Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 09:17, курсовая работа
Целью работы является изучение воздействия бюджетно-налоговой политики на совокупное предложение в Республике Беларусь.
Задачи:
1)Рассмотреть сущность бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь.
2)Выяснить влияние фискальной политики на объем национального производства в Республике Беларусь.
3)Показать воздействие инструментов бюджетно-налоговой политики на совокупное предложение в Республике Беларусь.
Введение…………………………………………………………………………4
Глава 1 Теоретические основы теории экономики предложения………6
1.1 Возникновение и исходные теории экономики предложения……………6
1.2 Теории безработицы и инфляции. Концепция экономического роста. Налоги……………………………………………………………………....10
1.3 Кривая Лаффера и ее особенности……………………………………….14
1.4 Влияние бюджетно-налоговой политики на объем национального
производства……………………………………………………………….19
Глава 2 Воздействие бюджетно-налоговой политики на совокупное предложение в Республике Беларусь……………………………………...23
2.1 Особенности бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь..23
2.2 Анализ влияния инструментов фискальной политики на совокупное
предложение в Республике Беларусь…………………………………….25
Заключение……………………………………………………………………35
Список литературы………………………………
Бюджетное
устройство в Республике Беларусь основывается
на принципах единства бюджетной системы,
полноты, реальности, гласности и самостоятельности
всех бюджетов, входящих в бюджетную систему
Республики Беларусь, и определяется административно-
Консолидированный бюджет — объединенный, сводный бюджет территориальных единиц, образующих единую административно территориальную совокупность (автономию, республику, государство).
Бюджеты областей, города Минска и республиканский бюджет составляют консолидированный бюджет Республики Беларусь (бюджет республики). [8, стр. 328]
Согласно Проекту основных положений Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы определены:
Основные цели бюджетно–налоговой политики на предстоящее пятилетие — повышение конкурентоспособности применяемой в Беларуси налоговой системы при безусловном выполнении расходных обязательств бюджета и поддержание дефицита и долговых обязательств страны на экономически безопасном уровне.
Основные задачи включают:
совершенствование структуры и механизмов взимания установленных налогов и сборов с ориентацией на максимальное приближение по их составу и периодичности уплаты к налоговым системам развитых стран;
радикальное упрощение процедур налогового администрирования и контроля, укрепление позиций страны в мировых рейтингах;
оптимизацию бюджетных расходов и повышение эффективности использования бюджетных средств;
концентрацию бюджетных средств на приоритетных направлениях социально–экономического развития страны;
повышение эффективности управления государственным долгом.
Направлениями реализации бюджетно–налоговой политики являются:
снижение налоговой нагрузки на прибыль и фонд заработной платы организаций;
упрощение порядка исчисления и переход к квартальным срокам уплаты основных налогов и сборов, развитие системы электронного налогового декларирования;
повышение эффективности управления государственными финансами;
диверсификация финансовых инструментов заимствований и повышение эффективности использования государственных займов;
совершенствование системы управления долгом в органах местного управления и самоуправления.
Реализация
указанных направлений
2.2 Анализ влияния инструментов фискальной политики
на
совокупное предложение
в Республике Беларусь
В
1 квартале 2011 г., по предварительной информации
Министерства финансов, в консолидированный
бюджет Республики Беларусь поступило
13,1 трлн. рублей доходов, что на 26,7
% больше, чем за январь-март 2010 г. (или 32,6
% к ВВП против 32,9 % в 1 квартале 2010 г.). Эти
данные представлены на рис. 2.1. В реальном
выражении (скорректированные на индекс
потребительских цен) они увеличились
на 12,6 процента.
Рис.
2.2.1 Исполнение консолидированного
бюджета в I квартале 2010-2011 гг.
Доходная часть консолидированного бюджета сформирована, главным образом, за счет налоговых поступлений, в составе которых преобладают 5 основных налогов. Это налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины, налог на прибыль, подоходный налог и акцизы. В 1 квартале 2011 г. налоговых поступлений поступило на сумму 12,1 трлн. рублей, или 30 % к ВВП (в 1 квартале 2010 г. ― 9,6 трлн. рублей, или 30,3 % к ВВП). Отношение задолженности по текущим платежам в бюджет к ВВП уменьшилось с 0,1 % в 1 квартале 2010 г. до 0,02 % в 1 квартале 2011 г. Налоговые доходы составили 92,2 % всех поступлений в консолидированный бюджет (в 1 квартале 2010 г. ― 92,3 %), неналоговые доходы ―7,7 % (7,5%). (см. рис. 2.2.2).
Рис.
2.2.2 Структура доходов консолидированного
бюджета
Увеличение доходов консолидированного бюджета в первую очередь связано с увеличением поступлений по налогу на прибыль и подоходному налогу. Поступления по налогу на прибыль за январь-март 2011 г. возросли в 1,9 раза в реальном выражении по сравнению с январем-мартом 2010 г., что связано с ростом налогооблагаемой базы. Увеличение поступлений подоходного налога во многом определялось ростом заработной платы работников в связи с повышением тарифной ставки 1 разряда в конце прошлого года.
В результате удельный вес подоходного налога и налога на прибыль организаций в общем объеме доходов бюджета в 1 квартале 2011 г. возрос почти в 1,5 раза против 1 квартала 2010 г., составив 29,7%. При сокращении доли налога на добавленную стоимость на 3,4 процентных пункта. Одним из основных источников доходов консолидированного бюджета оставались налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности. После сокращения в середине 2010 г. в январе-марте 2011 г. они демонстрируют тенденцию роста, что в значительной степени обусловлено расширением внутреннего спроса и ростом мировых цен на нефть и нефтепродукты.
В
январе-марте 2011 года величина налоговой
нагрузки на экономику составила 30 % к ВВП
и по сравнению с аналогичным периодом
2010 года сократилась на один процентный
пункт. Консолидированный бюджет в 1 квартале
2011 г. исполнен с профицитом в размере
311,7 млрд. руб., или 0,8% ВВП (в 1 квартале 2010
г. ― дефицит ― 2,6% ВВП). Эти данные представлены
на рис. 2.2.3.
Рис. 2.2.3
Налоговая нагрузка % ВВП
Снижение уровня налоговой нагрузки связано с упразднением ряда налоговых платежей, сокращением объектов налогообложения и исключением отдельных субъектов из состава плательщиков налогов, что обусловило более низкий темп роста налоговых доходов бюджета (темп роста 107,2 процента) по отношению к росту ВВП (темп роста – 110,9 процента).
В
структуре налоговой нагрузки наибольший
удельный вес в ВВП сохранился
за косвенными налогами и сборами (см.
табл. 2.2.1), однако по сравнению с первым
кварталом 2010 года он снизился на 2,3 процентного
пункта, доля смешанных сократилась на
0,3 процентного пункта, прочих налогов,
сборов, пошлин – на 1,1 процентного пункта.
Таблица 2.2.1 Величина и структура налоговой нагрузки на экономику Республики Беларусь в первом квартале 2010-2011 гг.
Показатели |
1 квартал 2010 г. | 1 квартал 2011 г. | Отклонение, п. п., (+/-) |
в % к ВВП | |||
Налоговая нагрузка в том числе: |
31,0 | 30,0 | -1,0 |
косвенные налоги | 14,0 | 11,7 | -2,3 |
прямые налоги | 7,5 | 10,2 | 2,7 |
смешанные налоги | 2,9 | 2,6 | -0,3 |
прочие налоговые доходы, сборы, пошлины | 6,6 | 5,5 | -1,1 |
Одновременно удельный вес прямых налогов и сборов в ВВП возрос на 2,7 процентного пункта, что связано с изменением порядка исчисления и уплаты налога на прибыль. Так, в первом квартале текущего года, кроме уплаченного налога за четвертый квартал (декабрь) 2010 года, также поступили текущие платежи в размере 1/4 годовой суммы налога по сроку уплаты 22 марта 2011 года (в 2010 году уплата налога за первый квартал производилась по сроку 22 апреля).
Справочно: по данным Белстата прибыль от реализации товаров, работ, услуг, полученная организациями республики, за январь-март 2011 года увеличилась в сопоставимых ценах на 36,2 %.
Объем поступлений в бюджет косвенных налогов и сборов, которые по своей экономической природе являются надбавкой к цене реализуемых товаров, работ, услуг, сократился на 7,2 %, а их доля в ВВП уменьшилась с 14 до 11,7 %. [14]
В
общей сумме платежей этого вида 74 %
приходится на налог на добавленную стоимость.
Структура косвенных налогов и сборов
приведена на рисунке 2.2.4.
Рис. 2.2.4
Структура косвенных налогов и сборов
Темп роста поступлений НДС составил 95,2 %, удельный вес в ВВП снизился с 10,1 до 8,7 %. Отрицательная динамика поступлений обусловлена опережающей динамикой налоговых вычетов (темп роста 129,4 %) по отношению к начисленному по реализации налогу (темп роста 126,1 %) в основном за счет роста почти в 4 раза налоговых вычетов по товарам, облагаемым НДС по ставке 10 %, что связано с законодательным снятием ограничений по принятию к вычету сумм НДС.
Ранее при исчислении НДС по оборотам, облагаемым по ставке 10 %, к вычету принимались суммы НДС только по товарам (работам, услугам), имущественным правам, используемым для производства и (или) реализации этих товаров.
Также отменены ограничения по принятию к вычету уплаченных сумм НДС при приобретении основных средств и нематериальных активов, не принятых к вычету в предыдущих налоговых периодах.
Кроме того, в 2011 году отменена обязанность плательщиков уплачивать НДС периодическими платежами при превышении суммы налога за месяц 40 тысяч евро, а также всем плательщикам независимо от размера выручки предоставлено право ежеквартальной уплаты налога. В первом квартале 35,5 тысячи субъектов хозяйствования выбрали ежеквартальный способ уплаты налога, тогда как в аналогичном периоде прошлого года им пользовались 26 тысяч плательщиков.
Более 19 %общего объема косвенных налогов формируют акцизы. Их поступления сократились на 15,5%, а удельный вес в ВВП ― с 2,9 до 2,2 процента. Основной причиной такой динамики явилась отмена периодических платежей по акцизам и зачет положительного сальдо, образовавшегося на 1 января 2011 года, в счет уплаты текущих платежей.
По единому налогу для производителей сельскохозяйственной продукции платежи снизились на 17,2 процента, а их удельный вес в ВВП ― с 0,2 до 0,1 % по причине снижения в 2011 году ставки налога с двух до одного процента в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 24 января 2011 г. № 34 «О некоторых вопросах сельскохозяйственных организаций».
Кроме того, с 2011 года отменен налог на услуги, удельный вес которого в первом квартале 2010 года составлял 0,1 % в ВВП.[11]
В
то же время налога при упрощенной
системе налогообложения
По остальным косвенным налогам и сборам, к которым относятся консульский, гербовый и курортный сборы, средства от реализации контрольных (идентификационных) знаков, поступления также выросли на 20,3 %, а их удельный вес в ВВП сохранился на уровне 2010 года ― 0,1 %.
Удельный
вес прямых налогов и сборов,
объектами обложения которыми являются
доходы и собственность, составил 10,2 %
в ВВП, темп роста поступлений ― 150,4 %. Структура
прямых налогов и сборов приведена на
рисунке 2.2.5.
Рис. 2.2.5
Структура прямых налогов и сборов
В разрезе прямых налогов и сборов наибольший удельный вес ― более 47,5 % ― занимает налог на прибыль. Поступления его возросли в 1,8 раза, а доля в ВВП ― с 3,4 до 5,5 %. Как отмечалось выше, такая динамика обусловлена изменением порядка исчисления и уплаты налога на прибыль.
Не менее значимым доходным источником является подоходный налог с физических лиц, который занимает 35,9 % в группе прямых налогов. Темп роста поступлений составил 137,2 %, удельный вес увеличился с 3,4 до 4,2 % в ВВП. Повышение платежей по подоходному налогу обусловлено, главным образом, ростом на 19,2 % фонда заработной платы в целом по республике.
В общей сумме прямых налогов и сборов 16,6 % принадлежит имущественным налогам ― налогу на недвижимость и земельному налогу, поступления которых увеличились соответственно на 29,8 и 23,8 %. Удельный вес этих налогов в ВВП повысился соответственно с 0,8 до 0,9 % и с 0,5 до 0,6 %.
Также выросли платежи по налогу на доходы (темп роста 134,8 %) и налогу на игорный бизнес (111,7 %). Вместе с тем их доля в ВВП сохранилась на прошлогоднем уровне и составила соответственно 0,2 и 0,1 %.
Отрицательная динамика поступлений сложилась только по единому налогу с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц – снижение на 5,7 %. Это связано в основном с сокращением количества плательщиков единого налога (темп роста числа индивидуальных предпринимателей составил 99,5 процента, физических лиц ― 97,8 %). Удельный вес налога сохранился на уровне 2010 года ― 0,2 % в ВВП.