Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 18:09, курсовая работа
Изучая данную тему, я поставил перед собой прежде всего две задачи:
доказать, что теория предельной полезности живет и поныне и выполняет не самую последнюю функцию;
определить для себя механизм поведения при выборе одного товара из двух.
Эти задачи преследовали одну общую цель - …
Введение………………………………………………………………………..2
Теория предельной полезности………………………………………………...3 – 4
Основоположники теории предельной полезности.......................................................5 – 9 Революция в теории стоимости………………………………………………...5 – 6
Австрийская школа…………………………………………………………….6
Теория К. Менгера …………………………………………………….......7 – 8
Теория Е. Бем-Баверка …………………………………………….............8 – 9
Предельная полезность как революционная идея в теории стоимости………….10 – 11
Стоимость и маржинализм……………………………………………….10
Парадокс Смита…………………………………………………………..10 – 11
Ценность и предельная полезность………………………………………....11
Стоимость – общественное явление………………………………………....11
Закон убывающей предельной полезности……………………………………...12 – 21
Предельная полезность……………………………………………….…...12 – 13
Кривые безразличия……………………………………………….……...16 – 19
Законы Госсена…………………………………………………………...19 – 20
Измерение величины полезности……………………………………...…...20 – 21
Аксиомы поведения потребителя……………………………………...…..21
Временной аспект в теории потребительского поведения……………………
Максимизация общей полезности……………………………………………...22 – 24
Правило максимизации полезности………………………………………...22 – 23
Максимизация полезности и благосостояние……………………………......23
Принцип равенства предельной нормы замещения………………....…...…....23 – 24
Заключение…………………………………………………………………....25
Литература…………………………………………………………….….....26
ПЛАН:
Введение…………………………………………………………
Теория
предельной полезности………………………………………………..
Основоположники
теории предельной полезности....................
Австрийская школа…………………………………………………………….6
Теория К. Менгера …………………………………………………….......7 – 8
Теория Е.
Бем-Баверка …………………………………………….
Предельная полезность как революционная идея в теории стоимости………….10 – 11
Стоимость и маржинализм……………………………………………….
Парадокс Смита…………………………………………………………..
Ценность и предельная полезность………………………………………....
Стоимость – общественное явление………………………………………....11
Закон убывающей предельной полезности……………………………………...12 – 21
Предельная полезность……………………………………………….…
Кривые безразличия……………………………………………….
Законы Госсена………………………………………………………….
Измерение величины полезности……………………………………...…..
Аксиомы поведения
потребителя……………………………………...….
Временной
аспект в теории
Максимизация
общей полезности……………………………………………...
Правило максимизации полезности………………………………………...22 – 23
Максимизация
полезности и благосостояние…………………………….....
Принцип
равенства предельной нормы замещения………………....…...…....23
– 24
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение.
Явная неспособность новой исторической школы с её крайним эмпиризмом и националистической ориентацией противопоставить марксизму общую теоретическую систему привела к появлению и распространению в 70-90-х годах 19 в. другого крупного направления вульгарной политэкономии – маржинализма. Его родоначальники – К. Менгер в Австрии, У.С.Джевонс в Великобритании, Л.Вальрас в Швейцарии и Франции – видели свою первоочерёдную задачу в создании концепции, в корне отличной от трудовой теории стоимости, надеясь тем самым выбить почву из-под марксистской политэкономии и одновременно заложить фундамент собственной доктрины. Трудовой теории была противопоставлена теория полезности, согласно которой величина меновой стоимости выводится из интенсивности потребности. Не новая сама по себе (у её истоков стояли мыслители 18 в., как Э.Кондильяк и Ф.Галиани) теория полезности была усовершенствована с помощью предельного анализа (marginal analysis), который и дал название новому направлению буржуазной политэкономии.
Предельный анализ
Изучая данную тему, я поставил перед собой прежде всего две задачи:
Эти задачи преследовали одну общую цель - …
Основными методами исследования теории предельной полезности стали: отбор и сортировка материала, рассмотрение проблемы с нескольких индивидуальных точек зрения и подведение общего вывода.
И я
пришел к выводу, что и в наши
дни теория предельной полезности играет
значительную роль. Например…
Теория
предельной полезности.
Теория предельной полезности базируется на представлении о том, что хотя потребности людей, вообще говоря, безграничны - потребность в определенном товаре может быть удовлетворена. В пределах ограниченного промежутка времени, в течение которого вкусы покупателей остаются неизменными, потребители могут получить столько товаров и услуг, сколько они пожелают. Чем большее количество товаров приобретают потребители, тем меньше их стремление к приобретению дополнительных единиц этого же товара: например, потребность человека в автомобиле, если он его не имеет, может быть очень сильной; желание иметь вторую машину гораздо менее интенсивно; а что касается третьей или четвертой машины, то потребность в них очень слаба. Даже очень богатые семьи редко имеют больше четырех-пяти машин, несмотря на то, что их доходы позволяют купить и содержать целый автомобильный парк.
Экономисты выдвинули теорию, согласно которой определенная потребность может удовлетворяться следующими друг за другом единицами товара в соответствии с законом убывающей предельной полезности. Как известно, продукт обладает полезностью, если он способен удовлетворять потребности. Следовательно, полезность - это способность удовлетворять потребности. Но нужно разделять понятия "полезность" и "польза". Картина Пикассо может быть бесполезной с практической точки зрения и в тоже время приносить пользу знатокам искусства. Нужно также отметить, что полезность весьма субъективное понятие. Бутылка дешевого портвейна может иметь достаточно большую полезность для бродяги-алкоголика и нулевую или даже отрицательную полезность для председателя местного отделения союза трезвости.
Под предельной полезностью понимают
добавочную полезность, или удовлетворение,
извлекаемое потребителем из одной дополнительной
единицы конкретной продукции. За относительно
короткий промежуток времени, в течение
которого вкусы потребителей не изменяются,
предельная полезность каждой последующей
единицы товара будет падать (иногда предельная
полезность последующих единиц продукции
может возрастать). Например, третья банка
пива может доставить больше удовольствия,
чем первая или вторая. Но, начиная с определенного
момента, следует ожидать, что предельная
полезность дополнительных единиц продукции
начнет падать. Почему? Потому что потребность
в этом конкретном продукте будет постепенно
удовлетворяться. Падение предельной
полезности по мере приобретения потребителем
дополнительных единиц определенного
продукта известно под названием закона
убывающей предельной полезности.
Закон убывания предельной полезности
наглядно показывает, что если каждая
последующая единица продукта обладает
все меньшей и меньшей полезностью, то
потребитель станет покупать дополнительные
единицы продукта лишь при условии снижения
их цены. Потребитель купит, скажем, два
гамбургера по цене 1$, но вследствие убывающей
предельной полезности дополнительных
единиц продукта он предпочтет не покупать
больше этого продукта по данной цене,
т.к., отдавая деньги, он фактически отказывается
от других товаров, т.е. от альтернативных
способов получения полезности. Поэтому
следующие гамбургеры будут "недостаточно
хороши" до тех пор, пока цена не снизится.
При отрицательной предельной полезности
фирме "Макдональдс" пришлось бы
платить клиенту, чтобы заставить его
съесть гамбургер. Если взглянуть на дело
со стороны продавца, то убывающая предельная
полезность заставляет производителя
понижать цену, для того чтобы побудить
покупателя к приобретению большего количества
продукции. Представление об убывающей
предельной полезности не только лежит
в основе объяснения закона спроса, но
и играет ключевую роль в объяснении того,
каким образом потребителям следует распределять
свой денежный доход между различными
товарами и услугами, которые они могут
купить. Этот вопрос сводится к следующему:
какой именно набор товаров и услуг из
тех, что потребитель может приобрести,
не выходя за пределы своего бюджета, принесет
ему наибольшую сумму полезности или удовлетворения.
Грубо говоря, правило, в соответствии
с которым можно максимизировать удовлетворение
потребности, заключается "в таком распределении
денежного дохода потребителя, при котором
последний рубль, затраченный на приобретение
каждого вида продуктов, приносил бы одинаковую
предельную полезность". Это определение
носит название правила максимизации
полезности. Если потребитель "уравновесит
свои предельные полезности" в соответствии
с этим правилом, то ничто не будет побуждать
его к изменению структуры расходов. Потребитель
будет находиться в "состоянии равновесия",
но в случае изменения потребительских
вкусов, дохода или цен на различные товары,
он окажется в худшем положении - совокупная
полезность понизится - при любом изменении
набора приобретаемых товаров. Правило
максимизации полезности можно записать
в простой алгебраической форме: предельная
полезность в расчете на рубль, затраченный
на продукт А - это полезность продукта
А, деленная на цену продукта А, а предельная
полезность в расчете на рубль, затраченный
на продукт В - это полезность продукта
В, деленная на цену продукта В. Правило
максимизации полезности требует, чтобы
эти соотношения были равны:
Таким образом, мы выяснили, что если
потребитель будет следовать правилу
максимизации полезности, то он будет
находиться в состоянии равновесия, но
любое отклонение от этого правила приведет
к уменьшению предельной полезности приобретаемых
им товаров.
Теорией предельной полезности для анализа оценки удовлетворения потребностей использовались разные методы и уровни абстракции. На первом этапе анализа они использовали метод «робинзонады». Этот метод позволяет проводить исследование в максимально «чистом виде», до принятия во внимание процессов обмена и специфических общественных форм хозяйствования. Затем исследование переходит на другую ступень, в анализ включаются товаропроизводители, вступающие в процесс обмена.
Представители теории предельной полезности выделяли:
Основоположники
и предшественники
маржиналистской
революции.
Революция
в теории стоимости.
В последней трети прошлого века в теории стоимости произошли поистине революционные события. Революцию осуществили англичане Уильям Стэнли Джевонс, Альфред Маршалл, австрийцы Карл Менгер, Фридрих фон Визер и Ойген фон Бем-Баверк, швейцарец Леон Вальрас, американец Джон Бейтс Кларк, швед Кнут Викселль. С их именами в первую очередь связано создание и развитие принципиально нового подхода к решению вопроса о стоимости – теории предельной полезности. Этот новый подход получил название «маржиналистской революции» (marginal – в пер. с англ. – предельный).
Суть
маржиналистской революции
Предшественником нового субъективного направления в теории стоимости, а также родоначальником широкого применения математических методов в экономической теории был О.Курно (1801-1877), автор книги «Исследования математических принципов в теории богатства» (1838). Опираясь на анализ функциональных зависимостей, О.Курно сформулировал понятие экономического равновесия, впервые дал формулу: D=F(p), где D – спрос, а p – цены. Он показал, что спрос является функцией цены.
На
первом этапе маржиналистской
В
поисках средства измерения величины
субъективной полезности сторонники теории
предельной полезности используют законы
немецкого экономиста Г. Госсена. Согласно
этим законам по мере удовлетворения потребности
«степень насыщения» растет, а величина
конкретной полезности (степень «настоятельной
потребности») падает. Это означает, что
каждое последующее благо, удовлетворяющее
данную потребность, обладает меньшей
полезностью, чем предыдущее, а при ограниченном
запасе блага имеется его «предельный»
экземпляр, удовлетворяющий «настоятельную
потребность». Отсюда делается вывод,
что ценность блага данного рода определяется
полезностью предельного экземпляра,
удовлетворяющего наименее настоятельную
потребность.
Австрийская
школа.
Главным недостатком Австрийской школы оказалось то, что при определении стоимости она абстрагировалась от производства – решающего условия образования стоимости и от труда – единственного её источника. Как отмечалось, австрийцы основной проблемой политэкономии провозгласили исследование рационального распределения ограниченных ресурсов, или отношение человека к вещи, в условиях заданного уровня производства. Товар в их концепции выступает уже в готовом виде, поэтому основные экономические закономерности выводятся из анализа обмена. Объявляя редкость товара фактором стоимости, австрийские экономисты ставили всё с ног на голову. В действитель6ности относительная редкость товаров сама определяется их стоимостью.