Теоретические аспекты изучения экономики знаний

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 15:52, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы это разобраться в содержании понятия «экономика знаний» рассмотреть их влияние на развитие стран. Осуществление поставленной цели потребовало решение следующих задач:
выявить основные особенности экономических знаний
проанализировать способы измерение
выявить влияние знания и информации на развитие общества
описать роль государства в организации производства знаний
рассмотреть и проанализировать точки зрения разных ученых

Содержание

Введение.....................................................................................................................3
Глава1. Теоретические аспекты изучения экономики знаний
1.1.Понятие экономика знаний…………………………………………………...5
1.2.Этапы становления экономики, основанной на знания…………………..9
1.3. Роль знаний в экономике…………………………………….......................13
1.4.Основные особенности экономических знаний………………................15
1.5. Измерения экономических знаний……………………………………….20
1.6. Влияние знания и информации на развитие общества………………..23
1.7. Роль государства в организации производства знаний……………….25
Глава 2. Практическая часть
2.1. Анализ точек зрения ученых…………………………………...................30
2.2 Задачи…………………………………………………………….....................35
Заключение……………………………………………………………………….37
Список используемой литературы…………………………………………....39

Работа содержит 1 файл

экономика.docx

— 73.81 Кб (Скачать)

1.2. Этапы становления экономики, основанной на знания

     В настоящее время о становлении  экономики, основанной на знаниях, говорят как о процессе, начавшемся примерно в 60-х гг. XX в. и продолжающемся по сей день. Однако данный процесс нельзя назвать линейно-поступательным: отмеченный период в хозяйственных и социально-политических системах развитых стран характеризовался значительными событиями, разнородными по происхождению и характеру, но накладывавшими свой отпечаток на зарождение нового общества. Эта периодичность была замечена и отражена в научной литературе.

     Профессор Гарвардской школы бизнеса Питер Нолан разработал теорию стадий информационной экономики. Питер Нолан изобразил каждую стадию развития информационной экономики S-образной кривой. В данном случае он основывался на разработанной западными исследователями, в частности, Р.Фостером, теории «процесса смены технологий», базирующегося на «кривой технологической эффективности». Согласно этой теории  становление чего-либо нового проходит три стадии:

     а) зарождение - относительно медленный  процесс прироста результатов, поиска наиболее эффективных вариантов деятельности, соответствующий плавной, близкой к горизонтальной нижней части S-образной кривой;

     б)  скачкообразный рост - быстрый рост результатов вследствие накопленного опыта, близкий к вертикальному средний отрезок на графике;

     в) постепенное достижение полной зрелости процесса или продукта, когда даже значительные дополнительные инвестиции не обеспечивают дальнейшего прогресса  в силу исчерпания возможностей развития - верхняя пологая часть графика.

     Используя теорию Нолана для анализа процесса становления экономики, основанной на знаниях, можно получить следующую схему:  
 

 Организационное развитие 
 

 

 
 

   Годы 

1 - Эра обработки  данных

2 - Микро Эра

3 - Сетевая Эра

     Изображенные  на схеме S-образные кривые описывают каждая определенный период в истории развитых стран. Первую кривую Нолан назвал Эрой обработки данных, этот период (начинается до начала 60-х и кончается во второй половине 70-х) ознаменовался в США и Западной Европе пиком расцвета индустриального общества. Наблюдались высокие темпы экономического роста в условиях стабильной экономической конъюнктуры и на фоне быстрой структурной перестройки экономики

     В 1973 г. Наступил нефтяной кризис, продолжавшийся практически - до конца 70-х. Именно это, по мнению многих зарубежных экономистов, побудило развитые страны  применить знание к технологиям использования естественных ресурсов.

     Семидесятые годы стали для них годами бурной структурной перестройки, ускоренного развития нематериалоемких отраслей и свертывания неэффективных производств.

     Таким образом, начался достаточно быстрый  переход от эпохи индустриализма, в которой доминировали материальные, естественные и финансовые ресурсы, к качественно иной эпохе, в которой основным ресурсом становятся знания и информация. [12;10]

     Быстрое приращение знания невозможно без создания условий для свободного творчества и коммуникаций во всех сферах деятельности. Это приводит к изменению структуры  и стратегии предприятий. На смену  индустриальной приходит некая переходная экономика, символизирующая этап творческого разрушения. Разрушению подвергается как отдельное узкоспециализированное производственное предприятие с жесткой иерархической структурой, так и вся отраслевая структура индустриальной экономики.

     Помимо  сырьевого кризиса, к этому развитые страны подтолкнула и необходимость  удержать свои позиции в конкуренции  с новыми индустриальными странами (НИС), во главе которых была Япония. Как отмечается везде и всеми, основным фактором конкурентоспособности этих стран оказались возможности массового производства, открываемые импортом технологий и дешевой рабочей силой. С начала 90-х гг. начался следующий этап развития стран США и Западной Европы, который характеризуется устойчивым ростом секторов, связанных с производством, обработкой и передачей информации и знаний. На данном этапе эти страны выступают как формирующиеся хозяйственные системы, базирующиеся прежде всего на знаниях, причем знаниях научных, кодифицированных и систематизированных. Согласно подсчетам экспертов, в 90-е годы более 70% роста их ВНП было достигнуто не в сугубо материальной сфере производства, а за счет повышения образовательного уровня работников, распространения новых информационных технологий и других факторов, относимых обычно к intangibles - нематериальным, неосязаемым активам.

     Этапы заката индустриализма и перехода к  «новой экономике» совпадают с так  называемой Микро Эрой, заканчивающейся  во второй половине 90-х гг. Примерно в середине развития Микро Эры переходная экономика более или менее четко оформляется в экономику знаний -это как раз начало 90-х. Заканчивается стадия творческого разрушения и начинается стадия «трансформированного предприятия», построенного не по принципу жесткой иерархии, а на основе главным образом горизонтальных связей, на принципах сотрудничества. Последнее означает наступление Сетевой Эры, когда знания беспрепятственно распространяются по сетям, не имеющим центра и границ.

     С начала 90-х гг. начался следующий  этап развития стран США и Западной Европы, который характеризуется  устойчивым ростом секторов, связанных  с производством, обработкой и передачей  информации и знаний. На данном этапе эти страны выступают как формирующиеся хозяйственные системы, базирующиеся прежде всего на знаниях, причем знаниях научных, кодифицированных и систематизированных. Согласно подсчетам экспертов, в 90-е годы более 70% роста их ВНП было достигнуто не в сугубо материальной сфере производства, а за счет повышения образовательного уровня работников, распространения новых информационных технологий и других факторов, относимых обычно к intangibles - нематериальным, неосязаемым активам.

      В заключение можно сказать, что «знание сегодня - это информация, имеющая практическую ценность, служащая для получения конкретных результатов. Причем результаты проявляются вне человека - в обществе, экономике или в развитии самого знания. ... Знание в новом его понимании означает реальную полезную силу, средство достижения социальных и экономических результатов». [5;466] 
 

1.3. Роль знаний в экономике

     Экономические знания как рыночный товар, цена на который постоянно растет, является хорошим стимулом для получения  новых знаний, так как только они  обеспечивают свободу экономических  действий. Это положение не следует  понимать буквально. Участие в экономической  деятельности предполагает много умений, но не обязательно непосредственных экономических (рыночных) контактов  и поступков. Понимая, в чем смысл  механизма рыночного ценообразования, во-первых, можно правильно выбирать и приобретать вещи, уметь выделять необходимую информацию из рекламы, разбираться в характеристиках  и  свойствах товаров. Во-вторых, чтобы стать добросовестным производителем, необходимо понимать, как, следуя личному  экономическому интересу, производить  то, что действительно нужно людям  для жизни, а не навязывать им ненужное, используя монопольную власть.

     Главное достоинство экономических знаний заключается в их способности  уменьшать главные и неблагоприятные  моменты рыночной системы ведения  хозяйствования (основанной на либерализации  экономических механизмов) - неопределенности. Неопределенность в рыночной экономике  означает непредсказуемость, невозможность  предвидеть последствия принимаемых  экономических решений всех без  исключения "экономических агентов" - потребителей, производителей, государства. Неопределенность нарушает привычный  стиль и образ жизни людей, заставляет их (например, в условиях инфляции) предпринимать более активные и решительные действия по сохранению уровня своего благосостояния, накопленных денежных средств.

     Экономические знания способны стать действенными помощниками в повседневной жизни, уберечь от неверных поступков и  решений, связанных с чрезмерно  навязчивой рекламой, обещаниями правительства, политических деятелей и т.д.

     Конечно, экономические знания не гарантируют  правильных и адекватных механизмов поведения людей в экономической  системе, но тем не менее они обладают определенными положительными свойствами:

  • способствуют осмысленной переработке поступающей из разных источников информации, усвоению и накоплению знаний из смежных с экономикой областей (теории бизнеса и предпринимательства, маркетинга, менеджмента, социологии, психологии);
  • стимулируют выбор адекватных моделей поведения в жизни;
  • позволяют адаптироваться к новым условиям жизни, активно участвовать и влиять на экономическую ситуацию в стране (через голосование, референдумы и т.д.);
  • предоставляют большой кругозор и свободу действий в повседневной жизни;
  • обладают большой конкурентоспособностью в современных рыночных условиях;
  • являются основой функциональной грамотности в освоении будущих профессий. [14;3]

     Главное назначение экономических знаний заключается  в формировании в обществе единых норм и правил поведения, ведущих  к порядку, взаимопониманию и  эффективной координации усилий субъектов экономики, стабилизации экономической и политической жизни.  
 
 
 
 
 
 
 

1.4.Основные особенности экономических знаний.

     Экономика знаний имеет три принципиальные особенности. Первая - дискретность знания как продукта. Конкретное знание либо создано, либо нет. Не может быть знания наполовину или на одну треть. Вторая особенность состоит в том, что знания, подобно другим общественным (публичным) благам, будучи созданными, доступны всем без исключения. И, наконец, третья особенность знания: по своей природе это информационный продукт, а информация после того, как ее потребили, не исчезает, как обычный материальный продукт.[21;450]

     Свойство  дискретности знания вызывало сомнения, что в применении к нему рыночный механизм может быть столь же эффективным, как в случае с традиционными  продуктами. Недавние работы показывают, что основные результаты, полученные для делимых продуктов, при достаточно общих и реалистичных условиях оказываются  верными также и для дискретных продуктов типа знаний или крупных  инвестиционных проектов.

     Вторая  и третья особенности имеют своим  следствием то, что в рыночной экономике  распространители знаний оказываются  в своеобразном, в некотором смысле монопольном, положении. Какую бы цену они ни назначили на свой продукт, невозможно продать максимальное количество "копий знания". Стремление же продать больше вполне естественно, тем более что копия практически  ничего не стоит (затраты на копирование  чрезвычайно малы). Если назначить  высокую цену, покупателей будет  мало. При низкой цене покупателей  будет много, но выручка может  оказаться меньше, чем при высокой  цене. В ряде работ показано, что  в экономике знаний традиционный рыночный механизм не приводит к эффективным состояниям. Эффективность достигается тогда, когда используются так называемые дискриминационные цены, то есть цены, рассчитанные на конкретного потребителя (категорию потребителей). [21;452]

     Использование дискриминационных цен требует  большего профессионализма, чем использование  обычных цен. Дискриминацию надо уметь правильно вводить. Опыт рыночного  предоставления продуктов типа знаний и информации постепенно накапливается  в разных странах применительно  к разным типам продуктов. Особенно распространены дискриминационные  цены на рынке статистической информации и программного обеспечения. В традиционной экономике дискриминационные цены осуждались (Дж. Робинсон) и даже законодательно запрещались, поскольку они являются способом получения сверхприбылей  монополиями.

     На стандартном совершенном рынке конкуренция приводит к снижению цен до предельных издержек. На рынке знаний цены выше предельных издержек. Ценообразование на рынке компьютерных программ демонстрирует, насколько тонким может быть этот механизм. Продавец программ, стараясь получить максимальную прибыль, вынужден обеспечивать своей продукцией максимальное число пользователей. Система дискриминации по времени покупки, по юридическому статусу покупателя (коммерческая фирма, правительственная структура, университет, церковь), усложнение самого продукта (версии программы, система обновления, подписка, пакетное обслуживание) в конечном счете приводят к максимальному удовлетворению потребностей в знаниях и информации. При этом еще и решается проблема качественного предоставления товара, то есть экономическим методом искореняется распространение пиратских копий. Впрочем, вопрос о пиратских копиях остается спорным. Некоторые потребители предпочитают менее качественные, но дешевые копии. Существование нелегального бизнеса по продаже пиратских копий объективно приводит к более широкому распространению знаний и информации, тем самым к лучшему удовлетворению потребительского спроса. Видимо, развитие данного рынка пока находится на той стадии, когда наличие нелегального сектора является позитивным. В процессе совершенствования рынка этот сектор будет сокращаться и в перспективе сойдет на нет, поскольку его функционирование станет неэффективным.

Информация о работе Теоретические аспекты изучения экономики знаний