Теоретические аспекты изучения экономики знаний

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 15:52, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы это разобраться в содержании понятия «экономика знаний» рассмотреть их влияние на развитие стран. Осуществление поставленной цели потребовало решение следующих задач:
выявить основные особенности экономических знаний
проанализировать способы измерение
выявить влияние знания и информации на развитие общества
описать роль государства в организации производства знаний
рассмотреть и проанализировать точки зрения разных ученых

Содержание

Введение.....................................................................................................................3
Глава1. Теоретические аспекты изучения экономики знаний
1.1.Понятие экономика знаний…………………………………………………...5
1.2.Этапы становления экономики, основанной на знания…………………..9
1.3. Роль знаний в экономике…………………………………….......................13
1.4.Основные особенности экономических знаний………………................15
1.5. Измерения экономических знаний……………………………………….20
1.6. Влияние знания и информации на развитие общества………………..23
1.7. Роль государства в организации производства знаний……………….25
Глава 2. Практическая часть
2.1. Анализ точек зрения ученых…………………………………...................30
2.2 Задачи…………………………………………………………….....................35
Заключение……………………………………………………………………….37
Список используемой литературы…………………………………………....39

Работа содержит 1 файл

экономика.docx

— 73.81 Кб (Скачать)

Содержание

Введение.....................................................................................................................3

Глава1. Теоретические аспекты изучения экономики знаний

1.1.Понятие экономика знаний…………………………………………………...5

1.2.Этапы становления экономики, основанной на знания…………………..9

1.3. Роль знаний в  экономике…………………………………….......................13

1.4.Основные особенности экономических знаний………………................15

1.5. Измерения экономических знаний……………………………………….20

1.6. Влияние знания  и информации на  развитие общества………………..23

1.7. Роль государства  в организации  производства знаний……………….25

Глава 2. Практическая часть 

2.1. Анализ точек зрения  ученых…………………………………...................30

2.2 Задачи…………………………………………………………….....................35

Заключение……………………………………………………………………….37

Список  используемой литературы…………………………………………....39 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

     Развитие  современных знаний является в настоящих  условиях одним из основных рычагов  ускорения экономического и социального развития стран. Термин "экономика знаний" был введен в научный оборот австроамериканским ученым Фрицем Махлупом (1962) в применении к одному из секторов экономики. Сейчас этот термин, наряду с термином "экономика, базирующаяся на знаниях", используется для определения типа экономики, в которой знания играют решающую роль, а производство знаний является источником роста.

     Актуальность  темы обусловлена тем, что в настоящее время появились явные признаки перехода от экономики, базирующейся на использовании природных ресурсов, к экономике, основанной на знаниях: инвестиции в знания растут быстрее, чем инвестиции в основные фонды. Особое внимание уделяется управлению экономическими знаниями; созданию условий для наилучшего обмена ими; взаимодействию творческих коллективов, совместно работающих над инновационными проектами; разработке средств, обеспечивающих успешное выполнение подобных проектов.

     Экономическая политика играет ключевую роль в развитии инновационного процесса, а инновации  и распространение знаний требуют  прочной научной базы, с помощью которой разрабатываются новые идеи, новые формы сотрудничества научного и производственного сектора.

       Однако  вопрос о том, является ли экономика  знаний новой эрой общественного  развития, пришедшей на смену аграрной и индустриальной эпохам, остается дискуссионным. Ряд экспертов считает, что экономика знаний существенно  отличается от экономики индустриального  типа, когда накопление богатства  было связано с материальными  активами. По мнению других, это всего  лишь следующая фаза индустриальной эпохи, благосостояние по-прежнему определяется производственными процессами, а  нематериальные активы повышают конкурентоспособность, не более.

     В трудах ряда известных экономистов  акцентируется внимание на экономической  роли знаний.  С точки зрения Саймона Кузнеца, возрастание багажа полезных знаний и расширение сфер их применения составляют суть современного экономического роста. Дэвид Тис высказывает мысль, что экономическое процветание основывается на знаниях и их полезном применении. Тайичи Сакайя называет характерным признаком современного общества факт непосредственно воплощения знаний в большинстве создаваемых в обществе благ; экономика, по его мнению, превращается в систему, функционирующую на основе обмена знаний. Питер Друкер  считает, что трансформации конца ХХ в., которые принято называть информационной либо технологической революцией, на самом деле представляют собой революцию знаний.

     Цель  курсовой работы это разобраться  в содержании понятия «экономика знаний» рассмотреть их влияние на  развитие стран. Осуществление поставленной цели потребовало решение следующих задач:

  • выявить основные особенности экономических знаний
  • проанализировать способы измерение
  • выявить  влияние знания и информации на развитие общества
  • описать  роль государства в организации производства знаний
  • рассмотреть и проанализировать точки зрения разных ученых

     Объектом  курсовой работы является значение термина  «экономические знания», их сущность, особенности изучения и роль в  социальном и экономическом росте  государств.

     Предмет курсовой работы- процессы и явления, которые возникли в ходе перехода к экономики знаний: повышение  роли образования, информации и знаний, а также повышение значимости введения инноваций.

       Структура курсовой работы состоит из введения, первой теоретической главы, второй практической и заключения. 

Глава1. Теоретические аспекты  изучения экономики  знаний. 

1.1. Понятие экономика знаний

     Поиск новой научной парадигмы устройства мира, нуждающегося в глобализации знаний и научных достижений, стал предпосылкой возникновения следующей  фазы развития человечества, связанной  с появлением информационно-коммуникационных технологий, позволяющих совершенствовать процессы генерации знаний и использовать их в качестве основного ресурса  экономического развития. Началом становления  этой фазы можно условно считать  середину XX века, когда был изобретен первый компьютер.

     Активное  формирование новой экономики осуществляется на протяжении последних двадцати лет  с появления глобальных информационных сетей, средств коммуникаций и Интернета. Стратегическое развитие национального  хозяйства различных стран неразрывно связано с формированием новых  экономических отношений. Сегодня ни один из хозяйствующих субъектов не может осуществлять свою деятельность без постоянного обновления, имеющегося у него  массива знаний, и поэтому в практику прочно входит непрерывное образование, осуществляемое различными современными способами - дистанционно, интерактивно, виртуально.

     В ходе развития общественного производства знания в различных формах превращаются в системное и непрерывное  явление, родовым признаком которого выступает фиксированная монополия  на рентные факторы, а экономика, в общем объеме доходов которой  определяющую роль начинает играть интеллектуальная рента, превращается в экономику, основанную на знаниях.[8;30]

     B экономической теории категория «экономика знаний» имеет не одно значение. Прежде всего, она включает в себя элементы, относящиеся к одному из секторов народного хозяйства, в котором происходит и производство, и обработка знаний, и управление ими. Таким этот термин зародился во времена изучения, проводившихся тремя выпускниками Венского университета, которые заложили основы изучения экономики знаний - Йозефа Шумпетера, Фридриха Хайека и Фрица Махлупа.

     Основателем экономики знаний как дисциплины считается Ф. Махлуп, автор книги  «Производство и распространение  знаний в США», вышедшей в 1962 г. и переведенной на русский язык в 1966 г.  Однако по мере увеличения «сектора знаний», в условиях наибольшего экономического роста, достигаемого за счет научных исследований и инноваций, с ростом образованности населения, у термина «экономика знаний» появилось второе значение, ставшее впоследствии более употребляемым.

     Под «экономикой знаний», или «экономикой, основанной на знаниях», стали понимать такой тип экономики, в котором  знания играют решающую роль, экономику, которая создает, распространяет и использует знания для обеспечения своего роста и конкурентоспособности. Такую экономику, в которой знания обогащают все отрасли, все сектора и всех участников экономических процессов.  Экономика, которая не только использует знания в разнообразной форме, но и создает их в виде научной и разнообразной высокотехнологичной продукции, высококвалифицированных услуг, образования.

       В таком значении термин был  популяризирован, а не изобретен,  Питером Друкером - еще одним американским  ученым австрийского происхождения.  Использование знаний для производства  экономических благ стало темой  двенадцатой главы его книги  «The Age of Discontinuity» (1968). [7;79]

     В области макроэкономики, на стыке  политики и экономической науки, термин «экономика знаний» применяется  в общемировом масштабе для обозначения  общества будущего, к которому сейчас идет цивилизация развитых стран. В условиях глобализации, совершенствования систем связи и способов генерации новых технологий все чаще возникает потребность в пересмотре старых методов управления и организации. В производстве сильно возрастает значение таких интеллектуальных продуктов как «ноу-хау», знания компании.

     В экономике, основанной на знаниях,  возрастает значение так называемых внешних эффектов. Прежде всего, это относится к образованию.

     Высшее  образование способствует сплочению  нации, содействуя укреплению социального  единства и доверия к социальным институтам, активизации населения  и открытых дискуссий, а также  правильному пониманию вопросов гендерного, этнического, религиозного и социального разнообразия. Кроме  того, плюралистическое демократическое  общество опирается на результаты научных  и аналитических исследований, развитию которых способствуют программы  в области общественных и гуманитарных наук.

     Как понятие, обозначающее современную  экономику, а, следовательно, и жизнь  социума, «экономика знаний» часто  встречается в высказываниях  политических деятелей и в программах политических партий и правительств разных стран. Каждый человек хочет  жить лучше, а сейчас наиболее преуспевающими и даже зажиточными считаются  страны, которые генерируют больше всего знания. К ним, в первую очередь, относят США, страны Западной Европы, Японию. Их пример заставляет политиков выдвигать лозунги движения к «экономике знаний».

     Обобщая существующие понятия, возможно назвать основные признаки знания как экономического фактора:

  • Знания участвуют в производстве, распределении и потреблении. Как экономический продукт они содержатся в создании любого товара или услуги и являются частью добавленной стоимости в формировании последней.
  • Знания в качестве ресурса составляют основу современных технологий производственных и управленческих процессов, стимулируют возникновение новых видов деятельности, производств и отраслей.
  • Знания обладают экономической ценностью и влияют на такие параметры, как рост эффективности, снижение издержек, повышение рентабельности инвестиций, качественные изменения технологий, продуктов, услуг.
  • Знания понимают как компетенцию необходимую для совершения рационального экономического выбора, здесь они выступают в функции предмета и средства трансакций.
  • Знания предопределяют любую инновационную деятельность, а инновации как таковые становятся конкурентным преимуществом хозяйствующих субъектов. В обменных операциях знания фигурируют в качестве объекта купли-продажи[3;53].

     Под влиянием знаний происходят изменения  основных экономических факторов. Труд стал существовать в двух формах –  физической и интеллектуальной, производительность труда стала зависеть не от ловкости работника, а от используемых технологий, процесс труда систематически совершенствуется, интеллектуальный труд постоянно увеличивает  свою долю в цене товара. Знания, создавая сберегающие технологии, постепенно снижают экономическое участие  фактора земли в производственной функции. Интеллектуальный капитал  приобретает правовое равенство  наряду с денежным капиталом и расширяет свое экономическое влияние. Традиционные факторы (труд, земля, капитал) в производстве в известной мере заменяются четвертым – знаниями, что для развитых стран означает: продукция высокотехнологичных отраслей – знания - количественно составляет 80-95% ВНП. 
 

Информация о работе Теоретические аспекты изучения экономики знаний