Теоретические основы формирования муниципального сектора экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 16:34, курсовая работа

Описание работы

Общество функционирует и развивается на основе сочетания общего и особенного, единичного. С одной стороны, формируются межстрановые объединения и союзы, с другой – каждый человек принадлежит к местному сообществу, отличающемуся от других составом населения, территорией, специфическим социальным взаимодействием. В границах местного сообщества люди ведут общее и индивидуальное местное хозяйство для удовлетворения разнообразных, прежде всего коллективных потребностей, как материальных, так и духовных .

Содержание

Введение 3
1. Муниципальное образование как первичная производственно- территориальная единица муниципального сектора экономики 5
1.1 Понятие и содержание категории «муниципальное образование» 5
1.2 Устав муниципального образования, как основной правовой акт 9
местного значения
1.3 Органы местного самоуправления как основа функционирования муниципального образования 13
2. Научные основы и объективная необходимость формирования муниципального хозяйства 17
2.1 Понятие и компоненты муниципального хозяйства, закономерности развития 17
2.2 Основные факторы, определяющие особенности формирования и функционирования муниципального хозяйства в Российской Федерации 21
3. Принципы функционирования и методы, используемые в
исследовании муниципального сектора экономики 24
3.1 Функционирование муниципального сектора экономики 24
3.2 Принципы регулирования муниципального сектора экономики 29
Заключение 34
Список использованной литературы 36
Приложение 1 38
Приложение 2 39

Работа содержит 1 файл

курсовая по экономине муниципального сектора.doc

— 244.00 Кб (Скачать)

Муниципальные образования развиваются как открытые социально-экономические системы; для них характерно комплексное развитие, чтобы как можно полнее использовать ресурсы (природные, научно-технические, производственные и прочие) и возможности, имеющиеся на их территории. Нередко средства предприятий и местных бюджетов объединяются. По эффективности функционирования и влиянию на население выделяются три типа территорий.

  1. Муниципалитеты с генерирующими способностями – это города-новостройки, расположенные в районах активного экономического развития (Ямало-Ненецкий, Ханты-Мансийский автономные округа, район Курской магнитной аномалии и др.) и крупнейшие города, которые активно перестраивают свою экономику с индустриальной на постиндустриальную.
  2. Муниципалитеты с поглощающими способностями не изменяют своих внешних границ и структуру хозяйства, но, опираясь на имеющийся потенциал, притягивают население и стабильно развиваются. К числу таких муниципалитетов относится большинство центров субъектов РФ и промышленных центров с устойчиво развивающимися отраслями экономики.
  3. Муниципалитеты с отталкивающимися способностями переживают экономический кризис, на их территории происходит свертывание хозяйственной деятельности и наблюдается существенный отток населения (Крайний Север, места добычи угля, размещения предприятий легкой промышленности, в сельской местности).

Таблица 3 [14, с. 49]

Численность населения  в муниципалитетах разных типов

Территории и муниципалитеты

2009 г. 

(тыс. чел.)

2010 г. 

(тыс. чел.)

2011 г.

(тыс. чел.)

Муниципалитеты с генерирующими  способностями

Ямало-Ненецкий автономный округ

543.5

546.5

550,2

Ханты-Мансийский автономный округ

1509,5

1517,8

1536,8

Старый Оскол

217,4

219,6

221,1

Муниципалитеты с поглощающими способностями

Московская область

6 712,5

7 092,9

7 104,1

Краснодарский край

5141,9

5161,1

5184,3

Калининград

422,5

431,5

439,8

Муниципалитеты с отталкивающимися способностями

Чукотский автономный округ

50,9

50,5

50,1

Ивановская область

1073,1

1066,5

1062,2

Тула

502,4

501,8

501,1


 

Анализ таблицы показывает, что муниципалитеты существенно различаются по уровню социально-экономического развития. Численность населения в муниципалитетах с генерирующими способностями с каждым годом увеличивается, в муниципалитетах с поглощающими способностями тоже увеличивается, но незначительно, в муниципалитетах с отталкивающимися способностями численность населения            уменьшается [14, с. 48 - 50]

Функционирование муниципальных  образований находится под воздействием ряда факторов. Совокупность факторов и условий предопределяет структуру  и уровень развития хозяйства. Так, при переходе на рыночные отношения природные условия, географическое положение существенно повлияли на развитие территорий. С начала 1990-х годов происходило свертывание хозяйства в районах с экстремальными природными условиями, особенно в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока. В условиях рыночной экономики многие производства оказались в этих регионах малоэффективными для частного капитала. Шли процессы сворачивания производства в Печорском угольном бассейне, Норильском промышленном узле, в республике Саха (Якутия). Более благоприятные предпосылки для развития имели муниципалитеты с узловым транспортно-географическим положением, крупные города, муниципалитеты в приморских зонах. Активно развивалось хозяйство муниципальных образований, расположенных на побережьях Черного моря и Финского залива, в приграничных муниципалитетах с развитой инфраструктурой формировались свободные экономические зоны. Они становились своеобразными «точками роста» и способствовали развитию близлежащих муниципальных образований. Глубинное, периферийное и окраинное транспортно-географическое положение сдерживало развитие хозяйственных комплексов муниципальных образований.

Сложные проблемы возникли в местах добычи полезных ископаемых, которые относились к исчерпаемым ресурсам. При истощении сырьевой базы в муниципальных образованиях остро встали проблемы занятости, использования трудовых ресурсов и сложившейся инфраструктуры.

Предприятия горнодобывающей, топливной, металлургичекой, химической и лесной промышленности, сельского хозяйства, транспорта взаимодействуют с природной средой. В муниципалитетах, где они размещаются, остро стоят экологические проблемы и проблемы охраны окружающей среды, рационального природопользования [7, с. 217].

Развитие промышленности, городов увеличивает нагрузку на инженерные сети, коммуникации, требует увеличения эксплуатационных затрат на объекты производственной и социальной инфраструктуры.

  Производственная инфраструктура включает:

  • транспорт;
  • связь;
  • складское и тарное хозяйство;
  • материально-техническое снабжение;
  • инженерные сооружения;
  • теплотрассы;
  • водопровод;
  • коммуникации и сети газо- и нефтепроводов;
  • ирригационные системы.

В состав социальной инфраструктуры включают:

  • пассажирский транспорт;
  • жилищно-коммунальное хозяйство;
  • сфера культурно-бытового обслуживания и т.п.

Предприятия инфраструктуры в процессе функционирования обслуживают  хозяйственные комплексы и население  независимо от ведомственной подчиненности.

В условиях рыночных отношений  многие предприятия в целях повышения конкурентоспособности перестают заниматься проблемами социальной сферы, а местные органы власти не располагают необходимыми средствами для ее развития. В муниципальной собственности остались прежде всего экономически слабые предприятия, с технически устаревшим оборудованием. Но они остаются жизненно важными, необходимыми элементами для функционирования муниципального образования. От их развития и состояния в значительной степени  зависит уровень жизни населения на территории того или иного муниципалитета. Особенно это относится к предприятиям жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, благоустройства и озеленения, здравоохранения, образования и культуры.

Главными проблемами муниципального сектора остаются занятость, уровень бедности населения, проблемы экологии. Их нерешенность ведет к тому, что во многих поселениях ухудшается морально-психологический климат; взрослое население теряет устойчивую жизненную перспективу, для молодежи сужаются условия трудоустройства, получения профессионального образования, а для детей и подростков – возможность рационального использования свободного времени [9, с. 116-117].

В качестве главного ресурса  развития муниципального сектора местные  власти традиционно рассматривают  лишь межбюджетные отношения. Это означает, что перспективы ставятся в исключительную зависимость от порядка распределения бюджетных денег при отсутствии финансовой самостоятельности муниципального образования.

Более оправдан поиск  источников развития муниципального сектора  с опорой не только на бюджетную  сферу, но также на все прочие ресурсы, которыми он располагает, - природные, материальные, финансовые, кадровые и др.

Эффективность развития того или иного местного сообщества прежде всего зависит от предприятий  промышленности и сельского хозяйства, расположенных на конкретной территории.

Предприятия промышленности и сельского хозяйства участвуют  в формировании местных бюджетов, которые являются составной частью финансового обеспечения, развития и содержания производственной и  социальной инфраструктуры. Главным источником формирования средств предприятий, предназначенных для социально-бытовой инфраструктуры, служит их прибыль. Из прибыли, которая остается распоряжении предприятий, имеют возможность удовлетворять потребности работников в жилье, социально-культурных и бытовых услугах.

Важно полнее использовать научно-исследовательский потенциал. Высоким уровнем развития науки  отличаются, прежде всего, крупные и  крупнейшие города, особенно велика концентрация научных кадров в Москве и Санкт-Петербурге, а также в Новосибирске, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Казани, Ростове-на-Дону, Уфе, Воронеже и др. Центрами наукоемких производств становятся муниципалитеты наукоградов и закрытых административно-территориальных образований; их хозяйственные комплексы имеют свою специфику.

Развитие деловой инфраструктуры способно приносить существенно  больший эффект, чем дотации убыточным  предприятиям.

В решении ряда хозяйственных  и природоохранных вопросов муниципалитеты взаимодействуют и кооперируются  между собой, организуя ассоциации. Кооперативное движение наиболее активно развивается в сельской местности. В условиях развития фермерских (крестьянских) и личных подсобных хозяйств появляется необходимость в их коллективном обслуживании [16, с. 219].

 

3.2 Принципы регулирования муниципального сектора экономики

 

Новые принципы регулирования  муниципальной экономики в рамках реализации Федерального закона 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 21.04.2011) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»:

1. Местное самоуправление в России: основные инновации новой редакции закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Главная цель реформы  публичной власти - смена модели государства: переход от патерналистского к субсидиарному государству.

Модель субсидиарного  государства построена на принципиально  другой основе – государство может  и должно делать только то, что гражданин  и общество не могут решить сами. То есть, роль государства в жизни  общества значительно сокращается - оно берет на себя решение ограниченного круга задач, которые никто кроме государства решать не может.

Цель реформы  местного самоуправления - создать дееспособную и ответственную  местную власть, опирающуюся на самоорганизацию  населения, способную самостоятельно решать вопросы организации жизнедеятельности на конкретной территории – вопросы местного значения.

        Наиболее значимыми инновациями Федерального закона №131-ФЗ можно считать:

1) Определение  роли населения в осуществлении местного самоуправления. Изменилась формулировка понятия местного самоуправления. Местное самоуправление – это «форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая…самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения…». Таким образом, появление союза «и» создало возможность союза органов местного самоуправления с наиболее активными гражданами, так как теперь решение вопросов местного самоуправления является их общим делом.

Закон обязывает привлекать население для обсуждения:

- проекта устава муниципального  образования, а также проекта  муниципального правового акта  о внесении изменений в устав;

- проекта местного  бюджета и отчета о его исполнении;

- проектов планов и  программ развития поселения, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства,   вопросы отклонения от предельных   параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;

- вопросов  о преобразовании  поселения.

Если какое-то решение  из указанного перечня будет принято  без проведения публичных слушаний, то оно не может считаться законным, и не будет иметь юридической силы.

 

 

2) Территориальная организация местного самоуправления.

В России возникают три  вида муниципальных образований: - сельские и городские поселения; - муниципальные  районы;- городские округа.

Создается более внятная  система организации местного самоуправления, с адекватным уровнем ответственности  каждого вида муниципальных образований  и с необходимой ресурсной  базой для его осуществления. Эта инновация должна привести:

-     к формированию дееспособной местной власти на уровне поселений;

-     к повышению управляемости системы;

-     к прозрачности системы власти для населения;

Информация о работе Теоретические основы формирования муниципального сектора экономики