Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 21:50, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение рынка труда и теории челове-ческого капитала.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
Осветить понятие теории человеческого капитала;
Описать сущность рынка труда;
Изучить развитие рынка труда и человеческого капитала в Беларуси.
Введение 3
1.Сущность теории человеческого капитала 5
2.Сущность и функции рынка труда 14
3.Особенности функционирования рынка труда в Беларуси 24
Заключение 37
Список использованных источников 39
Рисунок 3.1. Численность обучающихся в учреждениях образования
Примечание. Источник: [12]
2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Численность врачей всех специальностей: | ||||||
всего, тыс. человек | 44,9 | 44,8 | 45,0 | 45,3 | 45,6 | 46,4 |
на 10 000 человек населения |
45,1 | 45,3 | 45,7 | 46,2 | 46,8 | 47,7 |
Численность среднего медицинского персонала: | ||||||
всего, тыс. человек | 123,2 | 123,5 | 117,0 | 117,3 | 118,5 | 118,3 |
на 10 000 человек населения |
123,8 | 124,8 | 118,8 | 119,7 | 121,5 | 121,8 |
Число больничных организаций | 817 | 781 | 729 | 704 | 711 | 705 |
Число больничных коек: |
Окончание таблицы 3.2
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
всего, тыс. человек | 125,4 | 118,5 | 112,0 | 105,3 | 108,8 | 108,8 |
на 10 000 человек населения |
126,0 | 119,7 | 113,7 | 107,4 | 111,6 | 112,0 |
Число
врачебных амбулаторно- |
1856 | 1862 | 1918 | 1983 | 2005 | 2022 |
Примечание.
Источник: [12]
Ослабление государственной политики в области развития человеческих ресурсов в настоящем может дорого стоить в будущем. Недостаточное инвестирование в человеческий капитал, даже ввиду отсутствия средств, является ложной экономией и ведет к социальной нестабильности общества, недоеданию, болезням и росту преступности.
Социальная
сфера в трансформационном
Основной целью реформирования социальной сферы является повышение ее экономической эффективности, что означает получение наибольшей социальной отдачи на каждый рубль бюджета. В основе такого подхода лежит идея о том, что обеспечение социальной сферы нельзя больше рассматривать с точки зрения размеров ее финансирования. Его нужно оценивать в плане бюджетных затрат и эффективности распределения ресурсов. Другими словами, экономически эффективные социальные системы должны обеспечивать решение вопросов социальной защиты населения, повышения уровня жизни, сохранения жизненных стандартов при наименьших издержках с точки зрения расходов бюджета и ликвидации диспропорций в распределении ресурсов. Кроме того, они должны способствовать установлению макроэкономического равновесия.
Учитывая социальную направленность развития экономики республики, поддержание приемлемого жизненного уровня населения, белорусское государство и в годы перестройки продолжало выделять большие средства на социальные программы и инвестирование в человеческий капитал. Так, несмотря на то, что расходы государственного бюджета в ВВП неуклонно снижались, расходы на социальные нужды не уменьшились. Даже напротив, они возрастали. Это объясняется тем, что в период роста цен и падения реальных доходов ассигнования на социальные нужды давали правительству возможность сдерживать эрозию стандартов жизни и обеспечивать общественное согласие. В целях обеспечения доступа к медицинскому обслуживанию и образованию для всех категорий населения Беларуси не была проведена коммерциализация этих сфер и расходы на здравоохранение и образование в ВВП остались на высоком уровне. Увеличились также расходы на социальную помощь и пособия по безработице. Изменилось соотношение семейных и материнских пособий по безработице и ВВП (%). В то же время следует отметить, что государственные расходы на пенсии имели тенденцию к повышению [11].
Хотя структура расходов пока не соответствует требованиям эффективности, в ней стали происходить изменения. Постепенно были сокращены субсидии производителей и потребителей на продовольственные и детские товары. С 1995 г. сокращены субсидии на энергию, жилье, транспорт, ликвидирована значительная часть льгот для различных категорий населения. Произошло снижение ассигнований на материально-техническое обеспечение производства и заработную плату в бюджетной сфере, рост которой стал отставать от темпов инфляции. Воздействие этих изменений на благосостояние населения неоднозначно. Вместе с тем следует констатировать, что начала происходить постепенная переориентация системы финансирования и перестройки социальной сферы.
Высокие ассигнования в социальную сферу на первых этапах перестроечного периода в условиях возрастающей инфляции в какой-то мере были оправданы и смогли несколько затормозить резкое снижение уровня жизни. Однако впоследствии они тяжелым бременем легли на бюджет. Дальнейший их рост создает угрозу устойчивости государственных финансов и перспективам экономического роста. Кроме того, эти затраты были неэффективны и не отличались целевой направленностью. Основная часть социальных выплат не достигала тех категорий населения, которым они в принципе предназначены. В результате очень немного людей смогли полностью оградить себя от негативных последствий экономического спада.
Несмотря на большие ассигнования в здравоохранение и образование, условия и качество предоставления услуг в этих областях в республике ухудшились. Все больше людей сталкиваются с проблемами при получении доступа к этим учреждениям. Государственная система здравоохранения оказалась плохо подготовленной, чтобы решать проблемы дефицита финансовых ресурсов и растущего уровня заболеваемости. Частная медицинская практика в республике развивается медленно. На те услуги, которые стали платными, устанавливаются цены, недоступные людям с низкими доходами. Имеющиеся в системе здравоохранения средства продолжают расходоваться нерационально, что отрицательно сказывается на уровне медицинского обслуживания. Усиливается социальное неравенство при предоставлении услуг здравоохранения и доступа к ним. Хотя теоретически считается, что все население охвачено полным набором услуг, на практике система перекошена в пользу тех, кто работает. Дети, безработные и пенсионеры не получают адекватного обслуживания. Существует также разница в предоставлении услуг здравоохранения между регионами (областями) республики, между сельскими и городскими жителями. По-прежнему неоправданный упор делается на госпитальные формы лечения в ущерб развитию первичной медицинской помощи.
Ухудшение услуг здравоохранения влияет прежде всего на бедные слои населения. Это воздействие осуществляется в основном двумя способами. Во-первых, в силу того, что частный сектор здравоохранения в республике неразвит, его услуги, как правило, ограничиваются амбулаторным обслуживанием. Это означает, что он не составляет серьезной конкурентоспособной альтернативы государственному сектору здравоохранения. Особенно это касается бедных слоев населения и сельских районов. Во-вторых, даже когда имеются частные услуги здравоохранения, то зачастую они слишком дорогие для граждан с низкими доходами. Отсутствие реформ в системе обязательного медицинского страхования наряду с практикой прямого бюджетного финансирования государственных учреждений здравоохранения сдерживает их организацию и перепрофилирование из убыточных.
Много проблем накопилось и в системе образования. Последняя все больше не справляется со своей задачей по обеспечению необходимых навыков и обучения. Увеличивается разрыв между предложением системы образования и спросом на конкретные профессиональные качества и умение. Недостаточные инвестиции и снижение человеческого капитала республики в результате разрыва между образованием и практическими потребностями могут привести к усугублению проблем в экономике и дальнейшему снижению уровня жизни. В республике назрели реформы, которые должны повысить качество образования и его эффективность. При этом важно иметь в виду, что образование и опыт являются важнейшими факторами при определении заработной платы. Данные социологического обследования семей свидетельствуют, что дипломы техникумов и институтов во многом способствуют росту возможности заработать. Поддержание хорошей системы образования особенно важно для предотвращения растущей бедности и социального неравенства среди групп населения с низкими и средними доходами, которые не могут получить доступ к сектору частного образования и практической подготовки из-за высокой платы за обучение, которая устанавливается в частном секторе [11].
В системе социальной инфраструктуры основным элементом неэффективного расходования средств является дотирование предприятиям расходов на санаторно-курортное обслуживание работников или, как его принято называть на Западе, "принудительный туризм". По своей экономической природе эти расходы являются скрытой формой субсидирования неконкурентоспособной сети пансионатов, санаториев и домов отдыха. С точки зрения поддержки малоимущих роль подобных субсидий весьма сомнительна. Бедные слои, как правило, не в состоянии оплатить путевки даже в случае предоставления им скидок. Поэтому основная часть такого дотирования используется высокооплачиваемой частью персонала предприятий.
В сфере социальных пособий главной проблемой остается безадресность выплат. Их основные компоненты - пособия и компенсационные выплаты на детей. Выплаты в течение последних лет значительно возросли. Однако в расчете на одного ребенка они остаются небольшими и не могут способствовать решению социальных задач, поскольку предназначаются любым семьям с детьми безотносительно к уровню доходов. Если такие пособия сконцентрировать для выплат семьям с низким уровнем доходов, то можно обеспечить существенное повышение социальной защищенности детей из бедных семей даже при снижении общих расходов на эти цели.
Информация о работе Теория человеческого капитала. Особенности функционирования рынка труда в РБ