Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 20:23, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение сущности и социально-экономического значения государственного долга, изучение его современного состояния и путей совершенствования управления государственным долгом Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- дать определение государственному долгу;
- раскрыть содержание основных видов государственного долга;
Введение ……………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические основы государственного долга ……………….. 5
1.1. Сущность государственного долга …………………………………... 5
1.2. Классификация государственного долга …………………………...... 8
Глава 2. Методологические основы управления государственным долгом………………………………………………………………………. 13
2.1. Понятие, цели и принципы управления государственным долгом ... 13
2.2. Механизм управления государственным долгом …………………… 16
2.3. Стратегии управления государственным долгом РФ. Анализ динамики и структуры государственного долга РФ …………………….. 22
2.4. Проблемы управления государственным долгом РФ и пути их решения …………………………………………………………………….. 28
Заключение …………………………………………………………………. 35
Список литературы …………………
- согласованность - обеспечение максимально возможной гармонизации интересов кредиторов и государства-заемщика;
- снижение рисков - выполнение всех необходимых действий, позволяющих снизить как риски кредитора, так и риски инвестора;
- оптимальность - создание такой структуры государственных займов, чтобы выполнение обязательств по ним было сопряжено с минимальными затратами и минимальным риском, а также оказывало наименьшее отрицательное влияние на экономику страны;
-
гласность - предоставление достоверной,
своевременной и полной информации о параметрах
займов всем пользователям.19
2.2.
Механизм управления
государственным долгом
Управление государственным долгом осуществляется посредством эффективного использования средств государственного заимствования, привлечения средств для выплаты долга, а также нейтрализации его негативного воздействия на экономику страны.
Величина государственного долга не должна превышать размеры ВВП более чем в два раза, в противном случае слишком большие ресурсы будут направляться на его обслуживание, что негативно скажется на развитии экономики. По той же причине нежелательно привлечение новых займов, если выплаты по внешним обязательствам составляют более четверти внешнеторгового оборота страны.20
По абсолютной величине долга невозможно судить о том, насколько серьезной экономической проблемой он является. Если сумма долга составляет незначительную долю ВВП и экономика динамично развивается, выплата самого долга и процентов по долгу не является непосильным бременем для экономики. Поэтому показателем бремени государственного долга для экономики является отношение абсолютной величины долга (D) к объему ВВП (Y) (доля долга в ВВП):
или более точный показатель отношения темпов роста долга ( ) к темпам роста ВВП ( ):
.21
При низких темпах роста ВВП и низких темпах экономического роста государственный долг превращается в серьезную макроэкономическую проблему.
Опасность
большого внутреннего государственного
долга связана не с тем, что
правительство может
Серьезные проблемы большого государственного внутреннего долга заключаются в том, что:
-
снижается эффективность
-
перераспределяется доход от
частного сектора к
-
усиливается неравенство в
-
рефинансирование долга ведет
к росту ставки процента, что
вызывает вытеснение
-
создается угроза высокой
-
необходимость выплаты
-
дефицит государственного
-
может появиться двойной
Негативные последствия большого государственного внешнего долга обусловлены необходимостью возвращения долга и его обслуживания и состоят в том, что:
-
выплата процентов и основной
суммы долга иностранцам
-
бремя выплаты долга
-
при хроническом дефиците
-
возникает угроза делового
Особое место в построении эффективного механизма управления долгом занимают методы обслуживания и погашения уже имеющихся долговых обязательств.
Под обслуживанием долга понимаются операции по выплате доходов по долговым обязательствам в виде процентов по ним и (или) дисконта, осуществляемые за счет средств бюджета.23
Погашение государственного долга и процентов по нему производятся путем либо рефинансирования (выпуска новых займов, для того, чтобы рассчитаться по облигациям старых займов), либо конверсии и консолидации.24
Конверсия – изменение условий займа и размеров выплачиваемых процентов по нему или превращение его в долгосрочные иностранные инвестиции. В этом случае иностранным кредиторам предлагается приобрести недвижимость, участвовать в совместном вложении капитала, приватизации государственной собственности.
Консолидация – изменение условий займа, связанное с изменением сроков погашения, когда краткосрочные обязательства консолидируются в долгосрочные и среднесрочные. Такая консолидация возможна только при взаимном согласии правительства заемщика и кредитора.25
Кредиторы
создают специальные
Наиболее известные – Лондонский клуб, в который входят банки-кредиторы, и Парижский клуб, объединяющий страны-кредиторы.
Кроме того выделяют и другие методы управления государственным долгом:
- новация - соглашение между государством-заемщиком и кредиторами по замене обязательств в рамках одного и того же кредитного договора;
- унификация - решение государства об объединении нескольких ранее выпущенных займов;
- отсрочка - консолидация при одновременном отказе государства от выплаты дохода по займам;
- дефолт - отказ государства от уплаты государственного долга.26
В управлении государственным долгом выделяют пять этапов управления, на каждом из которых решаются специфические задачи.27
На первом этапе идет процесс обновления предельных объемов внутреннего и внешнего долга, предельных объемов внутреннего и внешнего заимствования, предельных объемов предоставления гарантий, а также формируются программы внутреннего и внешнего заимствований. Именно на этом этапе закладывается величина будущего совокупного долгового бремени.
Размеры и структура государственного внутреннего долга приведены в Программе государственных внутренних заимствований РФ, субъектов РФ и муниципальных образований. Программа входит в число документов, предоставляемых одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год.
Предельные объемы внутреннего долга утверждаются законом о бюджете на соответствующий финансовый год (федеральным законом, законом субъекта РФ или местного органа власти). Предельный объем может быть превышен Правительством РФ, если это снижает расходы по обслуживанию государственного долга.
На
втором этапе формируется программа
эмиссии государственных и
На
третьем этапе проводится размещение
облигаций и регулирование
Четвертый
этап связан с проведением мероприятий,
необходимость которых
Пятый этап предполагает исполнение первоначальных или скорректированных графиков платежей по обслуживанию и погашению государственного внутреннего и внешнего долгов.
Таким
образом, под управлением
2.3.
Стратегии управления
государственным долгом
РФ. Анализ динамики
и структуры государственного
долга РФ
Различают стратегическое и оперативное управление государственным долгом.28
Основным принципом управления государственным долгом Российской Федерации является долговременная стратегия и эффективное использование. Необходимо усилить долговременную ориентацию долговой политики, покончить с ее подчиненностью решению текущих бюджетных проблем. Долговая стратегия должна характеризоваться комплексным подходом, учитывающим особенности общей экономической стратегии развития России, ее валютной, денежно-кредитной, финансовой, инвестиционной политики. Активная долговая стратегия должна состоять, по крайней мере, из трех составных частей:
1)
стратегия обслуживания
2) стратегия привлечения новых финансовых ресурсов;
3)
стратегия использования
При этом для реализации целей активной долговой стратегии необходимо повысить гибкость и оперативность в принятии решений по вопросам управления государственным долгом.
Основными положениями долговой стратегии РФ являются:
7) максимально возможное замещение займов международных финансовых организаций российским софинансированием.29
Информация о работе Теория и практика управления государственным долгом