Теория и практика управления государственным долгом

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 20:23, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение сущности и социально-экономического значения государственного долга, изучение его современного состояния и путей совершенствования управления государственным долгом Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- дать определение государственному долгу;
- раскрыть содержание основных видов государственного долга;

Содержание

Введение ……………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические основы государственного долга ……………….. 5
1.1. Сущность государственного долга …………………………………... 5
1.2. Классификация государственного долга …………………………...... 8
Глава 2. Методологические основы управления государственным долгом………………………………………………………………………. 13
2.1. Понятие, цели и принципы управления государственным долгом ... 13
2.2. Механизм управления государственным долгом …………………… 16
2.3. Стратегии управления государственным долгом РФ. Анализ динамики и структуры государственного долга РФ …………………….. 22
2.4. Проблемы управления государственным долгом РФ и пути их решения …………………………………………………………………….. 28
Заключение …………………………………………………………………. 35
Список литературы …………………

Работа содержит 1 файл

Теория и практика управления государственным долгом.doc

— 261.50 Кб (Скачать)

     - согласованность - обеспечение максимально возможной гармонизации интересов кредиторов и государства-заемщика;

     - снижение рисков - выполнение всех необходимых действий, позволяющих снизить как риски кредитора, так и риски инвестора;

     - оптимальность - создание такой структуры государственных займов, чтобы выполнение обязательств по ним было сопряжено с минимальными затратами и минимальным риском, а также оказывало наименьшее отрицательное влияние на экономику страны;

     - гласность - предоставление достоверной, своевременной и полной информации о параметрах займов всем пользователям.19 

     2.2. Механизм управления государственным долгом 

     Управление  государственным долгом осуществляется посредством эффективного использования средств государственного заимствования, привлечения средств для выплаты долга, а также нейтрализации его негативного воздействия на экономику страны.

     Величина  государственного долга не должна превышать  размеры ВВП более чем в два раза, в противном случае слишком большие ресурсы будут направляться на его обслуживание, что негативно скажется на развитии экономики. По той же причине нежелательно привлечение новых займов, если выплаты по внешним обязательствам составляют более четверти внешнеторгового оборота страны.20

     По  абсолютной величине долга невозможно судить о том, насколько серьезной  экономической проблемой он является. Если сумма долга составляет незначительную долю ВВП и экономика динамично  развивается, выплата самого долга и процентов по долгу не является непосильным бременем для экономики. Поэтому показателем бремени государственного долга для экономики является отношение абсолютной величины долга (D) к объему ВВП (Y) (доля долга в ВВП):

       

или более точный показатель отношения темпов роста долга ( ) к темпам роста ВВП ( ):

      .21

     При низких темпах роста ВВП и низких темпах экономического роста государственный  долг превращается в серьезную макроэкономическую проблему.

     Опасность большого внутреннего государственного долга связана не с тем, что  правительство может обанкротиться, так как оно обычно не погашает долг, а рефинансирует его, выпуская новые государственные займы  и делая новые долги для погашения старых, т.е. строит финансовую пирамиду. Кроме того, правительство для финансирования своих расходов может повысить налоги или выпустить в обращение дополнительные деньги.

     Серьезные проблемы большого государственного внутреннего  долга заключаются в том, что:

     - снижается эффективность экономики,  поскольку отвлекаются средства  из производственного сектора  экономики как на обслуживание  долга, так и на выплату самой  суммы долга;

     - перераспределяется доход от  частного сектора к государственному;

     - усиливается неравенство в доходах;

     - рефинансирование долга ведет  к росту ставки процента, что  вызывает вытеснение инвестиций  в краткосрочном периоде, а  в долгосрочном периоде может  привести к сокращению запаса капитала и снижению производственного потенциала страны;

     - создается угроза высокой инфляции  в будущем;

     - необходимость выплаты процентов  по долгу может потребовать  повышения налогов, что приведет  к подрыву действия экономических  стимулов;

     - дефицит государственного бюджета  может стать хроническим явлением;

     - может появиться двойной дефицит,  при котором дефицит государственного  бюджета сочетается с дефицитом  торгового баланса. Эти два  вида дефицитов взаимообусловлены.  Из тождества инъекций и изъятий I + G + Ex = S + T + Im следует, что (G - T) = (S - I) +(Im - Ex). При невозможности финансирования роста дефицита государственного бюджета за счет внутренних сбережений приходится его финансировать за счет внешнего займа и увеличения дефицита торгового (платежного) баланса.

     Негативные  последствия большого государственного внешнего долга обусловлены необходимостью возвращения долга и его обслуживания и состоят в том, что:

     - выплата процентов и основной  суммы долга иностранцам вызывают  перевод определенной части ВВП  за рубеж, в результате снижаются  производственные возможности и эффективность национальной экономики;

     - бремя выплаты долга перекладывается  на будущие поколения, что может  привести к снижению уровня  их благосостоянии;

     - при хроническом дефиците торгового  (платежного) баланса появляется  угроза истощения золотовалютных резервов страны, что может привести к валютному кризису;

     - возникает угроза делового кризиса.22

     Особое  место в построении эффективного механизма управления долгом занимают методы обслуживания и погашения уже имеющихся долговых обязательств.

     Под обслуживанием долга понимаются операции по выплате доходов по долговым обязательствам в виде процентов  по ним и (или) дисконта, осуществляемые за счет средств бюджета.23

     Погашение государственного долга и процентов  по нему производятся путем либо рефинансирования (выпуска новых займов, для того, чтобы рассчитаться по облигациям старых займов), либо конверсии и консолидации.24

     Конверсия – изменение условий займа  и размеров выплачиваемых процентов  по нему или превращение его в  долгосрочные иностранные инвестиции. В этом случае иностранным кредиторам предлагается приобрести недвижимость, участвовать в совместном вложении капитала, приватизации государственной собственности.

     Консолидация  – изменение условий займа, связанное  с изменением сроков погашения, когда краткосрочные обязательства консолидируются в долгосрочные и среднесрочные. Такая консолидация возможна только при взаимном согласии правительства заемщика и кредитора.25

     Кредиторы создают специальные организации  – клубы, где вырабатывают солидарную политику по отношению к странам, которые не в состоянии выполнять свои международные финансовые обязательства.

     Наиболее  известные – Лондонский клуб, в  который входят банки-кредиторы, и  Парижский клуб, объединяющий страны-кредиторы.

     Кроме того выделяют и другие методы управления государственным долгом:

     - новация - соглашение между государством-заемщиком и кредиторами по замене обязательств в рамках одного и того же кредитного договора;

     - унификация - решение государства об объединении нескольких ранее выпущенных займов;

     - отсрочка - консолидация при одновременном отказе государства от выплаты дохода по займам;

     - дефолт - отказ государства от уплаты государственного долга.26

     В управлении государственным долгом выделяют пять этапов управления, на каждом из которых решаются специфические задачи.27

     На  первом этапе идет процесс обновления предельных объемов внутреннего  и внешнего долга, предельных объемов  внутреннего и внешнего заимствования, предельных объемов предоставления гарантий, а также формируются  программы внутреннего и внешнего заимствований. Именно на этом этапе закладывается величина будущего совокупного долгового бремени.

     Размеры и структура государственного внутреннего  долга приведены в Программе  государственных внутренних заимствований  РФ, субъектов РФ и муниципальных образований. Программа входит в число документов, предоставляемых одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год.

     Предельные  объемы внутреннего долга утверждаются законом о бюджете на соответствующий  финансовый год (федеральным законом, законом субъекта РФ или местного органа власти). Предельный объем может быть превышен Правительством РФ, если это снижает расходы по обслуживанию государственного долга.

     На  втором этапе формируется программа  эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг и определяются конкретные параметры предстоящих заимствований по срокам обращения, уровню вероятной доходности, порядку выплаты доходов и других условий.

     На  третьем этапе проводится размещение облигаций и регулирование котировок  по государственным долговым обязательствам на вторичном долговом рынке. Воздействие на котировки по государственным облигациям позволяет регулировать бюджетную эффективность проводимых заимствований и величину текущего долга.

     Четвертый этап связан с проведением мероприятий, необходимость которых определяется наличием проблемных долгов или кризисных  долговых ситуаций.

     Пятый этап предполагает исполнение первоначальных или скорректированных графиков платежей по обслуживанию и погашению государственного внутреннего и внешнего долгов.

     Таким образом, под управлением государственным  долгом следует понимать совокупность мер по регулированию его объема и структуры, определению условий  и осуществлению новых заимствований, регулированию рынка заимствований, реализации мер управления проблемными долгами, обслуживанию и погашению долга, предоставлению государственных гарантий, контролю за эффективным использованием заимствованных средств. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.3. Стратегии управления государственным долгом РФ. Анализ динамики и структуры государственного долга РФ 

     Различают стратегическое и оперативное управление государственным долгом.28

     Основным  принципом управления государственным  долгом Российской Федерации является долговременная стратегия и эффективное использование. Необходимо усилить долговременную ориентацию долговой политики, покончить с ее подчиненностью решению текущих бюджетных проблем. Долговая стратегия должна характеризоваться комплексным подходом, учитывающим особенности общей экономической стратегии развития России, ее валютной, денежно-кредитной, финансовой, инвестиционной политики. Активная долговая стратегия должна состоять, по крайней мере, из трех составных частей:

     1) стратегия обслуживания имеющегося  долга;

     2) стратегия привлечения новых финансовых ресурсов;

     3) стратегия использования заемных  средств.

     При этом для реализации целей активной долговой стратегии необходимо повысить гибкость и оперативность в принятии решений по вопросам управления государственным  долгом.

     Основными положениями долговой стратегии РФ являются:

  1. снижение отношения государственного долга РФ к ВВП;
  2. проведение консервативной политики в области государственных заимствований, предусматривающей использование средств Стабилизационного фонда РФ для погашения государственного внешнего долга;
  3. замещение государственного внешнего долга внутренними заимствованиями, преимущественно средне- и долгосрочными;
  4. развитие национального рынка ценных бумаг;
  5. максимальное привлечение займов для финансирования расходов по уже реализуемым проектам с целью их завершения;
  6. концентрация заемных средств для реализации новых крупных имеющих общегосударственное значение инфраструктурных объектов, решения по реализации которых в счет связанных кредитов и займов международных  финансовых организаций уже приняты Правительством РФ;

      7) максимально возможное замещение займов международных финансовых организаций российским софинансированием.29

Информация о работе Теория и практика управления государственным долгом