Теоретические аспекты изучения экономики знаний

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 15:52, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы это разобраться в содержании понятия «экономика знаний» рассмотреть их влияние на развитие стран. Осуществление поставленной цели потребовало решение следующих задач:
выявить основные особенности экономических знаний
проанализировать способы измерение
выявить влияние знания и информации на развитие общества
описать роль государства в организации производства знаний
рассмотреть и проанализировать точки зрения разных ученых

Содержание

Введение.....................................................................................................................3
Глава1. Теоретические аспекты изучения экономики знаний
1.1.Понятие экономика знаний…………………………………………………...5
1.2.Этапы становления экономики, основанной на знания…………………..9
1.3. Роль знаний в экономике…………………………………….......................13
1.4.Основные особенности экономических знаний………………................15
1.5. Измерения экономических знаний……………………………………….20
1.6. Влияние знания и информации на развитие общества………………..23
1.7. Роль государства в организации производства знаний……………….25
Глава 2. Практическая часть
2.1. Анализ точек зрения ученых…………………………………...................30
2.2 Задачи…………………………………………………………….....................35
Заключение……………………………………………………………………….37
Список используемой литературы…………………………………………....39

Работа содержит 1 файл

экономика.docx

— 73.81 Кб (Скачать)

     Чрезвычайно широким и одновременно тонким инструментом регулирования отношений собственности  в сфере так называемых неосязаемых (intangible) благ, к которым относятся  знания, является авторское право. Наряду с регулируемым законодательно, действует и так называемое неформальное авторское право. Мировое научное сообщество пристально следит за тем, чтобы оно не нарушалось.

     Воровство научных результатов строго осуждается, в какой бы завуалированной форме  оно ни осуществлялось. В таком  контексте авторское право тесно  связано с понятием репутации. Репутация в научной сфере в чем-то сродни производственной мощности предприятия, хотя, конечно, является более сложным и многоаспектным понятием. Репутация получает рыночную оценку, в частности, в форме уровня заработной платы ученого, а также спроса на его труд.

     Перечисленные особенности экономики знаний обусловливают  ее существенные отличия от стандартной  рыночной экономики по действующим  закономерностям и механизмам. И  это затрудняет построение теории.

     Важное  обстоятельство: экономика знаний - неразделимая триада рынков - рынка знаний, рынка услуг и рынка труда. Их нельзя рассматривать изолированно, настолько тесно они друг с другом взаимодействуют, из чего вытекает много следствий и что должно быть осознано людьми, которые принимают решения в данной области.

     В данном контексте нельзя не упомянуть  о так называемом неотделимом, или неявном, знании (tacit knowledge). Это очень тонкое понятие: речь идет о том знании, которое невозможно отделить от его носителя - индивида или научного, конструкторского, производственного коллектива. Есть мнение, что доля накопленного неотделимого знания у россиян выше, чем у представителей других стран, и это может стать нашим конкурентным преимуществом. Но коллективы легко уничтожить. И сейчас мы являемся свидетелями того, как разрушаются выдающиеся коллективы, которые создавали, например, крупные системы вооружений. Тем самым разрушается неотделимое знание, которое потенциально стоит миллиарды долларов.

     Следующая особенность экономики, основанной на знаниях, заключаются в том, что  эта экономика использует информационные ресурсы, которые обладают рядом специфических черт, отличающих их от традиционных ресурсов. Эти различия отражены в таблице.

Таблица 1.2 Различия информационного и материального  ресурсов 

Традиционный  ресурс Информационный  ресурс
Материальные  потоки и запасы Нематериальные  потоки и запасы
В процессе использование уменьшается В процессе использования  увеличивается
Частное благо Общественное  благо
Ограниченный Неограниченный
Тиражируемый  с большими затратами Тиражируемый  с малыми затратами 
Убывающая предельная полезность Сетевые эффекты  и возрастающая предельная полезность

     Различия  информационного и материального  ресурсов

     Сопоставление традиционных ресурсов с информационными  показывает, что первые характеризуются, как правило, материальными потоками и запасами, в то время как для знаний и информации характерны нематериальные потоки и запасы.

     Кроме того, знания увеличиваются, если они  передаются, тиражируются и используются и, наоборот, если знания не используются, то они уменьшаются и разрушаются. Этим они отличаются от основных фондов, которые чем больше используются, тем в большей мере изнашиваются, уменьшая свою стоимость.

     Традиционный  ресурс обычно представляет собой частное  благо, т. е. такое благо, потребление  которого одним потребителем исключает  его потребление другим потребителем. Информационный ресурс чаще всего выступает  как общественное благо, потребление  которого одним потребителем не исключает  его потребления другими.  Иначе  говоря, знания, информация неотчуждаемы. По мере того, как современное производство расширяет использование знаний, информации, в него втягивается все  большее количество общественных благ. Эта фундаментальная характеристика современного мира заставляет по-новому осмыслить многие традиционные представления  экономической теории и классические методы управления.

     Традиционные  ресурсы носят преимущественно  ограниченный характер. Информационные ресурсы, воспроизводимые людьми, неограниченны. Ярким примером неограниченного  информационного ресурса может  служить интернет. [6;125] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.5. Измерения экономических знаний.

      Наука, исследующая экономику знаний, переживает период накопления информации, постепенно переходя к первичной ее обработке. Проблема состоит в отборе и правильной систематизации огромного объема данных.

      Измерение знаний - методологически очень тонкая вещь, поскольку знания - это продукт, с одной стороны, частный, который  можно присваивать, а с другой - общественный, принадлежащий всем. Поэтому сложились два подхода  к измерению знаний: по затратам на их производство и по рыночной стоимости  проданных знаний. Затраты включают расходы на исследования и разработки, на высшее образование, на программное  обеспечение. По этому показателю Россия очень существенно отстает от США и стран OECD - Organization for Economic Cooperation and Development, — международная экономическая  организация развитых стран.

      Как известно, на настоящем этапе развития человеческой цивилизации в качестве интегрального показателя экономического развития чаще всего используется показатель валового внутреннего продукта (ВВП). В его основе лежит идея о том, что нужный продукт - это тот, который  кем-то куплен. Цена, по которой продукт  куплен, является истинной оценкой  его полезности. Акт купли-продажи  принципиален. ВВП показывает, сколько  нужных обществу продуктов произведено  за определенный промежуток времени.

      Однако  этот подход дает сбой на продуктах, которые  называются общественными (публичными) благами, поскольку они потребляются бесплатно или по ценам, не соответствующим  их реальной ценности для человека. Поэтому производство и потребление  общественных благ отражается в ВВП (и системе национальных счетов) не по акту покупки, а по произведенным затратам, что коренным образом противоречит идее, заложенной в основу измерения результатов экономической деятельности.

      Знания, по крайней мерее значительная их часть, являются общественным благом. Измерение их ценности, исходя из затрат, дает искаженную картину: затраты государства  на науку отнюдь не есть стоимость  произведенных знаний. Значит, нужно  научиться измерять спрос на знания.

      Для знания как публичного блага акт  признания состоит в его использовании  в той или иной форме. Степень  его использования может быть разной: обращение к нему, запрос; ознакомление с ним; запоминание, способность  его воспроизвести и передать другому; наконец, производство нового знания на базе использованного. Акт  потребления знания состоит, как  минимум, в осуществлении запроса. Запрос есть проявление интереса, готовность к более детальному "потреблению".

      Спрос и только спрос определяет, жить или не жить знанию дальше. Неблагоприятным  фактом является то, что огромное число  идей, открытий, изобретений и других произведенных людьми знаний исчезло, по-настоящему не родившись. То же самое  можно сказать и о потенциальных  гениях человечества.

      Эксперименты, проведенные на компьютерной модели, которая имитирует действия участников экономики знаний, показывают, что  ее эффективность предполагает соблюдение некоторого оптимального соотношения  между всеми категориями действующих  лиц. Количество знаний принимается  равным числу людей, суммарно потребивших  все виды знаний. Таким образом, экономика  знаний дает тем больший объем  продукции, чем, с одной стороны, больше знаний создано учеными, и, с  другой стороны, чем больше людей  потребили эти знания. То есть важна  и работа ученых, и работа людей, которые доводят знания до конечного  потребителя. Каково оптимальное соотношение между ними, может быть установлено экспериментально.

      В настоящее время особое внимание начинает уделяться человеческому  капиталу, созданию такой инфраструктуры, которая позволила бы использовать накопленные опыт и знания в производстве и потреблении. Соответственно этим задачам, а также для исследования новых процессов и явлений  формируется система индикаторов, отражающих уровень развития сектора  повышенного спроса на знания и в  целом экономики, основанной на знаниях. В составе этой системы можно выделить следующие группы индикаторов:

      • развитие высокотехнологичного сектора  экономики, его удельный вес в  продукции обрабатывающей промышленности и услугах; инновационная активность;

      • размер инвестиций в сектор знаний (общественный и частный), включая  расходы на высшее образование, научные  исследования и опытно-конструкторские  разработки, а также в разработку программного обеспечения;

      • разработка и выпуск информационного  и коммуникационного оборудования, программного продукта и услуг;

      • рост численности занятых в сфере  науки и высоких технологий;

      • участие частного капитала в финансировании НИОКР;

      •межгосударственные потоки знаний, а также международное  сотрудничество в области науки  и инноваций; [1;143]

      Экономику, основанную на знаниях, можно охарактеризовать двумя путями. Во-первых, со стороны  входа, то есть на основе оценки общего объема затрат (суммарных инвестиций) на развитие ее базового сектора, в  котором вырабатываются и распространяются новые знания; во-вторых, со стороны  выхода, то есть оценивая вклад по валовой  добавленной стоимости отраслей, которые в основном и потребляют новые знания; здесь возможно рассмотрение нескольких концентрических, постепенно расширяющихся областей: от так называемых высокотехнологичных отраслей высшего уровня или ведущих высоких технологий, включающих также отрасли оборонной промышленности, к высоким технологиям среднего уровня и затем к сфере высокотехнологичных услуг; при расширенной трактовке сектора повышенного спроса на новые знания и технологии дополнительно учитываются также образование и здравоохранение, а иногда - культура и управление.  
 

1.6. Влияние знания и информации на развитие общества.

           Превращение науки в непосредственную  производительную силу, отмеченное  в начале 1960-х гг. и названное  научно-технической революцией, необходимо  отличать от тенденций развития  информационного общества, в котором  наука стала непосредственной  производительной силой, знания  играют решающую роль, а их  производство является основным  источником экономического роста. 

            Экономику знаний характеризует  в первую очередь постоянный  рост доли НИОКР в общих  расходах государства и частных  фирм, а также стабильный рост  капитализации высоконаучных фирм. Научные исследования свидетельствуют  о стабильном росте стоимости  интеллектуального капитала, не  связанного напрямую с материальными  ценностями, который определяется  в первую очередь человеческим  и структурным капиталом (наличие  зарегистрированных патентов, инструкции  и методики работы, система организации  фирмы и т.д.).

             Возросла роль такого неосязаемого  актива, как умение конкретного  работника, коллектива решать  поставленные перед ним сложные  инженерные и научные задачи. В современных условиях роль работника неизмеримо возросла, и позитивными социальными последствиями этого явления стало усиление роли образования, повышения культуры и материального благосостояния работников интеллектуальной сферы.

Новым социальным явлением, порожденным информационными  технологиями, стало огромное влияние  средств массовой информации на все  стороны жизни человека. Вследствие появившихся технических возможностей распространения информации мир  стал неустойчивым. Ранее взрывоопасные  кризисы политического и экономического характера могли погаснуть из-за слабой информационной связи, теперь они  вызывают лавинообразные процессы во всем мире. Информационная прозрачность современного мира приводит в действие сложные нелинейные системы, поведение  которых непредсказуемо. Например, слишком активное заявление о  себе политиков может привести к  неожиданным последствиям, вызвать  отторжение. Финансовые потрясения могут  лавинообразно, неожиданно затронуть  вполне благополучные страны. [11;100]

Информация о работе Теоретические аспекты изучения экономики знаний