Теория человеческого капитала. Особенности функционирования рынка труда в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 21:50, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение рынка труда и теории челове-ческого капитала.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
Осветить понятие теории человеческого капитала;
Описать сущность рынка труда;
Изучить развитие рынка труда и человеческого капитала в Беларуси.

Содержание

Введение 3
1.Сущность теории человеческого капитала 5
2.Сущность и функции рынка труда 14
3.Особенности функционирования рынка труда в Беларуси 24
Заключение 37
Список использованных источников 39

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 318.00 Кб (Скачать)

     Снижение  эффективности производства и старение населения республики ставят пенсионную систему Беларуси в очень сложные условия. Практически отсутствует контроль соответствия критериям для получения пенсии. Нет декларации доходов. Трудно установить их реальный уровень. Отсутствует проверка экономического состояния семьи. Многие из доплат к пенсиям не связаны с трудовыми вкладами, и растущее число их получателей поддерживается за счет разрушающей налоговой базы.

     Примером  социальной неэффективности в системе  пенсионного обеспечения может также служить досрочный выход на пенсию работников ряда отраслей. Такой выход на пенсию только в редких случаях может быть оправдан ранней потерей трудоспособности. Практически же он является формой увеличения доходов работников соответствующих отраслей при прежнем объеме фонда заработной платы. Столь же малооправданными в социальном плане являются и выплаты пенсий работающим пенсионерам в полном размере.

     Значительные  трудности возникли в последние  годы в республике и в обеспечении населения социально-культурными услугами. Демографические, бюджетные и прочие проблемы ставят под угрозу эффективность социальных услуг, снижают их качество. В силу того, что государство взяло на себя обязанности по содержанию социальной инфраструктуры госпредприятий, которые раньше выполняли сами предприятия, на нее стало не хватать ресурсов. В этих условиях с целью решения проблемы упор был сделан на увеличение оплаты услуг пользователями. Но этот подход в большей мере ударил по бедным слоям населения. Это подтверждается, например, более высоким процентом ассигнований, выделяемых родителями на содержание детей в дошкольных заведениях, который приходится на группы с низким доходом. Как свидетельствуют данные бюджетных исследований домашних хозяйств, проводимых Минстатом Республики Беларусь, в 2006 г. эта доля была в пять раз выше на нижних 10% хозяйств по сравнению с верхними 10%. Кроме того, сокращение доступа к бесплатному или финансово-приемлемому содержанию детей в дошкольных учреждениях может иметь прямые последствия для участия женщин в производстве, особенно в семьях с одним родителем.

     О недостаточной эффективности социальной сферы свидетельствуют и социальные индикаторы развития. Они позволяют определить то, как социальная политика государства сочетается с ростом "человеческого капитала" и благосостояния граждан. Уровень жизни измеряется такими индикаторами как доход, покупательная способность, расходы, определяющие качество жизни: уровень образования, здоровье, продолжительность жизни, обеспечение безопасности. В свою очередь, индикаторы конкретизируются через показатели, например, средний доход, среднее количество потребляемых калорий, ослабление социальной структуры (заключенные, убийства, преступления), количество лет обучения в школе, расходы на обучение, грамотность, ожидаемая продолжительность жизни при рождении, безработица и т.д.

     Рынок труда Республики Беларусь развивается  в условиях реформирования национальной экономики после кризиса экономической системы в начале 90-х годов. Была поставлена цель – определить правовые, экономические, социальные и организационные основы регулирования занятости населения республики в условиях многоукладной экономики.

     Тенденции формирования трудовых ресурсов предопределяются, прежде всего, динамикой численности трудоспособного населения.

     В 2006 г. трудовые ресурсы достигли 6210,2 тыс. человек, увеличившись по сравнению с 2000 г. на 205,6 тыс. человек. Однако если в городах их численность росла, то село постепенно теряло свой трудовой потенциал, что в основном явилось следствием продолжающегося, хотя и в меньших масштабах, миграционного оттока молодежи в городскую местность.

     В Республике Беларусь принята Программа  возрождения и развития села на 2005-2010 годы, предусматривающая организационное переустройство села, реализацию комплекса мер по решению проблемы сельской занятости, в том числе по созданию новых рабочих мест и стимулированию притока рабочей силы в сельскую местность.

     Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь разработана и реализуется Отраслевая программа по выполнению Государственной программы возрождения и развития села на 2005-2010 годы, целью, которой является создание условий и предпосылок для сохранения управляемой ситуации на рынке рабочей силы в сельской местности, минимизация и смягчение социальных последствий для населения в результате проводимых на селе преобразований. Предусмотренные Отраслевой программой меры направлены на эффективное использование трудовых ресурсов на селе, обеспечение социальной защиты безработных сельских жителей, усиление государственной поддержки сельских семей, воспитывающих детей, оказание жителям села государственной адресной социальной помощи.

     Однако, если в первые годы реформ сокращение занятости явилось следствием общего кризиса экономики, то в последние годы оно в большей мере имеет структурно-организационный характер. Реструктуризация производства сопровождается оптимизацией кадрового потенциала, ростом производительности труда, ликвидацией морально устаревших и неэффективных рабочих мест.

     С 1991 г. правовые, экономические, социальные и организационные основы регулирования занятости населения определял Закон Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» с последующими изменениями и дополнениями. В июне 2006 г. принят новый Закон Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь»,

     В соответствии с Законом о занятости  с 1992 года в Республике Беларусь ежегодно разрабатываются Государственная  и региональные программы занятости населения. Это позволило поддержать стабильную и управляемую ситуации на рынке труда, удержать уровень безработицы в социально-приемлемых пределах, а также обеспечить в полном объеме гражданам социальные гарантии и компенсации, предусмотренные законодательством. Проблемы занятости решались, исходя, прежде всего, из необходимости обеспечения сбалансированности спроса и предложения рабочей силы на рынке труда с учетом профессиональных и трудовых интересов каждого конкретного человека.

     За  январь-декабрь  2007 года в органы государственной службы занятости обратилось за содействием в трудоустройстве 327,8 тысяч человек (106  процентов к уровню 2006 года), из которых 200,5 тысяч в соответствии с законодательством признаны безработными [10].

     Включая граждан, состоявших на учете на начало года, в трудоустройстве нуждалось 396,2 тысячи человек, в том числе 252,5 тысячи безработных. 
С начала года трудоустроено 201,4 тысячи человек (111,9% к заданию Программы), в том числе 130,1 тысячи безработных (94,3% к заданию Программы). Направлено на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации  23,8 тысячи безработных (90,2% к заданию Программы). Приняли участие в оплачиваемых общественных работах 101,1 тысячи человек (104,0% к заданию Программы), в том числе 56,0 тысячи безработных (84,8% к заданию). Переселено на новое место жительства и работы, с их согласия, 332 семьи безработных (108,9% к заданию) с оказанием им финансовой поддержки из средств Фонда социальной защиты населения.

     На 1.01.2008  на учете в органах государственной службы занятости состояло 44,1 тысячи безработных (84,8 процента к уровню 2006 года), из них 54  процента  получали пособие по безработице. Средний размер пособия в сентябре составил 45,4 тысячи рублей на одного безработного. 
 Увеличился спрос на рабочую силу: на 1.01.2008 в органы государственной службы занятости поступили сведения о наличии 50,8 тыс. вакансий, что составило  113,4 %  к уровню 2006 года. Если в 2006 году предложение рабочей силы превышало спрос в 1,2 раза,  то на 1.01.2008   количество вакансий превысило численность безработных в 1,2 раза. Вместе с тем, по-прежнему сохраняется структурный и территориальный  дисбаланс спроса и предложения рабочей силы. Рынок труда по-прежнему ориентирован на рабочие профессии, которые составили 76,4% от общего количества заявленных нанимателями вакансий.  
 Постепенно снижается женская и молодежная безработица. В составе безработных удельный вес женщин уменьшился с 66,0 процента на 1.01.2007  до 65,5 процента на 1.01.2008.

     В результате проведения активных мер  политики занятости, предусмотренных мероприятиями Государственной программы содействия занятости населения уровень безработицы к численности экономически активного населения снизился с 1,2% на начало 2007 г. до 1,0% на конец 2007 года, число безработных уменьшилось с 52,0 тыс. человек до 44,1 тыс. человек соответственно.  
В течение 2007 года численность безработных по малым городам республики снизилась на 2863 человека с 13813 человек на начало года до 10950 человек по состоянию на 1.01.2008, или на 20,7%.

     Из 187 малых и средних городских поселений численность безработных увеличилась в 33, суммарный прирост безработных в этих городах составил 156 человек. В том числе: Брестская область – 5 городских поселений (+29 человек), Витебская – 8 (+43 человек), Гомельская – 5 (+15 человек), Гродненская – 1 (+10 человек), Минская – 10 (+38 человек), Могилевская – 4 (+21 человек). В 7 городских поселениях численность безработных в течение 2007 года не изменилась.

     Благодаря проведению комплекса мероприятий  в 29 городских поселениях, включенных в Государственную программу содействия занятости населения Республики Беларусь на 2007 год, снижение численности безработных в этих населенных пунктах происходило значительно быстрее, чем по всем малым городам и по республике в целом. В течение 2007 года численность безработных снизилась на 1072 человека в 28 малых городах из 29, включенных в Программу (с 3802 человек на начало 2007 года до 2730 человек на конец года, или на 28,2%) [10].

     Уровень регистрируемой безработицы к численности  экономически активного населения снизился с 1,2 процента на 1.01.2007 до 1,0 процента  на 1.01.2008.

     Основными мерами, принятыми для достижения целей политики в сфере занятости  населения являются:

     организация работы отраслевых органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, нанимателей по созданию новых рабочих мест, в том числе с использованием средств государственного фонда содействия занятости:

     развитие  и повышение качества и мобильности  трудовых ресурсов через организацию  профессионального обучения безработных и развитие системы профессиональной ориентации молодежи, безработных и незанятого населения; содействие развитию предпринимательской инициативы безработных;

     развитие  системы оплачиваемых общественных работ;

     содействие  территориальному перемещению рабочей силы; содействие организации временной трудовой занятости учащейся и студенческой молодежи в свободное от учебы время и в период летних каникул;

     информационное  обеспечение населения о возможностях занятости и трудоустройства;

     социальная  поддержка безработных путем  выплаты им пособий по безработице и материальной помощи.

 

Заключение

 

     В результате проведенного исследования сделаем следующие выводы.

     Рыночные  реформы означали отмену большей  части административных ограничений, действовавших в сфере занятости при прежнем экономическом режиме. Были законодательно определены права и обязанности работников, работодателей и государства применительно к новым условиям. Централизованное планирование как метод регулирования спроса и предложения рабочей силы отошло в прошлое. Государство лишилось статуса работодателя-монополиста, наряду с государственным возник и начал бурно развиваться новый частный сектор. Трудовая деятельность утратила обязательный характер, который она имела в плановой экономике, исключительное право распоряжаться своими способностями к труду было признано за самими работниками. Признание контрактной природы трудовых отношений потребовало углубленной разработки законодательства об индивидуальных и коллективных договорах и усиления роли судебной системы в контроле их исполнением. Искусственные барьеры на пути перемещения рабочей силы (такие как институт прописки и т. п.) были ликвидированы или значительно ослаблены. Широкое распространение получили самозанятость и вторичная занятость. Предприятия получили свободу в определении численности и состава занятого персонала, а также в установлении уровня и степени дифференциации заработной платы. Ужесточение бюджетных ограничений, ставшее следствием рыночных реформ, ослабило стимулы к накоплению излишков рабочей силы. Произошел отход от принципа гарантированной занятости, была признана неизбежность существования такого экономического явления как безработица. Как следствие, возникла и начала функционировать система страхования по безработице (была создана Государственная служба занятости, учрежден Фонд содействия занятости, определен порядок отчисления страховых взносов и т. д.).

      На эволюцию белорусского рынка труда не мог не наложить серьезного отпечатка трансформационный кризис, в условиях которого она протекала. С одной стороны, Беларуси, как и странам ЦВЕ, не удалось избежать резкого сжатия совокупного спроса, последовавшего за либерализацией цен и сокращением государственного субсидирования предприятий, что имело крайне негативные последствия с точки зрения спроса на труд и общего уровня занятости. С другой стороны, под влиянием таких факторов как разрыв устоявшихся хозяйственных связей, новая структура относительных цен на товары и факторы производства, резкое обострение конкуренции и т. п. она столкнулась с необходимостью крупномасштабного перераспределения ресурсов, включая рабочую силу.

Информация о работе Теория человеческого капитала. Особенности функционирования рынка труда в РБ