Теория и практика управления государственным долгом

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 20:23, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение сущности и социально-экономического значения государственного долга, изучение его современного состояния и путей совершенствования управления государственным долгом Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- дать определение государственному долгу;
- раскрыть содержание основных видов государственного долга;

Содержание

Введение ……………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические основы государственного долга ……………….. 5
1.1. Сущность государственного долга …………………………………... 5
1.2. Классификация государственного долга …………………………...... 8
Глава 2. Методологические основы управления государственным долгом………………………………………………………………………. 13
2.1. Понятие, цели и принципы управления государственным долгом ... 13
2.2. Механизм управления государственным долгом …………………… 16
2.3. Стратегии управления государственным долгом РФ. Анализ динамики и структуры государственного долга РФ …………………….. 22
2.4. Проблемы управления государственным долгом РФ и пути их решения …………………………………………………………………….. 28
Заключение …………………………………………………………………. 35
Список литературы …………………

Работа содержит 1 файл

Теория и практика управления государственным долгом.doc

— 261.50 Кб (Скачать)

     К числу ключевых составляющих относятся: ускоренная процедура банкротства, обращение взыскания на дебиторскую задолженность должников бюджету, пересчет пеней и отсечение долгов на определенную дату.

     - контроль за заимствованиями субъектов РФ;

     В настоящее время регионы активно  проводят политику заимствований, однако многие из них зачастую не в состоянии  платить по уже имеющимся обязательствам. Неконтролируемый рост региональных заимствований  приводит к росту дефицита расширенного правительства (включающего в себя федеральное правительство и местные органы власти, а также все государственные внебюджетные органы).

     Это обусловливает необходимость выработки  эффективных способов и решений  по обеспечению контроля за данным процессом со стороны федерального центра.

     - временная передача имущества предприятий-должников в управление государственных органов;

     Данный  подход должен применяться в тех  случаях, когда имеется возможность  извлечения с помощью этого имущества  доходов, которых может хватить для погашения задолженности. Сложность его использования связана с неотработанностью правового механизма временной передачи собственности (имущества) в управление другим собственникам при сохранении правосубъектности настоящего его владельца. Однако у московского правительства такой опыт имеется.

     - продажа дебиторской задолженности на федеральных и региональных аукционах;

     Реализация  этого подхода связана с необходимостью разработки

и внедрения  в практику механизма продажи  коммерческим банкам «плохих» долгов их клиентов на открытых торгах, путем прямых переговоров с потенциальными покупателями, путем обмена долгов на акции должников, в крайних случаях – банкротства и ликвидации должников.

     - покупка государством «плохих» долгов;

     В данном варианте государство обменивает долги по сниженной цене на свои долгосрочные облигации. При этом должны приниматься во внимание приоритеты структурно-инвестиционной политики.

     - проведение взаимозачета долговых требований и обязательств.

     Система методов управления государственным долгом в силу многоплановости объекта имеет внутренние связи. Реализация каждого метода затрагивает и другие, что требует их применения не в разорванной схеме, а в системе, способной обеспечить малозначимость негативных последствий одних методов и мультипликативный эффект от действия других.

     Для управления долгом целесообразно использовать методы разработки современных бизнес-планов, построенные на объективных законах движения средств, их оборота и возвратности. Такой бизнес-план должен формироваться для отдельных видов (сегментов) государственных заимствований.

     Кроме того, необходимо и организационное  совершенствование управления государственным  долгом России. Организационная подсистема управления долгом должна включать:

     - функционально ориентированные структурные подразделения по управлению государственным долгом в Минфине России и Банке России;

     - организационно-методическое обеспечение управления государственным долгом, включающее прогнозирование государственного долга, организацию системы учета государственного долга (в рамках государственных финансов), формирование методических разработок по структуре долга и расчетных схем его обслуживания и т.д.

     Под реализацией организационных мер  по управлению государственным долгом понимается:

     - установление норм и правил, регулирующих рынки инструментов долга;

     - определение первичных дилеров;

     - регулирующие и координирующие функции по отношению к регионам, осуществляющим эмиссию обязательств на внутренних и внешних рынках;

     - подготовка предложений по увеличению государственного долга (объемам, выплате процентов и др.);

     - формирование аналитических материалов по оценке состояния государственного долга;

     - составление нормативно-методических материалов по работе с государственным долгом.35

     Важнейшим направлением в области управления госдолгом является управление дюрацией государственных обязательств, в частности:

     - управление и контроль за процентными выплатами по долгу;

     - регулирование ликвидности рынка долговых инструментов;

     - координация функций по формированию структуры долга;

     - управление кассовыми потоками.

     Для решения возникающих проблем  федерального бюджета необходима выработка  стратегической программы управления государственным долгом Российской Федерации, которая должна базироваться на согласовании динамики долга с темпами экономического роста и снижением затрат на его обслуживание, быть согласованной с методами управления государственным бюджетом в целом, размерами его дефицита и регулированием общей экономической ситуации в стране.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Заключение 
 

     Обобщая все вышесказанное в нашем исследовании, можно сделать следующие выводы.

     Несбалансированность  бюджета означает количественное неравенство  между доходами и расходами бюджета. Разница между доходами и расходами государства составляет сальдо (состояние) государственного бюджета. В случае превышения расходов над доходами имеет место бюджетный дефицит. Государственный долг представляет собой сумму накопленных бюджетных дефицитов, скорректированную на величину бюджетных излишков (если таковые имели место). Государственный долг, таким образом, это показатель запаса, поскольку рассчитывается на определенный момент времени (например, по состоянию на 1 января 2009 года) в отличие от дефицита государственного бюджета, являющегося показателем потока, поскольку рассчитывается за определенный период времени (за год).

     Основными причинами образования государственного долга являются дефицит бюджета  и наличие свободных денежных средств у физических и юридических  лиц.

     Наличие эффективной системы управления государственным долгом является важным предварительным условием в создании такой структуры долга, которая отражает предпочтения органов государственного управления, касающиеся желаемого соотношения между риском и затратами, и в целом помогает стране свести к минимуму ее уязвимость по отношению к экономическим и финансовым потрясениям.

     Долговые  проблемы России многоплановы: страна одновременно является крупным должником и кредитором, например такое двойственное положение Россия занимает в Парижском клубе. В силу своего уникального положения Россия стремится к комплексному решению проблемы международной задолженности при соблюдении баланса интересов кредиторов и заемщиков.  

     Список  литературы 
 

      
  1. Российская  Федерация. Законы. О федеральном  бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов : федер. закон // www.minfin.ru
  2. Агапова, Т.А. Макроэкономика: учебник / Т.А. Агапова, С.Ф. Серегина. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2007. – 496 с.
  3. Александров, И.М. Бюджетная система Российской Федерации: учебник / И.М. Александров. – М.: ИТК «Дашков и Ко», 2007. – 486 с.
  4. Аналитический доклад по результатам анализа механизма учета и отчетности участников процесса управления государственным долгом Российской Федерации // Бюллетень Счетной палаты РФ. – 2009. - № 5. – С. 196-203.
  5. Борисов, А.Н. Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации. – М.: Юстицинформ, 2008. – 776 с.
  6. Борисов, Е.Ф. Экономическая теория: учебник / Е.Ф. Борисов. – М.: Проспект, ТК Велби. - 544 с.
  7. Вавилов, Ю.Я. Государственный долг / Ю.Я. Вавилов. – М.: Перспектива, 2007. – 256 с.
  8. Воронин Ю.С. Управление государственным долгом / Ю.С. Воронин // Экономист. – 2006. - №1. - С.58 - 67.
  9. Долан, Э.Д. Микроэкономика: учебник / Э.Д. Долан. – СПб.: Литера плюс, 1997. – 446 с.
  10. Гарькавый, С. Механизм совершенствования методического и организационного обеспечения управления государственным долгом / С. Гарькавый // Бюджет. – 2008. – ноябрь. – С. 36-38.
  11. Дорнбуш, Р. Макроэкономика: учебник / Р.Дорнбуш, С.Фишер. – М.: Изд-во МГУ, Инфра-М, 1997. – 784с.
  12. Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации (постатейный) Л.Л. Арзуманова, Н.М. Артемов, Е.М. Ашмарина и др. – М.: Проспект, 2009. – 576 с.
  13. Кустова, Т.Н. Финансы и кредит: учеб. пособие / Т.Н. Кустова, Н.А. Старкова. – Рыбинск: РГАТА, 2007. – 134 с.
  14. Лебедев А. И. Управление внешним долгом в России / А. И. Лебедев // Проблемы теории и практики управления. – 2008. - №3. - С.37-40.
  15. Леонтьев, В. Е. Финансы, деньги, кредит и банки / В.Е. Леонтьев, И.П. Радковская. – СПб.: Знание, 2003. – 384 с.
  16. Макконнелл, К.Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика / К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 944 с.
  17. Марыганова, Е.А. Макроэкономика. Экспресс-курс: учебное пособие / Е.А. Марыганова, С.А. Шапиро. – М.: КНОРУС, 2010. – 302 с.
  18. Матвеева, Т.Ю. Введение в макроэкономику: учеб. пособие / Т.Ю. Матвеева. – М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007. – 511 с.
  19. Мысляева, И.М. Государственный и муниципальные финансы: учебник / И.М. Мысляева. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 360 с.
  20. Николаева, Т.П. Финансы и кредит / Т.П. Николаева. – М.: ИЦ ЕАОИ, 2008. – 371 с.
  21. Новое о внешнем долге России / С.М. Борисов // Деньги и кредит. – 2008.- №8. – С. 15-21.
  22. Попкова Н.А. Управление государственным долгом: проблемы и возможности. / Н.А. Попкова // Финансы. – 2010. - №1 – С.49-51.
  23. Сажина, М.А. Экономическая теория: учеб. для вузов / М.А. Сажина, Г.Г. Чибриков. – М.: Норма, 2007. – 672 с.
  24. Совокупный государственный долг, его регулирование / А. Селезнев // Экономист. – 2008. - №8. – С. 13-26.
  25. Солдаткин, С.Н. К вопросу о сущности управления государственным долгом на субфедеральном уровне / С.Н. Солдаткин // Проблемы современной экономики. – 2009. - №4 (32). – С. 43-47.
  26. Сухарев, А.Н. От политики государственного долга к политике государственных сбережений / А.Н. Сухарев // Проблемы современной экономики. – 2009. - №4 (32). – С. 34-39.
  27. Тарасевич, Л.С. Макроэкономика: учебник / Л.С. Тарасевич, Гребенников П.И., Леусский А.И. – М.: Высшее образование, 2006. – 654 с.
  28. Управление государственным долгом / Ю. Воронин, В. Кабашкин // Экономист. – 2006. - №1. – С. 58-67.
  29. Финансы: учебник / С.А. Белозеров, С.Г. Горбушина, В.В. Ковалев и др. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 640 с.
  30. Финансы: учебник / А.Г. Грязнова, Е.В. Маркина, В.В. Курочкин и др. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 501 с.
  31. Хейфец, Б.А. Кризис и новые тенденции в политике управления государственным долгом в России / Б.А. Хейфец // http://www.imepi-eurasia.ru. - 25.04.2011.
  32. Хомякова, Ю. Основные проблемы управления государственным долгом в РФ / Ю. Хомякова. - http://rgau-economics.ucoz.ru. – 25.04.2011.

Информация о работе Теория и практика управления государственным долгом