Теория общественного благосостояния и социально-рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 14:50, лекция

Описание работы

1. Общественное благосостояние: сущность и факторы. Социальный выбор и функции благосостояния.

2. Экономические теории общественного благосостояния и социально-рыночной экономики.

3. Социально-экономические показатели измерения социального неравенства.

4. Формирование социально-рыночной экономики в Украине и ключевые направления социальной политики.

Работа содержит 1 файл

Тема 4.doc

— 230.50 Кб (Скачать)
 

     2. Кривая Лоренца и коэффициент Джини.

       В системе координат для построения кривой Лоренца абсцисса – это процент семей; ордината – процент доходов. Биссектриса характеризуют равномерное распределение доходов: 1 % семей получает 1% дохода и т.д. Кривая ОаВ - это график реального распределения доходов по процентным группам семей. Чем ниже биссектрисы находится указанная кривая, тем больше разница среднесемейных доходов (см. рис. 1).

     Коэффициент Джини (Kj) – это отношение SОаВ к SОАВ, то есть площади заштрихованной фигуры, которая описывает реальное неравномерное распределение, к площади прямоугольного треугольника ОАВ, который иллюстрирует абсолютное равенство доходов. Коэффициент Джини может лежать в промежутке от 0 до 1. Чем ближе его величина до 0, тем ровнее по доходам являются семьи.

               

     Рис. 1 - Кривая Лоренца 

     Характерной является дифференциация в доходах  между регионами, отраслями, предприятиями  разных формы собственности.

     В начале 2009 г. средний размер оплаты труда во всех регионах был выше прожиточного минимума, но только в 4 из них превысил среднюю по Украине (г.Киев, Донецкая, Киевская, Днепропетровска области). Это значительно контрастирует с самым низким средним уровнем зарплаты в Тернопольской, Волынской, Черниговской, Житомирской и Херсонской областях, который не достиг 77% от среднего по экономике [14].

     В экономике страны наблюдается избыточная дифференциация уровня оплаты труда  по видам экономической деятельности и регионам. В начале 2009 г. наивысший уровень оплаты труда принадлежал авиационному транспорту и финансовой деятельности, а в промышленности – добыче топливно-энергетических ископаемых и производству кокса и продуктов нефтепереработки, что превысило соответствующий средний показатель по стране в 1,6-2,6 раз. Зарплата в рыбоводстве, охововодстве, сельском и лесном хозяйстве, а также на предприятиях по производству текстиля, одежды из меха и кожи не превышала 64% от средней по экономике (расхождение в 4 разы) [14].

     Значительная  дифференциация касается доступа к  социальным услугам. По части видов экономической деятельности, которые обусловливают развитие человеческого капитала (образование и здравоохранение) Украина, хотя и уступает странам ЕС (11%), но имеет достаточно высокий показатель (9,4%), который превышает показатели Люксембурга, Швейцарии и большинства стран Восточной Европы. Но качество услуг, которые предоставляют социально ориентированные виды экономической деятельности, намного отстает от уровня европейских стран. По рейтинговым оценкам конкурентоспособности Мирового Экономического Форума за 2005 г., по уровню дифференциации качества медицинского обслуживания богатых и бедных граждан Украина заняла 82 место, пропустив перед себя страны Центральной и Восточной Европы, Балтии, Россию (78 место) и Грузию (80 место). Свидетельством низкого качества медицинского обслуживания являются низкие показатели продолжительности жизни населения Украины и высокие цифры детской смертности. Именно развитие человеческого капитала является одной из главных задачь, которые сегодня стоит перед экономикой. Если мы хотим приблизиться к стандартам развитых стран, то должны повышать качество здравоохранения и образования.

     Неравенство доходов имеет позитивную и негативную стороны. Позитивная  заключается  в стимулировании эффективной хозяйственной  деятельности, в сохранении накопленного национального богатства, создании резервов, для преодоления чрезвычайных ситуаций. Негативная проявляется в опасности социальных конфликтов, миграции низкооплачиваемых слоев населения, в т.ч. утечки умов, криминализации общества и политической нестабильности. 

4. ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ В УКРАИНЕ И КЛЮЧЕВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

     В ст. 1 Конституции отмечено: «Украина является суверенным и независимым, демократическим, социальным, правовым государством». На высшем правовом уровне задекларированы социальные приоритеты развития украинской экономики при условиях соответствующей государственной политики.

     Социальная  политика государства – одно из направлений деятельности по регулированию социально-экономических условий жизни общества.

     Сущность  социальной политики государства заключается  в поддержке отношений как  между социальными группами, так  и внутри них, обеспечении условий  для повышения благоустройства, уровня жизни членов общества, создании социальных гарантий, в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве.

     Современная социальная политика нашего государства  направлена на сочетание теоретических  положений как либерализма, так  и социал-демократических европейских  традиций. Первый дает возможность при отсутствии достаточных финансовых средств предоставить возможность для самореализации и самообеспечения экономических субъектов. Второй предусматривает формирование рациональной системы социальной защиты населения.

     Социальная  политика предусматривает:

  • регулирование социальных отношений в обществе, регламентацию условий взаимодействия субъектов экономики в социальной сфере (в том числе между работодателями и наемной рабочей силой);
  • решение проблемы безработицы и обеспечения занятости;
  • формирование стимулов для высокопродуктивного общественного труда и предоставления социальных гарантий экономически активной части населения;
  • создание системы социальной защиты населения;
  • обеспечение развития элементов социальной инфраструктуры (заведений образования, здравоохранения, ЖКХ, спорта, культуры, науки и др.);
  • защита окружающей среды и др.

     Традиционными методами государственного влияния  на социальную сферу является:

  • правовое обеспечение социальной защиты населения, принятия соответствующих законодательных и нормативных актов;
  • прямые государственные расходы из бюджетов разных уровней на финансирование социальной сферы;
  • социальные трансферты в виде разного рода социальных субсидий;
  • внедрение эффективной прогрессивной системы налогообложения индивидуальных денежных доходов населения;
  • прогнозирование состояния общенациональных и региональных рынков труда;
  • установление социальных и экологических нормативов и стандартов;
  • государственные программы по решению конкретных социальных проблем;
  • обязательное государственное страхование в разных формах;
  • пенсионное обеспечение;
  • развитие госсектора экономики и производство общественных благ;
  • подготовка и переподготовка кадров;
  • организация оплачиваемых общественных работ;
  • социальное партнерство и др.

     В мире существуют много моделей социальной политики и каждая имеет свои особенности в зависимости от особенностей экономического развития страны, менталитета нации, развития социального партнерства (японская, немецкая, американская, шведская, англосаксонская).

     Главные направления социальной политики Украины:

  • создание условий для повышения работником своего благосостояния за счет личного взноса и деловой активности предприятия;
  • проведение широкомасштабной пенсионной реформы и создание справедливой системы пенсионных выплат с учетом трудового взноса каждого в фонд накопления;
  • предоставление адресной помощи;
  • создание условий для предпринимательской деятельности и высокопродуктивного труда экономически активного населения;
  • создание условий для регулирования демографических процессов в Украине, демографического воспроизводства населения;
  • разработка соответствующей правовой базы относительно рационального природопользования и охраны окружающей среды;
  • проведение активной молодежной политики поддержки семьи, материнства и детства, а также осуществление мероприятий по социальной адаптации молодежи к условиям рыночной экономики;
  • стимулирование развития образования, культуры и искусства;
  • развитие здравоохранения и физической культуры, в частности внедрение страховой медицины;
  • социальная защита и социальное обеспечение населения.

     Социальную защиту возможно рассматривать в двух аспектах:

     1) государственная поддержка слоев население, которое могут испытывать негативное влияние рыночных процессов, с целью обеспечения соответствующего жизненного уровня, то есть мероприятия, которые включают предоставление правовой, финансовой, материальной помощи отдельным гражданам, а также создание социальных гарантий, для экономически активной части населения;

     2) комплекс законодательного закрепленных гарантий, которые противодействуют дестабилизировавшим жизненным факторам.

     Основные элементы системы защиты населения:

  • установление допустимых параметров жизни;
  • защита населения от роста цен и товарного дефицита для гарантированного обеспечения прожиточного минимума гражданам;
  • решение проблемы безработицы и обеспечения эффективной занятости, переподготовки кадров;
  • пенсионное обеспечение;
  • содержание детских домов, интернатов, домов, для людей преклонных лет;
  • социальные трансферты;
  • социальное обслуживание;
  • предоставление необходимой медицинской помощи.

     - социальное страхование.

     В Украине система государственного социального страхования включает в себя пенсионное страхование, страхование по временной потери работоспособности, страхование на случай безработицы и страхование от несчастного случая на производстве и опирается на Законы:

  • «Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания» от 23 сентября в 2000 г. № 1105-ХІІ;
  • «Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы» от 2 марта в 2001 г. № 2213-ІП;
  • «Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи со временной потерей работоспособности и расходами, предопределенными рождением и захоронением» от 18 января 2002р. №2 240-111;
  • «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» от 9 июля в 2004 г. № 1058-IV;
  • «О негосударственном пенсионном обеспечении» от 9 июля в 2004 г. №1057-IV.

     В законах о пенсионном страховании  и обеспечении предусмотрено три уровни:

     1. Солидарная система общеобязательного государственного пенсионного страхования.

     2. Накопительная система общеобязательного государственного пенсионного страхования. Условиями внедрения накопительной системы является рост валового внутреннего продукта в течение двух лет не меньше, чем на 2% в сравнении с предыдущим годом, сбалансированность бюджета Пенсионного фонда, принятия законодательных актов для функционирования накопительной системи, проведение тендеров и подписания договоров с компаниями относительно управления активами накопительного фонда.

     3. Система негосударственного пенсионного обеспечения. Она базируется на условиях добровольного участия граждан, работодателей или их объединений в формировании пенсионных выплат.

     Реформирование пенсионной системы является сегодня одною из актуальных в Украине на фоне сложной демографической ситуации. За период с 1990 по 2009 гг. населения нашего государства сократилось с 51,9 млн. чел. до 46,1 млн. чел., почти на 11,2%. В настоящий момент три из пяти домохозяйств состоят лишь из взрослых лиц. Уровень рождаемости почти на треть отстает от уровня смертности (соответственно 11,0 и 16,3 чел. на 1000 жителей), что сопровождается среднегодовым сокращением населения на 300 тыс. чел.

     Одновременно увеличивается средний возраст граждан Украины. Число пенсионеров составляет 13,8 млн. чел. в сравнении с 20,6 млн. чел. в работоспособном возрасте (соотношение 1:1,47, тогда как еще у 2000  г. была пропорция 1:1,45).

     Остается  дискуссионным вопрос об увеличении пенсионного возраста.

     С одной стороны, работающие пенсионеры, получая небольшую пенсию, вынужденны работать и не заинтересованны в повышении отмеченного порога. Кроме того, высоким остается уровень ранней смертности, особенно для мужчин. Сегодня из всех стран Европы по показателю средне ожидаемой продолжительности жизни при рождении Украина опережает только Россию. 29,5% 16-летних юношей и 21,7% сорокалетних мужчин не доживают до 60 лет [18, с. 125]. Существенный взнос в низкую продолжительность жизни вносит распространение туберкулеза, спида, хронических заболеваний, в первую очередь, сердечно-сосудистых и онкологических.

     С другой стороны, с началом экономического кризиса заостряется проблема наполнения активов Пенсионного фонда, что  на фоне долгосрочных демографических тенденций актуализирует вопрос пересмотра возрастных барьеров назначения пенсий. Низкий уровень жизни в целом создает существенные препятствия реальному развитию полномасштабной системы социального страхования, включая пенсионное. Фактически не работает добровольное пенсионное страхование, которое подчеркивает нагрузку на господствующее социальное обеспечение. Экономика не получает потенциальные долгосрочные инвестиции из пенсионных фондов, которые являются мощным источником внутреннего инвестирования в развитых странах.

Информация о работе Теория общественного благосостояния и социально-рыночной экономики