Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 10:27, курсовая работа
Актуальность данной темы: Я выбрала эту тему для написания курсовой работы, потому что, несмотря на столь давнее происхождение, эта темы остается актуальной и в наше время, так как основные вопросы, рассмотренные в теории предельной полезности, могут оказать существенную помощь для создания, развития и прибыльной деятельности современного, нацеленного на рыночные отношения предприятия.
Введение. ………………………………………………………......................3
1. Концепция субъективной ценности……………………………………...5
Полезность, ценность, цена……………………………………………5
Убывающая полезность. Первый закон Г. Госсена. Предельная полезность…………………………………………………………………………..14
Объективная меновая ценность. Второй закон Г. Госсена. Принцип редкости и ограниченности ресурсов……………………………………………..17
2. Теория потребительского выбора……………………………………….19
2.1. Принцип предпочтения…………………………………………………21
2.2. Модель потребительского выбора. Бюджетное ограничение, кривые безразличия…………………………………………………………………………22
2.3. Эффект дохода и эффект замещения. Эластичность замещения. ….26
Заключение. ………………………………………………………………..29
Список использованной литературы. ………………………………….32
Приложение1. ……………………………………………
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ ВПО
Российский государственный торгово-экономический
университет
Саратовский институт (филиал)
Кафедра внешнеэкономической деятельности
ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
Тема: Теория предельной полезности.
Выполнила: студентка
1 курса УЭФ
специальности Финансы и кредит
ученое звание _________
фамилия, инициалы_____
САРАТОВ 2010
Содержание
Введение. ……………………………………………………….........
1. Концепция субъективной ценности……………………………………...5
2. Теория потребительского выбора……………………………………….19
2.1. Принцип предпочтения…………………………
2.2. Модель потребительского
выбора. Бюджетное ограничение, кривые
безразличия…………………………………………………
2.3. Эффект дохода
и эффект замещения.
Заключение. ………………………………………………………………..29
Список использованной литературы. ………………………………….32
Приложение1. ………………………………………………………………33
Приложение 2. ……………………………………………………………...34
Приложение 3. ……………………………………………………………...35
Приложение 4. ……………………………………………………………...36
Приложение 5. ……………………………………………………………...37
Введение.
Актуальность данной темы: Я выбрала эту тему для написания курсовой работы, потому что, несмотря на столь давнее происхождение, эта темы остается актуальной и в наше время, так как основные вопросы, рассмотренные в теории предельной полезности, могут оказать существенную помощь для создания, развития и прибыльной деятельности современного, нацеленного на рыночные отношения предприятия.
Целями и
задачами этой темы: рассмотрение ценности
различных материальных и духовных
благ не в результате того, что на
их производство затрачены общественно-
Впервые теории предельной полезности благ как меры ценности благ и основания цен появились в 1870-х гг. практически одновременно в Австрии (К.Менгер), Англии (У.Джевонс) и Швейцарии (Л.Вальрас). В противовес теории стоимости, теория полезности (в том виде, как она разрабатывалась в тот период) основывалась на субъективных оценках стоимости благ. Ключевое значение в ценообразовании отводилось полезности (а не затратам труда). Центром исследования, главным образом, на который было направлено внимание ученых, стал рынок, спрос и предложение, определяющие их силы. В течение последующих десятилетий теория предельной полезности претерпела значительные изменения, многие ее важнейшие положения были усовершенствованы и развиты далее, особенно в части приложения математического аппарата, который помогал совершенствовать и содержательные определения.
Наиболее слабым местом теории предельной полезности была невозможность хотя бы в каком-то приближении измерить и однозначно ее оценить для разных людей. Когда экономическая мысль сделала следующий шаг и доказала, что нет необходимости ее измерять (в теории потребительского выбора), теория предельной полезности получила широкое признание, а идея предельных эффектов стала использоваться в других разделах экономической науки.
Теория предельной полезности заложила основы нового научного подхода к проблеме использования ограниченных ресурсов, что имело большое методологическое значение. Впервые был использован принцип предельности, который стал применяться в других экономических науках. Центр тяжести в экономическом анализе был перенесен с затрат на конечные результаты.
Представители новой экономической концепции - теории предельной полезности - в качестве исходного явления при определении стоимости избрали отношение человека к вещи, субъективную оценку индивидуумом полезности различных благ.
Теория предельной полезности - составная часть учения, получившего название "маржинализм". Возникновение теории предельной полезности привело к революционным изменениям. Главные идеи состоят в следующем. Первое - неприемлемо определение стоимости затратами труда. Второе - стоимость блага определяется величиной полезного эффекта, получаемого индивидуумом от его потребления, т.е. предельной полезностью блага. Третье - стоимость рассматривается как субъективная категория, отражающая индивидуальные оценки полезности благ конкретными потребителями. Четвертое - ведено понятие предельной величины и на основе этого разграничены совокупная и предельная полезность благ. Пятое - стоимость труда и капитала, а следовательно, и издержки производства, определяются как производные от стоимости потребительских товаров.
1. Концепция субъективной ценности
1.1. Полезность, ценность, цена
Важнейшими элементами рыночного механизма являются спрос, предложение и цена. Как уже отмечалось, рынок есть механизм взаимодействия покупателей и продавцов, в ходе которого они, соотнося спрос и предложение товара, определяют его цену.
Испытывая потребности в тех или иных благах, потребители вынуждены постоянно определять полезность этих благ, так как в условиях их ограниченности приходится делать выбор. Для этого потребители постоянно сравнивают полезность тех благ, которые им необходимы и доступны.
Полезностью называется то удовлетворение, которое благо приносит потребителю. Определяя для себя степень полезности того или иного блага, потребитель оценивает размер той пользы, которую принесет ему потребление блага. Для этого каждый потребитель как бы выстраивает для себя шкалу, по которой он оценивает размер пользы для себя от различных благ. Понятно, что у разных людей она различна: если человек любит охоту или рыбалку, то охотничье ружье или спиннинг представляют для него большую пользу, а для всех остальных они малополезны. Однако в том или ином обществе возможно выявление средних для всех его членов оценок полезности различных благ или хотя бы сравнений: какое благо для них более полезно, а какое — менее. Оценка полезности зависит от субъективных и объективных обстоятельств. На уровне индивидуума она часто весьма субъективна. Во-первых, оценка полезности одного и того же блага для разных индивидуумов может отличаться, как, например, в случае с охотничьим ружьем и спиннингом. Во-вторых, даже у одного индивидуума оценка полезности одного и того же блага зависит от обстоятельств его потребления. Так, если очень хочется пить, то стакан воды имеет больше полезности, чем в обычном случае, а если сегодня утром не хочется есть обычную порцию каши, то ее полезность для индивидуума будет снижена. [1, С. 182]
Ценность — это денежная оценка потребителем полезности блага. Обычно она определяется потребителем так: к цене лучшего из доступных ему альтернативных товаров (цена такого товара называется ценой безразличия) потребитель прибавляет (вычитает) свою денежную оценку положительных и отрицательных отличий данного товара от базового (т.е. берущегося за базу).
Ценность имеет синоним — стоимость. Оба термина взаимозаменяемы. Но в советской политической экономии термин «стоимость» имел другое значение, чем термин «ценность» в классической и современной экономической теории. По мнению советских политэкономов, термин «стоимость» означал, что потребитель определяет ценность товара (как говорят марксисты, потребительную стоимость товара) в конечном счете на основе затраченного на изготовление этого товара труда. Термин же «ценность», по их мнению, не подразумевал привязанность к трудовой теории (концепции) стоимости и означал приверженность к немарксистской экономической теории. В современной России эти термины обычно не противопоставляются.
В своей книге «Богатство народов» Адам Смит сформулировал так называемый парадокс ценности, согласно которому польза от воды огромна, но ценность — ничтожна, и в то же время бриллиант, который не имеет никакой практической ценности, имеет высокую цену. Ответ на этот парадокс может быть таким. Вода относительно изобильна, а бриллианты — редки. Ценность воды и бриллианта определяется их предельной полезностью. Из-за того, что воды в мире много, ее предельная полезность (определяемая последним стаканом воды) очень мала. У бриллиантов, которые относительно редки, предельная полезность намного выше.
Ценой называется количество денег, за которое продается и покупается экономическое благо. Цена определяется на рынке в результате взаимодействия покупателей и продавцов, в ходе которого они сравнивают предложение и спрос на товар и устанавливают цену. Так как цена устанавливается на уровне, когда предложение товара равно спросу на него (предложение и спрос находятся в равновесии), то рыночная цена обычно является равновесной ценой
Но что стоит за
спросом и предложением? Различные
направления экономической
Трудовая теория стоимости, полагающая, что главный фактор — это труд, была развита другим классиком — Давидом Рикардо (1772—1823).
Маржиналистская концепция полагает, что в основе стоимости (ценности) товара лежит его полезность для потребителя, точнее, предельная полезность. Еще Карл Менгер (1840—1921) выдвинул, а Евгений Бем-Баверк (1851—1914) развил положение, что именно соотношение предельных полезностей обмениваемых товаров и обусловливает пропорции их обмена, т.е. цены.
Неоклассическая теория в лице ее основателя Альфреда Маршалла предложила свой взгляд на цену и ценообразование. Подход Маршалла является синтезом классического и маржиналистского подхода к цене. Маршалл исходил из того, что Рикардо и Бем-Баверк сосредоточили свое внимание на различных сторонах одного и того же процесса формирования ценности .
Итак, согласно выработанному
неоклассической теорией
Подобную модель ценообразования можно назвать двухфакторной.
В последней трети прошлого века в теории стоимости произошли поистине революционные события. Революцию осуществили англичане Уильям Стенли Джевонс, Альфред Маршалл, австрийцы Карл Менгер, Фридрих фон Визер и Ойген фон Бем-Баверк, швейцарец Леон Вальрас, американец Джон Бейтс Кларк, швед Кнут Викселль. С их именами в первую очередь связано создание и развитие принципиально нового подхода к решению вопроса о стоимости - теории предельной полезности. Этот новый подход получил название «маржиналистской революции» (marginal - в пер. с англ. - предельный) [3. С. 126]
Суть маржиналистской
революции заключалась в следую
Предшественником нового субъективного направления в теории стоимости, а также родоначальником широкого применения математических методов в экономической теории был О.Курно (1801-1877), автор книги «Исследования математических принципов в теории богатства» (1838). Опираясь на анализ функциональных зависимостей, О.Курно сформулировал понятие экономического равновесия, впервые дал формулу: D=F(p), где D - спрос, а р - цены. Он показал, что спрос является функцией цены.
На первом этапе маржиналистской революции преобладала австрийская школа. Взгляды видных представителей австрийской школы весьма тесно связаны и дополняют друг друга. Так, Менгер разработал основы теории предельной полезности применительно к индивидуальным актам обмена. Визер, которым был введен в обиход сам термин «предельная полезность», использовал эту теорию для оценки стоимости издержек производств. Бем- Баверк развил далее взгляды своих предшественников. Формирование цен на рынках потребительских товаров австрийская школа определяла субъективными оценками отдельных индивидуумов в отношении предельной полезности соответствующих товаров. Эти субъективные оценки назывались субъективной стоимостью (или ценностью) и из них выводились объективные стоимости (или ценности), т.е. меновые пропорции, которые складывались на рынке. Важной особенностью австрийской школы является последовательный субъективизм: все категории экономической науки австрийцы стремились вывести только из отношения экономического субъекта к вещи, его предпочтений, ожиданий, познаний.