Теоретические основы формирования муниципального сектора экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 16:34, курсовая работа

Описание работы

Общество функционирует и развивается на основе сочетания общего и особенного, единичного. С одной стороны, формируются межстрановые объединения и союзы, с другой – каждый человек принадлежит к местному сообществу, отличающемуся от других составом населения, территорией, специфическим социальным взаимодействием. В границах местного сообщества люди ведут общее и индивидуальное местное хозяйство для удовлетворения разнообразных, прежде всего коллективных потребностей, как материальных, так и духовных .

Содержание

Введение 3
1. Муниципальное образование как первичная производственно- территориальная единица муниципального сектора экономики 5
1.1 Понятие и содержание категории «муниципальное образование» 5
1.2 Устав муниципального образования, как основной правовой акт 9
местного значения
1.3 Органы местного самоуправления как основа функционирования муниципального образования 13
2. Научные основы и объективная необходимость формирования муниципального хозяйства 17
2.1 Понятие и компоненты муниципального хозяйства, закономерности развития 17
2.2 Основные факторы, определяющие особенности формирования и функционирования муниципального хозяйства в Российской Федерации 21
3. Принципы функционирования и методы, используемые в
исследовании муниципального сектора экономики 24
3.1 Функционирование муниципального сектора экономики 24
3.2 Принципы регулирования муниципального сектора экономики 29
Заключение 34
Список использованной литературы 36
Приложение 1 38
Приложение 2 39

Работа содержит 1 файл

курсовая по экономине муниципального сектора.doc

— 244.00 Кб (Скачать)

Изменение структуры  органов местного самоуправления осуществляется не иначе как путем внесения изменений  в устав муниципального       образования [9, с. 80].

Решение представительного органа муниципального образования об изменении структуры органов местного самоуправления вступает в силу не ранее чем по истечении срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего указанное решение.

Финансирование расходов на содержание органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных                    образований [12, с. 253].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ И ОБЪЕКТИВНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

 

2.1 Понятие и компоненты муниципального хозяйства, закономерности развития

 

Для того, чтобы дать научное  определение муниципального хозяйства, надо прежде установить родовое понятие “хозяйство”, чтобы затем на основе отличия данного вида хозяйства дать определение термина “муниципальное хозяйство”. Как правило, под хозяйством понимают совокупность хозяйствующих субъектов, ограниченных видом собственности, определенным характером деятельности и территорией, на которой осуществляется эта деятельность. Так, государственное хозяйство любой современной страны существует в ее границах, а права государства при осуществлении хозяйственной деятельности напрямую зависят от формы собственности хозяйствующих на его территории субъектов.

С этой точки зрения государство  имеет ряд особенностей при осуществлении  хозяйственной деятельности, поскольку  оно, с одной стороны, выступает  как равноправный субъект хозяйственных  отношений (собственник), а с другой - как субъект, выполняющий в силу своего особого статуса функцию регулирования хозяйственных отношений на своей территории. Местное самоуправление несет на себе признаки как государства, так и хозяйствующего субъекта. В этой двойственности природы местного самоуправления и кроется корень долгих дискуссий по определению понятия муниципального хозяйства [8, с. 158].

Таким образом, муниципальное хозяйство - это совокупность предприятий и учреждений, осуществляющих на территории муниципального образования хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение коллективных (общественных) потребностей его населения.

Муниципальное хозяйство отличается от государственного достаточно широкими правами в области производственной деятельности, и прежде всего в  области распоряжения собственными ресурсами, а от частного хозяйства - общественным характером использования результатов деятельности.

Из определения муниципального хозяйства следует, что некоторое  число предприятий и учреждений, выполняющих общественно значимые функции, нуждается в координации их деятельности. Именно эту функцию на практике и выполняют органы местного самоуправления.

Полномочия органов местного самоуправления в сфере регулирования хозяйственных  отношений не просто разведены по двум видам, но в отношении муниципальных  предприятий органы местного самоуправления выступают и как собственник, и как власть, поскольку в отношении общеобязательных норм и правил, принимаемых органами местного самоуправления в пределах их компетенции, все предприятия, и в том числе муниципальные, равны [13, с. 195].

Не вызывает сомнений сложность  управленческой деятельности органов  местного самоуправления, поскольку  они выступают и как субъект  хозяйственной деятельности, и как  субъект, наделенный законом правом регулировать эту деятельность на своей  территории.

В связи с этим и возникают  сложности в определении понятия  “муниципальное управление”, поскольку  оно, как и понятие “муниципальное хозяйство”, имеет двойственную природу. Управленческая деятельность органов  местного самоуправления включает в  себя вопросы как общего взаимодействия органов местного самоуправления с хозяйствующими субъектами вне зависимости от формы собственности, так и более глубокого регулирования хозяйственных отношений для муниципальных предприятий и учреждений. В связи с этим в основу определения данного понятия должна быть положена цель управленческой деятельности органов местного самоуправления, а именно реализация общественных интересов, отнесенных к ведению местного самоуправления.

И в связи с этим основной вид  деятельности органов местного самоуправления - подчинение деятельности предприятий и учреждений, расположенных на территории муниципального образования, удовлетворению общественных интересов граждан.

Понятие “муниципальное управление”  должно в обязательном порядке включать не только цель деятельности, но и ее формы, определяемые законом. Муниципальное управление - деятельность органов местного самоуправления, направленная на удовлетворение общественных интересов, осуществляемая в определенных законом формах посредством муниципального хозяйства.

На основе этого определения  можно очень рельефно показать отличия  муниципальной службы от службы в  органах государственной власти. Они также проистекают из двойственной природы муниципального хозяйства, поскольку муниципальный служащий должен обладать знаниями, необходимыми для непосредственной хозяйственной деятельности, и в этом смысле его деятельность мало чем отличается от предпринимательства. С другой стороны, общественный характер распределения полученной в результате деятельности прибыли и регулирование хозяйственных интересов иных собственников, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории муниципального образования, требуют знаний и навыков, больше присущих государственной службе.

Рассмотрим структуру  муниципального хозяйства и приведем классификацию связей, возникающих внутри муниципального хозяйства между его элементами. Методика, предложенная для определения понятия “муниципальное хозяйство”, содержит подход, исходящий из того, что:

Муниципальное хозяйство - это совокупность предприятий и учреждений, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования [16, с. 204].

Деятельность, осуществляемая этими предприятиями и учреждениями, направлена на удовлетворение общественных интересов.

Поскольку деятельность осуществляют разнородные по природе субъекты, то необходим и субъект, координирующий их деятельность.

Исходя из данного  анализа, основным признаком, по которому можно классифицировать элементы муниципального хозяйства, является роль и место  элемента в реализации общественных потребностей..

С этой точки зрения можно  выделить следующие элементы:

  • муниципальные предприятия, деятельность которых полностью подчинена интересам населения муниципального образования;
  • иные предприятия и учреждения, чья деятельность частично связана с реализацией общественных интересов населения муниципальных образований;
  • органы местного самоуправления.

Роль каждого из названных  элементов различна. Муниципальные  предприятия свои результаты, будь то прибыль или конкретные товары или услуги, направляют на общественные нужды. Иные предприятия и учреждения вынуждены участвовать в реализации общественных интересов в силу нормативного (в виде налагаемых на них в нормативном или законодательном порядке обязанностей) либо общественного (добровольного по форме) принуждения.

Органы местного самоуправления осуществляют особую функцию - регулируют деятельности двух предыдущих элементов  в интересах населения муниципального образования.

Ценность данной классификации  состоит в том, что она позволяет определить место и роль каждого элемента в решении вопросов местного значения, цели деятельности этих элементов в процессе управления муниципальным хозяйством, учитывать их особенности. Из этой классификации видно, что при построении отношений между населением муниципального образования и хозяйствующими субъектами по вопросам местного значения наиболее выгодно иметь отношения с муниципальными предприятиями, так как они реализуют населению товары и услуги, и прибыль, полученная в итоге их деятельности, также является собственностью данного местного сообщества. Поэтому хорошо работающее муниципальное предприятие всегда выгодно муниципальному           хозяйству [15, с. 151-152].

 

    1. Основные факторы, определяющие особенности

формирования  и функционирования муниципального хозяйства

 в России

 

Любая управленческая деятельность подразумевает ряд обязательных элементов. Так, структура управления муниципальным образованием должна обеспечить:

  • процесс формирования и исполнения управленческих решений на всех этапах цикла;
  • комплексность и внутреннюю координацию деятельности всех структурных подразделений;
  • завершенность и поступательность развития.

В соответствии с этим и сформулированы принципы, перечисленные ниже:

  1. Принцип целевой ориентации муниципального образования. Развитие любого муниципального образования, как и его возникновение, базируется на определенных целях совместной деятельности. Умение грамотно определять и устанавливать цели развития - наиболее важный и значимый элемент управления. Первичное определение целей и задач деятельности муниципального образования происходит при его формировании посредством определения его компетенции.
  2. Принцип горизонтального разделения функций. Под разделением функций по горизонтали подразумевается разграничение их между органами и должностными лицами одного уровня.
  3. Принцип вертикального разделения функций. Кроме горизонтальных отношений, возникающих между органами местного самоуправления, значительную роль играет система вертикального взаимодействия, поскольку на территории муниципального образования существует ряд иных структур, без которых невозможно управление муниципальным образованием.
  4. Принцип комплексности. Этот принцип важен для целостности при построении структуры и требует при анализе структуры исходить прежде всего из целостности той или иной функции. Особенно это важно в том случае, когда исполнение функции разнесено по разным структурам или в ходе исполнения данной функции использованы все структуры администрации.

Комплексное социально-экономическое  развитие муниципальных образований Федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” отнесено к полномочиям местного самоуправления [5, с. 27-28].

Под комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования понимается управляемый процесс изменений в различных сферах жизни муниципального образования, направленный на достижение определенного уровня развития социальной и экономической сфер на территории муниципального образования, с наименьшим ущербом для природных ресурсов и наибольшим уровнем удовлетворения коллективных потребностей населения и интересов государства.

В данном направлении  осуществляются следующие действия: утверждаются и реализуются местные  целевые программы, даются муниципальные  заказы, согласовываются формы участия предприятий и организаций в развитии муниципального образования, заключаются договоры и т. д.

Однако, каким бы сложным  ни был процесс управления, он всегда может быть разбит на отдельные конкретные небольшие по срокам проекты, в управлении которыми можно выделить как относительно самостоятельные следующие основные этапы (циклы) управления комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования:

а) в период разработки программы развития:

  • сбор и обработка информации;
  • целеопределение (постановка целей);
  • выработка стратегических установок и критериев развития;
  • оценка потенциала и ресурса развития;
  • разработка концепции комплексного социально-экономического развития муниципального образования;
  • разработка и принятие программы комплексного социально-экономического развития муниципального образования

б) в период реализации программы развития:

  • разработка и принятие бюджета развития;
  • исполнение бюджета развития в соответствии с программой комплексного социально-экономического развития;
  • контроль, сбор и обработка информации и выработка предложений по корректировке программы (концепции).

Итак, основная особенность  планирования и распределения по этапам процесса комплексного социально-экономического развития муниципального образования заключается в том, что периоды планирования и корректировки планов должны быть согласованы с характерными временными циклами жизни муниципального образования, такими как разработка и принятие бюджета, срок полномочий органов местного самоуправления и др. [11, с. 54].

 

 

 

 

 

  1. ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И МЕТОДЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ИССЛЕДОВАНИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ 

 

3.1 Функционирование  муниципального сектора

 

Муниципальный сектор складывается из предприятий и учреждений разных форм собственности и разной отраслевой принадлежности. Для городских муниципалитетов характерна индустриальная структура хозяйства. В поселках городского типа и малых городах сложилась моноотраслевая структура хозяйства; как правило, в них находится одно градообразующее предприятие. В крупнейших городах в настоящее время идет активный процесс формирования постиндустриальной структуры хозяйства. В сельской местности формируются аграрные и агроиндустриальные компании [4, с. 159].

Информация о работе Теоретические основы формирования муниципального сектора экономики