Теория экономики предложения

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 09:17, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение воздействия бюджетно-налоговой политики на совокупное предложение в Республике Беларусь.
Задачи:
1)Рассмотреть сущность бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь.
2)Выяснить влияние фискальной политики на объем национального производства в Республике Беларусь.
3)Показать воздействие инструментов бюджетно-налоговой политики на совокупное предложение в Республике Беларусь.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………4
Глава 1 Теоретические основы теории экономики предложения………6
1.1 Возникновение и исходные теории экономики предложения……………6
1.2 Теории безработицы и инфляции. Концепция экономического роста. Налоги……………………………………………………………………....10
1.3 Кривая Лаффера и ее особенности……………………………………….14
1.4 Влияние бюджетно-налоговой политики на объем национального
производства……………………………………………………………….19
Глава 2 Воздействие бюджетно-налоговой политики на совокупное предложение в Республике Беларусь……………………………………...23
2.1 Особенности бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь..23
2.2 Анализ влияния инструментов фискальной политики на совокупное
предложение в Республике Беларусь…………………………………….25
Заключение……………………………………………………………………35
Список литературы………………………………

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСВИЯ.docx

— 470.51 Кб (Скачать)

     В связи с этим одной из актуальных задач, по мнению теоретиков экономики предложения, является устранение внешних для рыночной системы хозяйствования препятствий свободному движению цен, связанных главным образом с системой налогообложения. По их мнению, оно вызывает нежелательное вмешательство в рыночный механизм.[6, стр.124]

     Сторонники  теории экономики предложения считают, что экономическая политика, направленная на стимулирование совокупного спроса, неэффективна. Она не смогла справиться со стагфляцией, поразившей развитые страны в 70-х годах, а потому должна быть заменена более эффективной экономической политикой. "Активной силой", влияющей на уровень безработицы и инфляции, являются, по их мнению, изменения в совокупном предложении (сдвиги долгосрочной кривой AS). Экономическая политика, стимулирующая предложение, может включать программы поддержания занятости, переподготовки работников, стимулирования конкуренции, налоговые реформы и т.п.

     Среди мер экономической политики, направленных на стимулирование совокупного предложения, выделяют.

     1) меры по стимулированию текущего  объёма производства;

     2) меры, направленные на долгосрочное  повышение темпов роста производства. К первой группе обычно относят меры по повышению эффективности использования факторов производства, повышению эффективности распределения ресурсов между конкурирующими областями их применения через реформу финансовой системы, государственного сектора, рынка труда и т.д., меры по сокращению "налогового клина" через реформу налоговой системы, сокращение дотаций, снятие торговых ограничений и другие меры, содействующие развитию конкуренции и т.д. Ко второй группе относят стимулирование сбережений и инвестиций, а также совершенствование механизма перевода первых во вторые; стимулирование нововведений в области образования и создание новых технологий; стимулирование притока иностранных инвестиций и другие структурные преобразования.

     Главной предпосылкой изменений в совокупном предложении являются сбережения, увеличение которых вызывает сокращение потребительского спроса, расширение размеров накопления и инвестиций. Стимулирование сбережений теоретики связывают с воздействием на соответствующую относительную «цену», которая отражает привлекательность потребления по сравнению со сбережением. В результате центральным моментом становится воздействие на размер реально получаемых инвесторами доходов, на сбережения через изменения ставок налогов. Так определяется основной способ влияния на распределение потребления во времени, а также дохода на сберегаемую и расходуемую части.

     Таким образом, представители экономики  предложения, так же, как и кейнсианцы, считают фискальную политику мощным средством воздействия на экономику. Но, если для кейнсианцев она — способ непосредственного воздействия на совокупный спрос и объемы производства с вторичным эффектом на структуру цен, то для представителей экономики предложения бюджетно-налоговая политика — это средство изменять «относительные цены» и через них воздействовать на поведение субъектов, в результате чего изменяется объем производства и совокупный доход.

     Данные  положения позволили теоретикам экономики предложения обосновать вывод, что одним из условий, обеспечивающих рост сбережений и расширение инвестиционной деятельности, выступает низкий уровень  налогов. Для теоретического доказательства стимулирующего воздействия низких налоговых ставок они использовали бюджетную концепцию А.Лаффера. По его мнению, движущей силой экономического роста выступает заинтересованность хозяйственных агентов экономической деятельности, ориентированной на рынок. Если эта деятельность выгодна им, то воспроизводство будет осуществляться интенсивными темпами. Если же успешное функционирование рынка будет сталкиваться с усиливающейся дискриминацией в виде более высоких и прогрессивных налогов, то экономическая активность будет падать.

     Что касается самой теории экономики  предложения, то она подвергается критике кейнсианцами по трем основным позициям:

     1) влияние снижения налогов проявляется  медленно, малозаметно по направленности;

     2) снижение налогов больше воздействует  на спрос, чем на предложение, т. е. увеличивает инфляцию спроса;

     3) кривая Лаффера не дает четкого определения точки максимизации налоговых поступлений с сохранением экономических стимулов.

     Главная причина довольно высокого авторитета теории предложения заключается  в том, что ее сторонники сумели дать достаточно убедительные ответы на вопрос, поставленные хозяйственной практикой, выработать конструктивные варианты решения многих проблем экономики Запада 70-х гг. Речь идет об утрате контроля над инфляцией, переплетении ее с растущей безработицей, длительном замедлении экономического роста, характерных в то время для некоторых развитых стран. Тогда же обнаружились явные признаки кризиса системы государственного регулирования экономики, которое опирается на принципы кейнсианства, в частности ее неспособность действительно помочь эффективному освоению достижений технологического этапа НТР. Неоконсерваторы не только дали в целом реалистическое объяснение этих явлений, они обосновали предложения, которые касаются реорганизации экономической политики, остро поставив вопрос о необходимости серьезной трансформации всего хозяйственного механизма современной экономики. Практически все разделы теории предложения строятся на основе одной и той же концептуальной схемы. Сначала рассматриваются механизмы возникновения экономических проблем (неуправляемой инфляции, высокого безработицы, низкой динамики воспроизведения и т.п.), причем как ведущих выступают силы, которые деформируют рыночные процессы и снижают эффективность использования факторов производства (государство, которое осуществляет неправильную экономическую политику, профсоюзы, чья деятельность выходит за умные пределы и др.). Анализ таких механизмов ведется доказательно, с привлечением результатов обширных эконометричных исследований. После этого указанные механизмы как бы разворачиваются в обратную сторону, объясняя, каким образом следует преобразовать, например, систему государственного регулирования для того, чтобы более полно мобилизовать рыночный потенциал экономики, повысить эффективность производства, добиться удовлетворительного решения острых народнохозяйственных проблем. Корни данного подхода можно найти в традиции неоклассической экономической теории. Имеется в виду идеализация «спонтанного рыночного порядка» и сведений функций государства к обеспечению условий его бесперебойной работы. Другие формы государственного вмешательства в экономику (кейнсианское антициклическое регулирование, бюджетное перераспределение доходов, подавление инфляции экономическими или административными методами и т.п.) признаются вредными для развития механизма рынка и такими, что порождают хозяйственные проблемы. Поэтому, например, в позиции известно теоретика неоконсерватизма М. Фелдстайна, усматривающего в «неправильной» кейнсианской политике первопричину этих трудностей, в сущности можно видеть лишь продолжение линии Ф. фон Хайека, призывавшего изгнать «злых духов кейнсианства» из экономической теории и практики.[4, стр. 22] 

     1.2 Теории безработицы и инфляции.

     Концепция экономического роста. Налоги 

     В 1970-е гг. в странах с развитой рыночной экономикой получили развитие процессы стагфляции. Стагфляция ― состояние экономики, когда застой или падение производства (стагнация) сочетаются с возрастающей безработицей и с непрерывным ростом цен ― инфляцией. Причинами стагфляции являются политика монополий, поддерживающих высокий уровень цен в период кризисов, а также антикризисные мероприятия, проводимые государством, по "управлению спросом" (например, государственные закупки) и "регулируемому" росту цен. Проблема одновременного роста инфляции и безработицы не поддавалась решению с позиций регулирования совокупного спроса, наблюдалось снижение эффективности государственного вмешательства в экономику.

     Своеобразие позиции теоретиков экономики предложения заключается в том, что главным фактором роста безработицы считается система государственного социального обеспечения. Во-первых, в ней усматривают причину ослабления стремления незанятых к поиску рабочих мест, а соответственно, и деформации свободного рынка работы, увеличения «естественной» нормы безработицы. Во-вторых, с социальными программами связывается рост расходов государственного бюджета, что, в свою очередь, требует довольно высоких ставок налогообложения. Уровень реальных доходов после уплаты налогов отклоняется от значения, характерного для свободного рынка работы, уменьшая привлекательность занятости и заработной платы в сравнении с праздностью. Возникает эффект замены, когда все больше людей, не удовлетворенных своими реальными доходами, добровольно переходят в разряд безработных. Распределение ресурсов становится неоптимальным, в частности искусственно занижается предложение труда. Получается, что высокие налоги удваивают отрицательный эффект пособий по безработице и других форм социального обеспечения.

     Кроме того, государственные расходы на социальные цели изменяют соотношение  между расходуемой и сберегаемой частями денежных доходов. Увеличивается доля текущего потребления, поскольку занятые, оценивая свое благосостояние в длительной перспективе, рассчитывают на финансовую и другую помощь государства в пенсионный период. В результате происходит снижения доли сбережений в совокупном доходе, уменьшается объем кредитных ресурсов и источников накопления, что вызывает замедление экономического роста и отрицательно влияет на занятость.

     Представители теории предложения в основном поддерживают монетаристскую версию инфляции. Особенности их понимания этого явления выражаются в оценке степени важности различных факторов непредвиденной инфляции и роли денежной политики в ее устранении.

     В отличие от монетаристов, создатели теории предложения считаю, что главными причинами непредвиденной инфляции являются высокие налоговые ставки и действия государства, которые вызывают неожиданные колебания издержек производства (разные финансовые санкции, требования осуществлять капиталовложение с целью охраны окружающей среды и т.п.). В непредвиденном повышении цен они видят способ компенсации предпринимателями этих негативных эффектов.

     Существенны их расхождения и по вопросу о  бюджетном дефиците. Монетаристы занимают здесь половинчатую позицию. С одной стороны, продолжая неоклассическую традицию, выступают в целом против дефицита, усматривая в нем фактор непредвиденной инфляции. С другой стороны, из этого правила делается исключение: дефицит, считают монетаристы, не представляет серьезной опасности для экономики в том случае, когда его размеры и способы финансирования не противоречат установке М. Фридмена на стабилизацию темпа роста предложения денег. Иными словами ― дефицит, разумеется, зло, и лучше, если его нет. Но раз он все-таки существует, зло надо обратить в благо, превратив покрытие дефицита один из инструментов долгосрочного денежного регулирования, имеющего антиинфляционную направленность.

     Представители теории предложения полностью отбрасывают  дефицит. По их мнению, монетаристы преувеличивают способность государства контролировать циркуляцию денег и управлять ею. На практике денежная политика часто является орудием кейнсианского регулирования кредита, производства и занятости и не предусматривает стабилизации денежных агрегатов, как того требует М. Фридмен. Сторонники теории предложения советуют государству полностью перекрыть бюджетный канал непредвиденной инфляции, изменять предложение денег другими путями, минуя дефицит. Они выступают за самостоятельную, независимую от денежной, бюджетную политику. Ведь один из устоев теории предложения ― твердая убежденность в высокой эффективности налогового стимулирования экономики.

     Недоверие создателей теории предложения к  государственным органам, проводящим денежную политику, скептицизм в отношении их способности финансировать дефицит в рамках монетаристской денежной стратегии, не допуская непредвиденной инфляции, указывает на то, что по проблемам бюджета они занимают более реалистическую позицию, нежели монетаристы.

     Если  в концепциях безработицы и инфляции представители теории предложения  лишь дополняют монетаристские версии, то проведенный ими анализ проблем  экономического роста носит оригинальный характер. Здесь теория предложения  имеет приоритет, поскольку монетаризм не имеет в своем распоряжении собственной разработки вопросов экономической динамики.

     Как и другие элементы неоконсерватизма, концепция экономического роста  отличается критической направленностью  и сконцентрирована на исследовании факторов, которые препятствуют развитию экономики. Центральное место в концепции принадлежит проблеме сбережений. В нехватке сбережений усматривается главная непосредственная причина замедления экономического развития. [10, стр. 345]

     Причиной  замедления темпов экономического роста  является дефицит сбережений, который  может быть вызван целым рядом  факторов:

  • выплата государственных трансфертов искажает выбор между потреблением и сбережением, усиливая стимулы к текущему потреблению вследствие формирования ожиданий о получении постоянного дополнительного дохода в первой (например, пособия по безработице) или во второй половине жизни (например, пенсии по старости). Это приводит к уменьшению доли сбережений в располагаемом доходе, а значит, и к замедлению экономического роста;
  • увеличение ставок налогов на доход от процента, на прирост капитальных активов, на дивиденды и других налогов на доходы от собственности ведет к уменьшению склонности к сбережениям по сравнению с потреблением, уменьшает предложение ссудного капитала и увеличивает номинальную процентную ставку, что замедляет инвестиционный процесс и экономический рост;
  • увеличение налога на прибыль корпораций уменьшает стимулы к инвестированию путем сокращения уровня выплачиваемых дивидендов, что уменьшает рыночную стоимость активов фирмы и не способствует привлечению внешних средств. Кроме того, эта мера не позволяют расширить источники внутренних ресурсов накопления, заменить устаревшее оборудование, внедрить в производство достижения научно-технического прогресса, что также замедляет экономический рост; рост налогов на заработную плату и другие трудовые доходы уменьшает предложение труда и не дает возможности обеспечить процесс накопления капитала необходимым приростом трудовых ресурсов. Это приводит к снижению нормы накопления и замедлению экономического роста, к сокращению доли трудовых доходов в национальном доходе, что требует увеличения социальных расходов государственного бюджета, а, следовательно, и других налогов.[9, стр.286]

     Немалый урон экономическому развитию наносит  инфляция, провоцируя повышение номинальных процентных ставок, ограничивая доступ предпринимателей к источникам кредита. Заслуга тех, кто разрабатывал теорию предложения, состоит еще и в том, что им удалось основательно разобраться в механизме отрицательного воздействия бюджетного дефицита на расширенное воспроизводство. Оказалось, что когда дефицит покрывается государственными долговыми обязательствами, возникают негативные явления на финансовых рынках. Государство, стараясь не допустить ускорения инфляции, размещает на них основную массу своих ценных бумаг, а потому превращается в грозного конкурента частных фирм. Манипулируя ставкой процента по долговым обязательствам, устанавливая объемы государственного кредита и сроки его погашения, оно отбирает у частного сектора кредитные ресурсы, которые в другом случае могли бы стать производственными капиталовложениями. Эти ресурсы перекачиваются в сферу государственного потребления, главным образом непроизводительного, что тождественно вытеснению частного бизнеса с рынка капиталов. Кроме того, бюджетные дефициты вызывают рост частного спроса на деньги, увеличение процентных ставок в банках и других кредитных учреждениях. В итоге сужается как финансовая, так и материальная база частного производственного накопления, дорожает кредит, снижается уровень инвестиций.

Информация о работе Теория экономики предложения