Теории рыночного равновесия и их критика

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 17:57, курсовая работа

Описание работы

Во времена кризиса 30-х годов в Америке, а также в некоторых других странах было признано, что рыночная экономика имеет недостатки и не всегда способна к саморегуляции. Таким образом, пришло понимание того, что задача по регулированию рыночной экономикой не может быть ограничена выведенными в XIX веке законами спроса и предложения, которые были практически революционными в экономической теории для своего времени.

Работа содержит 1 файл

ВЫПОЛНЕНИЕ курсовая 19 теории рыночного равновесия и их критика5.doc

— 324.00 Кб (Скачать)

     Различают индивидуальный и совокупный спрос. Индивидуальный спрос представляет потребности покупателя, выраженные в денежной форме. Совокупный спрос - это платежеспособная потребность общества в целом, т.е. государства, предприятий и населения.

     Рыночный  спрос определяется путем суммирования величин спроса, предъявляемого каждым потребителем при разных ценах. Он обозначается буквой D (от англ. demand - спрос).

     Между объемом спроса и ценой спроса существует определенная зависимость, которая выражается в законе спроса.

     Закон спроса: чем выше цена товара, тем меньше величина спроса на него; и наоборот, чем ниже цена товара, тем больше величина спроса на него.

     В частности закон спроса выражает:

     - обратную зависимость между ценой  и покупаемым количеством товаров (когда рынки каких-либо товаров или услуг дефицитны, то цены на эти товары и услуги будут расти; напротив, когда на рынок поступает все больше товаров и услуг данного вида, то их реализация, т. е. продажа, возможна лишь при условии снижения цен.); 

     - постепенное убывание спроса на данный товар или услугу (снижение количества продаж данного товара или услуги происходит не только вследствие роста их цены, но и вследствие насыщения потребительского спроса. Убывание спроса происходит потому, что каждая последующая покупка одного и того же товара или услуги приносит потребителю сравнительно меньшую ползу, выгоду, удовлетворение.) 

     Кроме цены самого товара на спрос оказывает  влияние множество других факторов. Учесть их всех очень трудно. Однако возможно выделить наиболее существенные:

     - цены на товары-заменители;

     - цены на дополняющие товары;

     - доходы покупателей;

     - мода, вкусы и предпочтения покупателей;

     - реклама;

     - сезонные изменения в спросе;

     - ожидания покупателей.

     Изменение неценовых факторов спроса вызывает перемещение и изменение конфигурации, наклона кривой спроса, выражая изменение количества проданных товаров по той же цене. Спрос не бывает статичен, он постоянно меняется под воздействием неценовых факторов.

     Увеличение  спроса под воздействием неценовых  факторов (рис.1) – это смещение всей кривой вправо и вверх, что означает увеличение объема продаж по той же, неизменяющейся, цене, при уменьшении спроса кривая смещается влево и вниз. Это уменьшение спроса также вызвано неценовыми факторами и выражается в снижении объема продаж при неизменяющейся цене за единицу товара:

     

       

       

     

       

Предложение

     Изменения спроса на товары вызывает адекватную реакцию со стороны рыночного  предложения этих товаров.

     Предложение какого-либо товара или услуги –  это готовность производителей продать определенное количество этого товара или услуги по определенной цене за определенный период времени. Иначе, предложение -это желание и способность продавцов поставлять на рынок товары и услуги для продажи в зависимости от их цены.

     Объем предложения – то количество товара или услуги, которое готовы продать продавцы по определенной цене в течение определенного периода времени.

     Цена  предложения – минимальная цена, по которой продавцы согласны продать  определенное количество  товара или  услуги.

     Зависимость между объемом и ценой предложения выражается в законе предложения.

     Закон предложения: чем выше цена товара, тем больше величина его предложения; чем ниже цена товара, тем меньше величина его предложения.

     Закон предложения показывает, что существует прямая зависимость между ценой и объемом предложения. Тот факт, что объем предлагаемых товаров увеличивается с ростом цены на него, объясняется стремлением производителей увеличить свою прибыль. Чем выше цена, тем больше у них стимулов для производства и продажи своего товара.

     Основным, ведущим фактором в законе предложения  выступает цена. Для продавца цена - побудительный мотив и стимул к тому, чтобы производить и продавать свой товар на рынке. Для потребителя цены - сдерживающий фактор, так как высокая цена вынуждает покупать меньшее количество товара.

       По каждому из великого множества  товаров цена свидетельствует  о необходимости либо сокращения  его выпуска, если спрос снизился, либо наращивания его производства, если спрос стабилен или повышается. От уровня цен предлагаемых товаров выручка, доход, прибыль. Чем они выше, тем оперативнее растет рыночное предложение товаров, и наоборот. В этом смысле предложение товаров на рынке – это сложный процесс, требующий соответствующего вознаграждения организации, собственно выпуска или, при необходимости, переориентации производства товаров в соответствии с потребностями. Рыночное предложение товаров имеет смысл только тогда, когда это подтверждают удовлетворяющие его цены. При неудовлетворительных ценах или тенденции к их снижению потребуется сложная предпринимательская деятельность по переориентации ресурсов, изменению технологий, объемов выпуска и продажи товаров.

      Предложение товаров имеет вид кривой с  положительным наклоном, отражающей прямую зависимость между двумя  переменными – ценой товара и  его количеством, или объемом  для продажи на рынке (рис.2) .

       
 

       
 

     Согласно  закону предложения - при прочих равных условиях, чем выше цена товаров, тем большее их количество может быть произведено и представлено к продаже на рынках.

       Количество и объем товаров  изменяются в соответствии с  изменением их цены, не смещая  кривую предложения товаров. Понятие  «изменяющееся предложение товаров» подразумевает смещение кривой в ту или иную сторону. Смещение кривых (рис.3) , означающее изменение предложения товаров на рынках, происходит под воздействием следующих условий:

     - изменение цен на факторы производства;

     - технический прогресс;

     - сезонные изменения;

     - налоги и субсидии;

     - увеличение спроса на другие  товары;

     - цены на товары,

     - которые производятся совместно  с рассматриваемым товаром;

     - ожидания производителей;

     - реклама, маркетинг

     Все перечисленные факторы влияют на издержки производства данного товара, что оказывает решающее влияние на изменения в предложении этого товара на рынке.

     

 

 
 
 

Рыночное  равновесие цен спроса и предложения

     Рыночным  процессом ценообразования управляют  законы спроса и предложения. Установление равновесной цены происходит на рынке под влиянием тенденций и специфических особенностей как спроса, так и предложения. Они проиллюстрированы на соответствующих графиках рис.1 и рис.2 с помощью кривых. Однако рыночные силы намного богаче тех моделей, которые были представлены.

     Совместим на одном графике линии спроса и предложения.

     

     

     

     

       

     Как видно из рис.4, линии спроса и предложения пересекаются в одной точке (точка Е). В этой точке цен, по которой покупатели согласны купить определенное количество товара, равна цене, по которой производители готовы продать это же количество товара. Точка пересечения линий S и D – точка Е, называется точкой равновесия. Когда рынок находится в этой точке, установившаяся цена устраивает как покупателей, так и продавцов и у них нет причин требовать ее изменения. Такое состояние рынка называется рыночным равновесием.

     Объем продаж в этой точке называется равновесным  объемом рынка (QE).

     QE=QS=QD

     Цена  в этой точке называется равновесной (рыночной) ценой (PE).

     PE=PS=PD

     Таким образом, рыночное равновесие – это  состояние рынка, при котором объем спроса равен объему предложения. Именно таким образом описал рыночное равновесие А.Маршал.

     Различают частичное и общее равновесие.

     Частичное равновесие – равновесие  на отдельно взятом рынке товаров и услуг факторов производства.

     Общим экономическим равновесием называется такое состояние национальной экономики, при котором на всех рынках одновременно обеспечивается равенство спроса и предложения, и ни один из этих экономических агентов не заинтересован в изменении объема своих закупок и продаж.

     Понятие общего равновесия разработано Вальрасом. В его трактовке, это состояние, при котором эффективное предложения  и эффективный спрос уравнивается на рынке услуг.

     Равновесие  всей экономической системы в целом называется экономическим равновесием и проявляется в виде пропорциональности:

     - между производством продукции  и его потреблением;

     - между вовлеченным в оборот  ресурсами и их использованием;

     - между предложением товара и  их спросом;

     - между материально-вещественными  и финансовыми потоками.

     Согласованность данных пропорциональностей общественного  производства приводит к сбалансированному развитию экономической системы в целом. Однако каждая производственная единица обладает известной автономностью, поэтому пропорциональность в национальном хозяйстве прокладывает себе дорогу как тенденцию и предполагает отклонение от равновесия, которое по-разному тактируется в разных экономических школах.

 

Направления экономических теорий

Классическая модель

     Согласно Смиту в экономике всегда достигается уровень производства при полной занятости.

     В основе этой модели лежит идея о  том, что изменение совокупного  предложения порождает точно  такой же совокупный спрос (закон  Сея). Но тогда возникает вопрос: что произойдет, если часть дохода уйдет в сбережения? Классики считают, что это не страшно, т. к. что было сбережено, то будет израсходовано в виде инвестиций, а если сбережений окажется много, то упадут процентные ставки, что в свою очередь будет стимулировать использование сбережений в виде инвестиций.

     Таким образом, равновесие сбережений и инвестиций – главное условие саморегулирующейся экономики.

Равновесная цена

 

     Равновесная рыночная цена – это цена, при  которой величины спроса и предложения  товара совпадают. Она является относительно устойчивой; при ней по каждому данному товару на рынке нет ни излишка, ни дефицита.[1]

     Спрос и предложение уравновешиваются под влиянием конкурентной среды  рынка, вследствие чего о цене говорят  как о конкурентном рыночном равновесии. В любом случае на конкурентном рынке равновесная цена и соответствующее ей количество  товара определяются рыночным спросом и предложением. При прочих равных условиях равновесная рыночная цена устанавливается при таком соотношении спроса и предложения, когда количество товаров, которое покупатели хотят приобрести, соответствует тому их количеству, которое производители предлагают на рынке. При этом на рынке отсутствуют тенденции изменения цен и количества товаров.

     Точка пересечения кривых спроса и предложения Е соответствует определенному уровню цены РЕ, отмеченной на оси ординат, и количеству, или объему товара QЕ, продаваемому по этой равновесной цене (отмечено на оси абсцисс) рис.5.

Информация о работе Теории рыночного равновесия и их критика