Теория человеческого капитала. Особенности функционирования рынка труда в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 21:50, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение рынка труда и теории челове-ческого капитала.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
Осветить понятие теории человеческого капитала;
Описать сущность рынка труда;
Изучить развитие рынка труда и человеческого капитала в Беларуси.

Содержание

Введение 3
1.Сущность теории человеческого капитала 5
2.Сущность и функции рынка труда 14
3.Особенности функционирования рынка труда в Беларуси 24
Заключение 37
Список использованных источников 39

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 318.00 Кб (Скачать)

     Примечание. Источник: [12]

     Численность обучающихся в учреждениях, обеспечивающих получение среднего специального и высшего образования, на 10 000 населения, показана на рисунке 3.1.

     

     Рисунок 3.1. Численность обучающихся в учреждениях образования

     Примечание. Источник: [12]

Таблица 3.2.Основные показатели здравоохранения по Республике Беларусь

  2001 2002 2003 2004 2005 2006
1 2 3 4 5 6 7
Численность врачей всех специальностей:            
  всего, тыс. человек 44,9 44,8 45,0 45,3 45,6 46,4
  на 10 000 человек 
      населения
45,1 45,3 45,7 46,2 46,8 47,7
Численность среднего медицинского персонала:            
  всего, тыс. человек 123,2 123,5 117,0 117,3 118,5 118,3
  на 10 000 человек 
      населения
123,8 124,8 118,8 119,7 121,5 121,8
Число больничных организаций 817 781 729 704 711 705
Число больничных коек:            

 

Окончание таблицы 3.2

1 2 3 4 5 6 7
  всего, тыс. человек 125,4 118,5 112,0 105,3 108,8 108,8
  на 10 000 человек 
      населения
126,0 119,7 113,7 107,4 111,6 112,0
Число врачебных амбулаторно-поликлинических организаций 1856 1862 1918 1983 2005 2022

     Примечание. Источник: [12] 

     Ослабление  государственной политики в области развития человеческих ресурсов в настоящем может дорого стоить в будущем. Недостаточное инвестирование в человеческий капитал, даже ввиду отсутствия средств, является ложной экономией и ведет к социальной нестабильности общества, недоеданию, болезням и росту преступности.

     Социальная  сфера в трансформационном периоде  является сложным объектом государственного регулирования. Основная проблема состоит в том, чтобы найти средства для оказания социальной помощи тем группам населения, которые не могут без нее выжить, и при этом поддержать на достойном уровне инвестирование в человеческий капитал, без которого невозможно будущее любого государства: образование, наука, культура, доступная медицинская помощь, информационное обеспечение. С одной стороны, в переходный период весьма ограничены возможности бюджета и на решение этих проблем государственных средств не хватает. С другой - переход к эффективной системе функционирования социального сектора вступает в противоречие с традициями длительное время существовавшей и еще ныне действующей системы, например, гарантированной занятостью населения, незначительной дифференциацией заработной платы, декларируемым одинаковым уровнем социальных гарантий, безадресностью социального обеспечения.

     Основной целью реформирования социальной сферы является повышение ее экономической эффективности, что означает получение наибольшей социальной отдачи на каждый рубль бюджета. В основе такого подхода лежит идея о том, что обеспечение социальной сферы нельзя больше рассматривать с точки зрения размеров ее финансирования. Его нужно оценивать в плане бюджетных затрат и эффективности распределения ресурсов. Другими словами, экономически эффективные социальные системы должны обеспечивать решение вопросов социальной защиты населения, повышения уровня жизни, сохранения жизненных стандартов при наименьших издержках с точки зрения расходов бюджета и ликвидации диспропорций в распределении ресурсов. Кроме того, они должны способствовать установлению макроэкономического равновесия.

     Учитывая  социальную направленность развития экономики республики, поддержание приемлемого жизненного уровня населения, белорусское государство и в годы перестройки продолжало выделять большие средства на социальные программы и инвестирование в человеческий капитал. Так, несмотря на то, что расходы государственного бюджета в ВВП неуклонно снижались, расходы на социальные нужды не уменьшились. Даже напротив, они возрастали. Это объясняется тем, что в период роста цен и падения реальных доходов ассигнования на социальные нужды давали правительству возможность сдерживать эрозию стандартов жизни и обеспечивать общественное согласие. В целях обеспечения доступа к медицинскому обслуживанию и образованию для всех категорий населения Беларуси не была проведена коммерциализация этих сфер и расходы на здравоохранение и образование в ВВП остались на высоком уровне. Увеличились также расходы на социальную помощь и пособия по безработице. Изменилось соотношение семейных и материнских пособий по безработице и ВВП (%). В то же время следует отметить, что государственные расходы на пенсии имели тенденцию к повышению [11].

     Хотя  структура расходов пока не соответствует  требованиям эффективности, в ней стали происходить изменения. Постепенно были сокращены субсидии производителей и потребителей на продовольственные и детские товары. С 1995 г. сокращены субсидии на энергию, жилье, транспорт, ликвидирована значительная часть льгот для различных категорий населения. Произошло снижение ассигнований на материально-техническое обеспечение производства и заработную плату в бюджетной сфере, рост которой стал отставать от темпов инфляции. Воздействие этих изменений на благосостояние населения неоднозначно. Вместе с тем следует констатировать, что начала происходить постепенная переориентация системы финансирования и перестройки социальной сферы.

     Высокие ассигнования в социальную сферу  на первых этапах перестроечного периода в условиях возрастающей инфляции в какой-то мере были оправданы и смогли несколько затормозить резкое снижение уровня жизни. Однако впоследствии они тяжелым бременем легли на бюджет. Дальнейший их рост создает угрозу устойчивости государственных финансов и перспективам экономического роста. Кроме того, эти затраты были неэффективны и не отличались целевой направленностью. Основная часть социальных выплат не достигала тех категорий населения, которым они в принципе предназначены. В результате очень немного людей смогли полностью оградить себя от негативных последствий экономического спада.

     Несмотря  на большие ассигнования в здравоохранение и образование, условия и качество предоставления услуг в этих областях в республике ухудшились. Все больше людей сталкиваются с проблемами при получении доступа к этим учреждениям. Государственная система здравоохранения оказалась плохо подготовленной, чтобы решать проблемы дефицита финансовых ресурсов и растущего уровня заболеваемости. Частная медицинская практика в республике развивается медленно. На те услуги, которые стали платными, устанавливаются цены, недоступные людям с низкими доходами. Имеющиеся в системе здравоохранения средства продолжают расходоваться нерационально, что отрицательно сказывается на уровне медицинского обслуживания. Усиливается социальное неравенство при предоставлении услуг здравоохранения и доступа к ним. Хотя теоретически считается, что все население охвачено полным набором услуг, на практике система перекошена в пользу тех, кто работает. Дети, безработные и пенсионеры не получают адекватного обслуживания. Существует также разница в предоставлении услуг здравоохранения между регионами (областями) республики, между сельскими и городскими жителями. По-прежнему неоправданный упор делается на госпитальные формы лечения в ущерб развитию первичной медицинской помощи.

     Ухудшение услуг здравоохранения влияет прежде всего на бедные слои населения. Это воздействие осуществляется в основном двумя способами. Во-первых, в силу того, что частный сектор здравоохранения в республике неразвит, его услуги, как правило, ограничиваются амбулаторным обслуживанием. Это означает, что он не составляет серьезной конкурентоспособной альтернативы государственному сектору здравоохранения. Особенно это касается бедных слоев населения и сельских районов. Во-вторых, даже когда имеются частные услуги здравоохранения, то зачастую они слишком дорогие для граждан с низкими доходами. Отсутствие реформ в системе обязательного медицинского страхования наряду с практикой прямого бюджетного финансирования государственных учреждений здравоохранения сдерживает их организацию и перепрофилирование из убыточных.

     Много проблем накопилось и в системе  образования. Последняя все больше не справляется со своей задачей по обеспечению необходимых навыков и обучения. Увеличивается разрыв между предложением системы образования и спросом на конкретные профессиональные качества и умение. Недостаточные инвестиции и снижение человеческого капитала республики в результате разрыва между образованием и практическими потребностями могут привести к усугублению проблем в экономике и дальнейшему снижению уровня жизни. В республике назрели реформы, которые должны повысить качество образования и его эффективность. При этом важно иметь в виду, что образование и опыт являются важнейшими факторами при определении заработной платы. Данные социологического обследования семей свидетельствуют, что дипломы техникумов и институтов во многом способствуют росту возможности заработать. Поддержание хорошей системы образования особенно важно для предотвращения растущей бедности и социального неравенства среди групп населения с низкими и средними доходами, которые не могут получить доступ к сектору частного образования и практической подготовки из-за высокой платы за обучение, которая устанавливается в частном секторе [11].

     В системе социальной инфраструктуры основным элементом неэффективного расходования средств является дотирование предприятиям расходов на санаторно-курортное обслуживание работников или, как его принято называть на Западе, "принудительный туризм". По своей экономической природе эти расходы являются скрытой формой субсидирования неконкурентоспособной сети пансионатов, санаториев и домов отдыха. С точки зрения поддержки малоимущих роль подобных субсидий весьма сомнительна. Бедные слои, как правило, не в состоянии оплатить путевки даже в случае предоставления им скидок. Поэтому основная часть такого дотирования используется высокооплачиваемой частью персонала предприятий.

     В сфере социальных пособий главной  проблемой остается безадресность  выплат. Их основные компоненты - пособия и компенсационные выплаты на детей. Выплаты в течение последних лет значительно возросли. Однако в расчете на одного ребенка они остаются небольшими  и  не  могут  способствовать  решению   социальных  задач,  поскольку предназначаются любым семьям с детьми безотносительно к уровню доходов. Если такие пособия сконцентрировать для выплат семьям с низким уровнем доходов, то можно обеспечить существенное повышение социальной защищенности детей из бедных семей даже при снижении общих расходов на эти цели.

Информация о работе Теория человеческого капитала. Особенности функционирования рынка труда в РБ