Теория экономики предложения

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 09:17, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение воздействия бюджетно-налоговой политики на совокупное предложение в Республике Беларусь.
Задачи:
1)Рассмотреть сущность бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь.
2)Выяснить влияние фискальной политики на объем национального производства в Республике Беларусь.
3)Показать воздействие инструментов бюджетно-налоговой политики на совокупное предложение в Республике Беларусь.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………4
Глава 1 Теоретические основы теории экономики предложения………6
1.1 Возникновение и исходные теории экономики предложения……………6
1.2 Теории безработицы и инфляции. Концепция экономического роста. Налоги……………………………………………………………………....10
1.3 Кривая Лаффера и ее особенности……………………………………….14
1.4 Влияние бюджетно-налоговой политики на объем национального
производства……………………………………………………………….19
Глава 2 Воздействие бюджетно-налоговой политики на совокупное предложение в Республике Беларусь……………………………………...23
2.1 Особенности бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь..23
2.2 Анализ влияния инструментов фискальной политики на совокупное
предложение в Республике Беларусь…………………………………….25
Заключение……………………………………………………………………35
Список литературы………………………………

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСВИЯ.docx

— 470.51 Кб (Скачать)

     Бюджетное устройство в Республике Беларусь основывается на принципах единства бюджетной системы, полноты, реальности, гласности и самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему Республики Беларусь, и определяется административно-территориальным делением Республики Беларусь.

     Консолидированный бюджет — объединенный, сводный  бюджет территориальных единиц, образующих единую административно территориальную совокупность (автономию, республику, государство).

     Бюджеты областей, города Минска и республиканский  бюджет составляют консолидированный бюджет Республики Беларусь (бюджет республики). [8, стр. 328]

     Согласно  Проекту основных положений Программы  социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы определены:

     Основные  цели бюджетно–налоговой политики на предстоящее пятилетие — повышение конкурентоспособности применяемой в Беларуси налоговой системы при безусловном выполнении расходных обязательств бюджета и поддержание дефицита и долговых обязательств страны на экономически безопасном уровне.

     Основные  задачи включают:

     совершенствование структуры и механизмов взимания установленных налогов и сборов с ориентацией на максимальное приближение  по их составу и периодичности  уплаты к налоговым системам развитых стран;

     радикальное упрощение процедур налогового администрирования  и контроля, укрепление позиций страны в мировых рейтингах;

     оптимизацию бюджетных расходов и повышение  эффективности использования бюджетных средств;

     концентрацию  бюджетных средств на приоритетных направлениях социально–экономического развития страны;

     повышение эффективности управления государственным  долгом.

     Направлениями реализации бюджетно–налоговой политики являются:

     снижение  налоговой нагрузки на прибыль и  фонд заработной платы организаций;

     упрощение порядка исчисления и переход  к квартальным срокам уплаты основных налогов и сборов, развитие системы электронного налогового декларирования;

     повышение эффективности управления государственными финансами;

     диверсификация  финансовых инструментов заимствований  и повышение эффективности использования государственных займов;

     совершенствование системы управления долгом в органах  местного управления и самоуправления.

     Реализация  указанных направлений бюджетно–налоговой политики позволит довести долю налоговых  доходов консолидированного бюджета  в ВВП до 25,4 процента, уменьшить  дефицит консолидированного бюджета  до 1,5 процента от ВВП.[12] 

     2.2 Анализ влияния инструментов фискальной политики

     на  совокупное предложение  в Республике Беларусь 
 

     В 1 квартале 2011 г., по предварительной информации Министерства финансов, в консолидированный бюджет Республики Беларусь поступило 13,1 трлн. рублей доходов, что на 26,7 % больше, чем за январь-март 2010 г. (или 32,6 % к ВВП против 32,9 % в 1 квартале 2010 г.). Эти данные представлены на рис. 2.1. В реальном выражении (скорректированные на индекс потребительских цен) они увеличились на 12,6 процента. 
 

Рис. 2.2.1 Исполнение консолидированного бюджета в I квартале 2010-2011 гг. 
 
 

     Доходная  часть консолидированного бюджета  сформирована, главным образом, за счет налоговых поступлений, в составе  которых преобладают 5 основных налогов. Это налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины, налог на прибыль, подоходный налог и акцизы. В 1 квартале 2011 г. налоговых поступлений поступило на сумму 12,1 трлн. рублей, или 30 % к ВВП (в 1 квартале 2010 г. ― 9,6 трлн. рублей, или 30,3 % к ВВП). Отношение задолженности по текущим платежам в бюджет к ВВП уменьшилось с 0,1 % в 1 квартале 2010 г. до 0,02 % в 1 квартале 2011 г. Налоговые доходы составили 92,2 % всех поступлений в консолидированный бюджет (в 1 квартале 2010 г. ― 92,3 %), неналоговые доходы ―7,7 % (7,5%). (см. рис. 2.2.2).

     Рис. 2.2.2 Структура доходов консолидированного бюджета 

     Увеличение  доходов консолидированного бюджета  в первую очередь связано с  увеличением поступлений по налогу на прибыль и подоходному налогу. Поступления по налогу на прибыль  за январь-март 2011 г. возросли в 1,9 раза в реальном выражении по сравнению  с январем-мартом 2010 г., что связано  с ростом налогооблагаемой базы. Увеличение поступлений подоходного налога во многом определялось ростом заработной платы работников в связи с повышением тарифной ставки 1 разряда в конце прошлого года.

     В результате удельный вес подоходного  налога и налога на прибыль организаций  в общем объеме доходов бюджета  в 1 квартале 2011 г. возрос почти в 1,5 раза против 1 квартала 2010 г., составив 29,7%. При сокращении доли налога на добавленную стоимость на 3,4 процентных пункта. Одним из основных источников доходов консолидированного бюджета оставались налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности. После сокращения в середине 2010 г. в январе-марте 2011 г. они демонстрируют тенденцию роста, что в значительной степени обусловлено расширением внутреннего спроса и ростом мировых цен на нефть и нефтепродукты.

     В январе-марте 2011 года величина налоговой  нагрузки на экономику составила 30 % к ВВП и по сравнению с аналогичным периодом 2010 года сократилась на один процентный пункт. Консолидированный бюджет в 1 квартале 2011 г. исполнен с профицитом в размере 311,7 млрд. руб., или 0,8% ВВП (в 1 квартале 2010 г. ― дефицит ― 2,6% ВВП). Эти данные представлены на рис. 2.2.3. 
 

Рис. 2.2.3 Налоговая нагрузка % ВВП 

     Снижение  уровня налоговой нагрузки связано  с упразднением ряда налоговых платежей, сокращением объектов налогообложения  и исключением отдельных субъектов из состава плательщиков налогов, что обусловило более низкий темп роста налоговых доходов бюджета (темп роста 107,2 процента) по отношению к росту ВВП (темп роста – 110,9 процента).

     В структуре налоговой нагрузки наибольший удельный вес в ВВП сохранился за косвенными налогами и сборами (см. табл. 2.2.1), однако по сравнению с первым кварталом 2010 года он снизился на 2,3 процентного пункта, доля смешанных сократилась на 0,3 процентного пункта, прочих налогов, сборов, пошлин – на 1,1 процентного пункта.  

     Таблица 2.2.1 Величина и структура налоговой  нагрузки на экономику Республики Беларусь в первом квартале 2010-2011 гг.

       
 
Показатели 
1 квартал 2010 г. 1 квартал 2011 г. Отклонение, п. п., (+/-)
в % к ВВП
 
Налоговая нагрузка

в том  числе:

31,0 30,0 -1,0
косвенные налоги 14,0 11,7 -2,3
прямые  налоги 7,5 10,2 2,7
смешанные налоги 2,9 2,6 -0,3
прочие  налоговые доходы, сборы, пошлины 6,6 5,5 -1,1

     Одновременно  удельный вес прямых налогов и  сборов в ВВП возрос на 2,7 процентного пункта, что связано с изменением порядка исчисления и уплаты налога на прибыль. Так, в первом квартале текущего года, кроме уплаченного налога за четвертый квартал (декабрь) 2010 года, также поступили текущие платежи в размере 1/4 годовой суммы налога по сроку уплаты 22 марта 2011 года (в 2010 году уплата налога за первый квартал производилась по сроку 22 апреля).

     Справочно: по данным Белстата прибыль от реализации товаров, работ, услуг, полученная организациями республики, за январь-март 2011 года увеличилась в сопоставимых ценах на 36,2 %.

     Объем поступлений в бюджет косвенных  налогов и сборов, которые по своей экономической природе являются надбавкой к цене реализуемых товаров, работ, услуг, сократился на 7,2 %, а их доля в ВВП уменьшилась с 14 до 11,7 %. [14]

     В общей сумме платежей этого вида 74 % приходится на налог на добавленную стоимость. Структура косвенных налогов и сборов приведена на рисунке 2.2.4. 

Рис. 2.2.4 Структура косвенных налогов и сборов 

     Темп  роста поступлений НДС составил 95,2 %, удельный вес в ВВП снизился с 10,1 до 8,7 %. Отрицательная динамика поступлений обусловлена опережающей динамикой налоговых вычетов (темп роста 129,4 %) по отношению к начисленному по реализации налогу (темп роста 126,1 %) в основном за счет роста почти в 4 раза налоговых вычетов по товарам, облагаемым НДС по ставке 10 %, что связано с законодательным снятием ограничений по принятию к вычету сумм НДС.

     Ранее при исчислении НДС по оборотам, облагаемым по ставке 10 %, к вычету принимались суммы НДС только по товарам (работам, услугам), имущественным правам, используемым для производства и (или) реализации этих товаров.

     Также отменены ограничения по принятию к  вычету уплаченных сумм НДС при приобретении основных средств и нематериальных активов, не принятых к вычету в предыдущих налоговых периодах.

     Кроме того, в 2011 году отменена обязанность  плательщиков уплачивать НДС периодическими платежами при превышении суммы налога за месяц 40 тысяч евро, а также всем плательщикам независимо от размера выручки предоставлено право ежеквартальной уплаты налога. В первом квартале 35,5 тысячи субъектов хозяйствования выбрали ежеквартальный способ уплаты налога, тогда как в аналогичном периоде прошлого года им пользовались 26 тысяч плательщиков.

     Более 19 %общего объема косвенных налогов формируют акцизы. Их поступления сократились на 15,5%, а удельный вес в ВВП ― с 2,9 до 2,2 процента. Основной причиной такой динамики явилась отмена периодических платежей по акцизам и зачет положительного сальдо, образовавшегося на 1 января 2011 года, в счет уплаты текущих платежей.

     По  единому налогу для производителей сельскохозяйственной продукции платежи снизились на 17,2 процента, а их удельный вес в ВВП ― с 0,2 до 0,1 % по причине снижения в 2011 году ставки налога с двух до одного процента в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 24 января 2011 г. № 34 «О некоторых вопросах сельскохозяйственных организаций».

     Кроме того, с 2011 года отменен налог на услуги, удельный вес которого в первом квартале 2010 года составлял 0,1 % в ВВП.[11]

     В то же время налога при упрощенной системе налогообложения уплачено на 32,4 % больше, чем в аналогичном периоде 2010 года, что связано с расширением сферы применения этого режима налогообложения. Так, количество плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, возросло на 20 %. В результате удельный вес этого налога в ВВП увеличился с 0,5 до 0,6 %.

     По  остальным косвенным налогам  и сборам, к которым относятся  консульский, гербовый и курортный сборы, средства от реализации контрольных (идентификационных) знаков, поступления также выросли на 20,3 %, а их удельный вес в ВВП сохранился на уровне 2010 года ― 0,1 %.

     Удельный  вес прямых налогов и сборов, объектами обложения которыми являются доходы и собственность, составил 10,2 % в ВВП, темп роста поступлений ― 150,4 %. Структура прямых налогов и сборов приведена на рисунке 2.2.5. 
 
 
 
 
 

Рис. 2.2.5 Структура прямых налогов и сборов 

     В разрезе прямых налогов и сборов наибольший удельный вес ― более 47,5 % ― занимает налог на прибыль. Поступления его возросли в 1,8 раза, а доля в ВВП ― с 3,4 до 5,5 %. Как отмечалось выше, такая динамика обусловлена изменением порядка исчисления и уплаты налога на прибыль.

     Не  менее значимым доходным источником является подоходный налог с физических лиц, который занимает 35,9 % в группе прямых налогов. Темп роста поступлений составил 137,2 %, удельный вес увеличился с 3,4 до 4,2 % в ВВП. Повышение платежей по подоходному налогу обусловлено, главным образом, ростом на 19,2 % фонда заработной платы в целом по республике.

     В общей сумме прямых налогов и сборов 16,6 % принадлежит имущественным налогам ― налогу на недвижимость и земельному налогу, поступления которых увеличились соответственно на 29,8 и 23,8 %. Удельный вес этих налогов в ВВП повысился соответственно с 0,8 до 0,9 % и с 0,5 до 0,6 %.

     Также выросли платежи по налогу на доходы (темп роста 134,8 %) и налогу на игорный бизнес (111,7 %). Вместе с тем их доля в ВВП сохранилась на прошлогоднем уровне и составила соответственно 0,2 и 0,1 %.

     Отрицательная динамика поступлений сложилась  только по единому налогу с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц – снижение на 5,7 %. Это связано в основном с сокращением количества плательщиков единого налога (темп роста числа индивидуальных предпринимателей составил 99,5 процента, физических лиц ― 97,8 %). Удельный вес налога сохранился на уровне 2010 года ― 0,2 % в ВВП.

Информация о работе Теория экономики предложения