Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 13:07, курсовая работа
В связи с влиянием международного финансово-экономического кризиса снижение пассажиропотоков в 2009 году было характерно фактически для всех регионов мира, в том числе и для России. Значительное снижение спроса предопределило негативную динамику ключевых показателей деятельности гостиничного комплекса Москвы. Средний уровень загрузки номерного фонда столицы в гостиницах категории 3-5* в 2009 году снизился почти на 20% по сравнению с 2008г.
1.Обзор гостиничного рынка Москвы за 2008-2009гг. 3
1.1. Инвестиционная привлекательность рынка гостиничной недвижимости Москвы. 5
1.2. Предложение на гостиничном рынке Москвы 9
1.3 Спрос 14
1.4. Управление гостиницами 18
1.5. Основные тенденции развития гостиничного рынка Москвы 20
2.КЛАССИФИКАЦИЯ ОТЕЛЕЙ КРУПНЕЙШИХ ГОСТИНИЧНЫХ КОРПОРАЦИЙ 24
3.Гостиничные объединения. 28
4. Перспективы дальнейшего развития гостиничного комплекса столицы на период до 2010г. 33
Заключение 37
Список литературы: 39
ФИНАНСОВЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ПРИ
ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Кафедра
«Микроэкономики»
«Теория
организации и функционирования
отраслевых рынков.
Исследование рынка
гостиничной недвижимости (гостиничных
услуг) города Москвы»
Курсовая
работа по дисциплине «Микроэкономика»
Выполнила: студентка группы У1-2
Кондракова Ю.М.
Проверил:
доц. Зейналов
А.А.
Москва,2010
Теория
организации и
функционирования отраслевых
рынков. Исследование
рынка гостиничной недвижимости (гостиничных
услуг) города Москвы.
План
работы:
1.Обзор гостиничного рынка Москвы за 2008-2009гг.
В
связи с влиянием международного
финансово-экономического кризиса
снижение пассажиропотоков в 2009 году было
характерно фактически для всех регионов
мира, в том числе и для России.
Значительное снижение спроса предопределило
негативную динамику ключевых показателей
деятельности гостиничного комплекса
Москвы. Средний уровень загрузки номерного
фонда столицы в гостиницах категории
3-5* в 2009 году снизился почти на 20% по сравнению
с 2008г. Среднегодовая стоимость размещения
так же сократилась на 34-40% в зависимости
от категории гостиниц. Отельерам пришлось
в срочном порядке разрабатывать различные
способы привлечения гостей и удержания
лояльных клиентов, стараясь при этом
не снижать официальную стоимость номера
«от стойки». По показателям многочисленных
статистических данных впервые за многие
годы показатель ADR 1 в российских гостиницах
оказался ниже, чем в 2008 году. В целом по
рынку средняя цена номера (ADR) составила
4 050 руб., что ниже показателя 2008г. на 15%.
Такой эффект был вызван в основном активным
внедрением различных спецпредложений
и акций. Большинство гостиничных
операторов были вынуждены предпринимать
в течение года дополнительные меры по
оптимизации издержек и стимулированию
спроса. Пожалуй, самым главным и интересным
трендом года стало превращение гостиничной
отрасли из рынка, где диктовал условия
отельер, в рынок Гостя: именно желаниям
гостей теперь проявляется повышенное
внимание. Так же интересны и другие факты,
связанные с замедлением темпов развития
отрасли, сокращением туристических потоков,
снижением средней стоимости номеров. Однако,
по информации Hotels.com , одной из крупнейших
мировых систем онлайн-бронирования, несмотря на
столь значительное снижение цен, Москва
по-прежнему уверенно входит в десятку
самых дорогих городов мира для туристов,
расплачивающихся в долларах
США, фунтах стерлингов или в евро.
Динамика
изменения стоимости номеров отелей в
Москве и Европе.
Гостиничный сектор долгое время оставался в тени более востребованных офисного и торгового секторов коммерческой недвижимости. Инвесторов и девелоперов останавливали достаточно длительная окупаемость проектов (от семи лет) и незнание специфики гостиничного бизнеса. Однако прорыв инвестирования на российском рынке гостиниц все же настал, и случилось это благодаря заключению самой весомой сделки, которая произошла 24 июля 2006 года - Merrill Lynch Capital Markets Bank и Aareal Bank заключили договор по рефинансированию строящейся в Москве гостиницы Ritz-Carlton* на сумму 160 млн евро. Отдел привлечения инвестиций компании Jones Lang LaSalle** представлял интересы девелопера проекта - компании Capital Partners. Эта сделка по рефинансированию Ritz-Carlton оказалась крупнейшей не только для столичного гостиничного рынка, но и для рынка коммерческой недвижимости Москвы в целом.
Начавшийся в гостиничном секторе инвестиционный бум объясняется исключительно высокой прибыльностью гостиничного бизнеса. В первом полугодии 2006г. 5-звездочные гостиницы Москвы по доходности опередили отели европейских городов, хотя гостиничный сектор начал развиваться позднее, чем офисная или торговая недвижимость. В 2006г. среднегодовая заполняемость гостиниц 1-го класса приближалась к максимальным показателям европейских отелей - 60-70%".
В это же время заместитель мэра Москвы по международным и внешнеэкономическим связям Иосиф Орджоникидзе заявил, что московские власти разрабатывают меры по стимулированию инвестиций в строительство гостиниц в городе. Говорилось о том, что город предоставит инвесторам, которые захотят строить гостиницу, скидку в 50% на выкуп у города земли под строительство. Так же предоставлялась скидка на арендную плату во время строительства, которая составляла 1% от кадастровой стоимости*** в год. Эти же ставки предполагалось сохранить до конца 2009 года.
В
последние годы на московском гостиничном
рынке появляется все больше интересных
и перспективных проектов, к управлению
которыми привлекаются как иностранные,
так и российские операторы. Московские
гостиницы по итогам 2007 года оказались
самыми прибыльными в Европе с доходностью
140 евро с номера, обогнав такие города
как Лондон (118 евро), Париж (96 евро), Амстердам
(83 евро), Прага (65 евро).
Высокая доходность номеров в Москве наблюдается
при относительно низких показателях
средней заполняемости-
66,7%.
Средняя заполняемость в течение 2007 года.
Причина в том, что цены на номера высокие, а поток туристов, согласных на такую стоимость,- невелик. В среднем номер в гостинице Лондона стоит 198 € в сутки, в гостинице Берлина – 141€, тогда как в Москве-204€.
По данным международного агентства TRI Hospitality Consulting, в первом полугодии 2007 года каждый гостиничный номер в столице принес его владельцу €149 чистой прибыли, что на €36 больше, чем в Лондоне, занявшем второе место.
По имеющимся данным, всего в российской столице на 2007 год приходилось 34,4 тыс. гостиничных номеров, из которых: 40% на гостиницы категории "три звезды", 28% - на "две звезды", 18% - на "четыре звезды", 8% - на "пять звезд".
Рентабельность гостиничного бизнеса в Москве оценивалась экспертами в 20-25% (по некоторым данным до 30%). Средний срок окупаемости инвестиций в строительство отелей высших категорий в столице составлял 3-5 лет. У проектов эконом - класса (три звезды и ниже) срок возврата вложений капитала несколько больше, и, как следствие, инвесторы реже рассматривали возможность возводить отели, окупаемость которых достигала 5–7 лет. Кроме того, в гостиницы нужно изначально вкладывать гораздо больше денег: их не продашь и не сдашь с «черновой» и даже с «чистовой» отделкой, они должны быть в идеальном состоянии. Поэтому инвестиционный цикл длиннее, а первоначальные вложения выше. Поэтому IRR2 для строительства и эксплуатации гостиницы – самый низкий.
Однако в последние годы отмечена тенденция к росту числа инвестиционных проектов по строительству и реконструкции гостиниц. Развитие отмечено практически во всех регионах, однако наиболее привлекательными являются г. Москва, г. Санкт-Петербург и Краснодарский край (особенно в свете возможного проведения в Сочи Олимпиады-2014).
Гостиничный рынок Москвы растет в среднем на 20% в год. Причем, в основном рост обусловлен увеличением числа гостиниц высокого сегмента – «4 звезды» и «5 звезд». Такая тенденция объясняется тем, что сроки окупаемости дорогих отелей гораздо меньше, а заполняемость остается наиболее высокой среди всех сегментов.
Интерес
российский и иностранных инвесторов
к Москве является постоянным и возрастающим
год от года. Общий объем привлеченных
иностранных инвестиций в экономику города
Москвы по состоянию на начало октября
2009г. составил 28млрд. долл. США. Выйти
на московский гостиничный рынок сочли
выгодным такие известные операторы как
компания «Мандарин», «Фор сизенс», «Хилтон».
К 2025 г. число отелей в Москве должно быть
доведено до 535, которые расположатся как
в центре города, так и вдоль основных магистралей
столицы. Так, на Ленинградском шоссе (м. «Войковская»)
запланировано строительство многофункционального
гостиничного и торгового комплекса «Метрополис-2» (
Гостиница - это идеальный вариант размещения и для тех, кто отправляется на отдых, и для тех, кого ждут деловые встречи. В мире сложилось более 300 гостиничных цепей, вышедших за рамки национальных границ. На их долю приходится более 7 млн. номеров из почти 13 млн. (более 50% гостиничных номеров в мире). Такой ажиотаж в сфере гостиничного бизнеса, в первую очередь вызван огромным спросом на гостиничные номера.
Основную
долю в структуре номерного фонда Москвы
в 2008 году занимают гостиницы категории
«3*» (42%), именно отели среднего класса
являются наиболее востребованными, особенно
среди туристов, посещающих столицу с
экскурсионно-познавательными целями.
В сентябре 2008 года на рынке коммерческой недвижимости стали проявляться последствия мирового кризиса ликвидности1, начавшегося еще в 2007 году. В связи с этим приходилось ожидать, что динамика роста гостиничного бизнеса еще более замедлится, новые объекты будут появляться на рынке еще реже. При этом, скорее всего, в сложившихся условиях привлекательными ля инвесторов становились только проекты отелей высокого класса. И как следствие, увеличение совокупного номерного фонда в ближайшие годы будет происходить в основном за счет отелей верхнего сегмента.
Основная
часть гостиниц Москвы в 2008 году сконцентрирована
в Центральном и Северо-Восточном округах.
В совокупности на эти округа приходится
чуть менее половины столичного гостиничного
фонда (49%). В III квартале 2008 года существенного
изменения совокупного номерного фонда
не произошло, крупных гостиничных объектов
открыто не было. За 9 месяцев 2008 года было
открыто порядка 8 гостиниц, что пополнило
столичный номерной фонд на более чем
800 номеров.
Наиболее значимые гостиницы, открытые в 2008 году.
Что касается 2009 года, то в течение второго квартала гостиничный рынок Москвы пополнился двумя объектами:
Таким
образом, по итогам второго квартала 2009
года, гостиничный фонд столицы увеличился
на 235 номеров. Учитывая пополнение фонда
в первом квартале на 248 номеров, общее
увеличение по результатам первого полугодия
составило 483 номера.
Гостиницы, введенные в эксплуатацию в I полугодии 2009 года.
Название | Категория |
|
| |
1-й квартал | ||||
Конгресс-парк
Волынское
( увеличение
числа номеров после |
5* |
Ул. Староволынская, 9 |
23 | |
Аквариум Отель (в составе «Крокус Экспо») | 3* |
66 км. МКАД, Крокус Сити |
225 | |
2-й квартал | ||||
Grand Hyatt Residence & Spa (Башня «Запад» комплекса «Федерация») | 5* |
Краснопресненская наб., участок №13 (ММЦД «Москва-Сити») |
18 | |
Holiday Inn |
3* |
Симоновский вал, 2 | 217 | |
Итого: | 483 |
Источник: Becar Realty Group
По итогам на III квартала 2009 года , в демократический сегмент гостиничного рынка Москвы пополнился еще на 270 номеров. Увеличение произошло за счет ввода в эксплуатацию отеля «Максима Панорама» и первой гостиницы сети Ibis (под управлением Accor Group) в Москве Ibis Павелецкая. Таким образом, по итогам января-сентября 2009 года качественный гостиничный фонд столицы увеличился на 753 номера.
Гостиницы, введенные в эксплуатацию в январе-сентябре 2009 года.
Название | Категория |
|
| |||
1-й квартал | ||||||
Конгресс-парк
Волынское
(увеличение числа номеров после реконструкции) |
5* |
Ул. Староволынская, 9 |
23 | |||
Аквариум Отель (в составе «Крокус Экспо») | 3* |
66 км. МКАД, Крокус Сити | 225 | |||
2-й квартал | ||||||
Grand Hyatt Residence & Spa (Башня «Запад» комплекса «Федерация») | 5* |
Краснопресненская наб., участок №13 (ММЦД «Москва-Сити») | 18 | |||
Holiday Inn | 3* | Симоновский вал, 2 | 217 | |||
3-й квартал | ||||||
Максима Панорама Отель |
|
Ул. Мастеркава д.4 |
| |||
Ibis Павелецкая |
|
Ул. Щипок
д.22, стр. 1 |
| |||
Итого: |