Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 15:52, курсовая работа
Цель курсовой работы это разобраться в содержании понятия «экономика знаний» рассмотреть их влияние на развитие стран. Осуществление поставленной цели потребовало решение следующих задач:
выявить основные особенности экономических знаний
проанализировать способы измерение
выявить влияние знания и информации на развитие общества
описать роль государства в организации производства знаний
рассмотреть и проанализировать точки зрения разных ученых
Введение.....................................................................................................................3
Глава1. Теоретические аспекты изучения экономики знаний
1.1.Понятие экономика знаний…………………………………………………...5
1.2.Этапы становления экономики, основанной на знания…………………..9
1.3. Роль знаний в экономике…………………………………….......................13
1.4.Основные особенности экономических знаний………………................15
1.5. Измерения экономических знаний……………………………………….20
1.6. Влияние знания и информации на развитие общества………………..23
1.7. Роль государства в организации производства знаний……………….25
Глава 2. Практическая часть
2.1. Анализ точек зрения ученых…………………………………...................30
2.2 Задачи…………………………………………………………….....................35
Заключение……………………………………………………………………….37
Список используемой литературы…………………………………………....39
- рост доли доходов субъектов, занимающихся производством знаний в общем объеме доходов, особенно рост удельного веса доходов профессионально-технических специалистов. [16;51]
Эти тенденции, сформулированные еще в середине 1970-х гг., сохраняют свое значение и в современных условиях.
Академик В.Макаров считает "экономику, базирующуюся на знаниях", типом экономики, где сектора технологической материализации знаний играют решающую роль, а производство знаний является источником экономического роста. Он раскрывает контуры экономики знаний в терминах "входа - выхода" и со стороны входа оценивает их общим объемом затрат (суммарных инвестиций) на развитие первичного, базисного сектора, в котором вырабатываются и распространяются новые знания. Этот сектор рассматривается либо как сфера производства и распространения знаний только для высокопрофессиональных работников (высшее образование, научные исследования и опытно-конструктррские разработки, разработки программного обеспечения), либо более широко, когда в него включают отрасли образования всех других уровней, кроме высшего, т.е. учитывается и процесс подготовки учащихся в начальной средней школе. Со стороны выхода контуры' экономики знаний оцениваются суммой вкладов по валовой добавленной стоимости отраслей, где в основном потребляются новые знания, т.е. тех отраслей экономики, которые предъявляют повышенный спрос на знания. Подход В. Макарова к определению контуров экономики знаний по методологии " вход - выход " позволяет заниматься количественным моделированием ее базовых соотношений, а именно расчетом
таких индикаторов, как:
Андрэ Горц, французский ученый, критикует экономику знаний. Он говорит « Осознание того, что знания стали важнейшей производительной силой, вызвало перемены, подрывающие значимость ключевых экономических категорий и указывающие на необходимость создания новой экономической теории. Распространяющаяся сейчас экономика знаний — это капитализм, пытающийся по-новому определить свои основные категории: труд, стоимость и капитал, и распространяющийся на новые области.
Растет спрос на знания, основанные на опыте, на сообразительность, способность к ориентации, самоорганизации и нахождению общего языка, иначе говоря, на формы живого знания, приобретаемые в обиходном общении, принадлежащие к повседневной культуре. Как именно трудящиеся будут вкладывать это знание в свой труд, нельзя ни заранее определить, ни предписать. Человек должен вкладывать в свой труд не профессионализм, а всего себя. От этого вклада зависит качество результатов его труда. Такое качество невозможно измерить общей мерой. Его оценка зависит от суждения начальника или клиентов. Любой труд все сильнее напоминает в этом отношении сферу услуг.
Подлинная
экономика знаний была бы коммунизмом
знаний, в котором обменные и денежные
отношения отмирают за ненадобностью.
Поэтому, чтобы можно было продавать знания
как товар и использовать
как капитал, их нужно приватизировать
и держать под замком».
А.А Дагаев, ведущий научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений Российской Академии наук, понимал под «экономикой знаний способ производства материальных благ, который приобретает важное значение с переходом в новое тысячелетие.
К экономике знаний в самом широком он отнес три основные сферы:
Эти сферы способствуют формированию человеческого капитала, и информационных и компьютерных технологий (ИКТ). Он говорит: « Хотя каждая из них сохраняет свою относительную самостоятельность, представить одну сферу без двух других достаточно сложно. Вероятно, сегодня уже нет необходимости доказывать это отдельными примерами. Фактически мы являемся свидетелями все более тесной конвергенции трех различных сфер общественной деятельности, поскольку диффузия информационных технологий в другие области невозможна без соответствующего уровня профессиональной подготовки разработчиков и минимальной информационной грамотности пользователей. Кроме того, для создания новых приложений ИКТ необходимы новые научные знания и механизмы превращения этих знаний в коммерческие продукты — товары и услуги. То есть мы возвращаемся к экономике знаний как важнейшему условию для развития ИКТ и информационного общества в целом».
Проанализировав
точки зрения ученых, можно сделать
вывод о том, что знание - уникально
по своей сути и обладает безграничностью
в своем воспроизводстве. Экономика, основанная
на знаниях - это закономерная и объективно
обусловленная более высокая, по сравнению
с индустриальной, фаза развития общества.
«Экономика знаний»- новая экономика,
новая научная парадигма устройства мира.
Деятельность по производству, распространению
и использованию знания играет в современной
экономике как никогда важную роль, определяя
ее существенные черты и темпы развитии.
Задачи
Задача №1.
До введения налога кривые спроса и предложения на рынке товара А имели линейный вид, были заданы формулами: функция спроса Qd = 30 - 3Р, функция предложения Qs = -10 + 5Р.
С 1 января 2005 года производители товара уплачивают в бюджет налог в размере 3 доллара на единицу товара. Определите:
1. сумму налога, которую соберут налоговые органы,
2. потери потребителей и производителей от введения данного налога.
Решение:
1. Сумма налога.
Qs1= -10+5(P-3)
Qs1= 5P-25
Qs1= Qd
30-3P=5P-25
8P=55
P1=6,9
Подставим в формулу и найдем Q:
Qd1= 30-3*6,9
Qd1= 9,3
S= 9,3*3=27,9
2.Потери потребителей и производителей.
1) Найдем потери потребителей по формуле: (P2-P1) * Qd
Найдем равновесную цену до налога:
Qd= Qs
30 – 3Р=-10 + 5Р
Р=5
Потери потребителей =(6,9-5)*9,3=17,7
2) потери производителей = Сумма налога- потери потребителей:
Потери производителей = 27,9-17,7=10,2
Задача №2.
Владелец концертного зала стремится получить максимальную выручку от продажи билетов на концерт популярной рок группы. Спрос на концерт описывается уравнением Qd= 100 - Р, где Q - количество билетов, в десятках штук; Р - цена одного билета, руб. Какую цену установит владелец концертного чала и какую выручку он получит?
Решение:
Владелец будет стремиться максимизировать прибыль и продать билеты по максимальной цене. Следовательно, мы должны умножить количество билетов на максимальную цену. Необходимо посчитать производную от произведения билетов и максимально цены и прировнять к нулю производную, чтобы найти цену и количество билетов при максимизации прибыли.
Qd= ((100-P)*Pmax)'
Qd= 100-2P
100-2P=0
P=50
Подставим:
Qd=100-50
Qd=50
2)Найти выручку владельца:
Найдем по формуле: TR=P*Q
TR=50*50=2500
Заключение.
По итогам проведенной исследовательской работы была изучена тема «Экономика знаний». В ходе работы были решены следующие задачи:
Формирование экономики, основанной на знании, становится сегодня одним из основных стратегических приоритетов политики как развитых, так и развивающихся стран. Решающее значение образования, постоянного получения новых знаний и навыков для обеспечения конкурентоспособности индивида и корпорации в современной экономике является общепризнанным фактом. Иногда современный этап развития общества даже называют «экономика (или общество), которая учится». Необходимость в постоянном обучении связана с быстро меняющейся средой – технологической, рыночной, информационной, – в которой действует бизнес в условиях глобализации и усиления конкуренции.
В новой экономике одним из главных источников конкурентных преимуществ стран, регионов, различных хозяйствующих субъектов становятся интеллект, творческие и новаторские идеи. Наблюдается резкий рост конкуренции национальных экономик за ресурсы человеческого капитала, доступные на мировом рынке. А способность привлекать и удерживать квалифицированную рабочую силу выступает в современных условиях одним из ключевых факторов конкурентоспособности той или иной страны.
Характерная черта современного производства – наличие компонента знаний в каждом продукте и услуге. Интеллектуальная работа, специальные знания и коммуникации становятся факторами не только создания добавленной стоимости, но и конкурентоспособности, экономического развития организаций. Для многих видов продукции большая часть стоимости создается на стадии не столько материального производства, сколько маркетинга, сбыта, НИОКР и обслуживания. Знания становятся причиной возникновения новых производств и отраслей, движущей силой обновления имеющихся производств, ключевым фактором конкурентоспособности и благосостояния населения. Современное производство – это преимущественно воздействие на продукт со стороны инженеров, бухгалтеров, конструкторов, дизайнеров, специалистов по персоналу, сбыту и маркетингу, экспертов по информационным сетям. Во многих организациях все большая часть полученного эффекта становится результатом применения специальных знаний, широкого обучения персонала и взаимодействия с партнерами и контрагентами.
Знания
перестают быть относительно самостоятельным
объектом экономического управления,
который традиционно
Информация о работе Теоретические аспекты изучения экономики знаний