Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 22:56, реферат
Впервые теории предельной полезности благ как меры ценности благ и основания цен появились в 1870-х гг. практически одновременно в Австрии (К. Менгер), Англии (У. Джевонс) и Швейцарии (Л. Вальрас). В противовес теории стоимости, теория полезности (в том виде, как она разрабатывалась в тот период) основывалась на субъективных оценках стоимости благ. Ключевое значение в ценообразовании отводилось полезности (а не затратам труда). Центром исследования, главным объектом, на который было направлено внимание ученых, стал рынок, спрос и предложение, определяющие их силы.
ТЕОРИЯ ПРЕДЕЛЬНОЙ ПОЛЕЗНОСТИ 3
Революция в теории стоимости 3
Основоположники и предшественники маржиналистской революции 4
Революция в теории стоимости 4
Предельная полезность как революционная идея в теории стоимости 6
Стоимость и маржинализм 6
Парадокс Смита 7
Ценность и предельная полезность 7
Стоимость – общественное явление 8
Закон убывающей предельной полезности 8
Первый закон Госсена 8
Измерение величины полезности 9
Кривые безразличия 11
Максимизация общей полезности 12
Правило максимизации полезности 12
Максимизация полезности и благосостояние 14
Принцип равенства предельной нормы замещения 14
Литература 16
СОДЕРЖАНИЕ
Впервые теории предельной полезности благ как меры ценности благ и основания цен появились в 1870-х гг. практически одновременно в Австрии (К. Менгер), Англии (У. Джевонс) и Швейцарии (Л. Вальрас). В противовес теории стоимости, теория полезности (в том виде, как она разрабатывалась в тот период) основывалась на субъективных оценках стоимости благ. Ключевое значение в ценообразовании отводилось полезности (а не затратам труда). Центром исследования, главным объектом, на который было направлено внимание ученых, стал рынок, спрос и предложение, определяющие их силы. В течение последующих десятилетий теория предельной полезности претерпела значительные изменения, многие ее важнейшие положения были усовершенствованы и развиты далее, особенно в части приложения математического аппарата, который помогал совершенствовать и содержательные определения.
Наиболее слабым местом теории предельной полезности была невозможность хотя бы в каком-то приближении измерить полезность и однозначно ее оценить для разных людей. Когда экономическая мысль сделала следующий шаг и доказала, что нет необходимости ее измерять (в теории потребительского выбора), теория предельной полезности получила широкое признание, а идея предельных эффектов стала использоваться в других разделах экономической науки.
Теория предельной полезности заложила основы нового научного подхода к проблеме эффективности производства на основе оптимального использования ограниченных ресурсов, что имело большое методологическое значение. Впервые был использован принцип предельности, который стал применяться в других экономических науках. Центр тяжести в экономическом анализе был перенесен с затрат на конечные результаты. Произошла революция в теории стоимости. И, наконец, экономическая теория впервые приняла в качестве исходного момента субъективную мотивацию экономического поведения индивида, т.е. повернулась лицом к человеку – производителю и потребителю.
Представители
новой экономической концепции
– теории предельной полезности – в качестве
исходного явления при определении стоимости
избрали отношение человека к вещи, субъективную
оценку индивидуумом полезности различных
благ.
В последней трети прошлого века в теории стоимости произошли поистине революционные события. Революцию осуществили англичане Уильям Стенли Джевонс, Альфред Маршалл, австрийцы Карл Менгер, Фридрих фон Визер и Ойген фон Бем-Баверк, швейцарец Леон Вальрас, американец Джон Бейтс Кларк, швед Кнут Викселль. С их именами в первую очередь связано создание и развитие принципиально нового подхода к решению вопроса о стоимости – теории предельной полезности. Этот новый подход получил название «маржиналистской революции» (marginal – в пер. с англ. – предельный).
Суть
маржиналистской революции
Предшественником нового субъективного направления в теории стоимости, а также родоначальником широкого применения математических методов в экономической теории был О.Курно (1801-1877), автор книги «Исследования математических принципов в теории богатства» (1838). Опираясь на анализ функциональных зависимостей, О.Курно сформулировал понятие экономического равновесия, впервые дал формулу: D=F(p), где D – спрос, а p – цены. Он показал, что спрос является функцией цены.
На
первом этапе маржиналистской
В поисках средства измерения величины субъективной полезности сторонники теории предельной полезности используют законы немецкого экономиста Г. Госсена. Согласно этим законам по мере удовлетворения потребности «степень насыщения» растет, а величина конкретной полезности (степень «настоятельной потребности») падает. Это означает, что каждое последующее благо, удовлетворяющее данную потребность, обладает меньшей полезностью, чем предыдущее, а при ограниченном запасе блага имеется его «предельный» экземпляр, удовлетворяющий «настоятельную потребность». Отсюда делается вывод, что ценность блага данного рода определяется полезностью предельного экземпляра, удовлетворяющего наименее настоятельную потребность.
Иллюстрацией
проблемы предельной полезности у Е. Бем-Баверка
служит позаимствованный им у К. Менгера
пример с пятью мешками зерна, которыми
обладает старик-отшельник, живущий в
лесу. Полезность этих мешков зерна располагается
в убывающем порядке: первый мешок употребляется
для удовлетворения самых насущных потребностей
питания, второй – для улучшения питания,
третий – для откорма домашних птиц, четвертый
– для изготовления пива, пятый – для
забавы (кормление попугаев). Лишившись
какого-либо одного мешка, отшельник фактически
отказался бы лишь от корма попугаев, т.е.
удовлетворения наименее настоятельной
потребности. Поэтому именно его и определяется
ценность каждого из мешков зерна. По определению
Бем-Баверка, «величина ценности материального
блага определяется важностью той конкретной
потребности (или частичной потребности),
которая занимает последнее место в ряду
потребностей, удовлетворяемых всем наличным
запасом материальных благ данного рода.
Ценность вещи измеряется величиною предельной
пользы этой вещи. Это положение является
центральным пунктом нашей теории ценности.
Все дальнейшее связывается с ним и выводится
из него» (Е. Бем-Баверк. Основы теории
ценности хозяйственных благ). Следовательно,
полезность последней единицы каждого
данного блага, т.е. той единицы, которая
удовлетворяет наименее настоятельную
потребность, и есть предельная полезность.
По мнению сторонников данной теории,
субъективная оценка каждого блага человеком
непосредственно определяется предельной
полезностью этого блага, а объективные
меновые пропорции или цены товаров зависят
от субъективных оценок и в конечном счете
тоже определяются предельной полезностью.
Теория предельной полезности – составная часть учения, получившего название «маржинализм». Возникновение теории предельной полезности привело к революционным изменениям в теории стоимости. Главные идеи маржинализма состоят в следующем. Первое – неприемлемо определение стоимости затратами труда (или труда, земли и капитала). Второе – стоимость (ценность) блага определяется величиной полезного эффекта, получаемого индивидуумом от его потребления, т.е. предельной полезностью блага. Третье – стоимость рассматривается как субъективная категория, отражающая индивидуальные оценки полезности благ конкретными потребителями. Четвертое – введено понятие предельной величины и на основе этого разграничены совокупная и предельная полезность благ. Пятое – стоимость труда и капитала, а следовательно, и издержки производства, определяются как производные от стоимости (предельной полезности) потребительских товаров.
Представители теории предельной полезности исходили из того, что анализ экономических процессов следует начинать с изучения потребностей людей, с поиска критерия полезности благ. Под полезным эффектом благ понимается удовлетворение, которое получают люди от их потребления, т.е. полезность благ определяется их способностью удовлетворять какие-либо потребности человека.
Теория
предельной полезности рассматривает
не полезность потребительских благ вообще,
а ту конкретную полезность, которую эти
блага способны принести данному индивиду.
Например, если потребитель А приобретает
товар X, то он делает это для удовлетворения
каких-то своих нужд, т.е. товар Х имеет
определенную полезность для А. Когда
потребитель покупает последовательно
единицы товара Х (например, книги),
то каждая новая покупка будет увеличивать
полезность, получаемую А от товара
X. Сумма полезностей всех приобретенных
единиц товара А (положим 5 книг) называется
общей или совокупной полезностью (total
utility – U) товара Х (в нашем случае 5
книг). Если А приобретает еще одну
единицу товара Х (6-ю книгу), то общая
полезность возрастет на величину, которую
называют предельной полезностью (marginal
utility – MU). Иными словами, предельная полезность
– это полезность, равная приращению общей
полезности при увеличении потребления
товара на одну дополнительную единицу.
Новая
теория стоимости учитывала
Маржинализм нашел иное решение «парадокса Смита». Действительно, вода ценится в нормальных условиях значительно ниже бриллиантов, но так бывает только тогда, когда речь идет об удовлетворении конкретной, не очень острой (в нормальных условиях) потребности с помощью, допустим, одного литра воды, сравнительно с удовлетворением конкретной потребности посредством одного бриллианта. Если же представить себе весь запас пресной воды в мире, противостоящий всему мировому запасу бриллиантов, первый будет иметь бесконечно более высокую ценность, чем последний.
В таком разграничении совокупной полезности блага (т.е. полезности всего запаса или всего доступного данному индивиду количества блага) и его предельной полезности (т.е. полезности последней единицы из этого запаса или из этого доступного количества) – важнейшее концептуальное новшество, привнесенное в теорию стоимости.
Теорией предельной полезности для анализа оценки удовлетворения потребностей использовались разные методы и уровни абстракции. На первом этапе анализа они использовали метод «робинзонады». Этот метод позволяет проводить исследование в максимально «чистом виде», до принятия во внимание процессов обмена и специфических общественных форм хозяйствования. Затем исследование переходит на другую ступень, в анализ включаются товаропроизводители, вступающие в процесс обмена.
Ценность определяется субъективной предельной полезностью последней единицы имеющегося в наличии блага. Если благо имеется в изобилии, то, сколь бы ни была велика его совокупная полезность, полезность последней единицы будет равна нулю, и, поскольку безразлично, какую именно единицу считать последней, нулю будет равна полезность любой единицы. Данное благо, в терминологии Менгера, будет неэкономическим. Если совокупная полезность всего количества блага (например, бриллиантов) не столь велика, то ограниченность их количества приводит к тому, что последняя единица ценится достаточно высоко, это благо приобретает экономический характер и ценность (стоимость).
Изложенное позволяет сделать вывод: в своем самом первоначальном виде стоимость есть не что иное, как потребительская оценка относительного полезного эффекта данного вида экономического блага для конкретного индивидуума.
Нужно учесть, что, во-первых, блага не падают с неба, а производятся с использованием труда и других ресурсов и, во-вторых, что в развитой хозяйственной системе стоимость носит общественный, а не индивидуальный характер. Происходит рыночное согласование индивидуальных оценок. Выведение общественной предельной полезности блага рынок осуществляет по принципу равнодействующей оценок разных индивидуумов. Эта равнодействующая складывается стихийно, под воздействием стремления каждого участника обмена к максимальному удовлетворению своих потребностей. При наличии значительного числа участников обмена цена, при которой может состояться обмен, оказывается заключенной в значительно более узкие границы, чем при изолированном обмене между двумя индивидами. И чем больше участников обмена (каждый из которых приносит на рынок свои собственные субъективные оценки), тем уже эти границы, и в конечном счете ряд субъективных ценностей сходится к единой общественной, рыночной ценности блага.