Теория и практика управления государственным долгом

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 20:23, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение сущности и социально-экономического значения государственного долга, изучение его современного состояния и путей совершенствования управления государственным долгом Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- дать определение государственному долгу;
- раскрыть содержание основных видов государственного долга;

Содержание

Введение ……………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические основы государственного долга ……………….. 5
1.1. Сущность государственного долга …………………………………... 5
1.2. Классификация государственного долга …………………………...... 8
Глава 2. Методологические основы управления государственным долгом………………………………………………………………………. 13
2.1. Понятие, цели и принципы управления государственным долгом ... 13
2.2. Механизм управления государственным долгом …………………… 16
2.3. Стратегии управления государственным долгом РФ. Анализ динамики и структуры государственного долга РФ …………………….. 22
2.4. Проблемы управления государственным долгом РФ и пути их решения …………………………………………………………………….. 28
Заключение …………………………………………………………………. 35
Список литературы …………………

Работа содержит 1 файл

Теория и практика управления государственным долгом.doc

— 261.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Оглавление 
 

Введение  ……………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические основы государственного долга ……………….. 5
1.1. Сущность  государственного долга …………………………………... 5
1.2. Классификация государственного долга …………………………...... 8
Глава 2. Методологические основы управления государственным долгом………………………………………………………………………. 13
2.1. Понятие, цели и принципы управления государственным долгом ... 13
2.2. Механизм управления государственным долгом …………………… 16
2.3. Стратегии  управления государственным долгом  РФ. Анализ динамики и структуры  государственного долга РФ …………………….. 22
2.4. Проблемы  управления государственным долгом  РФ и пути их решения …………………………………………………………………….. 28
Заключение  …………………………………………………………………. 35
Список  литературы  ………………………………………………………... 35
   
 
 
 
 
 
 
 
 

 

      

     Введение 

     Проблемы, связанные с управлением государственным  долгом, его регулированием, с выбором  правильной долговой политики до сих  пор достаточно актуальны. Так, экономические события последних лет, обусловили переход вопросов управления государственным долгом в разряд первостепенных. Российская долговая политика была проблемной областью все 1990-е годы, но особенно усугубил ее положение кризис 1998 г. Начиная с 2000 года и до 2008 года ситуация на рынке государственных заимствований сильно изменялась в лучшую сторону. Не смотря на это, мировой финансовый кризис 2008 г., остро сказавшийся на российской экономике, вновь привлек особое внимание к проблеме эффективного управления государственным долгом России, прежде всего его внешней составляющей. При этом правильно оценить создавшуюся ситуацию, решить проблему по сокращению государственной задолженности возможно только лишь зная все особенности государственного долга, его управления и изучив накопленный опыт.

     Управление  государственным долгом является одним  из наиболее важных элементов государственной  политики. Бюджетная, долговая и валютная политика государства неразрывно связаны между собой: государственный долг влияет на экономический рост, денежное обращение, уровень инфляции, ставки рефинансирования, занятости, объема инвестиций в экономику страны в целом и реальный сектор экономики, приводит к сокращению инвестиционных ресурсов в экономике, нарушению воспроизводственных процессов, снижению экономического роста. Рано или поздно заимствования выходят за рамки возможностей государства, что вызывает необходимость сокращения расходов на социальные, инвестиционные и другие цели, не связанные с погашением и обслуживанием долга. Необоснованная бюджетная, денежно-кредитная и курсовая политика государства вызывает неуверенность на финансовых рынках в отношении инвестиционного климата, побуждая инвесторов к выдвижению требований более высокой премии за риск. Это особенно касается стран, развивающих и формирующих рынки ценных бумаг, где заемщики и кредиторы могут воздержаться от принятия долгосрочных обязательств, что может негативно отразиться на развитии финансовых рынков и экономическом росте. Чрезмерный рост государственного долга несет в себе угрозу для экономической безопасности страны и стабильности бюджетной системы.

     Целью работы является рассмотрение сущности и социально-экономического значения государственного долга, изучение его  современного состояния и путей совершенствования управления государственным долгом Российской Федерации.

     Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

     - дать определение государственному  долгу;

     - раскрыть содержание основных видов государственного долга;

     - определить причины увеличения  государственного долга;

     - выявить особенности методов и механизмов управления государственным долгом;

     - провести анализ современного состояния государственного долга РФ;

     - выявить проблемы управления  государственным долгом РФ и  пути их решения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1. Теоретические основы государственного долга 

     
    1. Сущность  государственного долга
 

     В формировании и развития экономической, социальной и политической структуры  общества и государства основополагающую роль играет финансовая система государства, одной из составляющих которой является государственный бюджет. Именно государственный бюджет, является главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения. При этом в управлении финансовой системой важное значение имеет проблема дефицита бюджета и величина государственного долга.

     Государственный бюджет представляет собой централизованный фонд финансовых ресурсов, форму образования  и расходования денежных средств, предназначенных  для финансового обеспечения  деятельности государства и местного самоуправления.1

     Государственный бюджет состоит из двух взаимосвязанных и взаимодополняющих статей: доходной и расходной. Доходная статья – показывает, откуда поступают денежные средства для финансирования деятельности государства. Расходная статья – показывает, куда (на какие цели) направляются государственные деньги. В процессе принятия и исполнения бюджета большое значение приобретает сбалансированность доходов и расходов.

     Разница между государственными расходами  и доходами называется бюджетным дефицитом.2 Бюджетный дефицит отражает определенные изменения в национальной экономике, фиксирует результат этих изменений.

     Одной из проблем, порождаемых бюджетным  дефицитом, является проблема государственного долга. Так Сажина М.А., Чибриков Г.Г. государственный долг определяют, как неизбежное порождение дефицита бюджета, причины которого связаны со спадом производства, с ростом предельных издержек, необеспеченной эмиссией денег, возрастанием затрат по финансированию военно-промышленного комплекса, ростом объемов теневой экономики, непроизводственных расходов, потерь, хищений и т.д.3

     Причиной  появления и увеличения государственного долга является финансирование дефицита государственного бюджета за счет внутреннего  и внешнего займов.

     В общем случае государственный долг – общий размер задолженности правительства владельцам государственных ценных бумаг, равный сумме прошлых бюджетных дефицитов (минус бюджетные излишки).4

     Государственный долг как экономическая категория  представляет собой определенную систему  отношений, возникающую между органами государственного управления, с одной стороны, частными лицами, негосударственными институтами, иностранными государствами, с другой стороны, по поводу формирования и погашения задолженности органов государственного управления, возникающих в результате формирования дополнительных средств государства.5

     С точки зрения материально-вещественного  содержания, государственный долг выступает  как сумма долговых обязательств государства по выпушенным и непогашенным государственным займам, полученным кредитам и процентам по ним, выданным государством гарантиям перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.

     В некоторых странах к государственному долгу относятся также обязательства международных институтов, которые по своей природе являются надгосударственными образованиями, т.е. существует более широкое представление о государственном долге. Напротив, в ряде стран в государственный долг не входит или входит частично сумма обязательств государственной власти по гарантированию обязательств третьих лиц.

     По  мнению Мысляевой И.М., следует различать  совокупный долг и государственный долг. Совокупный долг - это более широкое понятие, которое включает не только государственный долг, но и долг финансовых и нефинансовых организаций. Государственный, или общественный, долг - это задолженность только органов государственной власти разных уровней перед другими секторами хозяйства (рис.1).6

     Рис. 1. Структура совокупного долга 

     Государственный долг является одним из макроэкономических параметров, объектом и инструментом экономической политики государства.

     Государственный долг является характеристикой результативности всех совершенных госкредитных операций. Его абсолютная величина, динамика и темпы изменений отражают состояние экономики и финансов страны, эффективность функционирования государственных структур. На состояние государственного долга существенно влияют ежегодные операции в сфере государственного кредита.7

     В качестве инструмента управления государственный долг обеспечивает возможность органам государственной власти оказывать влияние на денежное обращение, финансовый рынок, инвестиции, производство, занятость, организацию населением своих сбережений и многие другие экономические процессы.

     Когда государственный долг выступает  в качестве объекта управления, государство  определяет соотношение между различными видами долговой деятельности (заимствования  и гарантии), структуру видов долговой деятельности по срокам и доходности, механизм построения конкретных займов и гарантий, порядок выпуска и обращения займов, порядок представления гарантий и выполнения финансовых обязательств по ним. Органы власти устанавливают и другие необходимые практические аспекты функционирования государственного долга.8

     Существование долга может оказывать как  положительное, так и отрицательное  воздействие на реальный, финансовый и другие секторы в зависимости  от направления государственных  расходов, фазы делового цикла, от уровня развития экономики. Положительное воздействие долга проявляется в обеспечении правительства финансовыми ресурсами и стимулировании экономического роста. Негативные последствия выражаются в эффекте вытеснения и перемещении бремени на будущие поколения. 

    1. Классификация государственного долга
 

     В экономической теории и практике государственный долг принято классифицировать по различным основаниям (табл. 1).  

Таблица 1

Классификация государственного долга9

п/п  № Основные критерии классификации Виды государственного долга
1 по объему долговых обязательств капитальный

текущий

2 в зависимости  от субъектов кредиторов и валюты платежа  внутренний

внешний

3 в зависимости  от формы заимствования безоблигационный

облигационный

4 в зависимости  от субъекта долговых обязательств общегосударственный

государственный долг субъекта РФ

муниципальный

5 по срокам краткосрочный

среднесрочный

долгосрочный

Информация о работе Теория и практика управления государственным долгом