Теневая экономика

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 03:21, доклад

Описание работы

Целью данного исследования является:
1. определить причины теневой экономики;
2. определить масштабы теневой экономики.

Работа содержит 1 файл

Теневая экономика.doc

— 175.00 Кб (Скачать)

Вторая крупнейшая теневая экономика обнаружена в  Эстонии, там она составляет 38,2% от ВВП. Далее идут Болгария, Румыния  и Литва, где показатели скрытой экономики составляют соответственно 36,2%, 35,4% и 30,2% от ВВП. Менее всего теневой экономике подвержены Австрия и Великобритания, удельный вес «теневого бизнеса» в которых 9,3% и 10,3% от ВВП соответственно. Среди новых стран-участниц ЕС наиболее хорошая ситуация в Словакии и Чехии с показателями 18,2% и 18,3% от ВВП соответственно.

В среднем по ЕС удельный вес теневой экономики составляет 16,6% от ВВП, что в денежном выражении  составляет 1,8 триллион евро.

Вся эта огромная масса «серой» экономики остается в тени. И эти деньги, которые находятся в обороте, но с которых никто не платит налоги, в большой степени подпитывают инфляцию, считает он.

Допускается, что доля «серой» экономики в Латвии вновь  возросла или, во всяком случае, что она не уменьшается, поскольку, в конце концов, деньги зарабатывают деньги.

Еще полтора года назад  академик Райта Карните, используя  самые простые данные официальной  статистики, говорила, что жители Латвии живут не по средствам. Она сравнила данные о тратах и данные, о заработках. И выяснилось, что люди тратят на треть больше, чем официально имеют. А это расхождение, по разным оценкам, составляет от миллиарда до полутора миллиардов латов. В исследовании отмечаются главные факторы, влияющие на размер теневой экономики в стране. Таковыми являются создание накоплений, полная или частичная неуплата налогов, отсутствие чувства вины за неуплату налогов, а также низкий риск наказания за неуплату налогов и низкий риск быть пойманными на этом преступлении. Также наличные деньги, возможно, являются важным фактором в теневой экономике, поскольку отследить сделки с наличными деньгами довольно сложно. Поэтому, например, таксисты или бармены могут совершенно легко скрыть от государства и налоговых служб реальный размер своих доходов, а эффективным методом борьбы с теневой экономикой называются электронные платежи, поскольку их, намного проще отследить и они усложняют деятельность в сфере теневой экономики.

Генеральный директор LDDK Элина Эгле рассказала: «Принимая  во внимание, что изменения в нормативных актах, безусловно, приводят к последствиям, затрудняющим ведение предпринимательской деятельности как крупным, так средним и малым предприятиям, теневая экономика становится важным игроком во всех отраслях. Осознавая угрозы теневой экономики необходимо провести ряд мероприятий, чтобы оградить тех предпринимателей, которые честно платят налоги и обеспечивают занятость»

LDDK в сотрудничестве  с организациями работодателей  подготовила предложения по ограничению  теневой экономики, обобщенные в резолюции. Конфедерация работодателей приглашает Сейм объединиться для дальнейших действий по снижению уровня теневой экономики.

Правительство Латвии утвердило план мер по борьбе с  теневой экономикой. Разработанный  Минфином документ нацелен на уменьшение возможностей легализации незаконно нажитых средств и использование наличных средств при заключении сделок, а также на содействие добровольной уплате налогов.

Авторы документа  подчеркивают, что для борьбы с  теневой экономикой необходимы не репрессивные меры, а новые комплексные решения, чтобы изменить отношение общества к этой проблеме.

Одной из таких мер  станет ограничение использования  наличных денег при заключении сделок. Для этого будут внесены изменения  в закон о налогах и пошлинах -- сумма сделок наличными, после превышения, которой налогоплательщики должны подавать декларацию о наличных сделках, будет уменьшена с 3 тысячи латов (4268,62 евро) до 1 тысячи (1422,87 евро). До 1 июля Минфин также планирует подать правительству поправки к закону, предусматривающие восстановление в нем нормы, согласно которой в оптовой торговле разрешены только безналичные расчеты.

Также план предусматривает  информирование налогоплательщиков о  том, как используются налоги и какую  выгоду получает человек от уплаты налогов. Служба государственных налогов в дальнейшем получит доступ к регистру кредитов, что позволит ей более точно выявлять лиц, расходы которых превышают доходы.

До 1 июня Минфин намерен  пересмотреть и усовершенствовать  систему оповещения контролирующих органов о нарушениях в сфере уплаты налогов, что увеличит их раскрываемость и будет способствовать уменьшению теневой экономики.

2.3 Борьба с коррупцией  в Российской Федерации

Сегодня ученые определяют коррупцию как явление, когда  должностное лицо корыстно распоряжается не принадлежащими ему ресурсами путем принятия или непринятия им тех или иных решений. В число таких ресурсов могут входить бюджетные средства, государственная или муниципальная собственность, государственные заказы, льготы и т.п. Собирая штрафы, налоги или иные, предусмотренные законом, платежи, должностное лицо также может манипулировать и распоряжаться (в собственных интересах) такими ресурсами.

Раздробление государства  обострило проблему коррупции, которая  появилась еще при советской власти. Коррупция стала широко распространенным и более хаотичным явлением, ибо те, кто причастен к государственной власти, ненасытны. У русских людей есть одно подходящее слово для объяснения сложившейся ситуации - беспредел, при котором нет ни ограничений, ни принуждений, ни правил поведения. Для населения же в целом иметь дело с коррумпированным советским государством в некотором смысле было не так плохо. Это государство могло транжирить свои ресурсы, расходуя слишком большие средства на военные нужды, однако оно заботилось о внутренних богатствах страны и постепенно повышало уровень жизни людей. Новое же российское государство столкнулось с падением производства - начиная, с 1991 года валовой национальный продукт снизился наполовину - и переправило значительную часть богатств за рубеж. Между тем жизненный уровень большинства русских граждан значительно упал.

Борьба с коррупцией потребует на протяжении многих лет  политической воли, выдумки, здравомыслия, терпения и денег, и даже при наличии  всего этого коррупция не будет ликвидирована. Она просто будет сокращена до определенных размеров. Борьба с коррупцией должна развиваться одновременно с усилиями по повышению эффективности управления со стороны правительства. Необходимо отделить общественный сектор от частного и превратить государство в автономный орган, который станет продвигать вперед сферу общественных интересов.

Основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней закреплены на законодательном уровне

Принятый Федеральный  закон "О противодействии коррупции" дает определение коррупции, устанавливает  основные принципы и организационные  основы противодействия коррупции, определяет меры по ее профилактике, устанавливает  специальные требования к государственным и муниципальным служащим, предусматривает ответственность физических и юридических лиц за коррупционные правонарушения. В соответствии с Законом коррупция представляет собой злоупотребление служебным положением, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп незаконное использование своего должностного положения в целях получения выгоды. Коррупцией также будет являться совершение данных деяний от имени или в интересах юридического лица.

Федеральный закон  Российской Федерации "О противодействии коррупции"

Настоящим Федеральным  законом устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Статья 2. Правовая основа противодействия коррупции

Правовую основу противодействия  коррупции составляют Конституция  Российской Федерации, федеральные  конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. Настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты.

Статья 3. Основные принципы противодействия коррупции

Противодействие коррупции  в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:

1) признание, обеспечение  и защита основных прав и  свобод человека и гражданина;

2) законность;

3) публичность и  открытость деятельности государственных  органов и органов местного  самоуправления;

4) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;

Статья 8. Обязанность  государственных и муниципальных  служащих представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера

1. Гражданин, претендующий  на замещение должности государственной или муниципальной службы, включенной в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также служащий, замещающий должность государственной или муниципальной службы, обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Порядок представления указанных сведений устанавливается федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Сведения о доходах,  об имуществе и обязательствах  имущественного характера, представляемые  государственными и муниципальными  служащими в соответствии с настоящей статьей, являются сведениями конфиденциального характера, если федеральным законом они не отнесены к сведениям, составляющим государственную тайну.

 

Заключение

На сегодняшний  день в нашей стране очень развита  теневая экономика. Приведенная  информация представляет собой средний обзор масштабов теневой экономики, но даже эти данные позволяют понять, насколько сильно воздействует теневая экономика на все сферы нашей жизни.

Для её ликвидации необходим  комплекс законных актов основанных на сочетании экономических, юридических и административных мер, направленных на преодоление причин теневых процессов. И, конечно же, необходимы научные подразделения, которые осуществляли бы мониторинг деформаций, возникающих в экономике, могли бы прогнозировать изменения теневого рынка, а так же оперативно разрабатывать предложения по совершенствованию методов расследования преступлений, связанных с криминальной экономической деятельностью.

Безусловно, теневую  экономику ликвидировать как  экономическое явление, даже самыми эффективными методами, невозможно.

Во-первых, потому что  это неотъемлемая составляющая любой  рыночной экономической системы  во всех странах мира.

Во- вторых, в России теневая экономика укоренилась, и стала привычным для большинства  населения явлением.

В- третьих, а стоит  ли вообще искоренять теневой сектор? Ведь в кризисные периоды именно теневой сектор играет роль стабилизатора. Задача правоохранительных органов  будет сводиться к сдерживанию  теневой экономики в тех рамках, в которых она не разрушает  экономическую систему.

Так или иначе, но проблема теневой экономики в нашей  стране будет еще долгое время  оставаться актуальной.

Подводя итоги вышесказанному, хотелось бы подчеркнуть на мой взгляд, необходима выработка специальной  стратегии длительного и постепенного вытеснения теневых институтов легальными путем создания для этого политических, экономических, правовых и культурных условий. Необходимо создание специального коллегиального органа для выработки такой стратегии, в состав которого входили бы представители органов государственной власти, правоохранительных структур, институтов гражданского общества, ученые, бизнесмены. 2010 и 2011 годы продемонстрируют дальнейший уход бизнеса в тень. Способствовать этому, будет увеличение налогового бремени, связанного с реформированием ЕСН. Налоги не будут платить, и заставить бизнес это делать будет сложно.

 

ЭКОНОМИКА ТЕНЕВАЯ

Причины и  последствия развития теневой экономики.

Развитие  ЭТ является, с одной стороны, реакцией на сам факт государственного регулирования. Регулирование невозможно без ограничений, а неразумные ограничения провоцируют их нарушения, особенно если это выгодно нарушителю. Многие виды ЭТ (например, уклонение от налогов) объясняются во многом именно недостатками государственного регулирования – бюрократизацией управления, слишком высокими налогами и т.д. Однако следует ясно отдавать себе отчет, что даже самая лучшая система централизованного управления может уменьшить масштабы ЭТ, но никак не ликвидировать ее. И при самых минимальных налогах какая-то доля налогоплательщиков обязательно будет уклоняться от их уплаты.  
С другой стороны, современная ЭТ возникла не только в результате попыток ограничить свободу рынка, но и в силу природы самих рыночных отношений. Рыночное хозяйство построено на фетишизации прибыли, обожествлении дохода. «Протестантская этика» и прочие виды социального самоограничения могут приглушить эту жажду наживы, но не устранить. Поэтому когда возникает возможность «сорвать куш», отдельные лица (или группы людей) часто отбрасывают в сторону долгосрочные общественные интересы ради сиюминутной своекорыстной выгоды. Такое поведение тем более вероятно, чем менее развиты в обществе этические нормы, осуждающие конфронтацию с законом. Жажда наживы любой ценой особенно характерна для «второй» и «черной» ЭТ.  
Как считают многие специалисты, последствия теневой экономической деятельности нельзя оценивать однозначно. Многие виды ЭТ (особенно «серая») объективно скорее помогают развитию официальной экономики, чем препятствуют ему.  
Швейцарский экономист Дитер Кассел выделяет три позитивные функции ЭТ в рыночном хозяйстве:  
1) «экономическая смазка» – сглаживание перепадов в экономической конъюнктуре при помощи перераспределения ресурсов между легальной и теневой экономикой (когда легальная экономика переживает кризис, производственные ресурсы не пропадают, а перераспределяются в ЭТ, возвращаясь в легальную после завершения кризиса);  
2) «социальный амортизатор» – смягчение нежелательных социальных противоречий (в частности, неформальная занятость облегчает материальное положение малоимущих);  
3) «встроенный стабилизатор» – теневая экономика подпитывает своими ресурсами легальную (неофициальные доходы используются для закупки товаров и услуг в легальном секторе, «отмытые» преступные капиталы облагаются налогом и т.д.).  
Однако в целом влияние ЭТ на общество является скорее негативным, чем позитивным. Наибольший вред наносят «вторая» и «черная» ЭТ. С одной стороны, происходит антисоциальное перераспределение доходов общества в пользу относительно малочисленных привилегированных групп (бюрократов, мафии), уменьшающее благосостояние общества в целом. С другой стороны, разрушается система централизованного управления экономикой: приписки создают у правительства ложное ощущение благополучия, хотя необходимы экстренные реформы; «теневая» занятость приводит к тому, что чрезмерные усилия правительства по созданию новых рабочих мест не снижают мнимую безработицу, но увеличивают бюджетный дефицит, и т.д. Наконец, развитие любых форм ЭТ ведет к подрыву хозяйственной этики. Если эти тенденции заходят слишком далеко, люди начинают терять всякое представление об общепринятых «правилах игры», живут по принципу «все дозволено», в результате чего общество проваливается в пучину хаоса и нестабильности. 

Информация о работе Теневая экономика