Теория общественного благосостояния и социально-рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 14:50, лекция

Описание работы

1. Общественное благосостояние: сущность и факторы. Социальный выбор и функции благосостояния.

2. Экономические теории общественного благосостояния и социально-рыночной экономики.

3. Социально-экономические показатели измерения социального неравенства.

4. Формирование социально-рыночной экономики в Украине и ключевые направления социальной политики.

Работа содержит 1 файл

Тема 4.doc

— 230.50 Кб (Скачать)

     Важным  направлением социальной политики должна стать миграционная политика, направленная на сохранение и рост трудового потенциала страны. Предотвращению эмиграции призванна  служить активная политика занятости, которая бы предусматривала бесплатное получение услуг по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации, разработку и реализацию специальных программ содействия занятости и создания новых рабочих мест. Реальностью является труд миллионов украинцев за рубежом и необходимость учета и использования миграционного капитала. В 2008 г. из-за границы было переведено в нашу страну свыше 200 млн. дол., 48% которых пришлось на Российскую Федерацию [19, с. 6].

     Актуализируются исследования по необходимости привлечения иммигрантов из других стран с целью компенсации уменьшения коренного населения. Прилив вероятен только из менее развитых стран, где образовательно-квалификационный уровень людей ниже украинских показателей, поэтому перспективой ближайших десятилетий может стать не только стабилизация численности населения, но и изменение его структуры и соответственно отраслевой структуры национальной экономики.

     Политика  доходов выполняет ключевую миссию в социальной функции государства. Основой для повышения реальных доходов занятых в народном хозяйстве Украины должно стать повышение производительности ресурсов и увеличение на этой основе объема производства потребительских товаров и услуг. Необходимым считается соблюдение принципа опережающего роста производительности ресурсов по сравнению с ростом заработной платы. Важным считается создание благоприятного инвестиционного климата в стране и ее регионах.

     Реформирование  оплаты труда в Украине предусматривает  обеспечение опережающего роста номинальной заработной платы в сравнении с повышением потребительских цен. Переход к политике опережающего рост заработной платы и денежных доходов по отношению к повышению цен должен происходить постепенно, быть управляемым и учитывать реальную ситуацию относительно наличия товаров и услуг в сфере торговли. При этом на одно из первых мест выходит формирование конкурентной среды.

     К условиям повышения уровня оплаты труда  следует отнести и погашение  задолженности по заработной плате, что возможно при условии осуществления комплекса мероприятий на всех уровнях ведения хозяйства, включая реформирование налоговой системы, легализацию теневой экономики, укрепления финансовой дисциплины, рациональное использование бюджетов всех уровней, ресурсозбережение, укрепление правовой базы и т.д.

     Политика  государства должна быть направлена на разработку экономических механизмов поощрения работодателей к созданию новых рабочих мест для молодежи. Нуждается в изменении система профессиональной подготовки и повышения качества рабочей силы в соответствии с теми структурными изменениями, которые происходят в переходной экономике.

     Для повышения уровня производительного  использования человеческого потенциала страны, что обеспечит возможность его расширенного воспроизводства, необходима политика, которая будет предусматривать:

  • существенное уменьшение налогового давления на фонд заработной платы;
  • приведение уровня оплаты труда в соответствие с его количеством и качеством;
  • стимулирование спроса на рабочую силу, в первую очередь за счет расширения малого предпринимательства;
  • регулирование предложения рабочей силы на рынке труда;
  • государственное регулирование процесса высвобождения работников при угрозе безработицы, реализацию принципов социального партнерства на рынке труда;
  • стабилизацию финансового обеспечения политики занятости;
  • стимулирование гибких форм занятости;
  • развитие занятости населения.

     Новая стратегия предусматривает коррекцию политики доходов – перенесение основных акцентов социальной политики на работающую часть населения. Занижение стоимости рабочей силы, недостаточный уровень социальных расходов тормозит развитие внутреннего рынка, динамику экономических процессов. Потеряна стимулирующая функция заработной платы, ее влияние на развитие производства, научно-технический прогресс. Экономика, которая базируется на низкой стоимости рабочей силы, не обеспечивает высокие стандарты потребления, процессов накопления, качественного воспроизводства рабочей силы. При таких условиях сдерживается развитие жилищно-коммунальной и социальной сфер, в частности формирование страховых фондов, ресурсов пенсионного обеспечения и образования. Поэтому стратегической задачей государства является поэтапное повышение части оплаты труда в структуре ВВП, опережающий рост реальной заработной платы в сравнении с другими составляющими доходов населения с помощью таких инструментов, как обеспечение минимального (основанного на прожиточном минимуме) уровня заработной платы, распространения тарифного регулирования оплаты труда, упорядочивания системы оплаты труда в бюджетных отраслях на основе Единой тарифной сетки и др.

     Задачей формирования и реализации политики заработной платы является повышение уровня самоорганизации и консолидации работодателей, усиления дееспособности системы социального партнерства, расширения диалога власти и бизнеса. Необходимо реформирование структуры органов социального партнерства, в частности на отраслевом и региональном уровнях, создание единого реестра работодателей.

     Консолидация рынка труда зависит от устранения его структурных диспропорций. Ключевую роль в решении этой проблемы должна играть система образования. Сегодня она ориентирована на академическое усовершенствование, а не на обеспечение занятости, расширения карьерных возможностей выпускников, содействия структурным преобразованиям в экономике, эффективное использование бюджетных средств, удовлетворения платежеспособного спроса предприятий и семей на образовательные услуги. Неучет конкретных потребностей общества обусловил глубокие диспропорции в системе профессионального образования. В высших учебных заведениях необходимо изменить структуру подготовки кадров в интересах специальностей, которые определяют научно-технический прогресс и имеют спрос на рынке труда. Важна также подготовка квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена.

     В процессе технологической конкуренции развитые страны в дальнейшем будут увеличивать расходы на образование. Но единственной возможностью для вхождения Украины в информационное общество является внесение интеллектуального компонента во все сферы экономики, что позволило бы достигать соответствующих с развитыми странами результатов при значительно меньших ресурсах. Речь идет о практическом использовании интеллектуальной и инновационной составляющих как стратегических ресурсов долгосрочного экономического роста. Так нашей стране нужно решить две стратегические задачи: каким образом при значительном отставании по уровню ВВП на душу населения от развитых стран обеспечить развитие образования как основного элемента человеческого капитала, и как при большой разнице в уровне оплаты труда уменьшить отток за границу наиболее образованной и мобильной рабочей силы.

     Финансирование образования должно быть направленно на недопущение снижения образовательного уровня населения Украины и уменьшения охвата населения образовательными услугами. Внимание следует обратить на материальное обеспечение учебного процесса в регионах с невысоким уровнем доходов населения (в сельской местности, регионах с высоким уровнем безработицы и т.д.). Финансирование учебы в средних специальных и высших учебных заведениях должно осуществляться преимущественно в форме заказа на конкурсных принципах.

     С целью повышения эффективности  образования, здравоохранения и  других отраслей социально-культурной сферы, необходимо реформировать их организационно-экономический механизм. Основные черты существующего механизма были спроектированы в расчете на практически полное государственное финансирование, ориентированные на обеспечение контроля над распределением государственных средств и услуг и рассчитанные на однородный контингент получателей услуг. В связи с этим права учреждений незначительны, самостоятельность ограничена, регуляторы рыночных отношений отсутствуют. Вследствие этого сегодня наблюдается острый дефицит социально-культурных качественных услуг. Бюджетные ассигнования не покрывают минимальные потребности учреждений социально-культурной сферы.

     Не  получает должного финансирования программа государственных гарантий медицинских услуг населению. Государственная политика в отрасли здравоохранения должна предусматривать увеличение бюджетных расходов на здравоохранение одновременно с внедрением страховой медицины. Сужение сферы и качества предоставления медицинских услуг ведет к непоправимым демографическим последствиям. Государственное финансирование заведений здравоохранения должно быть ориентировано на развитие профилактики и раннего предупреждения заболеваний.

Информация о работе Теория общественного благосостояния и социально-рыночной экономики