Теоретические основы доходов населения и их структуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 20:18, курсовая работа

Описание работы

Доходы населения и источники их формирования заслуживают пристального внимания, а все проблемы, с ними связанные, требуют скорейшего разрешения. Именно поэтому данная тема актуальна в любые времена, в любой стране, при любом экономическом строе. В Российской Федерации вопросы, связанные с доходами, стоят очень остро. Решение проблем требует большего государственного вмешательства, чем в развитых странах.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
1. Теоретические основы доходов населения и их структуры…………….5
1.1 Сущность и классификация доходов населения………………………..5
1.2. Дифференциация доходов……………………………………………...13
1.3 Государственное регулирование и политика доходов………………...16
2. Доходы населения Российской Федерации и их структура…………....19
2.1. Влияние кризиса на реальные денежные доходы населения Российской Федерации…………………………………………………………….19
2.2 Анализ реальных денежных доходов населения Российской Федерации…………………………………………………………………………..26
2.3. Структура денежных доходов населения Российской Федерации…..34
3. Мероприятия по увеличению доходов населения……………………....40
3.1 Прогноз изменения уровня жизни населения на 2010-2012 гг……….40
3.2. Антикризисная политика доходов……………………………………..41
Заключение…………………………………………………………………...44
Список использованной литературы……………………………………….47
Приложение 1………………………………………………………………..49
Приложение 2………………………………………………………………..52

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 303.00 Кб (Скачать)

     Основными источниками безденежных доходов населения являются общественные фонды потребления и личные подсобные хозяйства.4

     Общественные  фонды потребления представляют собой разновидность коллективной формы потребления и образуют материальную базу для функционирования сферы бесплатного обслуживания населения. За счёт таких фондов содержатся больницы, поликлиники, школы, колледжи, вузы, детские сады ясли, учреждения культуры. За счёт бесплатного представления этих услуг обеспечивается более высокий уровень потребления для всех слоёв населения.

     Общественные  фонды потребления  отличаются от распределения доходов через оплату труда и собственность тем, что получаемые блага не переходят в личную собственность, не образуют дохода в прямом смысле этого слова для каждого человека. Эти блага остаются объектами общественной собственности, используются совместно, увеличивают размеры совокупного дохода на душу населения.

     В средствах фондов денежные выплаты  составляют половину общей суммы  фондов потребления, а немного меньше половины этих выплат составляют расходы на предоставление населению на бесплатных или льготных условиях услуг по воспитанию и образованию подрастающего поколения, профессиональной подготовке, охране здоровья.  Аналогичные виды услуг предоставляются за счет местного бюджета для муниципальных учреждений здравоохранения, просвещения, культуры. Разнообразие безденежных вариантов доходов зависит от экономических возможностей регионов.  Самыми распространёнными из них - бесплатный проезд для пенсионеров и других групп населения, льготы на коммунальные услуги, дотации на питание. В фирмах предоставляются льготы на содержание детей в детских садах, оздоровительных лагерях, на проезд в общественном транспорте.

     Личное  подсобное хозяйство  в России имеет сложную историю. Были периоды его ограничения и свертывания, периоды его полного запрещения. В настоящее время политика по отношению к личным подсобным хозяйствам направлена на их развитие. В отношении населения к личным подсобным хозяйствам решающую роль могут играть и неэкономические факторы. Потребность в свободном времени, желание использовать его для удовлетворения культурных, а не материальных потребностей могут привести к отказу населения от ведения подсобного хозяйства.

     Для того чтобы оценить перспективы  развития личных подсобных хозяйств, выявить тенденции изменения доходов из этого источника, необходимо рассмотреть те факторы, которые способствуют росту и сдерживают рост производства продукции в личных подсобных хозяйствах.

     Факторы роста:

     - ухудшение продовольственной ситуации в стране, возрастание дефицита на ряд продуктов питания, что связано с недостаточным развитием и низкой эффективностью сельского хозяйства;

     - политика государства в отношении развития форм собственности;

     - выгода от использования личных подсобных хозяйств: личные подсобные хозяйства занимают 3% земельных угодий, а производят 38% валовой продукции всего сельского хозяйства, практически не имеют потерь и отходов, предоставляют свободу экономического поведения;

     - оказание государством конкретной помощи этому сектору;

     - рост цен на продукцию личных подсобных хозяйств;

     - перераспределение трудовых ресурсов в результате высвобождения лиц, занятых в отраслях экономики;

     Факторы,  сдерживающие рост:

     - уменьшение свободного времени членов семей, владеющих личными подсобными хозяйствами;

     - непопулярность работы на личных подсобных хозяйствах молодёжи из-за высокой доли ручного, физически тяжёлого труда;

     - повышение цен на транспорт, топливо, инструменты.

     Значимость  личных подсобных хозяйств определяется также тем местом, которое они занимают в структуре благосостояния населения, тем, как они влияют на рост доходов и потребления. Они оказывают существенное влияние на уровень жизни различных слоёв населения, так как произведённая в них продукция является доходом в натуральной и денежной форме. Получение доходов от личных подсобных хозяйств является необходимым условием повышения благосостояния значительной части сельских жителей, пенсионеров, безработных и частично занятых работников.

     Теперь  что касается доходов неформального сектора экономики. Неформальный сектор экономики оказывает заметное влияние на социально - экономическую ситуацию в целом, уровень жизни населения, состояние рынка труда. Неформальный сектор - это фактически самостоятельный сегмент рынка труда со значительным числом занятых, определёнными сферами деятельности.5

     Границы между понятиями теневой экономики  и неформального её сектора достаточно условны.

     Неформальный  сектор экономики рассматривается  Международной организацией труда как совокупность очень мелких хозяйственных единиц, производящих и распределяющих товары и услуги. Они состоят в основном из независимых, самостоятельно занятых производителей. Некоторые из них используют также труд членов своей семьи, нескольких наёмных работников. При этом хозяйственные единицы являются предприятиями домашних хозяйств.

     Теневая экономика  - более широкое понятие. В неё включают всю экономическую деятельность, которая не регистрируется официальной статистикой и не  облагается налогами, то есть неформальный сектор и нелегальные виды деятельности.

     Предполагается, что предприятия «теневой экономики» крупнее предприятий неформального сектора и не являются предприятиями домашних хозяйств.

     Итак, к неформальному сектору относится  не зарегистрированная экономическая деятельность, осуществляемая гражданами, самостоятельно или в рамках мелких производственных единиц за собственный счёт или с использованием средств труда предприятий формального сектора.

     По  некоторым расчётам, в настоящее  время около 40 % доходов семей остаются неизвестными налоговому ведомству. В сумму неучтённых доходов наряду с доходами от неформальной занятости входят и скрытая оплата труда в формальном секторе, доходы от «теневых» сделок, определить которые не представляется возможным. По самым общим расчётам, на долю собственно неформального сектора приходится около трёх четвертей всех неучтённых доходов населения.

     Наиболее  типичными видами неформальной деятельности являются: уличная торговля; услуги населению по строительству, ремонту, пошиву; частные услуги - уборка, приготовление пищи; репетиторство, частные уроки; а также брокерство и посредническая деятельность. Все эти виды деятельности в большинстве случаев осуществляются без патентов, контрактов, не декларируются в налоговой инспекции.

     Для большинства людей доходы от неформальной занятости являются вторичными. Прежде всего, это касается тех, кто работает неполную рабочую неделю или находится в административных отпусках; тех, кто занят в отраслях с низким уровнем оплаты труда.

     Можно предположить, что значительная часть людей, которые учитываются, как экономически неактивное население, на самом деле занята в неформальном секторе. Это вызвано либо сознательным переходом в неформальный сектор в поисках более высоких доходов, либо невозможностью найти работу в формальном секторе.

     В наибольшей степени в неформальный сектор вовлечена молодёжь и в  целом учащиеся. Имеющие дополнительный доход лица старших возрастов, особенно пенсионеры, как правило, получают его от неформальной занятости. Люди с высоким уровнем образования реже других имеют дополнительные доходы в неформальном секторе.

     В неформальный сектор вовлечено значительно  больше людей с высокими доходами, чем с низкими. Но это свидетельствует не о высоком уровне доходов в данном секторе, а о более высоких доходах лиц, вообще имеющих дополнительные заработки.

     Масштабы  неформальной занятости в России значительно выше, чем в большинстве развитых стран, и сопоставимы только с Италией, где до 30 % ВНП производится «теневой экономикой». Общий уровень вовлечённости населения России в неформальную занятость сопоставим с развивающимися странами. В первую очередь с латиноамериканскими странами, где такая занятость составляет 25 - 45 %. 

     1.2. Дифференциация доходов

     Один  из источников социальной напряженности  в любой стране –

     разница в уровнях благосостояния граждан, уровне их богатства. Уровень богатства определяется двумя факторами:

     1) величиной имущества всех видов,  находящегося в собственности  отдельных граждан;

     2) величиной текущих доходов граждан.

     Люди  получают доходы в результате того, что создают собственный бизнес (становятся предпринимателями) или предоставляют находящиеся в их собственности факторы производства (свой труд, капитал или землю) в пользование другим людям или фирмам, а те используют эту собственность для производства необходимых благ. В таком механизме формирования доходов изначально заложена возможность их неравенства. Причиной тому является:6

     1) разная ценность принадлежащих  людям факторов производства (капитал  в форме компьютера, в принципе, способен принести больший доход, чем в форме лопаты);

     2) разная успешность использования  факторов производства (например, работник в фирме, производящей дефицитный товар, может получать более высокий заработок, чем его коллега той же квалификации, работающий в фирме, товары которой продаются с трудом);

     3) разный объем принадлежащих людям  факторов производства (владелец  двух нефтяных скважин получает при прочих равных условиях больший доход, чем владелец одной скважины).

     Все люди рождаются разными и наделены разными способностями, некоторые из которых встречаются реже других. Так, в любой стране всегда крайне мало людей, способных достичь вершин математики, стать выдающимися футболистами или создать процветающее предприятие. Поэтому на общенациональном рынке труда спрос на такие способности намного превышает предложение. А это ведет к росту цены трудовых способностей таких людей, то есть их доходов.    

     Ни  одной экономической системе  не удалось ликвидировать неравенства  доходов и богатства семей. Даже в условиях командной системы СССР государство вынуждено было отказаться от принципов полной уравнительности (их пытались реализовать только в период «военного коммунизма») и перейти к формированию доходов по принципу: «От каждого - по способностям, каждому - по потребностям». Но поскольку способности у людей различны, то труд их имеет разную ценность и это влечет за собой неодинаковое вознаграждение за труд, то есть различие в доходах.7

     Конечно, в СССР для подавляющей массы  населения различия в уровнях  доходов были куда меньше, чем сейчас в Российской Федерации, но, тем не менее, они существовали. Кто-то покупал «Жигули» в экспортном исполнении или «Волги», в то же время во всех школах родительские комитеты вынуждены были заниматься сбором денег для покупки школьной формы детям из нищих семей. Неравенство доходов и богатства может достигать огромных масштабов и тогда оно создает угрозу для политической и экономической стабильности в стране. Поэтому практически все развитые страны мира постоянно реализуют меры по сокращению такого неравенства.

     Но  сначала попробуем разобраться  в том, почему нежелательно и абсолютное равенство в доходах.

     Дело  в том, что уравнительная организация  экономической жизни убивает  у людей стимулы к производительному труду. Ведь все мы рождаемся разными и наделены разными способностями, некоторые из которых встречаются реже других. Поэтому на общенациональном рынке труда спрос на более редкие способности намного превышает предложение. А это ведет к росту цены трудовых способностей таких людей, то есть их доходов. Впрочем, люди с одинаковым типом способностей выполняют одни и те же обязанности тоже по-разному, с разной производительностью труда и качеством продукции. Как оплачивать эти различные результаты труда? Что важнее - факт труда или его результат?

     Если  оплачивать одинаково - «по факту труда», то обидятся люди, работающие с большей производительностью и наделенные полезными обществу талантами. Многие из них перестанут работать в полную силу (зачем напрягаться, если всем платят одинаково?). А значит, результативность их труда опустится до уровня наименее одаренных и трудолюбивых членов общества. Итогом этого станет уменьшение возможностей экономического прогресса страны и замедление темпов роста благосостояния всех ее граждан. Поэтому оплачивать деятельность людей приходится по-разному. И поскольку врожденные способности к труду у людей различны, а на это еще наслаиваются различия в приобретенной квалификации и опыте (человеческом капитале), то результатом становятся существенные различия в уровнях доходов. В силу этого определенное неравенство доходов следует признать нормальным. Более того - это крайне важный инструмент поощрения трудовой активности людей.

Информация о работе Теоретические основы доходов населения и их структуры