Теории рыночного равновесия и их критика

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 17:57, курсовая работа

Описание работы

Во времена кризиса 30-х годов в Америке, а также в некоторых других странах было признано, что рыночная экономика имеет недостатки и не всегда способна к саморегуляции. Таким образом, пришло понимание того, что задача по регулированию рыночной экономикой не может быть ограничена выведенными в XIX веке законами спроса и предложения, которые были практически революционными в экономической теории для своего времени.

Работа содержит 1 файл

ВЫПОЛНЕНИЕ курсовая 19 теории рыночного равновесия и их критика5.doc

— 324.00 Кб (Скачать)

Устойчивость  и неустойчивость равновесия

     Рыночное  равновесие называется устойчивым, если при отклонении от равновесного состояния вступают в действие рыночные силы, восстанавливающие его. В противном случае равновесие неустойчиво. Чтобы проверить, является ли равновесие, изображенное на рисунке, устойчивым, допустим, что цена повысилась с P0 до P1. В результате на рынке образуется избыток в размере Q2 – Q1. По поводу того, что вслед за этим произойдет, существуют две версии – Л. Вальраса и А. Маршалла. 

      Согласно Л. Вальрасу, при избытке возникает конкуренция между продавцами. Для привлечения покупателей продавцы начнут снижать цену. По мере снижения цены объем спроса будет возрастать, а объем предложения снижаться до тех пор, пока не восстановится исходное равновесие. В случае отклонения цены вниз от своего равновесного значения спрос будет превышать предложение. Между покупателями начнется конкуренция за дефицитный товар. Они станут предлагать продавцам более высокую цену, что позволит увеличить предложение. Так будет продолжаться до возвращения цены к равновесному уровню P0. Следовательно, по Вальрасу комбинация P0, Q0 представляет устойчивое рыночное равновесие.

     По-иному  рассуждал А. Маршалл. Если цена возрастет до P1, то объем спроса сократится до Q1. Такое количество продукции предприниматели согласны предложить по цене P2. Поскольку цена спроса (P1) превышает цену предложения (P2), то фирмы получают большой объем прибыли, что стимулирует расширение производства и рост предложения. Когда объем предложения достигнет Q0, тогда цена спроса сравняется с ценой предложения, прибыль исчезнет и объем производства стабилизируется. В случае превышения равновесного объема предложения до Q2 цена спроса P1 окажется ниже цены предложения P2. В такой ситуации предприниматели несут убытки, что приведет к сокращению производства до равновесного безубыточного объема. Следовательно, и по Маршаллу точка пересечения кривых спроса и предложения на рисунке  представляет устойчивое рыночное равновесие.

     По  версии Вальраса, в условиях дефицита активной стороной рынка являются покупатели, а в условиях избытка – продавцы.

     Согласно  версии Маршалла, доминирующей силой  в формировании рыночной конъюнктуры  всегда являются предприниматели.

     Расхождения при описании механизма функционирования рынка проистекают из того, что, по мнению первого, рыночные цены совершенно гибки и мгновенно реагируют на любые изменения конъюнктуры, а по мнению второго, цены недостаточно гибки, и в результате при возникновении диспропорций между спросом и предложением объемы рыночных сделок быстрее реагируют на эту диспропорцию, чем цены. Поэтому интерпретация процесса установления рыночного равновесия по Вальрасу соответствует условиям совершенной конкуренции, а по Маршаллу – условиям несовершенной конкуренции в коротком периоде.

  Плюсы и минусы свободного рынка и государственного вмешательства.

Функции и проблемы рынка

     Воздействие рынка на повышение эффективности  развития экономики проявляется  во многих направлениях:

  1. Конкуренция заставляет минимизировать издержки, так как в этом случае возможно увеличение массы прибыли. Следовательно, рынок выполняет функцию стимулирования экономики используемых ресурсов, направляя производство на наибольшую ресурсную отдачу.
  2. Фирмы, участвующие в производстве, выпускают продукцию, нужную потребителям. Только в этом случае фирма сохраняет конкурентоспособность. Поэтому рынок заставляет быстро адаптироваться к спросу, менять ассортимент и повышать качество выпускаемой продукции. Это функция адаптации производства к меняющемуся спросу.
  3. Отсталые и морально устаревшие производства в условиях рынка не могут победить в конкуренции и неизбежно разоряются. Это санирующая функция рынка. Она улучшает производственную структуру, выравнивая ее, делая способной к выполнению более сложных задач, так как ее теперь представляют более эффективные производители.
  4. Рынок выполняет и информационную функцию. Она дает возможность производителям на основе рыночных сигналов, таких, как цены, ставки за кредит и др., принимать хозяйственные решения, выводящие бизнес на уровень изменившихся рыночных требований.

     Рынок – достаточно эффективная система. Однако возможности его не безграничны. Это заставляет отменить несовершенства рынка.

  1. Рынок не может регулировать бумажное денежное обращение, согласуя его с товарной массой. Поскольку в этом процессе присутствие частного интереса абсолютно исключено, выпуск денег и контроль за денежным обращением должно выполнять государство.
  2. Рынок в состоянии удовлетворить только те потребности, которые выражаются через индивидуальный спрос. Но, кроме них, имеются некоммерческие потребности общества. Это расходы на государственное управление, правопорядок, национальную оборону, систему коммуникаций. Такие блага называют общественными товарами. В них заинтересовано общество в целом, и только оно может обеспечить их удовлетворение.
  3. Следуя жестким правилам конкурентной борьбы, рынок стимулирует внедрение новых технологий и повышение качества товаров. Но при этом бизнес стремится финансировать проекты, имеющие, как правило, небольшие сроки окупаемости и достаточные гарантии прибыльности в перспективе (Россия обладает высокими запасами природных ресурсов, которые гарантируют быструю и многократную отдачу, и именно они являются целью наиболее сильных игроков Российского рынка). В финансировании фундаментальной науки и дорогостоящих наукоемких проектов бизнес участвует очень не охотно и недостаточно. А именно эти направления развития общества сегодня определяют возможности экономического роста в будущем и уровень конкурентоспособности страны на мировых рынках.
  4. Частные интересы отдельных производителей в рыночной экономике могут противоречить интересам общества. Так наносится вред окружающей среде или здоровью людей в результате использования несовершенных технологий. Рыночный механизм в этом случае вовсе не стимулирует владельцев предприятий к изменению производства и снижению его вредных последствий, так как затраты увеличивают издержки производства и уменьшают прибыль.
  5. Рынок, отбирая только сильных производителей и квалифицированную рабочую силу, остается безжалостен к слабым и социально незащищенным слоям населения, приводя к социальному расслоению общества и к социальной напряженности, которую он в краткосрочной перспективе не способен сгладить.

    На  сегодняшний день в Росси с  одной стороны возлагаются большие  надежды на природные ресурсы как потенциал для становления современной экономики в стране, а с другой стороны отсутствует эффективная система перевода потенциала природных ресурсов в ту самую современную экономику. В 90-х годах цены на природные ресурсы были катастрофически низкими, обнажив, в силу отсутствия накоплений у страны, все недостатки рыночной системы. Текущая ситуация (с 2002 года) выглядит как использование имеющегося потенциала страны для удержания недовольства населения на уровне ниже критического, а так же обогащение небольшого количества людей связанных с властью.

    Этому способствует очень несовершенное  и запутанное Российское законодательство, изобилующее скрытыми налогами на экономическую деятельность, и большим количеством «странных» запретов и ограничений.

    При большой необходимости дешевых энергоресурсов для функционирования конкурентоспособной экономики в нашей холодной стране, цены на энергоресурсы на внутреннем рынке установлены на уровне экономик развитых стран, при ценах на другие Российские товары в разы меньше уровня развитых стран.

    Намерения по строительству эффективной экономики с использованием новых технологий без решения проблем в законодательстве и доступности энергоресурсов выглядят крайне малоубедительным отвлечением от реальных проблем. Для повышения лояльности населения пропагандируется новая угроза нашей экономике со стороны правительства - государственное регулирование цен. При этом военный щит страны, построенный в СССР, слабеет и теряет свою актуальность, оставляя нам все меньше времени для построения новой экономики.

Государственное регулирование

     Рыночное равновесие можно рассматривать лишь относительно фиксированной единицы времени. В каждый последующий момент времени рыночное равновесие может установиться как некоторое новое значение рыночной равновесной цены и количества продаж товара по этой цене, складывающихся в течение месяца, сезона, года, ряда лет и т.д. но рыночное равновесие – это всегда такое состояние рынка, при котором QD = QS. Любое отклонение от такого состояния приводит в движение силы, способные вернуть рынок в состояние равновесия: устранить дефицит (QD > QS) или излишек (избыток) товаров на рынке (QD < QS) ( рис.4).

     Таким образом, избыток возникает, если при некоторой цене величина предложения товара превысит величину спроса на него.

     Товар дефицитный, если величина спроса  на товар больше величины его предложения.

     Потребители далеко не всегда полагают, что существующие цены оптимальны. Дело в том, что несовершенство общественной структуры производства на поверхности выступает как несовершенство системы цен. Общественное недовольство существующими равновесными ценами образует плодотворную почву для государственного вмешательства в рыночное ценообразование. На практике это выливается в установление максимальных или минимальных цен. Если установленная государством максимальная цена ("потолок цены") находится ниже равновесного уровня, то образуется дефицит, если государство устанавливает минимум цены выше равновесного уровня (так называемая субсидируемая цена), то образуется излишек. Фиксация цен означает отключение механизма рыночной координации. В условиях, когда цена находится ниже равновесного уровня, дефицит не ослабевает, а усиливается, к тому же к денежным затратам потребителя добавляются неденежные. Последние связаны с поисками товаров, стоянием в очередях и т.д. - все они являются омертвленными затратами (deadweight cost), которые не служат расширению производства дефицитного товара. Они оседают в сфере распределения дефицитного товара, и не доходят до тех, кто его реально производит. Потолок цен "подрезает” излишек производителей и тем самым снижает стимулы к его производству на тех предприятиях, у которых издержки производства данного товара минимальны. Поэтому дефицит не убывает. Наоборот, те кто продает (или распределяет) дефицитный товар заинтересованы в его сохранении, так как он становится источником их доходов (так как увеличивает размеры неденежных затрат). Поэтому они всячески будут пропагандировать государственное регулирование цен под различными "благовидными” предлогами.

     В случаях, когда цена находится выше равновесной, возникает необходимость дополнительных мер, стимулирующих ограничение предложения и увеличение спроса, чтобы сократить разрыв между субсидируемой и равновесной ценами. И в том и в другом случае рыночная экономика начинает функционировать менее эффективно, чем в условиях совершенной конкуренции.

     Уравновешивающую  функцию выполняет цена, которая  стимулирует рост предложения при  дефиците товаров и разгружает рынок  от излишков, сдерживая предложение. По версии Вальраса, в условиях дефицита активной стороной рынка являются покупатели, а в условиях избытка – продавцы. Согласно версии Маршалла, доминирующей силой в формировании рыночной конъюнктуры всегда являются предприниматели.

       Как показано на рис.4, любой избыток товара, т.е. товарный излишек, толкает цену товаров вниз, к точке равновесия Е. Любой товарный дефицит, нехватка товаров на рынке будет толкать цену товаров вверх, к точке равновесия спроса и предложения Е. В конечном итоге установится равновесная цена РЕ, по которой будет продаваться QE товаров на рынке.

Контроль  над ценами

     Ценовое вмешательство, или контроль над ценами, осуществляет государство на законодательной основе, но его способны осуществлять и другие монопольные структуры. Вмешательства такого рода способны блокировать рыночный механизм конкурентного ценообразования на основе равновесия спроса и предложения. Любой контроль над ценами не только нарушает, но и разрушает механизм рыночного ценообразования на основе законов спроса и предложения. Примером этого является командная модель экономики, а также любые способы принудительного установления цены, принимаемые монопольными силами со стороны государства ил отдельных, явных или скрытых, экономических структур.

     Государственное вмешательство в рыночное ценообразование  чаще всего сводится к принудительному  установлению цены на уровне ниже рыночного равновесия. Мотивацией такого вмешательства выступают, как правило, социальные проблемы: различная для тех или иных групп населения степень доступа к ресурсам или потребительским благам; неравенство в доходах и т.д. Однако еще никогда не удавалось решить хотя бы одну из этих проблем методом вмешательства в механизм ценообразования. Последствия контроля над ценами могут быть многообразными, но все они, как правило, имеют отрицательный эффект в социальной и экономической сфере. Последствия контроля над ценами или любого  вмешательства в рыночное конкурентное равновесие обнаружат себя в товарном дефиците, нехватке и недопроизводстве товаров, что отрицательно скажется на всем обществе из-за недопотребления. Проблема низкодоходных групп общества, которых правительство пытается защитить, установив принудительно низкие цены, не будет решена, поскольку недопроизводство и дефицитность «уведут» даже имеющиеся товары в теневые спекулятивные сферы. Возникают теневые рынки, где дефицитные товары продаются по ценам еще более высоким, чем прежняя равновесная рыночная цена, поскольку теперь эта цена включит в себя еще и спекулятивную надбавку. Низкодоходным группам общества эти товары и цены станут еще более недоступны, а число неплатежеспособных граждан возростет (подобная ситуация была пройдена в СССР).

Информация о работе Теории рыночного равновесия и их критика