Теоретические аспекты изучения экономики знаний

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 15:52, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы это разобраться в содержании понятия «экономика знаний» рассмотреть их влияние на развитие стран. Осуществление поставленной цели потребовало решение следующих задач:
выявить основные особенности экономических знаний
проанализировать способы измерение
выявить влияние знания и информации на развитие общества
описать роль государства в организации производства знаний
рассмотреть и проанализировать точки зрения разных ученых

Содержание

Введение.....................................................................................................................3
Глава1. Теоретические аспекты изучения экономики знаний
1.1.Понятие экономика знаний…………………………………………………...5
1.2.Этапы становления экономики, основанной на знания…………………..9
1.3. Роль знаний в экономике…………………………………….......................13
1.4.Основные особенности экономических знаний………………................15
1.5. Измерения экономических знаний……………………………………….20
1.6. Влияние знания и информации на развитие общества………………..23
1.7. Роль государства в организации производства знаний……………….25
Глава 2. Практическая часть
2.1. Анализ точек зрения ученых…………………………………...................30
2.2 Задачи…………………………………………………………….....................35
Заключение……………………………………………………………………….37
Список используемой литературы…………………………………………....39

Работа содержит 1 файл

экономика.docx

— 73.81 Кб (Скачать)

                 Развитие современного общества глубоко противоречиво. Так, техническое решение проблем практически мгновенной связи одновременно породило возможности расширения спекулятивных игр на биржах, особенно вследствие появления электронных валютных и фондовых бирж. Система электронных расчетов позволяет более успешно прятать "сильным мира сего" в оффшорных зонах свои богатства, уводя их от налогообложения и лишая тем самым социальных благ миллионы граждан различных стран мира. Появление всемирной "электронной рулетки", когда реальные инвестиции подменяются спекуляцией, когда человеческие ресурсы отвлекаются на бесплодные биржевые игры, не может позитивно влиять на развитие мировой экономики.

       Особенностью развития научно-технической  революции в России была своеобразная, высококачественная система высшего  образования, делавшая акцент  на развитии способности учащихся  разобраться в новых нестандартных  проблемах. Потребление знаний  носило не узко утилитарный  характер, а было частью общей  культуры общества.

       Вследствие развития науки человек  защитил себя от стихии природы,  массовых эпидемий, но глобализация  рынков, связанная с информационными  технологиями, привела к зависимости человека от стихии международных курсов валют, когда благополучие определяется не его трудолюбием и талантами, а взлетами и падениями национальной денежной единицы.

           Общество пытается отвечать на  вызовы, порождаемые временем. Поэтому  в качестве ответной реакции  вполне понятно стремление людей  к фундаментальным, незыблемым, абсолютным  нравственным ценностям. [15;101] 

1.7. Роль государства  в организации  производства знаний

     Сегодня именно производство знаний служит основным источником роста экономики в  развитых странах. О темпах развития этой тенденции говорит хотя бы то, что 90% ученых и инженеров, работавших за всю историю развития человечества, — наши современники, а среди  всего объема знаний 90% созданы за последние три десятилетия. По доле высокотехнологичных секторов в  валовом внутреннем продукте (ВВП) список наиболее передовых стран мира выглядит так: Республика Корея, Швеция, Швейцария, Германия, Япония, США. По объему производства высокотехнологичной продукции  страны ЕС заметно опережают США. Россия же по этому показателю занимает пока 12-е место в мире. В ряде стран сегодня регулярно проводятся общенациональные саммиты по проблемам  экономики знаний.

     В Китае экономика знаний официально признана государственной стратегией. Ее приверженцы, которых с каждым днем становится все больше, с присущим этой стране энтузиазмом заучивают  новый лозунг: «Основа экономики  знаний — образование. В современном  мире движущая сила экономики —  конкуренция — все больше сводится к конкуренции знаний». В крупнейших университетах мира год от года растет число китайских студентов, в  стране создается государственная  система освоения научных и технологических  новшеств — естественная основа экономики  знаний. Главной своей задачей государство провозгласило организацию спроса на знания. [18;264]

     В России также заметно стремление молодежи получить высшее образование, но здесь существует особая демографическая  проблема, которая в конечном итоге  отражается на сохранении интеллектуального  потенциала государства. Так, согласно  рейтингу, составленному на основе статистических данных ЦРУ, Россия находится  на 142-м месте в мире по продолжительности  жизни, уступая по этому показателю Ираку и чуть обгоняя Белиз.

     В этих условиях построении постиндустриального  общества, основанного на знаниях, становится весьма сложной задачей. Затратив немалые средства на подготовку образованного человека, необходимо затем как можно более эффективно использовать полученные им в процессе обучения знания. Высокая смертность россиян существенно укорачивает время их использования, что, соответственно, уменьшает и отдачу от затрат на образование.

     Сокращение  государственного финансирования вузовского обучения также может привести к  негативным последствиям для построения экономики знаний. Так, повышение  платы за обучение может существенно  ограничить доступ к образованию  для выходцев из семей с низким уровнем доходов. Для России жизненно важно, чтобы было увеличено государственное  финансирование университетов и  выделялась помощь студентам на уровне регионов. В экономике знаний государственное  финансирование высшего образования  и исследовательской деятельности следует рассматривать как капиталовложения в будущее, что, в конечном счете, принесет   высокие дивиденды  всему обществу.

     У нас в стране в последнее время  все больше говорят об инновационной  экономике, высоких технологиях  как основе развития цивилизации, обществе знаний, информационном обществе. Государство  должно быть кровно заинтересовано в  том, чтобы создать среду для  развития экономики знаний, но для этого нужны организационные, правовые, экономические меры. И, конечно, налоговые льготы, как, например, в США и Великобритании. Но пока в производство знаний в России вкладывают около 1,6% ВВП, тогда как,  в странах Организации экономического сотрудничества и развития — около 5%. Главное, чего нам недостает — это, прежде всего изменения в массовом сознании, которое надо ориентировать на то, что основное богатство России — человеческий капитал, а не недра, нужно достигнуть понимания того, что сектор знаний есть машина по решению проблем. Поток проблем разнообразен и интенсивен, поэтому организация сектора знаний, отвечающая этому вызову, должна быть гибкой, динамичной, быть именно экономикой. Но тогда нужен особый тип специалиста, так называемый инновационный менеджер. Он должен нутром чувствовать прорывное направление.

      Уже есть люди, которые становятся миллионерами, даже миллиардерами, работая в этой сфере, но пока не у нас. У нас эта  профессия только зарождается.

     Следует, однако, учитывать, что эпохе экономики, основанной на знаниях, соответствует  иная, по сравнению с привычной, социальная структура. Мы привыкли к разделению труда между производителями и потребителями знания при участии посредника. Сейчас возникает новая система, в которой потребитель знания участвует в его создании. Рынок продуктов (знаний) заменяется рынком услуг. А это предполагает иную институциональную среду, создание вокруг крупных компаний многочисленных мелких инновационных фирм, которые получают заказы от "материнской" компании. Так действует большинство американских гигантов, например "Дженерал моторе", вкладывающий десятки миллиардов долларов в исследования и разработки.

      В России, к сожалению, этого пока нет. Крупнейшие российские компании должны быть игроками в экономике знаний, создавать новую среду, симбиоз  производства и потребления знаний. Тем самым будет обеспечиваться спрос на знания. И здесь принципиальна роль государства. Без участия государства спрос на знания организовать не удастся.

     Необходимо  отметить, что производство знаний в мире четко локализовано, а вот  их потребление распределено (по крайней  мере — в развитых странах) равномерно. [16;20]

     В развитых странах 25% трудовых ресурсов сегодня занято в сфере науки  и высоких технологий. В США 8% населения создают свыше 20% ВВП, а  страна расходует на научно-исследовательские  и опытно-конструкторские разработки (НИОКР) около 40% от общемировых затрат, около 66% работающих сегодня имеют  высшее или незаконченное высшее образование (администрация намерена при жизни нынешнего поколения  довести этот показатель до 90%). Показательны и данные по России (население —  примерно 2,5% от мирового, ВВП — 2,5% от мирового, а расходы на НИОКР —  заметно меньше 1% от мировых, при  этом причиной все большего числа  техногенных катастроф официально признается «человеческий фактор», т. е. некомпетентность или неспособность  совладать со сложной техникой). 

     По  совокупности близких по смыслу показателей  Россия сегодня в 2–3 раза уступает среднемировому уровню поддержки экономики  знаний, частный капитал уклоняется от вложений в знания (участие частного капитала в финансировании НИОКР  в странах ЕС достигает 55%, а в  США — 67%). До сих пор стране не удается усвоить простейший урок: во всех случаях, когда структуры, производящие знания, хотя бы отчасти освобождались  от налогов, производство знаний резко  возрастало. В экономике знаний нельзя, как на рынке, предложить часть знаний на пробу, чтобы потом продать  всю партию. Рынок знаний держится на репутации, на доверии.

     Если  обсуждать государственную политику в сфере экономики знаний, можно  отметить три чрезвычайно важных аспекта. Во-первых, трансформация институциональной  структуры науки. Здесь государство  должно играть лидирующую роль до тех пор, пока не оформится развитый сектор корпоративной науки, что, кстати, уже и происходит. Во-вторых, переход от поддержки организаций к стимулированию видов деятельности. Мы никак не можем от этого отойти, и государство продолжает по непонятному принципу поддерживать определенные институты и программы. Если взять Закон о науке, то в нем все нацелено на поддержку научно-исследовательских институтов, а вузовская и корпоративная наука фактически дискриминированы. И, наконец, в-третьих, необходимо стимулирование кооперационных связей. Экономика знаний - это экономика сетевых связей в самых разных формах. Речь, в частности, идет о взаимодействии между наукой, образованием и бизнесом, содействии формированию и развитию инновационных кластеров и т.п.   

     Государство, правительство может сыграть  очень важную роль в новой экономике, построенной на модели открытой инновации. Но эта роль сильно отличается от того, что власть привыкла делать раньше. Во-первых, государство может принимать  участие в финансировании исследований на ранних этапах. А также инвестировать  в образование.  Кроме того, весьма значительна роль государства в  защите интеллектуальной собственности. Система защиты интеллектуальной собственности  обязательно должна быть четкой и  ясной, чтобы компания знала, что  ее интеллектуальная собственность  защищена законом. Также государство  может способствовать обмену знаниями, информацией, технологиями, если возьмет  на себя организацию конференций, соревнований, конкурсов, вручение каких-либо премий. Государству необходимо также поддерживать на этом направлении малый бизнес, так как последнему сложнее найти  доступ к государственным учреждениям, чем крупным компаниям. 

 

     Глава 2 

     2.1. Анализ точек зрения  ученых

     Все научные работы зарубежных и в  гораздо меньшей степени российских ученых по обществу и экономике знаний, постиндустриальной экономике в целом, информационной, глобальной сетевой представляют собой не чисто экономический анализ, а скорее пограничные исследования, где общество нового типа, предприятие, технологии, организация управления – неразрывно связанные понятия, обладающие взаимообусловленными признаками. Развитие экономики и общества знаний – это единый процесс, трудно разделить анализ экономики и более широкий - анализ общества, поскольку экономика во многом характеризуется качественными параметрами. Но знания – это симбиоз количественных и качественных характеристик, и весьма сложно определить, что здесь преобладает.

     В экономической теории пионером "индустрии  знаний" называют профессора Принстонского  университета Ф. Махлупа. Ф. Махлуп еще  в 70-е гг. XX в. выдвинул идею о том, что самая значимая отрасль современной экономики - это образование, многосторонность которого проявляется в его связи с производством, наукой, рынком труда, информацией, ее хранением и распространением. В первой своей работе Ф. Махлуп обобщил огромный материал и определил экономическую эффективность затрат, связанных с производством и распространением всех видов информации.

     Он  сформулировал положение о нетождественности  категорий "информация" и "знание". "Производство новых знаний не законченно до тех пор, пока они не переданы другому и не являются более достоянием одного человека.  Информировать - значит передавать знания, знание может являться результатом информации. Информации производится с целью вложить знания в ум другого. Любая информация в обычном значении этого слова есть знание, хотя не всякое знание можно назвать информацией". Ф. Махлуп, разделив все знания на три группы: инструментальные, интеллектуальные и духовные, подчеркнул, что производство этих знаний не всегда и не в полном объеме учитывается в национальном доходе. Наиболее достоверными источниками информации являются данные о занятости и издержках, которые используют и сейчас при определении масштабов экономики знаний. Но эти показатели считаются косвенными и дают не вполне точное представление о величине индустрии знаний.

     Исследуя  экономику знаний, Ф. Махлуп сформулировал ряд ценных методологических положений.

     1.  Согласно Ф. Махлупу существует  два противоположных типа экономики  - экономика неопределенности и  экономика определенности, ее первый тип менее эффективен и более ограничен, чем второй.

     2. Экономика информации делится  на 17 секторов (групп), каждый из которых выполняет свои функции. Первым сектором названа "экономика знаний и общей информации", тем самым подчеркивается значимость этого сектора. В числе других групп отмечены производство и распространение знаний, риск и неопределенность, экономическое предвидение. Последней выделена группа "человеческий капитал, накопление знаний и квалификация".

     3.  Сформулированы основные тенденции,  присущие экономике, базирующейся  на знаниях:

     - более высокий темп роста численности  лиц, занятых в области производства  знаний, по сравнению с аналогичным  показателем количества работающих в сферах, требующих затрат физического труда.

Информация о работе Теоретические аспекты изучения экономики знаний