Теоретические основы доходов населения и их структуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 20:18, курсовая работа

Описание работы

Доходы населения и источники их формирования заслуживают пристального внимания, а все проблемы, с ними связанные, требуют скорейшего разрешения. Именно поэтому данная тема актуальна в любые времена, в любой стране, при любом экономическом строе. В Российской Федерации вопросы, связанные с доходами, стоят очень остро. Решение проблем требует большего государственного вмешательства, чем в развитых странах.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
1. Теоретические основы доходов населения и их структуры…………….5
1.1 Сущность и классификация доходов населения………………………..5
1.2. Дифференциация доходов……………………………………………...13
1.3 Государственное регулирование и политика доходов………………...16
2. Доходы населения Российской Федерации и их структура…………....19
2.1. Влияние кризиса на реальные денежные доходы населения Российской Федерации…………………………………………………………….19
2.2 Анализ реальных денежных доходов населения Российской Федерации…………………………………………………………………………..26
2.3. Структура денежных доходов населения Российской Федерации…..34
3. Мероприятия по увеличению доходов населения……………………....40
3.1 Прогноз изменения уровня жизни населения на 2010-2012 гг……….40
3.2. Антикризисная политика доходов……………………………………..41
Заключение…………………………………………………………………...44
Список использованной литературы……………………………………….47
Приложение 1………………………………………………………………..49
Приложение 2………………………………………………………………..52

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 303.00 Кб (Скачать)
justify">     Вследствие  более благоприятной ситуации на рынке труда в 2009 году и повышения  оценок спроса на труд в прогнозный период ожидается, что численность  безработных к 2012 году сократится до 5,6 млн. человек (7,7 %  экономически активного населения), а численность занятых вырастет до 67,2 млн. человек (по консервативному прогнозу 6,2 млн. человек, или 8,5 % экономически активного населения, и 66,6 млн. человек, соответственно).

     В 2010 году из-за более сильного роста реальных доходов населения повышен и прогноз роста розничной торговли до 1,9 %, однако затем в 2011-2012 годах пониженная динамика реальных доходов населения ведет и к более низким темпам роста розничной торговли.

     В умеренно-оптимистичном варианте прогноза предполагается более интенсивное восстановление потребительского спроса. Если в 2010 году рост оборота розничной торговли до 3,3 % будет обеспечен значительным повышением доходов пенсионеров и снижением инфляции, то в 2011-2012 годах рост потребления будет поддержан ростом заработной платы и восстановлением кредита. 

     3.2. Антикризисная политика доходов

          Многие страны, прежде всего скандинавские,  ведут эффективную борьбу с  бедностью. Для борьбы с бедностью  у молодых, хотя она и является временным явлением, во многих странах существуют гранты на обучение и пособия на детей молодым семьям, а для старших возрастов - доплаты к пенсии, если ее размер и доход пенсионера обеспечивают лишь низкий уровень благосостояния.

     Любое правительство, исходя из программы своей деятельности, должно выбирать между масштабами программы по перераспределению доходов для борьбы с бедностью и программами по стимулированию трудовой деятельности и экономии расходов бюджетных средств. Так, в США в 1960-1970 гг. социальная политика была направлена на создание благоприятных возможностей для бедных, а с 1980 г. стали существенно урезаться средства, направляемые из бюджета на предоставление продовольственных купонов, школьных обедов, бесплатной медицинской помощи и другие меры, направленные на снижение масштабов бедности.

     Для искоренения нищеты и уменьшения масштабов бедности международным  сообществом было предложено:

     1. Разработать комплексные стратегии.

     2. Улучшить для бедных социальных групп доступ к производственным ресурсам и инфраструктуре.

     3. Стремиться к удовлетворению основных потребностей человека во всех слоях населения.

     4. Укреплять и расширять законодательство для усиления социальной защиты и уменьшения уязвимости определенных категорий людей.

     Антикризисная политика доходов должна обеспечить решение задач физического выживания нации. Именно социальная область, доходы населения  - это та область, в которой необходимо мобилизовать все силы, возможности, сосредоточить на решении её приоритетных проблем имеющиеся у государства ресурсы. Эти приоритеты были сформулированы правительством: уменьшение хронической задолженности оп выплате заработной платы и пенсий; индексация доходов наименее обеспеченных групп населения; создание системы адресной социальной помощи бедным, нетрудоспособным, безработным.

     Очередность решения проблем основана на их остроте. Наибольшее недовольство и возмущение в обществе вызывают задержки по выплатам заработной платы и пенсий.  Необходим государственный механизм списания средств с банковского счета предприятия с учётом одинаковой очередности выплаты налогов государству и оплаты труда работникам. Одним из вариантов можно назвать резервирование заработной платы, страхование задержки выплат на предприятиях с льготными условиями налогообложения.

     Очень важно с учетом инфляции индексировать доходы наименее обеспеченных групп населения: работников бюджетной сферы, пенсионеров. Выполнение этой задачи полностью зависит от состояния государственного бюджета и Пенсионного фонда, от темпов инфляции.

     Наиболее  радикальная мера воздействия на доходы - увеличение занятости. Чтобы добиться этого, необходимо увеличение инвестиций, снижение налогов на предпринимателя, таможенный протекционизм стимулирования отечественного производства, доступность кредитов, государственная поддержка рабочих мест и малого бизнеса, организация общественных работ. Можно также добавить содействие таким формам занятости, как кооперативные и ремесленные объединения, работа на дому, поощрение мелких инвестиций самого населения в рабочие места, например, в потребительскую, промысловую, бытовую, кредитную кооперацию.

     Возможности расширения оплачиваемой занятости  требуют приоритетного подхода.

     Те  немногие вложения, которые сможет мобилизовать государство, налоговые скидки, кадровые перестановки, необходимо использовать в каждом регионе в структурообразующих отраслях, деятельность которых может способствовать оживлению, и в таких сферах, как жилищное строительство, дороги, пищевая промышленность, оптовая торговля, туризм и т. д.

     Кризисное состояние вызывает необходимость оценить значение социальной ответственности государства, для чего требуется ревизовать социальные гарантии, льготы и выплаты, заменить некоторые системой временной социальной помощи, предоставляемой в заявительной и адресной форме для конкретной семьи.

     Однако  в России ситуация с адресной социальной помощью в настоящий момент выглядит неоднозначно. Государство не обладает необходимыми средствами, поэтому адресная помощь превращается в гроши и имеет скорее идеологическое значение «сохранения лица» в условиях кризисной экономики. 
 
 
 
 

     Заключение 

     Доходы  и покупательная способность  населения имеют не только социальное значение - как слагаемые уровня жизни, но и как факторы, определяющие продолжительность самой жизни. Они весьма значимы, как элемент экономического подъема, который определяет емкость внутреннего рынка. Емкий внутренний рынок, обеспеченный платежеспособным спросом является мощнейшим стимулом поддержки отечественного производителя.

     Низкий  уровень доходов, и, как следствие, низкая покупательная способность основной массы населения, денежный потенциал которого частично отвлекается на покупку импортных товаров, есть одна из основных причин стагнации экономики России.

     Доходы получают или производят домашние хозяйства, могут быть получены из следующих основных источников: оплата за результат труда, трансфертные платежи, занятость в неформальном секторе, а также безденежные доходы.

     Таким образом, в данной курсовой работе были исследованы доходы населения и  их источники формирования.

     В процессе написания работы были достигнуты первоначально поставленные цели (изучение доходов населения Российской Федерации и их структуры) и задачи (рассмотреть сущность и классификацию доходов населения; изучить значение дифференциации доходов; исследовать государственное регулирование и политику доходов; определить влияние кризиса на реальные денежные доходы населения Российской Федерации; провести анализ реальных денежных доходов населения Российской Федерации; рассмотреть структуру денежных доходов населения Российской Федерации; разработать мероприятия по увеличению доходов населения).

     В первой главе рассмотрены теоретические  основы доходов населения, представлена их классификация, рассматривается дифференциация  доходов и политика доходов.

     Во  второй главе рассматривается динамика изменения уровня жизни населения  Российской Федерации, исследуется  ситуация на рынке труда.

     Численность безработных России в августе-сентябре 2009 г. составила 5,9 млн. человек. Наибольшая численность безработных (свыше 160 тыс. человек) наблюдалась в республиках Башкортостан, Дагестан, Чеченской Республике, Краснодарском крае, Иркутской, Московской и Свердловской областях. Самый высокий уровень безработицы зафиксирован в Республике Ингушетия и Чеченской Республике, наименьший - в г. Москве.

     В марте 2009-го структура занятости  в России приняла следующий вид: число безработных, ищущих работу, увеличилось  до 5%. Порядка 1% домохозяек, напротив, предпочли  выйти на работу. Доля работающих граждан  сократилась до 61% - вероятно, за счёт сокращений пенсионеров и студентов, число которых возросло до 19% и 11% соответственно.

     Реальные  денежные доходы населения в январе-сентябре 2009 г. уменьшились в большинстве субъектов Российской Федерации. В наибольшей степени (на 15% и более) реальные денежные доходы сократились в республике Ингушетия, Вологодской, Ивановской, Рязанской, Ярославской областях, Ненецком автономном округе.

     В структуре доходов населения  Российской Федерации доля зарплаты в 2009 году осталась на том же уровне, что в 2008 году. Удельный вес социальных выплат увеличился на 2 %, что, скорей всего, вызвано увеличением численности безработных в 2009 году, а, следовательно, увеличением зависимости населения от выплат данного характера. Хуже стало с подработками, доля разовых доходов в 2009 году, напротив, сократилась по сравнению с 2008 годом. Зато число тех, кто черпает доходы из банковских операций или собственного бизнеса, в 2008-2009 гг. сохраняется неизменным.

     Третья  глава посвящена методам увеличения доходов населения и выхода из кризиса, среди которых правительство выделяет следующие: уменьшение хронической задолженности оп выплате заработной платы и пенсий; индексация доходов наименее обеспеченных групп населения; создание системы адресной социальной помощи бедным, нетрудоспособным, безработным. Наиболее радикальная мера воздействия на доходы - увеличение занятости. Чтобы добиться этого, необходимо увеличение инвестиций, снижение налогов на предпринимателя, таможенный протекционизм стимулирования отечественного производства, доступность кредитов, государственная поддержка рабочих мест и малого бизнеса, организация общественных работ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованной литературы 

     
  1. Федеральный закон «О потребительской корзине  в целом по Российской Федерации» от 31 марта 2006 года № 44-ФЗ.
  2. Адамчук В. В., Кокин Ю. П., Яковлев Р. А. Экономика труда. - М.: Финстатинформ, 2009. - 321 с.
  3. Генкин Б. М. Экономика и социалогия труда. - М.: НОРМА-ИНФРА, 2005. - 152 с.
  4. Генкин Б. М. Эффективность труда и качество жизни. - СПб.: ГИЭА, 2007. - 252 с.
  5. Горелова Н. А. Экономика труда. - СПб.: ГИЭА,  2004. - 147 с.
  6. Жеребин В. М., Романов А. Н. Уровень жизни населения. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2005. - 196 с.
  7. Капустин Е. И. Уровень, качество и образ жизни населения России. М.: Наука, 2006. - 236 с.
  8. Кокина Ю. П. Политика доходов и заработной платы. - М.: Юристъ, 2004. - 185 с.
  9. Курс социально - экономической статистики. Учебник / под редакцией М. Г. Назарова: М.: ЗАО «Финстатинформ», «Юнити», 2008. - 429 с.
  10. Одегов Ю. Г., Волгин Н. А. Экономика труда. - М.: Юристъ, 2005. - 311 с.
  11. Олимских Н. Н. Социально-трудовые отношения: формирование, регулирование и развитие. Ижевск, УдГУ, 2006. - 412 с.
  12. Павлов К. В. Общая теория социально-экономической политики. - Иж, 2008. - 164 с.
  13. Политика доходов и заработной платы. / Под ред. Н.Н Абакумова, Р.Я. Подовалова - Новосибирск: НГАЭиУ; М.: ИНФРА-М, 2007. - 272 с.
  14. Социальная статистика: Учебник/ Под ред. чл.-кор. РАН И.И. Елисеевой. 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Финансы и статистика, 2006.- 480 с.
  15. Статистический ежегодник 2008. - 343 с.
  16. Экономика труда: (социально - трудовые отношения) / Под ред. Н.А.Волгина, Ю. Г. Одегова. - М.: Издательство «ЭКЗАМЕН», 2005. - 316 с.
  17.  Высокообеспеченные слои российского общества: численность и механизм формирования доходов. / Рудакова О., Харитонова Е.// журнал «Управление персоналом»: № 2008 - http://www.top-personal.ru, 20 апреля 2008.
  18. За два месяца потребительская корзина в России ощутимо подорожала // Деловые новости VL.ru – 6 марта 2008 - http://news.vl.ru/biznes, 30 сентября 2008.
  19. Кравцова Г. Ф. Основы экономической теории. Макроэкономика. Учебное пособие. // http://www.dvgups.ru, 19 мая 2009.
  20. Марочкина М. В. Минимальная заработная плата. Молчание - знак согласия. // журнал «В курсе правового дела» № 5, март 2008 - http://www.vkursedela.ru, 20 апреля 2008.
  21. Минздравсоцразвития России - официальный сайт, архив - http://www.mzsrrf.ru/analit_inform, 19 апреля 2008.
  22. Официальный сайт Госкомстата РФ: www.gks.ru.
  23. Панина Т. В тесноте и в обиде живут более 50 млн. россиян // Российская газета - Федеральный выпуск № 4291 от 9 февраля 2007 - http://www.rg.ru, 30 апреля 2008.
  24. Прожиточный минимум как элемент системы потребительских бюджетов, его назначение // Департамент труда Иркутской области - http://www.work.irk.ru, 18 декабря 2008 г.

Информация о работе Теоретические основы доходов населения и их структуры