsизб. = Qd,

 

-850 + 95P = 450 – 35P,

 

-850 – 450 = -95P – 35P,

 

1300 = 130P

 

P = 10.

 

2)

Sизб.

 

При P = 20, Qsизб. = 1050, Qd = -250; при P = 2, Qsизб. = -660, Qd = 380.

 

В области пересечения графиков значение P = 10. Цена, при которой избыточное предложение равно величине спроса, равна 10 ед.

 

3. ЗАДАЧА

 

Общие годовые издержки (ТС, млн. долл.) сталелитейной фирмы задаются формулой: ТС = 80 + 55Q, где Q – годовой объем производства (млн. т стали).

 

Рыночная цена 1 т стали установилась на уровне 110 долл.

 

Каков объем производства этой фирмы, если она является допредельной с нормальной прибылью?

 

Решение. Нормальная прибыль — 1) прибыль на вложенный капитал, которая могла бы быть получена, если бы капитал был использован простейшим, обычным способом, то есть предоставлен в виде ссуды, аренды; 2) издержки предпринимателя, не включенные в затраты, не отраженные в предпринимательских издержках согласно бухгалтерской документации, условно включенные в бухгалтерскую прибыль.

 

Общие издержки (TC) – совокупность постоянных и переменных издержек фирмы.

 

Средние совокупные издержки (АТС) — это совокупные затраты в расчете на единицу продукции, которые обычно используются для сравнения с ценой. Они определяются как частное от деления совокупных издержек на количество единиц произведенной продукции:

 

Допредельная фирма – фирма, которая в состоянии покрывать не только переменные издержки, но и все общие издержки, т.е. получая нормальную прибыль (АТС = Р).

 

,

 

110 = (80 + 55Q)/Q,

 

110Q = 80 + 55Q,

 

Q = 80/55,

 

Q = 1,45.

 

Объем производства данной фирмы составил 1,45 млн. т стали.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Микроэкономика: Курс лекций / Головачев А.С., Головачева И.В., Лутохина Э.А.– 2-е стер.изд. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2005.

 

2. Словарь «Борисов А.Б. Большой экономический словарь. — М.: Книжный мир, 2003. »

 

3 . Т.А.Фролова. Микроэкономика: конспект лекций. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006.

 

4. Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. В 2-х т. Пер. с англ. – М.: Финансы и статистика, 1992.

 

5. Маршалл А. Принципы политической экономики. – М.: Прогресс, 1993.

 

.2. Теория полезности

 

Теория полезности представляет одно из течений экономической мысли, которое зародилось в XVIII в. Пропорции, в которых один товар обменивается на другой (их меновая стоимость), считалось, зависят от того, как участники обмена оценивают полезность этих товаров (Ф. Галиани). Ценность того или иного блага ставится в зависимость от индивидуальных оценок участников хозяйственного процесса. При этом ценность определяется как суждение лиц, ведущих хозяйство, о значении находящихся в их распоряжении благ, т.е. ценность напрямую связывалась с сознанием хозяйственных субъектов (К. Менгер). В отличие от классической и марксовой политической экономии в теории полезности центр внимания был смещен на изучение хозяйственного поведения единичного, обособленного субъекта. Данная экономическая школа впервые поставила покупателя с его потребностями в центр экономической системы. Отсюда на первый план выходят потребности (отношения потребления), которым должно подчиняться производство и на которые последнее должно быть сориентировано. В своей основе данная экономическая концепция цены как никакая другая сориентирована на конечные потребности человека, общества. В этом ее большая и неоценимая заслуга  [5, c.50].

Полезность, спрос и предложение

 

Другая особенность концепции полезности заключается в том, что основным объектом исследования стала сфера не производства, а обращения. Предполагается, что именно в ней индивидуальные оценки благ формируют их ценности. Поэтому цена рассматривается от начала до конца как продукт исключительно субъективных определений ценности благ участниками обмена. Каждый покупатель решает для себя проблему, какое количество своего товара (денег) он готов отдать в обмен за нужное ему благо. Цена регулируется оценками «предельного покупателя» и «предельного продавца». При этом «предельные пары» устанавливают рыночное равновесие между числом желающих купить товар по данной цене и числом лиц, стремящихся продать его по этой цене. В сущности, это баланс спроса и предложения, опирающийся на механизм взаимодействия индивидуальных оценок.[1,C.301]

 

Что касается издержек производства, то, как мы уже знаем из соответствующей теории, они сводились и определялись субъективными ощущениями «неудобства», «жертвенности», «воздержания», величина которых зависела от полезности блага. Общая же ценность благ, участвующих в процессе производства, регулируется предельной полезностью конечного продукта, используемого для удовлетворения личных потребностей. При этом в основе цены на средства производства лежит не прямая, а косвенная их полезность, проявляющаяся в тех продуктах потребления, которые производятся с помощью данных средств производства.

Закон убывающей полезности

 

Дальнейшее свое развитие теория полезности получила в теории предельной полезности, или полезности, рассматриваемой по отношению каждого дополнительно приобретаемого блага. В данном случае каждый потребитель при приобретении последующей добавочной единицы блага оценивает ее на основе убывающей функции полезности. Впервые данная тенденция была замечена немецким экономистом Г. Госсеном и сформулирована в виде закона убывающей полезности, или первого закона Госсена. Согласно этому закону, полезность, а следовательно, и ценность каждой последующей единицы блага падает и достигает нуля в точке полного насыщения.[12,C.125]. Первоначально действию этого закона приписывался универсальный характер, т.е. он распространялся на все проявления человеческих эмоций, «от голода до любви» (Ф. Визер). Однако в дальнейшем его универсальность была поставлена под сомнение, а в отношении отдельных благ его действие принимает прямо противоположный характер. В связи с этим были выделены две группы потребностей: потребности наслаждения и потребности страдания (Ф. Кугель). Потребности наслаждения не подчиняются действию первого закона Госсена, так как в процессе потребления происходит не угасание чувства неудовлетворенности, а усиление чувства наслаждения.

 

На структуру сформировавшегося спроса покупателей, как известно, влияет их доход, а также общее или частичное снижение цен товаров. Реакция покупателей на снижение цен проявляется двояко. Во-первых, возрастает количество закупок подешевевшего товара, которым покупатели замещают остальные, ставшие теперь сравнительно более дорогими товары. Спрос изменяется на те товары, которыми потребитель замещает прежние, изменения соответственно структуру товарных наборов. Покупатель осуществил лишь простое перераспределение своего фиксированного дохода (и личного бюджета) на закупку большего количество подешевевших товаров, в том числе и за счет снижения закупок товара с неизменными ценами. Следовательно, происходят изменения и в структуре существующего спроса; увеличилась та его составляющая, которая приходится на подешевевшие товары.

 

Эффект, обусловленный изменением цен, носит название эффекта Слуцкого-Хикса и включает две составляющие: эффект замещения и эффект дохода. Если цена товара, например говядины, падает, то реальный доход, или покупательская способность, того, кто покупает этот продукт, увеличивается. Это увеличение реального дохода проявится в росте объема покупок разнообразных товаров, включая и говядину. Например, при постоянном денежном доходе в 20 дол. в неделю вы можете приобрести 10 фунтов говядины по 2 долл. за фунт. Но если цена говядины упадет до 1 долл. за фунт и вы купите те же 10 фунтов, тогда 10 долл. в неделю у вас окажутся высвобожденными для приобретения дополнительного количества этого или других товаров. Снижение цены говядины увеличивает реальный доход потребителя, тем самым позволяя ему или ей покупать большее количество говядины. Это называется эффектом дохода.

 

Таким образом, эффект дохода – изменение объемов потребление как результат изменения цен, вынуждающее потребителя переходить на более высокую или более низкую кривую безразличия. Снижение цены продукта означает, что теперь он стал дешевле по отношению ко всем другим продуктам. И потребители будут стремиться заменить более дешевым товаром другие продуты, которые стали теперь относительно дороже. Падение цены говядины – при неизменности цен на все другие продукты – будет делать ее все более привлекательной для покупателей. По цене 1 долл. за фунт она представляет собой более “удачное приобретение”, чем по цене 2 долл. Следовательно, снижение цены будем стимулировать потребителя к замещению говядиной статей расходов. Говядина вполне может заменить свинину, телятину, птицу и целый ряд других продуктов питания. Снижение цены увеличивает и заставляет потребителя стремиться к приобретению его в большем количестве. Это явление известно под названием эффект замещения.

 

Таким образом, эффект замещения – изменение объемов потребления как результат изменения цен, вынуждающее потребителя перемещаться по данной кривой безразличия в точку с новым значением предельной нормы замещения.

 

Следовательно, эффект замещения и эффект дохода касаются изменения покупательского спроса, но у каждого из них своя мера влияния на его структуру. Не только теоретически, но и в практическом ценообразовании следует разграничивать воздействие этих эффектов на нормальные, т.е. высококачественные товары и товары низшего порядка (менее ценные).

 

 

 

1

 



Информация о работе Теория полезности