Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 16:34, курсовая работа
Общество функционирует и развивается на основе сочетания общего и особенного, единичного. С одной стороны, формируются межстрановые объединения и союзы, с другой – каждый человек принадлежит к местному сообществу, отличающемуся от других составом населения, территорией, специфическим социальным взаимодействием. В границах местного сообщества люди ведут общее и индивидуальное местное хозяйство для удовлетворения разнообразных, прежде всего коллективных потребностей, как материальных, так и духовных .
Введение 3
1. Муниципальное образование как первичная производственно- территориальная единица муниципального сектора экономики 5
1.1 Понятие и содержание категории «муниципальное образование» 5
1.2 Устав муниципального образования, как основной правовой акт 9
местного значения
1.3 Органы местного самоуправления как основа функционирования муниципального образования 13
2. Научные основы и объективная необходимость формирования муниципального хозяйства 17
2.1 Понятие и компоненты муниципального хозяйства, закономерности развития 17
2.2 Основные факторы, определяющие особенности формирования и функционирования муниципального хозяйства в Российской Федерации 21
3. Принципы функционирования и методы, используемые в
исследовании муниципального сектора экономики 24
3.1 Функционирование муниципального сектора экономики 24
3.2 Принципы регулирования муниципального сектора экономики 29
Заключение 34
Список использованной литературы 36
Приложение 1 38
Приложение 2 39
Муниципальные образования развиваются как открытые социально-экономические системы; для них характерно комплексное развитие, чтобы как можно полнее использовать ресурсы (природные, научно-технические, производственные и прочие) и возможности, имеющиеся на их территории. Нередко средства предприятий и местных бюджетов объединяются. По эффективности функционирования и влиянию на население выделяются три типа территорий.
Таблица 3 [14, с. 49]
Численность населения в муниципалитетах разных типов
Территории и муниципалитеты |
2009 г. (тыс. чел.) |
2010 г. (тыс. чел.) |
2011 г. (тыс. чел.) |
Муниципалитеты с | |||
Ямало-Ненецкий автономный округ |
543.5 |
546.5 |
550,2 |
Ханты-Мансийский автономный округ |
1509,5 |
1517,8 |
1536,8 |
Старый Оскол |
217,4 |
219,6 |
221,1 |
Муниципалитеты с поглощающими способностями | |||
Московская область |
6 712,5 |
7 092,9 |
7 104,1 |
Краснодарский край |
5141,9 |
5161,1 |
5184,3 |
Калининград |
422,5 |
431,5 |
439,8 |
Муниципалитеты с | |||
Чукотский автономный округ |
50,9 |
50,5 |
50,1 |
Ивановская область |
1073,1 |
1066,5 |
1062,2 |
Тула |
502,4 |
501,8 |
501,1 |
Анализ таблицы показывает, что муниципалитеты существенно различаются по уровню социально-экономического развития. Численность населения в муниципалитетах с генерирующими способностями с каждым годом увеличивается, в муниципалитетах с поглощающими способностями тоже увеличивается, но незначительно, в муниципалитетах с отталкивающимися способностями численность населения уменьшается [14, с. 48 - 50]
Функционирование
Сложные проблемы возникли в местах добычи полезных ископаемых, которые относились к исчерпаемым ресурсам. При истощении сырьевой базы в муниципальных образованиях остро встали проблемы занятости, использования трудовых ресурсов и сложившейся инфраструктуры.
Предприятия горнодобывающей, топливной, металлургичекой, химической и лесной промышленности, сельского хозяйства, транспорта взаимодействуют с природной средой. В муниципалитетах, где они размещаются, остро стоят экологические проблемы и проблемы охраны окружающей среды, рационального природопользования [7, с. 217].
Развитие промышленности, городов увеличивает нагрузку на инженерные сети, коммуникации, требует увеличения эксплуатационных затрат на объекты производственной и социальной инфраструктуры.
Производственная инфраструктура включает:
В состав социальной инфраструктуры включают:
Предприятия инфраструктуры
в процессе функционирования обслуживают
хозяйственные комплексы и
В условиях рыночных отношений многие предприятия в целях повышения конкурентоспособности перестают заниматься проблемами социальной сферы, а местные органы власти не располагают необходимыми средствами для ее развития. В муниципальной собственности остались прежде всего экономически слабые предприятия, с технически устаревшим оборудованием. Но они остаются жизненно важными, необходимыми элементами для функционирования муниципального образования. От их развития и состояния в значительной степени зависит уровень жизни населения на территории того или иного муниципалитета. Особенно это относится к предприятиям жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, благоустройства и озеленения, здравоохранения, образования и культуры.
Главными проблемами муниципального сектора остаются занятость, уровень бедности населения, проблемы экологии. Их нерешенность ведет к тому, что во многих поселениях ухудшается морально-психологический климат; взрослое население теряет устойчивую жизненную перспективу, для молодежи сужаются условия трудоустройства, получения профессионального образования, а для детей и подростков – возможность рационального использования свободного времени [9, с. 116-117].
В качестве главного ресурса развития муниципального сектора местные власти традиционно рассматривают лишь межбюджетные отношения. Это означает, что перспективы ставятся в исключительную зависимость от порядка распределения бюджетных денег при отсутствии финансовой самостоятельности муниципального образования.
Более оправдан поиск источников развития муниципального сектора с опорой не только на бюджетную сферу, но также на все прочие ресурсы, которыми он располагает, - природные, материальные, финансовые, кадровые и др.
Эффективность развития того или иного местного сообщества прежде всего зависит от предприятий промышленности и сельского хозяйства, расположенных на конкретной территории.
Предприятия промышленности
и сельского хозяйства
Важно полнее использовать
научно-исследовательский
Развитие деловой
В решении ряда хозяйственных
и природоохранных вопросов муниципалитеты
взаимодействуют и
3.2 Принципы регулирования муниципального сектора экономики
Новые принципы регулирования
муниципальной экономики в
1. Местное самоуправление в России: основные инновации новой редакции закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Главная цель реформы публичной власти - смена модели государства: переход от патерналистского к субсидиарному государству.
Модель субсидиарного государства построена на принципиально другой основе – государство может и должно делать только то, что гражданин и общество не могут решить сами. То есть, роль государства в жизни общества значительно сокращается - оно берет на себя решение ограниченного круга задач, которые никто кроме государства решать не может.
Цель реформы местного самоуправления - создать дееспособную и ответственную местную власть, опирающуюся на самоорганизацию населения, способную самостоятельно решать вопросы организации жизнедеятельности на конкретной территории – вопросы местного значения.
Наиболее значимыми инновациями Федерального закона №131-ФЗ можно считать:
1) Определение роли населения в осуществлении местного самоуправления. Изменилась формулировка понятия местного самоуправления. Местное самоуправление – это «форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая…самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения…». Таким образом, появление союза «и» создало возможность союза органов местного самоуправления с наиболее активными гражданами, так как теперь решение вопросов местного самоуправления является их общим делом.
Закон обязывает привлекать население для обсуждения:
- проекта устава муниципального образования, а также проекта муниципального правового акта о внесении изменений в устав;
- проекта местного
бюджета и отчета о его
- проектов планов и программ развития поселения, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;
- вопросов о преобразовании поселения.
Если какое-то решение из указанного перечня будет принято без проведения публичных слушаний, то оно не может считаться законным, и не будет иметь юридической силы.
2) Территориальная организация местного самоуправления.
В России возникают три вида муниципальных образований: - сельские и городские поселения; - муниципальные районы;- городские округа.
Создается более внятная система организации местного самоуправления, с адекватным уровнем ответственности каждого вида муниципальных образований и с необходимой ресурсной базой для его осуществления. Эта инновация должна привести:
- к формированию дееспособной местной власти на уровне поселений;
- к повышению управляемости системы;
- к прозрачности системы власти для населения;
Информация о работе Теоретические основы формирования муниципального сектора экономики