Теоретические основы доходов населения и их структуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 20:18, курсовая работа

Описание работы

Доходы населения и источники их формирования заслуживают пристального внимания, а все проблемы, с ними связанные, требуют скорейшего разрешения. Именно поэтому данная тема актуальна в любые времена, в любой стране, при любом экономическом строе. В Российской Федерации вопросы, связанные с доходами, стоят очень остро. Решение проблем требует большего государственного вмешательства, чем в развитых странах.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
1. Теоретические основы доходов населения и их структуры…………….5
1.1 Сущность и классификация доходов населения………………………..5
1.2. Дифференциация доходов……………………………………………...13
1.3 Государственное регулирование и политика доходов………………...16
2. Доходы населения Российской Федерации и их структура…………....19
2.1. Влияние кризиса на реальные денежные доходы населения Российской Федерации…………………………………………………………….19
2.2 Анализ реальных денежных доходов населения Российской Федерации…………………………………………………………………………..26
2.3. Структура денежных доходов населения Российской Федерации…..34
3. Мероприятия по увеличению доходов населения……………………....40
3.1 Прогноз изменения уровня жизни населения на 2010-2012 гг……….40
3.2. Антикризисная политика доходов……………………………………..41
Заключение…………………………………………………………………...44
Список использованной литературы……………………………………….47
Приложение 1………………………………………………………………..49
Приложение 2………………………………………………………………..52

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 303.00 Кб (Скачать)

         

     1.3 Государственное регулирование и политика доходов

     Государственное регулирование доходов представляет собой систему мер и норм законодательного,  исполнительного и контролирующего характера, которые осуществляются правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации доходов и их роста в зависимости от социально-экономических условий в обществе. Оно направлено на создание условий, необходимых для нормального воспроизводства и развития рабочей силы.8

     Теоретически  государственная политика доходов  шире, чем государственное регулирование доходов, так как политика может быть основана на принципе невмешательства государства (принцип экономического либерализма).  Этот принцип имел место в России в первые годы реформ. Но сейчас эти понятия стали идентичными.

     В современных условиях полностью  исключить вмешательство государства в социально-экономические процессы невозможно, так как рыночное распределение по своей природе несправедливо. Поэтому существует необходимость во вмешательстве государства.  Возможность государственного регулирования возникает с достижением определённого уровня экономического развития, концентрации производства и капитала.  Необходимость  состоит в увеличении количества трудностей, с которыми призвано бороться государственное регулирование доходов.

     В настоящее время государственное  регулирование доходов является составной частью воспроизводства. Оно стимулирует экономический рост, поощряет прогрессивные сдвиги в отраслевых и региональных структурах, поддерживает экспорт, регулирует занятость, налогообложение, цены.  Конкретные цели, формы, масштабы государственного регулирования доходов определяются характером и остротой социально-экономических проблем. Наиболее развитый механизм государственного регулирования доходов сложился во Франции, Германии, Нидерландах, скандинавских странах, Японии, нескольких странах Азии и Латинской Америки. Слабее оно развито в США, Канаде, Австралии, где не было серьёзных экономических потрясений, связанных со второй мировой войной.

     Основными объектами государственного регулирования  доходов являются сферы, ситуации, условия, источники формирования доходов, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, которые нельзя решить автоматически или можно решить только в далёкой перспективе. Снятие таких проблем необходимо для нормального функционирования экономики, воспроизводства рабочей силы, поддержания стабильной ситуации.9

     Объекты государственного регулирования доходов: минимум доходов, оплаты труда; занятость, подготовка и переподготовка кадров; налоги, цены; социальные гарантии, социальные отношения; правовое обеспечение.

     Основной  задачей государственного регулирования  доходов является перераспределение доходов через государственный бюджет путём дифференцированного налогообложения различных групп получателей доходов.  При этом значительная доля национального дохода переходит от слоёв населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами. Повышение доходов у малоимущих создаёт условия для нормального воспроизводства рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряжённости, регулирует занятость. Активность государства в данной сфере измеряется объёмом социальных расходов из федерального и местного бюджета. Следовательно, возможности государства в перераспределении доходов ограничиваются бюджетными поступлениями.

     Наращивание социальных расходов сверх налоговых  поступлений ведёт к превращению их в мощный фактор роста бюджетного дефицита и инфляции.  Если это происходит, то появляется инфляционное повышение номинальных доходов, чрезмерный рост налогов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Доходы населения  Российской Федерации  и их структура 

2.1. Влияние кризиса  на реальные денежные  доходы населения 

Российской  Федерации

     В 2007 году по сравнению с 2000 годом средняя заработная плата в России выросла в 5,6 раза (в долларовом исчислении). За этот же период производительность труда выросла в 1,6 раза. С такими показателями страна вошла в 2008 год. Даже если сделать поправки на происходившее в этот период во многих компаниях «отбеливание» заработных плат и на снижение покупательной способности рубля и доллара в России, реальная заработная плата росла примерно в полтора раза быстрее производительности труда.

     Вывод простой: к осени 2008 года заработная плата в России была недопустимо завышена. При том уровне производительности труда, который имеется в России, платить столько, сколько платили людям компании и государство, можно только за счет временных ситуационных источников или в долг. У нас такую возможность создали очень выгодные мировые цены на экспортируемые ресурсы, огромные зарубежные кредиты банков и компаний, а также привлечение средств путем продажи акций компаний на чрезвычайно перегретом фондовом рынке. В течение полугода все эти источники иссякли.

     В мае 2008 года начался обвал российского  фондового рынка.10 Индекс РТС, поднявшийся в мае до уровня своего исторического максимума (2488), к началу августа снизился более чем на 25 % (до 1700-1800) и продолжил стремительное падение. В октябре индекс достиг нижней точки (498) и с тех пор повысился очень незначительно (524 на 18 февраля 2009 г.) К сожалению, пока нет никакой уверенности, что дно достигнуто. Стало понятно, что так называемые «иностранные инвестиции» в российскую экономику, ростом которых многие гордились, были в значительной степени спекулятивными капиталами, которые с началом кризиса ушли из России так же легко и быстро, как и пришли. Многие российские банки и компании лишились фондового рынка как источника денежных средств. Падение рыночной стоимости (капитализации) компаний в 3-5 раз резко сократило возможности для получения новых кредитов (акции компаний обычно выступают в качестве залога при получении крупных кредитов).

     В зарубежных странах, откуда, как считается, к нам пришел кризис, снижение индексов фондового рынка оказалось вдвое менее сильным, чем в России. Так, за период с мая 2008 года в США индекс Доу-Джонса упал с 13056 (май 2008) до 7800 (середина февраля 2009 года), а индекс NASDAQ c 2550 до 1500. Наш фондовый рынок оказался гораздо более уязвимым.

     Мировые цены на нефть упали со 150 долларов (пик лета 2008 года) до 40-45 долларов за баррель в январе-феврале 2009 года. Прогнозы на 2009 год были очень разные. ОПЕК ставило целью поднять цену до 60-70 долларов. Но не было очевидно, что это получится. Ведь еще относительно недавно, в 1998-1999 годах, цены на нефть были на уровне от 10 до 20 долларов за баррель. В 2000-2003 годах средняя цена составляла 25-30 долларов. Но при этом нефтедобывающие страны не продавали нефть себе в убыток, а получаемых денег хватало на развитие нефтедобычи. Так что 40-45 долларов за баррель - это не такая уж плохая цена. И ее существенный рост в условиях мирового экономического кризиса весьма сомнителен. Приток нефтедолларов в Россию резко сократился уже осенью 2008 года и в 2009 году не был таким, как в последние годы.

     Мировая финансовая нестабильность и спад производства сократили российский экспорт в натуральном выражении, а значительное снижение цен еще больше усугубило ситуацию. Все это, например, очень болезненно сказалось на положении в российской металлургии, но не только.11

     Европейские цены на газ, составляющий еще одну важную часть российского экспорта, привязаны к ценам на нефть, но по действующим соглашениям реагируют с отставанием. Уже известно, что во втором полугодии 2009 года они снизились примерно в 2 раза по сравнению с тем, что было в 2008 году. Снижение доходов от продажи газа за границу тоже сказалось на финансах России и ухудшило состояние дел не только в газовой отрасли, но и в ряде других (в экономике все отрасли взаимосвязаны).

     Банки и компании набирали иностранные кредиты в огромных размерах. И, похоже, всерьез не задумывались о том, что возвращать придется в условиях экономического спада, когда получить новые кредиты для расчетов по старым долгам будет крайне сложно, а прибыли может и вовсе не быть. И вот это время пришло. Новых вливаний в нашу экономику за счет дешевых кредитов нет и не ожидается. Государство уже истратило треть своих резервов преимущественно на оказание помощи самым крупным компаниям и банкам по выплате их долгов, в том числе за счет создания условий для масштабных валютных спекуляций в результате затянутой девальвации рубля. При этом оказывается, что помощь получили и получают в основном не те компании, которые ведут бизнес более эффективно. Этот фактор практически не учитывается, распределение господдержки осуществляется по иным критериям. Не вдаваясь в детали, можно уверено утверждать, что зарубежные кредиты вместо источника финансирования для российских компаний в 2009 году превратились в фактор изъятия средств из нашей экономики. Приходится экономить на всем, в том числе на численности и оплате труда работников, чтобы возвращать кредиты.

     Положение предприятий в 2009 году осложняется  спадом производства и сокращением  внутреннего спроса на продукцию  и услуги практически во всех отраслях экономики.

     У других стран сейчас своих проблем хватает, поэтому, в отличие от кризиса 1998-199 годов, рассчитывать на масштабную зарубежную помощь в 2009 году России не пришлось.

     Экономика России больна своими собственными болезнями. В капиталистической экономике  кризис - это великий лекарь, который время от времени лечит такие болезни (прежде всего разбалансированность экономики) жестокими хирургическими методами. В том числе «ампутацией» доходов значительной части населения - и наемных работников, и предпринимателей. Тех, кто наживается на кризисе, всегда абсолютное меньшинство.12

     Начавшийся  в 2009 году процесс снижения реальных доходов населения, в том числе заработных плат наемных работников, не является произволом недальновидных работодателей. По сути не является, хотя бездумные решения такого рода исключать нельзя. Это необходимый и объективно обусловленный процесс оздоровления экономики, без которого стране кризис не преодолеть. К сокращению доходов все не сводится, но без этого не обойтись.

     Действительно жить - это значит жить, располагая правильной информацией. Правильная информация такая - заработные платы были завышены, кризис это завышение ликвидирует. И рыночные механизмы приблизят заработные платы к экономически обоснованным уровням. К тому, чего мы действительно заслуживаем.

     По  официальной статистике за январь 2009 года начисленная заработная плата в России сократилась примерно на 25 % по сравнению с декабрем 2008 года. Учитывая, что у государственных служащих такого масштабного сокращения не было, в большинстве производственных и коммерческих компаний имеет место более значительное снижение оплаты труда.

     В 2009 году по уровню жизни населения страна отбрасывается на несколько лет назад. Если исходить из того, что заработная плата росла в полтора раза быстрее производительности труда, то при нормализации экономической ситуации следует ожидать уменьшения средней начисленной заработной платы в компаниях, как минимум, на 35-40 %. В большей степени это касается высокооплачиваемых сотрудников. У многих работников с относительно невысоким уровнем дохода уменьшение будет менее значительным. Поэтому в 2009-2010 гг. произойдет некоторое выравнивание различий в доходе.

     На  практике объективно обусловленная  экономическая необходимость уменьшения оплаты труда дополняется в ряде случаев неграмотными действиями некоторых  предпринимателей и руководителей компаний. Двигаясь в русле всеобщего снижения заработных плат, они за счет чрезмерного урезания фондов оплаты труда и экономии на персонале пытаются компенсировать свою неспособность налаживать в новых условиях эффективный бизнес. Но это политика недальновидная. Кавалерийская текущая экономия в таких компаниях аукнется снижением конкурентоспособности и потерей доли на рынке в период выхода из кризиса. А экономические кризисы, в отличие от кризисов медицинских, хороши тем, что они практически никогда не заканчиваются летальным исходом. Экономика преодолевает кризис и начинает новый цикл развития.13

     Растущая  безработица, которая освещается в  средствах массовой информации заметно  чаще и подробнее, чем снижение оплаты труда работающих, во многом определяет сейчас взгляды, тревоги и текущие оценки экономической ситуации у значительной части населения России.

     На  начало 2009 года уровень безработицы, посчитанный по методике Международной  организации труда (МОТ), составил в  России около 5 % от численности трудоспособного населения. Число официально зарегистрированных безработных примерно в 3 раза ниже (наличие двух разных показателей безработицы часто заставляет путаться тех журналистов и прочих граждан, которые в этом различии не разбираются).

     Главный удар по населению России будет нанесен в 2009-2010 гг. не безработицей, а другими факторами. И, прежде всего, снижением реальных доходов у тех, кто продолжает работать.

Информация о работе Теоретические основы доходов населения и их структуры