Теневая экономика Украины

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 00:44, реферат

Описание работы

Теневая экономика как явление приводит, с одной стороны, к снижению собираемости налогов и занижению экономических показателей регионального развития, однако, с другой стороны, она реально создает дополнительную занятость в новых секторах экономики и по сути дела представляет собой резерв роста экономики в будущем и подстраховку на случай экономического кризиса.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………3
Теневая экономика: понятия, причины и особенности существования4
Виды и общая структура теневой экономики…………………………..7
Факторы развития теневой экономики и ее влияние на экономические процессы………………………………………………………………….9
Теневая экономика Украины……………………………………….….14
Методика расчетов объемов теневой экономики………………….…19
Методы борьбы с теневой экономикой…………………………….…29
Заключение………………………………………………………………...…..31
Список использованных источников…………

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И СПОРТА УКРАИНЫ.docx

— 56.02 Кб (Скачать)

    kф  = 1 + b · Ум · DKз, (7)

    где DKз = DKз (t) - DKз (t - 1) - изменение коэффициента износа ОС между базовым и текущим  годами. Данные берутся из финансовой отчетности формы N 1 "Баланс" позиция  с кодом 031/позиция с кодом 032 (приложение к Положению (стандарту) бухгалтерского учета 2, утвержденным приказом Министерства финансов Украины от 31.03.99 N 87, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 21.06. 99 за N 396/3689 / с изменениями /);

    b - технологический коэффициент, характеризующий  увеличение расходов на ремонт  и эксплуатацию оборудования  в зависимости от его износа (экспертная оценка), b = 0,1;

    Ум - удельный вес машин и оборудования в ОС отрасли.

    3.4. Расчет доли теневой экономической  деятельности

    3.4.1. Объем теневого сектора равен  объему скрытой добавочной стоимости.  Валовой доход состоит из валовой  добавленной стоимости и промежуточного  потребления. В результате теневых  операций одна часть произведенного продукта отражается в отчетах (В1 = ВДВ1 + П1), а другая - скрывается (В2 = ВДВ2 + П2). Следовательно, суммарный выпуск можно отобразить как:

    В = ВДВ + П = В1 + В2 = (ВДВ1 + П1) + (ВДВ2 + П2), (8)

    где ВДВ - валовая добавленная стоимость;

    П - промежуточное потребление.

    3.4.2. Промежуточные расходы на скрытую  долю выпуска списываются на  его официальную часть. Итак, П1 + П2 = П, а формула (8) будет записана  так:

    В = В1 + В2 = ДВ1 + ДВ2 + П, (9)

    в последствии получаем

    В1 = ВДВ1 + П1 и В2 = ВДВ2. (10)

    Таким образом, скрытый выпуск (доход) В2 равен  объему дорахованои валовой добавленной  стоимости ВДВ2.

    Последовательность  расчетов показателей представлена ​​в приложении 1. Позиция 22 отражает уровень скрытых доходов (тенизации) за весь период.

    3.4.3. Доля скрытого производства (дохода) определяется путем вычитания  из показателя общего изменения  доли добавленной стоимости показателя  ее изменения от влияния объективных  факторов ухудшения условий производства. Уровень тенизации (сокрытие доходов)  за период является суммой  показателей изменения доли добавленной  стоимости (ее сокрытия) по годам  (кварталам).

    4. Определение объемов незарегистрированной  экономической деятельности за  монетарным методом

    1.Методика определения объемов незарегистрированной экономической деятельности за монетарным методом базируется на анализе соотношения наличных денег в обращении и денежной массы М1 или М2. Считается, что увеличение спроса на наличные деньги в обращении, которая вращается вне банковскими счетами, означает рост объемов теневых операций, и наоборот. Объемы теневой экономики вычисляются по формуле Т = ВВП · (1 - f) / f, (11)

    при этом f = (Д / М2) t / (Д / М2) 0, (12)

      Д = М2 - Г, (13) где Д - банковские депозиты;

    Г - наличные деньги в обращении (деньги вне банков - M0);

    М2 - денежная масса М2;

    t, o - t и базовый годы.

    2. Базовом периоду соответствует  I квартал 1992 года. Источником входных  данных является банковская статистика.

    5. Определение объемов незарегистрированной  экономической деятельности за  электрическим методом

    1. Методика определения объемов  незарегистрированной экономической  деятельности за электрическим  методом основывается на предположении,  что прироста реального ВВП  должен соответствовать прирост  затрат электроэнергии. Перерасходу  электроэнергии над приростом  ВВП рассматриваются как расходы  на теневое производство (теневой  ВВП). Этот подход учитывает фактор  технического прогресса, согласно  которому тенденции в относительной  экономии энергоносителей на  технологические нужды в производстве  продукции учитываются при сравнении  динамики расходов электроэнергии  по полному электробалансе и  динамики ВВП.

    2. Таким образом, относительная  экономия энергоносителей, которая  наблюдается в учете технологических  затрат, должна отражаться в соотношениях  между общими затратами электроэнергии (за электробалансе) и ВВП и  способствовать или достижению  большей экономии электроэнергии  во внутреннем потреблении, либо  получению соответствующей дополнительной  продукции (ВВП).

    3. Для расчета показателей необходимы  следующие формы статистической  отчетности: "Отчет о результатах  использования топлива, теплоэнергии  и электроэнергии" (форма N 11-мтп,  утвержденная приказом Госкомстата  Украины от 15.09.2005 N 271), "Электробаланс,  состав энергетического оборудования и отчет о работе электростанций (электрогенераторных установок) "(форма N 24-энергетика, утвержденная приказом Госкомстата Украины от 19.07.2005 N 196). Последовательность расчетов приведена в приложении 3.

    6. Определение объемов незарегистрированной  экономической деятельности по  методу "траты населения - розничная  торговля"

    1. Методика определения объемов  незарегистрированной экономической  деятельности по методу "траты  населения - розничная торговля" заключается в сравнении расходов  населения на товары с объемами  розничной торговли этими товарами. Разница между объемами расходов  населения на товары и объемам  розничной торговли этими товарами  считается покупкой товаров в  теневом секторе

    Т = (В - Р) / Р * 100, (14)

    где В - расходы домохозяйств на приобретение товаров;

    Р - объем розничной торговли.

    2. Источником исходных данных являются  статистическая информация.

    7. Расчет интегрального показателя  уровня тенизации экономики Украины

    1. Интегральный коэффициент рассчитывается  как сумма взвешенных соответствующих  коэффициентов по вышеуказанным  методам.

    2. Каждый из этих методов дает  приблизительную оценку в пределах  вклада соответствующих институциональных  секторов в ВВП. Значительно  повышает достоверность конечного  результата возведения отдельных  оценок в единый коэффициент  тенизации экономики. Интегральный  коэффициент () будет выглядеть:

    где Ik - коэффициенты тенизации экономики  Украины за отдельными методами; ak - их весовые коэффициенты.

    3. Вес каждого метода определяется  вкладом соответствующего институционального  сектора экономики в ВВП.

    Так, финансовый и электрический методы имеют степень охвата 0,77, который  определяется долей сектора нефинансовых корпораций в производстве ВВП.

    Монетарный  метод связан с использованием наличных средств в обороте товаров  и услуг, поэтому распространяется примерно на 0,65 объема ВВП, а именно: доля сектора потребительских расходов домохозяйств в объеме ВВП составляет 0,527; доля индивидуальных потребительских  расходов сектора общего государственного управления - 0,097 · 0,2 и доля сектора  индивидуального строительства  в секторе валового накопления капитала - 0,186 · 0,9.

    Метод "расходов населения - розничная  торговля" распространяется только на сектор домашних хозяйств с долей 0,527 в объеме ВВП. Составляющей сектора  домашних хозяйств является подсектора "потребления товаров" с долей 0,442 в ВВП. В связи с существованием проблемы уклонения богатых слоев  населения от подобных обследований вес коэффициента метода "расходов населения - розничная торговля" корректируется также и на долю доходов, которые не охватываются. Результаты исследований свидетельствуют, что  как раз у зажиточных слоев  населения и аккумулируются основные объемы теневых доходов.

    Официальный ВВП в настоящее время включает определенную долю теневой экономики, которая рассчитывалась статистическим управлением Госкомстата Украины (согласно методике, утвержденной приказом Госкомстата Украины от 31.12.2004 N 680) и оценена примерно на уровне 20% объема ВВП. С учетом этой доли имеем такой  уровень теневой экономики в  соотношении с официальным ВВП:

    Т = Тл · (1 - Чт), (16)

    где Тл - соотношение теневого и официального сектора экономики, который рассчитывается по формуле (15);

    Чт - доля теневого сектора, который включается Госкомстатом Украины.[5]

Методы  борьбы с теневой  экономикой

       Десятки лет изучают теневую экономику, пытаются найти способы её регулирования, но никому ещё не удавалось найти  способ её искоренения. Теневая экономика  присуща в большей или меньшей  степени всем временам и всем странам.

       При разработке государственной экономической  политики, при составлении статистических отчётов и прогнозов теневую  экономику нельзя не учитывать - она  составляет около половины всей экономики, а её влияние, как положительное, так и отрицательное очень  велико.

       Однако, законодательство Украины способствует «отмыванию» денежных средств криминального  происхождения. Некоторые положения  не только не соответствуют, но и противоречат международной практике по этим вопросам. Некоторые законодательные акты Украины обязывают ответственных  должностных лиц информировать  правоохранительные органы о крупномасштабных операциях и предоставлять финансово-хозяйственные  документы по требованию правоохранительных органов, но эти нормы носят декларативный  характер или отсылают к несуществующему  по этим вопросам действующему законодательству.

       Очевидно, следует внести изменения в действующее  законодательство, учитывая собственный  и международный опыт. Большое  значение имеет международная согласованность  в законодательстве и государственном  регулировании экономики, т.к. зачастую субъекты теневой экономики пользуются различиями в законодательствах  стран для получения дохода.

       Очень важной является согласованность и  внутри страны – между различными государственными органами. Совместные, целенаправленные и своевременные  действия обеспечат эффективность  действий по детенизации экономики. Что касается «скрытой», т.е. разрешенной, но не показываемой экономики, то следует  снизить налоги, упростить лицензирование. В то же время нельзя допускать вседозволенности, снижать штрафы и смягчать административную и уголовную ответственность, чтобы не допустить разрастания криминального сектора. [7]

Методы  борьбы с теневой  экономикой

Все рекомендации можно условно разделить на 4 вида:

· мероприятия, направленные на детенизацию экономики;

· мероприятия, направленные на декриминализацию экономики;

· методы, предупреждающие непродуктивный отток  капитала из Украины;

· меры относительно детенизации политического  процесса.

Рассчитывать  на позитивные сдвиги можно лишь при  условии устранения причин, порождающих  теневую активность, принятия взаимосвязанного комплекса мер в области совершенствования  налогообложения и корпоративного управления, оздоровления структуры  расчетов и других косвенных мер  наряду с ужесточением санкций за занятие теневым бизнесом.

Возможная  программа действий:

  • следует всячески стимулировать безналичный денежный оборот. Например, гражданам, получившим доходы на банковский счет и не обезналичивающим их, можно учитывать половину уплаченного ими НДС. Таким образом, НДС, акцизы и подоходные налоги при этом будут “выбирать” деньги из теневого оборота;
  • необходимо запретить бесконтрольное представление и привлечение кредитов, отчуждение собственности и принятия на себя обязательств неплатежеспособными предприятиями и гражданами;
  • важно децентрализовать, укрепить судебную и правоохранительные органы, закрепив за соответствующими институтами часть налоговых доходов;
  • необходимо превратить защиту прав акционеров, инвесторов и кредиторов в государственный приоритет. [9]

Информация о работе Теневая экономика Украины