Теневая экономика

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 03:21, доклад

Описание работы

Целью данного исследования является:
1. определить причины теневой экономики;
2. определить масштабы теневой экономики.

Работа содержит 1 файл

Теневая экономика.doc

— 175.00 Кб (Скачать)

Деформация бюджетной  сферы проявляется в сокращении расходов государственного бюджета и деформация его структуры.

Сокращение доходов  бюджета является причиной недофинансирования государственных институтов регулирования  экономики (контролирующих, правоохранительных органов), их ослабление и деградация в тот период, когда наиболее сильна потребность в обеспечении прав и законных интересов участников экономических отношений.

Не менее важным результатом сокращения государственных  расходов является сокращение и недофинансирование социальных программ. Это происходит в тот период, когда уровень социальной дифференциации населения достиг критической величины и значительная часть населения живет ниже уровня бедности. Таким образом, высокая социальная цена реформ усугубляется неэффективной социальной политикой.

В бедных странах сокращение средств, предназначенных для осуществления  социальных программ и инвестиций в  целях развития, ставит под угрозу социальную стабильность и прогресс.

Резкое сокращение государственных расходов обострило  структурный кризис, поставив в тяжелое экономическое положение предприятия военно-промышленного комплекса и других отраслей обрабатывающей промышленности, где сосредоточены высокие технологии и наиболее квалифицированный трудовой потенциал.

Недофинансирование  государственных расходов является одной из важнейших причин кризиса неплатежей, охватившего российскую экономику.

Невыполнение бюджетом своих обязательств является одной  из причин обострения проблемы неплатежей, ухудшает финансовое положение предприятий  реального сектора, лишая их оборотного капитала и побуждая к использованию экстремальных, а порой и противоправных стратегий выживания. Прямой вклад долгов бюджета в образование чистой задолженности экономики в целом составляет, по экспертным оценкам, 24%.

Значительные масштабы имеет неэффективное распределения бюджетных ресурсов в результате коррупции и незаконной лоббистской деятельности, перераспределение экономических возможностей за счет незаконного предоставления льгот, лицензий, квот, иных привилегий. В качестве примера можно привести выявленные факты злоупотреблений должностных лиц Федеральной продовольственной корпорации (перерасходование бюджетных средств, выделенных).

Влияние на эффективность  макроэкономической политики проявляется, прежде всего, в возрастании ошибок макроэкономического регулирования. Оно связано, как правило, с отсутствием достоверных данных о масштабах, структуре и динамике скрытой части производительной деятельности в легальном и нелегальном секторе. Можно выделить следующие типичные ситуации:

1. Если нелегальная  экономика растет более быстрыми  темпами, чем легальная, и этот  факт не отражается в статистике, то правительство может продолжать  политику стимулирования экономического  роста посредством расширения  денежной массы и воздействия  на спрос (рост государственных расходов, смягчение кредитно-финансовой политики) в то время как в этом нет необходимости. Результатом подобной политики может стать "перегрев" экономики, сопровождающийся повышением темпов инфляции.

Если, при более  динамичном развитии нелегальной экономики, товары и услуги, предлагаемые в ней, оказываются дешевле, возникает риск завышенной оценки темпов инфляции. Возможен также вариант, когда темпы инфляции занижаются, так как в расчет не берутся цены нелегального рынка, масштабы которого могут увеличиваться при дефиците товаров на официальном рынке.

2. Отсутствие адекватного  учета масштабов нелегальной  экономики может негативно отразиться  на политике занятости. Если  занятые в нелегальной экономике  учитываются как безработные, то оценка уровня безработицы окажется выше реальной. Это может подтолкнуть правительства проводить экспансионистскую политику в условиях, когда в этом нет необходимости.

Иными словами, политика будет направлена на увеличение совокупного  спроса, подъем уровня производства и увеличение занятости путем смягчения денежно- кредитной политики, а также увеличения государственных расходов. Результат тот же - возникновение нехватки рабочей силы и рост инфляции.

3. Ошибки при разработке  экономического курса могут возникать и по другим причинам, связанным с недооценкой последствий нелегальной экономики:

искажение реального  состояния платежного баланса, вызванное  неконтролируемым движением через  границу товаров и капиталов;

завышение удельных показателей  налогового давления и государственных расходов в силу того, что они определяются по отношению к заниженному

ВВП, не учитывающего товары и услуги в нелегальном  секторе;

погрешности в оценке распределения доходов.

4. Сопоставление размеров  денежной массы с заниженным  официальным ВВП может внести искажение в денежную политику государства. Если доходы, получаемые от нелегальной экономической деятельности, растут быстрее, чем ВВП, темпы роста денежной массы, рассчитываемые на основе официальных экономических показателей, окажутся меньше тех, которые определяются реальными потребностями экономики.

Эффективность макроэкономической политики снижается также вследствие коррупции, незаконных форм лоббистской  деятельности, влияющих на формирование и распределение бюджетных ресурсов.

Влияние на кредитно-денежную сферу проявляется в деформации структуры платежного оборота, стимулировании инфляции, деформации кредитных отношений  и увеличении инвестиционных рисков, нанесении ущерба кредитным институтам, инвесторам, вкладчикам, акционерам, обществу в целом.

Манипуляции с валютой, которые осуществляют организованные преступные группировки с целью  отмывания денег или для получения  незаконных доходов, могут оказывать  пагубное влияние на обменные курсы  и банковские системы во многих странах. Кроме того, наличие крупных, полученных незаконным путем средств в отдельной стране создает зависимость, которую преступные элементы охотно готовы использовать. Часто результатом описанного выше положения может стать инфляция. Неожиданный перевод средств может нарушить деятельность национальных финансовых институтов.

Криминальная экономическая  деятельность оказала негативное воздействие  и на валютный рынок, за счет массовой конвертации преступных доходов  в иностранную валюты и вывоз  ее за рубеж.

Преступные организации также представляют собой серьезную угрозу существования финансовых и коммерческих учреждений как на национальном, так и на международном уровнях. Внедрение в учреждения, занимающиеся законной деятельностью, запугивание их владельцев, извращение целей их функционирования до такой степени, что они уже не могут служить ни интересам общества, ни интересам акционеров, и ослабление управления такими учреждениями могут привести к злоупотреблению общественными средствами.

Одной из наиболее драматических  страниц криминального использования финансовых учреждений является деятельность финансовых пирамид в России в 1993-1995 гг., когда в результате финансовых преступлений частным инвесторам был нанесен ущерб, размер которого оценивается в 20 трлн. неденоминированных рублей. Одним из результатов этих злоупотреблений явилось резкое падение доверия к кредитным учреждениям.

Деформация структуры  экономики. Криминальная экономическая  деятельность является не только следствием деформаций экономической структуры, но и ее фактором. Это касается практически всех ее видов. Начиная от сокрытия разрешенной законом экономической деятельности, и заканчивая наиболее опасными формами организованной преступности.

В ряде случаев экономика  становится зависимой от нелегальных  видов экономической деятельности, которые определяют участие страны в международном разделении труда. Результатом является развитие видов деятельности, используемых для облегчения осуществления криминальной деятельности (предоставление информационных, транспортных, распределительных и иных услуг), а также тех, что обеспечивают получение быстрой прибыли.

Влияние криминальной экономики на экономический рост и развитие не является однозначно деструктивным. Воздействие является разнонаправленным. Так, сокрытие разрешенной законом хозяйственной деятельности от государственного контроля, несмотря на сокращение налоговых поступлений, в ряде случаев оказывает положительное воздействие на экономический рост. Это происходит в условиях необоснованной жесткости государственного регулирования, консервативности и неэффективности официальных институтов.

Поскольку любая подпольная работа порождает легальную экономическую  деятельность (путем использования  доходов от нелегальной экономической  деятельности на приобретение товаров  и услуг, созданных легально), то ВВП увеличивается.

Влияние на инвестиционный процесс. Это один из наиболее значимых результатов влияния криминальной экономической деятельности на экономическое  развитие и может быть различным  в зависимости от вида, формы криминальной активности, а также социально-экономических условий.

Сокрытие нормальной экономической деятельности от контроля, как правило, ограничивает возможности  привлечения инвестиционных ресурсов со стороны, особенно иностранных. Возможна и противоположная ситуация.

Так, в современной  России, по мнению некоторых исследователей, экономический спад в легальном  секторе перекрыт подъемом в секторе  теневой деятельности.

Влияние на состояние  природной среды. Преступные организации  могут нанести серьезный экологический вред, особенно слаборазвитым странам. Они не заботятся об окружающей среде. Деятельность организованной преступности уже привела к уменьшению численности осетровых рыб в Каспийском море вследствие браконьерской ловли с целью добычи икры и оптовым заготовкам леса без мероприятий по восстановлению.

Деформация структуры  потребления является закономерным следствием криминальных форм перераспределения  доходов и собственности и  расширения рынков нелегальных товаров  и услуг. Имеет место перераспределение ВВП в пользу паразитического потребления. Деформация структуры потребления порождает деформацию отраслевой структуры экономики, стимулируя развитие секторов, обслуживающих обладателей криминальных сверхдоходов. Результатом криминальной экономической деятельности является увеличение расходов узкого круга лиц на предметы роскоши в условиях, когда существует острая необходимость в более широком распределении ресурсов в рамках общества.

Отрасли, обеспечивающие удовлетворение потребностей большинства  населения не развиваются и приходят в упадок.

Важной тенденцией в изменении структуры потребления  является увеличение объема товаров  и услуг, направленных на удовлетворение и эксплуатацию деструктивных потребностей и влечений. К таковым можно  отнести наркорынок, эксплуатацию проституции, нелегальный игорный бизнес и другие.

Влияние на режим конкуренции  и эффективность рыночного механизма.

Результаты влияния  на режим конкуренции нелегальной  экономики зависит от взаимоотношений  нелегальных и легальных предприятий, от того, являются ли они конкурирующими.

Предприятия нелегального сектора экономики наносят ущерб  эффективным предприятиям легального сектора и снижают общее производство и потребление в стране. По этим же причинам деятельность нелегального сектора ведет к повышению потребительских цен и снижению качества потребления.

Положительные последствия  такой экономической деятельности этим не ограничиваются. Получатели нелегальных  доходов, расходуя свои деньги, создают  спрос на блага, производимые легально с уплатой всех предусмотренных налогов и платежей. Таким образом, нелегальные доходы создают своеобразный мультипликативный эффект увеличения дохода и налоговых платежей в смежных отраслях.

Влияние на систему  международных экономических отношений.

Крупные незаконные суммы, проникая в мировую экономику, дестабилизируют финансово-кредитную систему, деформируют структуру платежного баланса государств, деформируют цены и негативно влияют на доходы частных фирм. Организованная преступность в силу своей природы склонна к нарушению национальных границ. В результате ее деятельности государства сохраняют суверенитет в формальном смысле этого слова, однако, если они не способы поставить под контроль ввоз оружия, людей и наркотиков на свою территорию, то суверенитет утрачивает многое из своего реального значения.

2.2 Методы борьбы  с теневой экономикой

На примере Латвии рассмотрим методы борьбы с теневой  экономикой.

Новое исследование консультационной компании глобального менеджмента A.T. Kearney свидетельствует, что уровень  теневой экономики в Латвии составляет 39,4% от ВВП -- это самый высокий показатель в ЕС. В нелегальной экономике вращается 5,127 млрд. евро, которые проходят мимо госказны. Латвийская конфедерация работодателей Латвии (LDDK) подготовила предложения по сокращению теневой экономики призывает представителей ведущих партий, Сейма и ответственных институций объединить усилия для изменения ситуации.

Информация о работе Теневая экономика