Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 07:07, курсовая работа
Цель работы: рассмотреть основные теоретические положения, проблематику темы, а также взгляды ученых в разные периоды времени.
Изучая данную тему, я поставила перед собой прежде всего две задачи:
доказать, что теория предельной полезности живет и поныне и выполняет не самую последнюю функцию;
определить для себя механизм поведения при выборе одного товара из двух.
Введение. 3
1. Теория предельной полезности. 4
1.1. Австрийская школа 4
1.2. Теория Вальраса 9
1.3. Теория У. Джевонса 10
2. Предельная полезность как революционная идея в теории стоимости . 11
2.1. Революция в теории стоимости 11
2.2. Парадокс Смита 13
2.3. Стоимость – общественное явление 14
3. Законы Госсена. Закон убывающей предельной полезности. Максимизация общей полезности 15
3.1. Законы Госсена. 15
3.2. Предельная полезность. 19
3.3. Измерение величины полезности. 27
Заключение . 31
ЛИТЕРАТУРА . 33
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
Кафедра экономической
теории
Оценка « »
« » 20 г.
(подпись
преподавателя)
КУРСОВАЯ РАБОТА
На тему: «ТЕОРИЯ ПРЕДЕЛЬНОЙ ПОЛЕЗНОСТИ»
Выполнила:
Студентка:
Руководитель:
профессор, д.э.н.
Екатеринбург
2010
Оглавление
Явная неспособность новой
Предельный анализ
Цель работы: рассмотреть основные теоретические положения, проблематику темы, а также взгляды ученых в разные периоды времени.
Изучая данную тему, я поставила перед собой прежде всего две задачи:
Основными методами исследования теории предельной полезности стали: отбор и сортировка материала, рассмотрение проблемы с нескольких индивидуальных точек зрения и подведение общего вывода.
В результате
проведенного исследования получены следующие
результаты. Теория предельной полезности
играет значительную роль и в наши дни.
Теория предельной полезности напрямую
связана с потребностями человека, поэтому
ее появление понятно и оправдано. С развитием
человечества появляется все больше видов
деятельности, а следовательно и потребностей.
И теория объясняет, как человек удовлетворяет
эти материальные и духовные потребности
с максимальной выгодой для своего бюджета.
Теория предельной полезности базируется на представлении о том, что хотя потребности людей, вообще говоря, безграничны - потребность в определенном товаре может быть удовлетворена. В пределах ограниченного промежутка времени, в течение которого вкусы покупателей остаются неизменными, потребители могут получить столько товаров и услуг, сколько они пожелают. Чем большее количество товаров приобретают потребители, тем меньше их стремление к приобретению дополнительных единиц этого же товара: например, потребность человека в автомобиле, если он его не имеет, может быть очень сильной; желание иметь вторую машину гораздо менее интенсивно; а что касается третьей или четвертой машины, то потребность в них очень слаба. Даже очень богатые семьи редко имеют больше четырех-пяти машин, несмотря на то, что их доходы позволяют купить и содержать целый автомобильный парк.
Экономисты выдвинули теорию, согласно которой определенная потребность может удовлетворяться следующими друг за другом единицами товара в соответствии с законом убывающей предельной полезности. Как известно, продукт обладает полезностью, если он способен удовлетворять потребности. Следовательно, полезность - это способность удовлетворять потребности. Но нужно разделять понятия "полезность" и "польза". Картина Пикассо может быть бесполезной с практической точки зрения и в тоже время приносить пользу знатокам искусства. Нужно также отметить, что полезность весьма субъективное понятие. Бутылка дешевого портвейна может иметь достаточно большую полезность для бродяги-алкоголика и нулевую или даже отрицательную полезность для председателя местного отделения союза трезвости.
Главным недостатком Австрийской школы оказалось то, что при определении стоимости она абстрагировалась от производства – решающего условия образования стоимости и от труда – единственного её источника. Как отмечалось, австрийцы основной проблемой политэкономии провозгласили исследование рационального распределения ограниченных ресурсов, или отношение человека к вещи, в условиях заданного уровня производства. Товар в их концепции выступает уже в готовом виде, поэтому основные экономические закономерности выводятся из анализа обмена. Объявляя редкость товара фактором стоимости, австрийские экономисты ставили всё с ног на голову. В действитель6ности относительная редкость товаров сама определяется их стоимостью.
Теоретики Австрийской школы
обосновывали свою теорию
Представители
Австрийской школы сделали
Таким
образом, Австрийская школа
К. Менгер первым изложил теорию предельной полезности и предпринял попытку показать зависимость полезности от редкости предметов потребления. Он утверждал, что истинным исходным пунктом исследования являются человеческие потребности. Эти потребности Менгер определял как разновидность неудовлетворённых желаний или неприятных ощущений, которые проистекают из нарушения своеобразного физиологического равновесия. Далее он утверждал, что при ограниченности ресурсов перед индивидом возникает проблема, как наилучшим образом распределить свои средства для удовлетворения потребностей. Для ответа на этот вопрос он построил схему, в которой римскими цифрами обозначал потребности человека в различных предметах от I до X в зависимости от их значения для благополучия субъекта, от насущной к наименее важной. Арабские цифры должны в этой таблице показывать, как хозяйствующий субъект расценивает первую, вторую и т. д. единицы блага, удовлетворяющего ту или иную потребность.
I |
II |
III |
IV |
V |
VI |
VII |
VIII |
IX |
X |
10 | |||||||||
9 | 9 | ||||||||
8 | 8 | 8 | |||||||
7 | 7 | 7 | 7 | ||||||
6 | 6 | 6 | 6 | 6 | |||||
5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | ||||
4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | |||
3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | ||
2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | |
1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Менгер, поясняя свою таблицу, сравнивал потребности I и V. Потребность I – в зерне, самая важная потребность. Потребность V – в напитках. Если человек имеет запас зерна в 3 мешка, то предельная полезность зерна по схеме будет равна 8 единицам, а предельная полезность вина при наличии трёх бутылей у этого человека будет равна 4 единицам. Если человек имеет 5 мешков зерна, то его (зерна) предельная полезность будет оцениваться ниже – в 6 единиц, а пятая бутыль будет иметь предельную (или наименее важную) полезность 2 единицы. Чтобы объяснить, как сама предельная полезность влияет на установление цен, Менгер рассматривал рынок с фиксированным предложением товара. Сама постановка вопроса о влиянии спроса на цены товаров вполне правомерна. Его решение интересовало экономистов не только во времена Менгера. И по сей день идут дискуссии о степени воздействия спроса на ценообразование и методах исчисления этого воздействия.
К. Менгер при решении проблем цены (которой он подменил стоимость) опирался на метод «робинзонады» и исследовал поведение индивида, поступки которого подчинены поиску наибольшей выгоды, или рациональной психологии. Предложение товаров на рынке он объявил неизменным, считая, что в этих условиях ценность того или иного блага будет зависеть от спроса, а изменение последнего – от предельной полезности этих благ.
Среди
основателей австрийской школы
Менгер был первым, кто сформулировал
принцип снижающейся