Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 15:52, курсовая работа
Цель курсовой работы это разобраться в содержании понятия «экономика знаний» рассмотреть их влияние на развитие стран. Осуществление поставленной цели потребовало решение следующих задач:
выявить основные особенности экономических знаний
проанализировать способы измерение
выявить влияние знания и информации на развитие общества
описать роль государства в организации производства знаний
рассмотреть и проанализировать точки зрения разных ученых
Введение.....................................................................................................................3
Глава1. Теоретические аспекты изучения экономики знаний
1.1.Понятие экономика знаний…………………………………………………...5
1.2.Этапы становления экономики, основанной на знания…………………..9
1.3. Роль знаний в экономике…………………………………….......................13
1.4.Основные особенности экономических знаний………………................15
1.5. Измерения экономических знаний……………………………………….20
1.6. Влияние знания и информации на развитие общества………………..23
1.7. Роль государства в организации производства знаний……………….25
Глава 2. Практическая часть
2.1. Анализ точек зрения ученых…………………………………...................30
2.2 Задачи…………………………………………………………….....................35
Заключение……………………………………………………………………….37
Список используемой литературы…………………………………………....39
Развитие современного общества глубоко противоречиво. Так, техническое решение проблем практически мгновенной связи одновременно породило возможности расширения спекулятивных игр на биржах, особенно вследствие появления электронных валютных и фондовых бирж. Система электронных расчетов позволяет более успешно прятать "сильным мира сего" в оффшорных зонах свои богатства, уводя их от налогообложения и лишая тем самым социальных благ миллионы граждан различных стран мира. Появление всемирной "электронной рулетки", когда реальные инвестиции подменяются спекуляцией, когда человеческие ресурсы отвлекаются на бесплодные биржевые игры, не может позитивно влиять на развитие мировой экономики.
Особенностью развития научно-
Вследствие развития науки
Общество пытается отвечать на
вызовы, порождаемые временем. Поэтому
в качестве ответной реакции
вполне понятно стремление
1.7. Роль государства в организации производства знаний
Сегодня
именно производство знаний служит основным
источником роста экономики в
развитых странах. О темпах развития
этой тенденции говорит хотя бы то,
что 90% ученых и инженеров, работавших
за всю историю развития человечества,
— наши современники, а среди
всего объема знаний 90% созданы за
последние три десятилетия. По доле
высокотехнологичных секторов в
валовом внутреннем продукте (ВВП) список
наиболее передовых стран мира выглядит
так: Республика Корея, Швеция, Швейцария,
Германия, Япония, США. По объему производства
высокотехнологичной продукции
страны ЕС заметно опережают США.
Россия же по этому показателю занимает
пока 12-е место в мире. В ряде
стран сегодня регулярно
В Китае экономика знаний официально признана государственной стратегией. Ее приверженцы, которых с каждым днем становится все больше, с присущим этой стране энтузиазмом заучивают новый лозунг: «Основа экономики знаний — образование. В современном мире движущая сила экономики — конкуренция — все больше сводится к конкуренции знаний». В крупнейших университетах мира год от года растет число китайских студентов, в стране создается государственная система освоения научных и технологических новшеств — естественная основа экономики знаний. Главной своей задачей государство провозгласило организацию спроса на знания. [18;264]
В России также заметно стремление молодежи получить высшее образование, но здесь существует особая демографическая проблема, которая в конечном итоге отражается на сохранении интеллектуального потенциала государства. Так, согласно рейтингу, составленному на основе статистических данных ЦРУ, Россия находится на 142-м месте в мире по продолжительности жизни, уступая по этому показателю Ираку и чуть обгоняя Белиз.
В этих условиях построении постиндустриального общества, основанного на знаниях, становится весьма сложной задачей. Затратив немалые средства на подготовку образованного человека, необходимо затем как можно более эффективно использовать полученные им в процессе обучения знания. Высокая смертность россиян существенно укорачивает время их использования, что, соответственно, уменьшает и отдачу от затрат на образование.
Сокращение
государственного финансирования вузовского
обучения также может привести к
негативным последствиям для построения
экономики знаний. Так, повышение
платы за обучение может существенно
ограничить доступ к образованию
для выходцев из семей с низким
уровнем доходов. Для России жизненно
важно, чтобы было увеличено государственное
финансирование университетов и
выделялась помощь студентам на уровне
регионов. В экономике знаний государственное
финансирование высшего образования
и исследовательской
У нас в стране в последнее время все больше говорят об инновационной экономике, высоких технологиях как основе развития цивилизации, обществе знаний, информационном обществе. Государство должно быть кровно заинтересовано в том, чтобы создать среду для развития экономики знаний, но для этого нужны организационные, правовые, экономические меры. И, конечно, налоговые льготы, как, например, в США и Великобритании. Но пока в производство знаний в России вкладывают около 1,6% ВВП, тогда как, в странах Организации экономического сотрудничества и развития — около 5%. Главное, чего нам недостает — это, прежде всего изменения в массовом сознании, которое надо ориентировать на то, что основное богатство России — человеческий капитал, а не недра, нужно достигнуть понимания того, что сектор знаний есть машина по решению проблем. Поток проблем разнообразен и интенсивен, поэтому организация сектора знаний, отвечающая этому вызову, должна быть гибкой, динамичной, быть именно экономикой. Но тогда нужен особый тип специалиста, так называемый инновационный менеджер. Он должен нутром чувствовать прорывное направление.
Уже есть люди, которые становятся миллионерами, даже миллиардерами, работая в этой сфере, но пока не у нас. У нас эта профессия только зарождается.
Следует, однако, учитывать, что эпохе экономики, основанной на знаниях, соответствует иная, по сравнению с привычной, социальная структура. Мы привыкли к разделению труда между производителями и потребителями знания при участии посредника. Сейчас возникает новая система, в которой потребитель знания участвует в его создании. Рынок продуктов (знаний) заменяется рынком услуг. А это предполагает иную институциональную среду, создание вокруг крупных компаний многочисленных мелких инновационных фирм, которые получают заказы от "материнской" компании. Так действует большинство американских гигантов, например "Дженерал моторе", вкладывающий десятки миллиардов долларов в исследования и разработки.
В России, к сожалению, этого пока нет. Крупнейшие российские компании должны быть игроками в экономике знаний, создавать новую среду, симбиоз производства и потребления знаний. Тем самым будет обеспечиваться спрос на знания. И здесь принципиальна роль государства. Без участия государства спрос на знания организовать не удастся.
Необходимо отметить, что производство знаний в мире четко локализовано, а вот их потребление распределено (по крайней мере — в развитых странах) равномерно. [16;20]
В
развитых странах 25% трудовых ресурсов
сегодня занято в сфере науки
и высоких технологий. В США 8%
населения создают свыше 20% ВВП, а
страна расходует на научно-исследовательские
и опытно-конструкторские
По совокупности близких по смыслу показателей Россия сегодня в 2–3 раза уступает среднемировому уровню поддержки экономики знаний, частный капитал уклоняется от вложений в знания (участие частного капитала в финансировании НИОКР в странах ЕС достигает 55%, а в США — 67%). До сих пор стране не удается усвоить простейший урок: во всех случаях, когда структуры, производящие знания, хотя бы отчасти освобождались от налогов, производство знаний резко возрастало. В экономике знаний нельзя, как на рынке, предложить часть знаний на пробу, чтобы потом продать всю партию. Рынок знаний держится на репутации, на доверии.
Если
обсуждать государственную
Государство, правительство может сыграть очень важную роль в новой экономике, построенной на модели открытой инновации. Но эта роль сильно отличается от того, что власть привыкла делать раньше. Во-первых, государство может принимать участие в финансировании исследований на ранних этапах. А также инвестировать в образование. Кроме того, весьма значительна роль государства в защите интеллектуальной собственности. Система защиты интеллектуальной собственности обязательно должна быть четкой и ясной, чтобы компания знала, что ее интеллектуальная собственность защищена законом. Также государство может способствовать обмену знаниями, информацией, технологиями, если возьмет на себя организацию конференций, соревнований, конкурсов, вручение каких-либо премий. Государству необходимо также поддерживать на этом направлении малый бизнес, так как последнему сложнее найти доступ к государственным учреждениям, чем крупным компаниям.
Глава 2
2.1. Анализ точек зрения ученых
Все
научные работы зарубежных и в
гораздо меньшей степени
В экономической теории пионером "индустрии знаний" называют профессора Принстонского университета Ф. Махлупа. Ф. Махлуп еще в 70-е гг. XX в. выдвинул идею о том, что самая значимая отрасль современной экономики - это образование, многосторонность которого проявляется в его связи с производством, наукой, рынком труда, информацией, ее хранением и распространением. В первой своей работе Ф. Махлуп обобщил огромный материал и определил экономическую эффективность затрат, связанных с производством и распространением всех видов информации.
Он
сформулировал положение о
Исследуя экономику знаний, Ф. Махлуп сформулировал ряд ценных методологических положений.
1.
Согласно Ф. Махлупу
2. Экономика информации делится на 17 секторов (групп), каждый из которых выполняет свои функции. Первым сектором названа "экономика знаний и общей информации", тем самым подчеркивается значимость этого сектора. В числе других групп отмечены производство и распространение знаний, риск и неопределенность, экономическое предвидение. Последней выделена группа "человеческий капитал, накопление знаний и квалификация".
3.
Сформулированы основные
-
более высокий темп роста
Информация о работе Теоретические аспекты изучения экономики знаний