Теория экономики предложения

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 09:17, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение воздействия бюджетно-налоговой политики на совокупное предложение в Республике Беларусь.
Задачи:
1)Рассмотреть сущность бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь.
2)Выяснить влияние фискальной политики на объем национального производства в Республике Беларусь.
3)Показать воздействие инструментов бюджетно-налоговой политики на совокупное предложение в Республике Беларусь.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………4
Глава 1 Теоретические основы теории экономики предложения………6
1.1 Возникновение и исходные теории экономики предложения……………6
1.2 Теории безработицы и инфляции. Концепция экономического роста. Налоги……………………………………………………………………....10
1.3 Кривая Лаффера и ее особенности……………………………………….14
1.4 Влияние бюджетно-налоговой политики на объем национального
производства……………………………………………………………….19
Глава 2 Воздействие бюджетно-налоговой политики на совокупное предложение в Республике Беларусь……………………………………...23
2.1 Особенности бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь..23
2.2 Анализ влияния инструментов фискальной политики на совокупное
предложение в Республике Беларусь…………………………………….25
Заключение……………………………………………………………………35
Список литературы………………………………

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСВИЯ.docx

— 470.51 Кб (Скачать)

     Теоретический и экономический анализ этого  явления начался с исследований американского экономиста Р. Барроу, который назвал его эффектом вытеснения частного спроса на кредитные ресурсы государственным. Для того чтобы снять негативное давление дефицита на динамику воспроизводства, считал он, надо установить бюджетное равновесие, исключить опустошение государством финансовых рынков. Тогда ликвидация дефицита будет равнозначна «нейтрализации» бюджетной политики, которая, как и денежная в условиях ожидаемой инфляции, явится гарантией свободного функционирования рыночной системы.

     Основное  внимание теория предложения уделяет  тем факторам, которые препятствуют расширению совокупного предложения и эффективному использованию ресурсов. К важнейшим из них относятся высокие ставки налогообложения. С позиций кейнсианской теории, большие налоги являются инструментом сдерживающей фискальной политики. С точки зрения сторонников теории предложения, высокие ставки налогообложения вызывают рост издержек производства и цен, сокращают предложения производственных ресурсов и реальный объем национального производства, увеличивают безработицу.

     Социально-экономическими предпосылками для пересмотра в 80-е годы системы налогообложения явились сильные негативные последствия высокого уровня налоговых ставок.

     Во-первых, высокие налоги обусловили эффект ускорения  инфляции издержек. Это связано с  тем, что большая часть налогов  со временем трансформируется в издержки предпринимателей и перекладывается на потребителей в форме более высоких цен. Рост цен, в свою очередь, вызывает сокращение объемов производства, смещая кривую совокупного предложения влево.

     ……. Во-вторых, высокие налоги, обусловив рост производственных издержек и инфляцию, привели к снижению эффективности производства, сокращению вознаграждений, получаемых рабочими и предпринимателями после выплаты налогов. Это, в свою очередь, отразилось на внедрении нововведений и размерах инвестирования.

     В-третьих, рост налогов вызвал в середине 70-х  — начале 80-х годов инфляционную «эрозию доходов». Следствием инфляции стало увеличение налогового бремени. В начале 60-х годов доходы около 90 % налогоплательщиков находились в пределах двух-трех низших ставок, а высокая степень прогрессии применялась к 5 % богатейшего населения. Инфляция и рост доходов в течение 60—70-х годов привели к тому, что растущие предельные ставки подоходного налога, нацеленные на получателей высоких доходов, к концу 70-х годов стали применяться в отношении широких слоев населения со средними доходами. Кроме того, обесценивались налоговые льготы: налогооблагаемый минимум, стандартизированные скидки и пр.

     Сторонники  теории экономики предложения уделяли  особое внимание предельным ставкам  налогообложения, т. е. приросту налогов  к приросту доходов, полагая, что чрезмерный пресс сдерживает сбережения и инвестиции. Они пришли к выводу, что одним из условий, обеспечивающих рост сбережений и расширение инвестиционной деятельности, выступает низкий уровень налогов. Они настаивают на уменьшении предельных ставок налогов и налогообложения капиталовложений, ссылаясь на кривую Лаффера. [2,стр.215] 

1.3.Кривая  Лаффера и ее особенности 

     Кривая  Лаффера ― график зависимости объема государственных доходов от среднего уровня налоговых ставок в государстве.

     Данная  кривая была предложена профессором  Артуром Лаффером для интерпретации взаимосвязи между ставкой налога и доходами бюджета от налогов (поступления в бюджет). [1,стр.882]

     Основная  идея Лаффера заключается в том, что существует связь между ставкой налога и поступлениями в бюджет от налогов; более того, изменения в ставке налога имеют два эффекта: арифметический и экономический. Арифметический эффект является простым и заключается в том, что если ставка налога понижается то поступления в бюджет, доходы бюджета (на денежную единицу налоговой базы) будут уменьшаться в сумме уменьшения ставки. И напротив, это также действует при увеличении налоговой ставки. Графически это можно интерпретировать как линейную зависимость следующего характера (см. рис.1.3.1). 

Ставка налога

T

Поступления в бюджет 

Рис. 1.3.1 Арифметический эффект поступлений в бюджет при снижении налоговой ставки

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Экономический эффект заключается в положительном  воздействии того, что понижение в налоговой ставке воздействует на производство, выпуск продукции и безработицу (и таким образом на налоговую базу) путем обеспечения инициативы по увеличению экономической деятельности. Рост налоговой ставки, напротив, имеет экономический эффект «наказывать» участников экономической налогооблагаемой деятельности.

     Арифметический  эффект всегда работает в противоположном  направлении от экономического эффекта. Когда арифметический и экономический эффекты изменения в налоговой ставке сочетаются, воздействие изменения в ставке налога на общий доход не является таким очевидным.

     При ставке налога, равной 0%, правительство  не будет получать дохода. Точно также при ставке, равной 100%, правительство также не получит налоговых доходов, потому, что никто не согласится иметь работу с заработной платой равной 0. Между этими двумя крайностями существуют две ставки налога, которые будут давать одинаковые суммы дохода: высокая ставка на малой базе и низкая ставка на высокой базе.

     Как подчеркивает Лаффер, сама кривая Лаффера «не говорит», будут ли налоговые изменения увеличивать или снижать доходы. Реакция поступлений в доход бюджета на изменение налоговой ставки зависит от ряда факторов:

  • системы налогообложения в государстве или регионе, рассматриваемого временного периода;
  • легкости перехода к теневой активности, сложившихся ставок налогов в данном месте;
  • присутствия ловушек в законах, в том числе бухгалтерских ловушек;
  • склонности в факторах производства. Если существующая налоговая ставка является высокой (см. рис.1.3.2), тогда снижение налоговой ставки должно означать увеличение налоговых поступлений. Экономический эффект должен перевесить арифметический эффект снижения налоговой ставки.

0

Поступления в  бюджет

Препятствующий  диапазон

     100%

Ставка  налога

Рис. 1.3.2 Кривая Лаффера 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Двигаясь  от налоговых доходов к самому бюджету, отметим, что существует так называемый «эффект расходов» – дополнительный эффект к двум предыдущим эффектам, показывающим взаимодействие снижения налоговой ставки и доходов. Так как снижение налогов создает инициативу по выпуску продукции, росту занятости и производства, оно также помогает сбалансировать бюджет путем уменьшения правительственных расходов. Быстрорастущая экономика предполагает меньшую безработицу и более высокий доход, что повлечет за собой уменьшение программ по безработице и других программ по повышению благосостояния.

     Исследуя  связь между величиной ставки налогов и поступлением в государственный  бюджет, американский экономист Артур  Лаффер показал, что не всегда повышение ставки налога ведет к росту налоговых доходов государства. Он попытался теоретически доказать, что при ставке подоходного налога выше 50% резко снижается деловая активность фирм и населения в целом.

     Если  налоговая ставка превышает объективную границу, то налоговые поступления начнут уменьшаться. А. Лаффер доказал, что один и тот же по величине доход в государственный бюджет может быть обеспечен и при высокой, и при низкой налоговых ставках. Однако на практике идеи Лаффера использовать трудно, так как сложно определить, на левой или на правой стороне кривой находится экономика страны в данный момент.

     Конечно, трудно рассчитывать, что на основе только теории можно построить идеальную шкалу налогообложения. Теория должна быть основательно откорректирована на практике. Немаловажное значение в оценке ее справедливости имеют национальные, культурные и психологические факторы.

     Американцы, например, считают, что при такой  ставке налога, как в Швеции (75%), в  США никто не стал бы работать в  легальной экономике. Вообще же считается, что высшая ставка подоходного налогообложения  должна находиться в пределах 50-70% (см. рис. 1.3.3 и рис.1.3.4).

     

     Рис. 1.3.3 Кривая Лаффера. Форма I 

     По  мере роста ставки от нуля до 100% налоговые  поступления растут от нуля до определенного максимального уровня (Дmax), а затем вновь снижаются до нуля. Налоговые поступления падают после некоторого значения ставки, поскольку более высокие ставки налога сдерживают активность хозяйствующих субъектов, а потому налоговая база (на макроуровне ― национальный продукт и доход) сокращается. Так, налоговые поступления при ставке 100% сокращаются до нуля, ибо такая ставка налога фактически имеет конфискационный характер и останавливает всякую производственную деятельность плательщиков. В свою очередь, стопроцентный налог, приложенный к налоговой базе, равной нулю, приносит нулевой налоговый доход.

     Если  экономика находится в точке А (см. рис. 1.3.3), снижение ставок налога совместимо с сохранением устойчивых налоговых поступлений. При переходе от точки А к точке В, т.е. при значительном снижении налоговой ставки, в бюджет будет поступать равный объем средств. Отсюда вывод: более низкие ставки налогов создают стимулы к работе, сбережениям и инвестициям, инновациям, принятию деловых рисков. В результате создаются предпосылки расширенного воспроизводства национального продукта и национального дохода. Расширенная налоговая база сможет поддержать налоговые поступления на прежнем уровне, даже если ставки налога снизятся.

     Параметры кривой Лаффера носят эмпирический характер. Это означает, что на практике сложно ответить на вопрос, при какой конкретной ставке налога начинается снижение налоговых поступлений в бюджет.

     Кривая  Лаффера может быть представлена и в иной форме, которая показывает, куда перемещается предпринимательская деятельность при превышении определенного значения налоговых ставок, т.е. при нарушении принципа соразмерности налогообложения. При увеличении налоговых ставок (в начале кривой) побудительные мотивы хозяйствующих субъектов и населения серьезно не затрагиваются и заинтересованность в легальных доходах, а также общий объем производства сокращаются медленнее, чем возрастает ставка. Поскольку уменьшение налогооблагаемой базы происходит медленнее, чем увеличение ставки, доходы бюджета возрастают.

     

 

     Рис. 1.3.4 Кривая Лаффера. Форма II

     Но  как только ставка достигает некоторого уровня, дальнейшая уплата налога ведет  к заметному сокращению чистого  дохода плательщика. Начинается спад хозяйственной активности. Уклонение от налогов приобретает массовый характер. Предпринимательская деятельность перемещается из легальной сферы в теневую. Несмотря на рост налоговых ставок, бюджетные доходы сокращаются, поскольку сокращается реальная налогооблагаемая база.

     Сама  по себе кривая Лаффера не позволяет судить о том, к каким результатам приведет повышение или понижение налоговых ставок – увеличению или сокращению налоговых поступлений. Это зависит от совокупности целого ряда факторов: типа системы налогообложения, временного параметра, масштабов теневой экономики, исходного уровня налоговых ставок, обилия лазеек и льгот и т. п.

     Но  эта кривая отражает закономерность: если существующие налоговые ставки непомерно велики, при снижении налогов поступления в казну увеличатся. Стимул, получаемый экономикой от более низких налогов, будет настолько силен, что с лихвой скомпенсирует сокращение прямых налоговых поступлений вследствие снижения ставок. Иными словами экономический эффект налоговой реформы перевесит ее арифметический эффект.

     Следует также учитывать и благоприятное  воздействие налоговой реформы на государственный бюджет. Снижение налогов создает стимул для увеличения объема производства и расширения занятости. Ускоренное экономическое развитие означает снижение безработицы и повышение доходов населения, что в свою очередь ведет к экономии расходов на пособия по безработице и другие программы социальной защиты.[5, стр. 375] 

     1.4 Влияние бюджетно-налоговой политики на объем

     национального производства 
 

Информация о работе Теория экономики предложения