Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 21:50, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение рынка труда и теории челове-ческого капитала.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
Осветить понятие теории человеческого капитала;
Описать сущность рынка труда;
Изучить развитие рынка труда и человеческого капитала в Беларуси.
Введение 3
1.Сущность теории человеческого капитала 5
2.Сущность и функции рынка труда 14
3.Особенности функционирования рынка труда в Беларуси 24
Заключение 37
Список использованных источников 39
Представляется,
что для непосредственного
Понятие «трудовая услуга» вуалирует социальные противоречия между собственником и работником. Создается видимость, что каждый получает за свой труд. Тем более, в современных условиях управление трудом может выполнять как наемный работник — «менеджер», так и собственник — «хозяин-предприниматель». Однако следует иметь в виду различие целей «экономического поведения», «экономического интереса» участия в труде с одной стороны работника, а с другой собственника, которым может быть как общество (в лице государства), так и отдельная группа людей (в лице акционеров) или же индивид - физическое или юридическое лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью.
В
экономической науке
Наличие трудоспособности является необходимым условием вхождения человека в состав рабочей силы, трудовых ресурсов предприятия, но самой трудоспособности для этого недостаточно — необходимо ещё желание её реализовать посредством трудовой активности. Трудовая активность — стремление трудоспособного лица применять на практике имеющиеся знания и опыт, получая за это вознаграждение в натуральной, денежной или какой-либо другой форме. Трудовая активность может быть потенциальной, которая отвечает стремлениям трудоспособного лица работать за вознаграждение, и реализованной, что фактически характеризует занятость. И если потенциальная трудовая активность является главным условием формирования рабочей силы, то реализованная — характеризует складывающуюся ситуацию на рынке труда под влиянием различных факторов: социальных, экономических, политических и т.д.
Трудовая активность осуществляется с помощью механизма привлечения владельцами, совладельцами нанимаемых работников к труду, а распределение доходов от активного труда отображает требования закона распределения за оказанные «трудовые услуги» в процессе труда, за каждый примененный «фактор труда»: труд, капитал, предпринимательские способности. При этом следует иметь в виду, что среди занятых в народном хозяйстве есть категория «самозанятых» — это трудовые ресурсы домашних хозяйств.
Современная экономика - это социализированное товарное производство и обращение, что означает качественное изменение роли человека в рыночной хозяйстве. С одной стороны, под воздействием общественного разделения труда, спецификации и кооперации человек превращается в важнейший ресурс общественного производства, становится совокупной рабочей силой, способной выполнять одну из функций общественного труда, комбинированного совокупного работника. Эта способность воплощается в трудоспособном населении страны, в её трудовых ресурсах. С другой стороны, в силу возрастания роли человеческих потребностей, мотивов и стимулов, экономического интереса, как экономической основы для удовлетворения потребностей посредством обмена человек становится целью общественного производства. Встает задача воспроизводства человеческих ресурсов общества вообще и трудовых ресурсов в частности. Обладание трудоспособностью здесь не рассматривается в зависимости от того, принимает ли человек участие в общественном производстве в настоящий момент или нет. В человеческие ресурсы включаются все, кто находится в трудоспособном возрасте и кто по каким-либо причинам не способен трудиться в данный момент, однако нуждается в потреблении жизненных благ, образуя так называемое понятие «человеческие ресурсы потребления».
«Трудовые ресурсы» и «человеческие ресурсы потребления» в своей структуре образуют понятие «человеческие ресурсы общества». Будучи то ли непосредственно работником, то ли потребителем результатов труда, человек является участником отношений товарного обмена, сложной системы регулирования социально-трудовых и экономических отношений, которая в условиях рыночной экономики функционирует как «рынок человеческих ресурсов».
Рисунок 2.1. Структура рынка человеческих ресурсов
Примечание.
Источник: [4]
Современное общественное хозяйство имеет сложную структуру, предстает как совокупность различных отраслей в той или иной сфере деятельности субъектов хозяйствования. В каждой из них занята рабочая сила, которая представляет собой часть человеческих ресурсов общества и выступает в двух формах: «трудовые ресурсы отрасли» и «кадры» («персонал предприятия») объединений, предприятий и организаций, входящих в состав отрасли. Разнообразие, формы, механизмы включения и функционирования человеческих ресурсов общества в трудовом процессе различны и определяются развитием как производительных сил, так и системой производственных отношений, отражающих цели субъектов хозяйствования. Наиболее развитой организационной структурой является так называемая «рыночная» — «рынок труда».
«Рынок труда» как
Способность к труду характеризует рабочую силу в виде ресурсов для труда, то есть трудовых ресурсов общества. Категория «трудовые ресурсы» характеризуется качественными и количественными критериями, среди которых демографический признак, численность, распределение по различным регионам — территориально-хозяйственным объединениям и сферам деятельности.
«Трудовые ресурсы» в масштабе народного хозяйства страны потенциально выступают с одной стороны в роли производителя жизненных благ, а с другой — как их потребитель. То есть данная категория содержит воспроизводственный аспект, характеризующий движение рабочей силы в процессе её формирования (производства), распределения, обмена и потребления и означающий воспроизводство и накопление трудового потенциала общества. Более того, в качестве главной производительной силы «рабочая сила» является средством социально-экономического развития, а в качестве «трудовых ресурсов» - целью этого развития.
Категория
«человеческие ресурсы
Человеческие
ресурсы общества - это экономическая
категория, которая представляет собой
сложную систему социально-
Существует единый источник формирования эффективного рынка труда — это наличие совокупной рабочей силы общества или населения страны, способного в любой момент предложить свои «трудовые услуги» для удовлетворения каких-либо потребностей в соответствии с предполагаемыми целями потребителей данного рода ресурсов — человеческих. Такая эффективность является результатом действия определенной системы. Если считать предприятие и национальную экономику двумя системами, то можно сказать, что «рынок труда» отражает результативность системы социально-экономических и организационно-трудовых отношений на уровне и предприятия, и государства, и отдельного региона, достигаемую различными способами и методами для ранее установленных целей.
В конце 80-х годов за рубежом появились новые теории экономического роста, подтвердившие тот факт, что реальной движущей силой экономического прогресса является человек. Эти теории, разработанные такими экономистами, как Пол Ромер, Роберт Лукас, Гэри Беккер, Теодор Шульц, были нацелены на изучение воздействия человеческого капитала на темпы роста стран в долгосрочном плане. За исследования в этой области Г. Беккер удостоен Нобелевской премии по экономике за 1992 г. Данная теория предполагает, что люди как потребители заинтересованы в максимизации своих доходов на протяжении всей жизни, а не только в отдельные периоды. Существует четкая зависимость между уровнем образования работника и его заработками в течение всей трудовой деятельности. Последняя отражает причинно-следственную связь между образованием, уровнем мастерства, производительностью труда и доходом.
В более ранней традиционной "неоклассической" теории роста утверждалось, что экономический рост является результатом накопления физического капитала и увеличения рабочей силы, он наряду с технологическим процессом повышает продуктивность труда и капитала. В соответствии с новыми теориями продуктивность возрастает благодаря не внешнему, а внутреннему фактору, связанному с поведением людей, которые и являются движущей силой накопления продуктивных сил и знаний. На это поведение можно влиять через политику.
Человеческий капитал - фактор экономического роста. Уровень развития общества в рамках того или иного государства определяется как господствующими типами хозяйства, так и установившейся иерархией ценностей и интересов, характеристиками населения, т.е. так называемым "человеческим капиталом". Под ним подразумеваются способности, знания и умения работников, которые дают им возможность функционировать в социально-экономической среде. Такие качества в первую очередь определяются питанием, здоровьем и образованием человека. Инвестирование в развитие человеческого капитала, как правило, приводит к повышению производительности труда, росту эффективности производства. Как показывает практика, действия по расширению человеческого потенциала - с помощью образования, улучшения медицинского обслуживания и питания - влияют на перспективы экономического роста, прежде всего в странах с низким уровнем развития человеческих возможностей и низкими доходами. Всемирный банк, на примере обследования 192 стран, пришел к выводу, что только 16% роста в странах с переходной экономикой обусловлены физическим капиталом (оборудование, здания и производственная инфраструктура), 20% - природным капиталом, остальные 64% связаны с человеческим и социальным капиталом. До 40% валового национального продукта наиболее развитые страны получают в результате развития эффективной системы образования. С экономической точки зрения, инвестиции в развитие образования окупаются наиболее быстро. По оценке американских экспертов, 1 доллар затрат в системе образования дает 3-6 долларов прибыли.
Образование позволяет выгодно использовать в рамках всего процесса производства целый ряд позитивных факторов. Так, замечено, что образованные люди используют капитал более эффективно, в результате чего он становится более производительным. Они также предрасположены к введению новшеств, к изобретению новых, более совершенных форм производства. Кроме того, они делятся полученными результатами с коллегами по работе, которые учатся у них. Таким образом, повышение уровня образования ведет к повышению эффективности всех факторов производства [6, c. 108].
Питание, здоровье человека также оказывают влияние на экономический рост. Например, плохое питание в детстве приводит к низкой производительности труда в зрелом возрасте. Следствием недостаточности питания в зрелом возрасте является снижение эффективности как умственного, так и физического труда. Улучшение здоровья и питания населения, особенно его бедных слоев, приводит к сокращению смертности, увеличению продолжительности жизни, а также к повышению доходов. Государственная политика в сфере здравоохранения должна обеспечить населению доступные в любое время и достаточно дешевые лечебные медицинские услуги.
Проведение государством эффективной политики, направленной на улучшение человеческого капитала, предполагает выполнение следующих программ: стимулирования экономического роста; целесообразного распределения благ; обеспечения гарантированного уровня образования и медицинской помощи, питания; выдачи трансфертов нуждающимся в получении минимального гарантированного дохода. Такого рода программы только начинают формироваться в республике.
Показатели
инвестиций в человеческий капитал
в Республике Беларусь приведены в таблицах.
2008 |
2009 |
2010 | |
Число учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования |
3821 |
3719 |
3654 |
В них учащихся, тыс. |
1083,2 |
1006,7 |
961,6 |
Число учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования |
206 |
211 |
214 |
В них учащихся, тыс. |
157,3 |
166,6 |
167,6 |
на 10 000 человек населения, учащихся |
163 |
172 |
177 |
Число учреждений, обеспечивающих получение высшего образования |
53 |
53 |
55 |
В них студентов, тыс. |
420,7 |
430,7 |
442,9 |
на 10 000 человек населения, студентов |
43,5 |
44,5 |
46,7 |
Информация о работе Теория человеческого капитала. Особенности функционирования рынка труда в РБ