Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 20:23, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение сущности и социально-экономического значения государственного долга, изучение его современного состояния и путей совершенствования управления государственным долгом Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- дать определение государственному долгу;
- раскрыть содержание основных видов государственного долга;
Введение ……………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические основы государственного долга ……………….. 5
1.1. Сущность государственного долга …………………………………... 5
1.2. Классификация государственного долга …………………………...... 8
Глава 2. Методологические основы управления государственным долгом………………………………………………………………………. 13
2.1. Понятие, цели и принципы управления государственным долгом ... 13
2.2. Механизм управления государственным долгом …………………… 16
2.3. Стратегии управления государственным долгом РФ. Анализ динамики и структуры государственного долга РФ …………………….. 22
2.4. Проблемы управления государственным долгом РФ и пути их решения …………………………………………………………………….. 28
Заключение …………………………………………………………………. 35
Список литературы …………………
По объему долговых обязательств государственный долг подразделяется
на капитальный и текущий. Капитальный государственный долг представляет собой всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая проценты, которые должны быть уплачены по этим обязательствам. Текущий долг составляют расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.
В зависимости от субъектов кредиторов и валюты платежа государственный долг делится на внутренний и внешний.
Внутренний государственный долг (internal debt) – это совокупная задолженность правительства гражданам страны, равная суммарной номинальной стоимости всех имеющихся у них на определенный момент государственных облигаций. 10
Кредиторами по внутренним займам преимущественно выступают физические и юридические лица, являющиеся резидентами данного государства. Внутренние займы выпускаются в национальной валюте. Для привлечения средств эмитируются ценные бумаги, пользующиеся спросом на национальном фондовом рынке. Для дополнительного поощрения инвесторов используются различные налоговые льготы.
Внешний государственный долг (external debt) – это суммарная задолженность страны иностранным гражданам, другим странам и международным финансовым организациям.11
Внешний государственный долг обусловлен рядом макроэкономических факторов, действие которых обуславливает объективную природу такой задолженности. Это факторы циклического дисбаланса в экономике, вызванного автоматическим сокращением налоговых поступлений в бюджет и сокращением государственных расходов в условиях циклического спада деловой активности. Кроме того, следует назвать факторы, обуславливающие структурный дисбаланс. То есть, решение вопросов, связанных с налаживанием новых видов производства в стране, с техническим перевооружением имеющейся структуры основного капитала требует притока дополнительных финансовых ресурсов. Одним из каналов получения дополнительного капитала являются внешние займы и кредиты.12
Приток внешних заимствований с одной стороны имеет субъективные основания в виде решений правительственных органов о необходимости внешних займов и кредитов. С другой стороны он имеет и объективные основания, обусловленные складывающейся макроэкономической ситуацией. При систематическом наращивании долгового финансирования для покрытия бюджетного дефицита увеличивается спрос на деньги. Если Центробанк ограничивает выпуск денег в обращение, то это стимулирует быстрый рост процентных ставок.
Повышение процентных ставок на внутреннем рынке данной страны увеличивает спрос на валюту этой страны и ее ценные бумаги. Это создает приток «горячих» денег в страну и увеличение суммы внешнего долга. Обменный курс национальной валюты повышается, что стимулирует увеличение импорта и сокращение экспорта.
В мировой практике выделяются две основных формы заимствований: безоблигационный и облигационный. 13
Безоблигационная государственная задолженность – это задолженность в виде несекъюритизированных кредитов и займов, т.е. такая форма задолженности, которая не предполагает выпуск ценных бумаг.
Отличительными особенностями этой формы являются:
1. Наличие в качестве кредитора одного и того же лица на протяжении всего времени кредита (займа).
2. Невозможность перехода права требования к третьим лицам, а значит относительная безопасность заемщика от концентрации прав требования в руках нежелательных лиц.
3. Ограниченные возможности реструктуризации такой формы в случае сложностей с обслуживанием долга.
К безоблигационной государственной задолженности относятся:
-
синдицированные кредиты (
- целевые займы (используются в тех случаях, когда необходимо решить отдельную задачу – сократить дефицит бюджета, поддержать отдельную отрасль и т.п. в таком случае привлекаемые займы не могут быть использованы на другие задачи).
Облигационная
задолженность возникает в
В соответствии со ст. 98 Бюджетного кодекса РФ долговые обязательства РФ могут существовать в форме:
- кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени РФ с кредитными организациями, иностранными государствами и международными
финансовыми организациями;
- государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени РФ;
- договоров и соглашений о получении Российской Федерацией бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
- договоров о предоставлении государственных гарантий РФ, договоров поручительства РФ по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;
- переоформленных долговых обязательств третьих лиц в государственный долг РФ на основе принятых федеральных законов;
- соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет.
Таким образом, законодательство РФ определяет государственные долговые обязательства как совокупность государственных заимствований (привлекаемые государственные займы и кредиты) и государственных гарантий, предоставляемых по займам других лиц.
В Российской Федерации в зависимости от того, у какого субъекта возникают долговые обязательства в результате заемной деятельности, различают общегосударственный долг, государственный долг субъекта Федерации и муниципальный долг.
По срокам государственный долг делится на краткосрочный - до 1 года, среднесрочный - от 1 года до 5 лет и долгосрочный - от 5 до 30 лет.
По
видам ценных бумаг выделяются следующие
долги: казначейские обязательства, государственные
краткосрочные облигации, государственные
казначейские векселя.
Глава
2. Сущность управления
государственным долгом
2.1.
Понятие, цели
и принципы управления
государственным
долгом
Разновекторность форм воздействия долга на функционирование экономики вызывает необходимость рассмотрения долга в качестве объекта управления и регулирования. Категория «управление» включает совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения определенного результата. Искусство управления (регулирования) состоит в выборе наиболее эффективного метода из числа имеющихся или создании условий для рационального использования применяемых методов с целью наиболее быстрого решения поставленных задач и выполнения намеченных целей.
Играя вспомогательную роль по отношению к управлению бюджетными доходами и расходами государства и к управлению бюджетными инвестициями, управление государственным (муниципальным) долгом является составной частью бюджетной, а, следовательно, и финансовой политики. В рамках бюджетного планирования определяется объем доходов и расходов бюджета, а также объем дефицита, основным источником покрытия которого являются заемные средства. Сегодня уже принято говорить не просто об управлении долгом, а о долговой политике, являющейся частью бюджетной политики и определяющей объемы и формы привлечения заимствований.14
Под управлением государственным долгом понимается совокупность действий государства в лице его уполномоченных органов по регулированию величины, структуры и стоимости обслуживания государственного долга.15
Основными целями управления государственным долгом являются:
- сохранение объема государственного долга на
экономически безопасном уровне;
- сохранение стоимости обслуживания государственного долга;
- обеспечение исполнения обязательств государства в полном объеме по более низкой стоимости на среднесрочную и долгосрочную перспективу.16
В процессе управления государственным долгом решаются следующие общие задачи:
-
привлечение государственных
-
удержание величины
- минимизация стоимости долга на основе удлинения срока заимствований и снижения доходности государственных ценных бумаг, перехода на другие рынки и переключения внимания на другие группы инвесторов;
-
сохранение репутации
-
поддержание стабильности и
-
достижение эффективного и
заимствованных органами государственной власти, и гарантированных ими заимствований;
-
диверсификация долговых
-
координация действий
Таким образом, управление государственным долгом представляет совокупность мероприятий органов государственной власти по использованию долговых отношений для формирования благоприятных макроэкономических условий развития страны и отдельных ее территорий.
Управление государственным долгом, как и всякое управление, имеет четыре составляющие: прогнозирование, планирование, анализ и контроль. Однако эти функции управления могут быть конкретизированы применительно к государственному долгу. Понятие управления государственным долгом может рассматриваться в широком и узком смысле.
Управление государственным долгом в широком смысле предполагает:
- формирование политики в отношении государственного долга;
- определение основных показателей и предельных значений государственной задолженности;
- определение основных направлений воздействия на микро- и макроэкономические показатели;
- определение приоритетных направлений использования привлеченных ресурсов и т.д. 18
Управление государственным долгом в узком смысле предполагает определение условий выпуска, обращения и погашения конкретных государственных ценных бумаг. Еще более узкая трактовка управления государственным долгом предполагает регулирование состава и структуры совокупного государственного долга при его неизменной величине. В зарубежной экономической литературе она получила название «debt management». Объекты регулирования в рамках debt management:
- структура сроков обращения различных долговых обязательств;
- структура кредиторов (путем выпуска нерыночных, предназначенных для определенных групп кредиторов займов).
В основу управления государственным долгом положены следующие принципы:
- безусловность - обеспечение точного и своевременного выполнения обязательств государства перед инвесторами и кредиторами без выставления дополнительных условий;
- единство учета - учет в процессе управления государственным долгом всех видов ценных бумаг, эмитированных федеральными органами власти, органами власти субъектов федерации и органами местного самоуправления;
- единство долговой политики - обеспечение единого подхода в политике управления государственным долгом со стороны федерального центра по отношению к субъектам федерации и муниципальным образованиям;
Информация о работе Теория и практика управления государственным долгом