Теория человеческого капитала. Особенности функционирования рынка труда в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 21:50, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение рынка труда и теории челове-ческого капитала.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
Осветить понятие теории человеческого капитала;
Описать сущность рынка труда;
Изучить развитие рынка труда и человеческого капитала в Беларуси.

Содержание

Введение 3
1.Сущность теории человеческого капитала 5
2.Сущность и функции рынка труда 14
3.Особенности функционирования рынка труда в Беларуси 24
Заключение 37
Список использованных источников 39

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 318.00 Кб (Скачать)

     Излишняя "зарегулированность" способна замедлять  адаптацию рынка труда к изменившимся условиям, увеличивать сопровождающие ее издержки, вести к формированию высокой и затяжной безработицы. Напротив, его гибкость позволяет быстрее осуществлять перераспределение рабочей силы и приспосабливаться к новой ситуации с меньшими трениями. Особенно опасна "неповоротливость" рынка труда в переходный период, в ситуации смены экономического режима.

     Институциональная гибкость — комплексное понятие. Многие факторы могут становиться  причиной "окостенения" рынка  труда, затягивать приспособление к шокам. Анализ показывает, что по большинству институциональных характеристик белорусский рынок труда предстает как явно менее "зарегулированный", если сравнивать его с рынками труда других пост-социалистических стран.

     1. Установление высоких ставок  минимальной заработной платы может оттеснять в ряды безработных лиц с низкой производительностью и вести к сокращению возможностей занятости для молодежи.

     Фактически  минимальная заработная плата приобрела  в Беларуси несвойственные ей функции, превратившись в счетную единицу при определении размеров социальных пособий, штрафов, государственных пошлин и т. д.

     2. Гибкость рынка труда может  подрываться жесткой системой  индексации заработной платы. Тесная привязка темпов роста номинальной заработной платы к темпам роста цен затрудняет достижение макроэкономической стабильности, если одним из ее необходимых условий выступает снижение реальной оплаты труда. Индексация создает условия для формирования спирали "цены-заработная плата", превращая инфляцию в самоподдерживающийся процесс. Кроме того, она придает инерционность шкале относительных ставок заработной платы, тогда как новые рыночные условия требуют ее кардинальной перестройки.

 

Список  использованных источников

 
     
  1. Головачев А.С. Макроэкономика. Мн.,2002. 318 с.
  2. Зубко Н.М. Экономическая теория. Мн.: АПИ, 2001. 348 с.
  3. Лемешевский И.М. Макроэкономика (экономическая теория, часть 3): Учебное пособие для экон. спец. Вузов.  Мн.: ФУАинформ, 2004. 573 с.
  4. Лутохина Э.А. Макроэкономика: современная социальная сфера : монография. Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2007. 239 с.
  5. Макроэкономика: учебное пособие для студ. экон. спец. вузов / [А.В. Бондарь и др. Минск : БГЭУ, 2007. 415 с.
  6. Макроэкономика: социально ориентированный подход: Учебное пособие. / Под ред. Э.А. Лутохиной.  Мн.: Тесей, 2003. 471 с.
  7. Макроэкономика: Учебное пособие. / Под ред.  М.И. Плотницкого. М.: Новое знание, 2002. 546 с.
  8. Программа социально-экономического развития Беларуси на 2006-2010 годы. Мн.,2006. 109 с.
  9. Шимов В.Н. Национальная экономика Беларуси. Мн.,2005. 844 с.
  10. Занятость населения//www.mintrud.gov.by
  11. Морова О.В. Человеческий капитал Беларуси.//www.research.by
  12. Статистическая информация//www.belstat.gov.by
 

     Итоги текущего мониторинга показывают, что  существенного ухудшения ситуации с регистрируемой безработицей не наблюдается. Ситуация на рынке труда остается стабильной, управляемой, контролируемой и не выходит за рамки прогнозных показателей Государственной программы.  

     В 2010 году в органы по труду, занятости  и социальной защите за содействием в трудоустройстве обратилось 328,7 тыс. человек (98,1 процента к соответствующему периоду 2009 года), из них зарегистрированы безработными 205,8 тыс. человек (96,8 процента).  

     В рамках реализации Плана мероприятий  на 2010 год по выполнению Государственной  программы содействия занятости  населения Республики Беларусь на 2009-2010 годы в 2010 г. достигнуты следующие результаты:  

     обеспечено  трудоустройство на новые рабочие  места, созданные республиканскими и местными органами государственного управления, 181,8 тыс. человек;  

     оказано содействие в трудоустройстве на постоянную работу 204,1 тыс. человек, из них 135,7 тыс. - безработных;  

     направлено  на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации 25,0 тыс. безработных;  

     трудоустроено 1,7 тыс. безработных из числа выпускников  высших учебных заведений, учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального образования, а также прошедших профессиональное обучение по направлениям органов по труду, занятости и социальной защите на временные рабочие места в рамках «Молодежной практики»;  

     организована  адаптация к трудовой деятельности 533 инвалидов;  

     профинансированы  и компенсированы нанимателям затраты  на приобретение специализированного оборудования для создания 207 рабочих мест и трудоустройства инвалидов;  

     оказана финансовая поддержка в организации  собственного дела 3,1 тыс. безработным;  

     на  новое место жительства и работы переселено 386 семей безработных;  

     в оплачиваемых общественных работах  приняли участие 96,1 тыс. человек, в том числе 49,9 тыс. безработных;  

     в свободное от учебы время организована трудовая занятость для 36,1 тысяч человек из числа студенческой и учащейся молодежи.  

     В сельской местности обеспечено создание рабочих мест для трудоустройства 21,5 тыс. человек.  

     Особое  внимание уделяется стабилизации ситуации на рынке рабочей силы в малых и средних городских поселениях (далее – малые города). За 2010 г. в них создано 31,3 тыс. рабочих мест.  

     В целях обеспечения занятости  населения в малых городах  органами по труду, занятости и социальной защите гор(рай)исполкомов в рамках Государственной программы: оказано содействие в трудоустройстве на постоянное место работы 54,2 тыс. чел, в том числе 34,9 тыс. безработным, направлено на профессиональное обучение 5,0 тыс. безработных, оказана финансовая поддержка в организации предпринимательской деятельности 829 безработным, в оплачиваемых общественных работах приняли участие 28,8 тыс. человек, в том числе 13,1 тыс. безработных.  

     В результате принятых мер в малых  городах республики количество безработных по сравнению с началом года уменьшилось на 1366 человек (с 7558 человек на 1.01.2010 до 6192 на 1.01.2011), или на 18,1 процента, количество вакансий увеличилось с 6,1 тыс. до 8,4 тыс. рабочих мест, или на 37,7 процента. Напряженность на рынке труда малых городов сократилась с 1,2 безработного на вакансию на 1.01.2010 (по республике 1,2) до 0,7 на 1.01.2011 (по республике 0,7). Этот показатель варьируется от 1,1 в Брестской области до 0,4 в Минской.  

     В течение 2010 года отмечался рост вакансий, заявленных в органы по труду, занятости  и социальной защите, и на конец  декабря 2010 г. число вакансий составило 48,8 тыс. свободных рабочих мест. На конец декабря на одну заявленную вакансию условно приходилось 0,7 безработных (на конец декабря 2009 г. – 1,2 безработных). Из общего числа вакансий 77,2 процента предназначены для трудоустройства рабочих.  

     Уровень безработицы на 01.01.2011 составил 0,7 процента к численности экономически активного населения (на 01.01.2010 – 0,9 процента).  

     По  данным Белстата, численность занятых  в экономике республики в январе – декабре 2010 г. составила 4653,4 тыс. человек.

     Меры  по стимулированию рынка труда

     Первый  заместитель Министра труда и  социальной защиты Республики Беларусь Петр Петрович Грушник провел 19 мая 2010 года пресс-конференцию: «Меры по стимулированию рынка труда Республики Беларусь» в Национальном пресс-центре Беларуси. В проведении пресс-конференции также участвовали представители центрального аппарата Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь Кохонов Н.Д – начальник главного управления политики занятости и народонаселения, Гринчук Г.Д – начальник отдела рынка труда. 

     В пресс-конференции приняли участие  представители 20 как государственных, так и негосударственных средств массовой информации. 

     Основной  темой прошедшей пресс-конференции  стали вопросы реализации мероприятий Государственной и региональных программ содействия занятости населения (разрабатываемых ежегодно) по созданию рабочих мест, улучшению ситуации в сфере занятости населения малых городов, по обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда: молодежи до 21 года, инвалидов, женщин, граждан, освободившихся из учреждений уголовно-исполнительной системы МВД и других социально уязвимых категорий.  

     Были  освещены такие направления политики обеспечения занятости населения, как сохранение трудовых коллективов  и создание новых рабочих мест, содействие развитию предпринимательства и самостоятельной занятости граждан, создание новых производств, снижение безработицы, профобучение безработных. Было отмечено, что молодежь выступает стратегическим ресурсом динамичного развития экономики. Государство уделяет особое внимание молодежи, прежде всего в школьной среде, в части совершенствования системы профессиональной ориентации направленной на повышение престижа рабочих профессий.  

     Было  отмечено, что в Министерстве труда  и социальной защиты Республики Беларусь готовятся предложения по либерализации предпринимательской деятельности, а также по поддержке граждан, обеспечивающих самозанятость в виде ведения личных подсобных хозяйств. 

     В ходе пресс-конференции и в интервью СМИ были даны ответы на 15 вопросов. Общение с прессой длилось более полутора часов. В связи с тем, что было озвучено много вопросов, касающихся нового в трудовом законодательстве, непосредственно на конференции было принято решение об организации Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь в ближайшее время семинара «Новое в организации оплаты труда на предприятии» на базе Национального пресс-центра Беларуси.  

     В завершении П.П. Грушник озвучил  основные приоритеты в области реализации политики занятости в Республике Беларусь: 

     формирование  эффективной структуры занятости  населения; 

     стимулирование  создания экономически эффективных  рабочих мест в перспективных  отраслях экономики, в сфере услуг, повышение качества создаваемых рабочих мест; 

     содействие  развитию малого бизнеса и предпринимательства, ремесленничества, агроэкотуризма; 

     достижение  сбалансированности спроса и предложения  рабочей силы, повышение качества рабочей силы на основе создания системы  непрерывного профессионального обучения, в том числе путем внедрения  эффективных программ профориентации молодежи и системы стимулов для повышения квалификации персонала непосредственно на производстве; 

     создание  благоприятных условий для повышения  уровня занятости в регионах за счет стимулирования трудовой активности населения;  

     повышение территориальной мобильности рабочей  силы на основе оптимизации процессов трудовой миграции и разработки комплекса мер по привлечению и закреплению кадров в сельской местности; 

     обеспечение занятости граждан, не способных  на равных конкурировать на рынке труда; ресоциализация лиц, вернувшихся из мест лишения свободы, инвалидов, длительно неработающих граждан; 

     повышение экономической активности незанятого населения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Теория человеческого капитала. Особенности функционирования рынка труда в РБ