Теневая экономика Украины

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 00:44, реферат

Описание работы

Теневая экономика как явление приводит, с одной стороны, к снижению собираемости налогов и занижению экономических показателей регионального развития, однако, с другой стороны, она реально создает дополнительную занятость в новых секторах экономики и по сути дела представляет собой резерв роста экономики в будущем и подстраховку на случай экономического кризиса.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………3
Теневая экономика: понятия, причины и особенности существования4
Виды и общая структура теневой экономики…………………………..7
Факторы развития теневой экономики и ее влияние на экономические процессы………………………………………………………………….9
Теневая экономика Украины……………………………………….….14
Методика расчетов объемов теневой экономики………………….…19
Методы борьбы с теневой экономикой…………………………….…29
Заключение………………………………………………………………...…..31
Список использованных источников…………

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И СПОРТА УКРАИНЫ.docx

— 56.02 Кб (Скачать)

       Существует  несколько направлений стабилизирующего влияния теневой экономики на российское общество и его экономку.

       Во-первых, с точки зрения хозяйствующих  субъектов, она обеспечивает более эффективные формы экономической деятельности. "Теневая" экономия на налоговых изъятиях позволяет предприятию увеличить чистую прибыль и дает предприятию серьезное конкурентное преимущество по сравнению с теми, кто работает полностью легально.

       Во-вторых, стабилизирующее воздействие теневой  экономики проявляется в формировании новых рыночных ниш, а значит, создает  условия для выживания населения  в период спада официальной экономики  и падения уровня жизни. В качестве источника новых рабочих мест и дохода теневая экономика выполняет  роль социального стабилизатора, сглаживая  чрезмерное неравенство доходов  и уровня жизни, уменьшая социальное напряжение в обществе.

       В-третьих, она формирует финансовую базу для  негосударственной социальной деятельности. Спонсорство политической активности, финансирование различных лоббистских  экономических ассоциаций и союзов, а также благотворительность  в сфере искусства (театр, кино и  др.) в значительной мере идут за счет наличных денег, поступающих из теневой  экономики. В этом своем качестве она выступает как средство формирования гражданского общества в его специфическом  российском виде, включающем полукриминальные (а частично - полностью криминальные) формы.

       С учетом традиций советского общества развитие теневой экономики, видимо, было единственно возможной формой возникновения рыночной системы. Сверхвысокий уровень налоговых изъятий, заданный с начала 1992 года, не оставлял предприятиям иной альтернативы, кроме частичного ухода "в тень". Развитие теневой  экономики отражало своеобразный социальный договор между населением и властью. Государство во многом сняло с  себя ответственность за повседневное выживание людей, но "смотрело сквозь пальцы" на несанкционированную  и нерегистрируемую хозяйственную  деятельность.

       “Натурализация” экономики, на основе которой поддерживается жизнедеятельность населения, обеспечивает значительные резервы социальной стабильности. Власти придется очень сильно постараться, чтобы их разрушить, к примеру, изъятием у людей их приусадебных (садовых) участков. В то же время, достигнутый на базе “натурального хозяйства” социальный консенсус между населением и государством не может послужить основой для формирования современной рыночной экономики. Он может обеспечить только физическое выживание людей, да и то на самом примитивном уровне.

    • Дестабилизирующее.

       В настоящее время теневая экономика  является мощным фактором дестабилизации российского общества. Главные направления  его воздействия следующие.

       Во-первых, вытеснение официальных механизмов налогообложения и, соответственно, пропорциональное снижение объемов  собираемых налогов. Кризис - следствие несостоятельности официальных механизмов налогообложения, которые оказались не в состоянии обеспечить фискальные потребности государства, не сумевшего (и не могущего) выполнить свои элементарные функции. Альтернативные теневые механизмы налогообложения (плата "крышам", прямые выплаты чиновникам за выполнение ими своих функций и т.п.) оказались той альтернативой, которая вытеснила официальное налогообложение.

       В ситуации достаточно значительного  сокращения официального и роста  теневого производства рано или поздно должно наступить банкротство государства, то есть такое снижение объема собираемых налогов, которое меньше их минимального размера, необходимого для выполнения государством своих социальных и  иных функций. Такая ситуация возникает  даже в относительно благоприятной  ситуации, когда ВВП не падает, а  теневое производство растет в той  мере, в какой падает официальное.

       Во-вторых, теневая деятельность оказывает  дезорганизующее влияние на производственный процесс в рамках официальной экономики, ухудшает положение и препятствует созданию нормально работающих, "здоровых" экономических организаций. Она приводит к снижению управляемости работников, ослабляет их трудовую мотивацию, иногда ведет к их деквалификации, затрудняет освоение инноваций, которые часто требуют сверхнормативных трудовых усилий, и в конечном итоге может вызвать дезинтеграцию коллектива и предприятия.

       В-третьих, частично связанная с криминальной деятельностью, теневая экономика  порождает многочисленные конфликты, часть которых разрешается с  применением насилия. Судя по результатам  конкретных исследований, масштабы насилия  в российской экономике в целом  довольно велики - по данным социологических  опросов от 30 до 40% руководителей  предприятий лично сталкивались со случаями рэкета, вымогательства, попытками  поставить предприятие под контроль криминальных групп.

       Тем не менее, теневая экономика ответственна за то, что в России возник значительный слой вооруженных людей, вынужденных  защищать свой бизнес. Масштабность этого  явления в конечном счете представляет опасность для стабильности российского  общества в целом.

       В-четвертых, теневая экономика - важнейших фактор формирования деловой этики, и, более  того, социальных норм в целом. Расширение и укрепление теневой экономики  привели к "размытости" социальных норм - люди перестали различать, что  можно, а что нельзя в хозяйственной  жизни, каковы критерии оценки того или  иного хозяйственного действия. Например, большая часть хозяйственных  руководителей осуществляет перевод  безналичных денег в наличные с использованием фиктивных контрактов (т.н. "обналичивание"). В принципе - это незаконная операция, участники  которой должны были бы быть наказаны. Однако случаи наказания за эту операцию крайне редки. Более того, для обеспечения  своей текущей деятельности операции обналичивания иногда проводят даже органы государственной власти и правоохранительные структуры. Эта незаконная операция, фактически, получила социальное одобрение, и ни участники, ни власти на практике не осуждают ее. Тем не менее, официально она не является и разрешенной. Произошла ее своеобразная "неформальная институционализация": она широко практикуется, имеет социальное одобрение, однако официально не является признанной.

       Дестабилизирующее влияние теневой экономики состоит  в том, что она привела к  неформальной институционализации  не только операции обналичивания, но и множества других также не безобидных экономических феноменов. Например - насилия при разрешении конфликтов между предпринимателями, "прихватизации" бывшей государственной собственности  и многих других. В результате возникло обширное поле "размытых" социальных норм, когда сломан механизм поощрения  за следование социальной норме и  наказания за ее нарушение. В рамках этого поля имеет место произвол - хочешь следуй тому или иному правилу, хочешь - не выполняй его. Тогда происходит потеря людьми социальных ориентиров и, как следствие - нарушение социального  порядка. Люди в ответ на то или  иное действие не могут предугадать, какова будет реакция общества, ожидает  ли их наказание без преступления или же они могут совершить  безнаказанное преступление. [10] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Теневая экономика Украины

       Одной из ключевых для современной украинской экономики является проблема ее тенизации, с каждым годом увеличивающая  свои масштабы. В Украине, как и  в мировой практике, проблема оценки масштабов деятельности теневой  экономики сегодня актуальна  в связи с тем, что ее объемы достигли размеров, при которых их недооценка, не учет приводят к значительным ошибкам в определении макроэкономических показателей, экономических и финансовых пропорций, а также в экономической политике в целом. [1]

    Тенизация экономики Украины в условиях финансово-экономического кризиса  приобрела тотальный характер и  оценивается отдельными экспертами и исследователями в объеме до 60% ВВП, который представляет на современном  этапе реальную угрозу национальной безопасности государства.

    Об  этом проинформировали ученые НАНУ в  национальном докладе «Соціально-економічний  стан України: наслідки для народу та держави».

    «Можно  констатировать фактическое завершение процесса реструктуризации теневой  экономической деятельности в масштабах  государства. Эта деятельность стала  составляющей его экономики. Она  обслуживает экономические и  политические интересы определенных влиятельных  структур и деловых кругов, - отмечают ученые.

    Большинство экспертов считают, что 25-50% оборота  частных предприятий не отражены в документах бухгалтерского учета (теневой оборот). Уровень ухода  в тень зависит от того, что это  за предприятие, «кто за ним стоит» и т.д. В большинстве малых предприятий  «тень» может достигать 80-90%.

    По  мнению независимых экспертов, самыми распространенными видами теневой  деятельности являются: оптимизация  налогов, проституция, торговля наркотиками, труд нелегальных мигрантов, азартные игры. К распространенным видам теневой деятельности относятся также незаконный возврат налога на добавленную стоимость, зарплаты в конвертах.

    В докладе отмечается, что теневое  обращение также присутствует в  таких сферах деятельности: торговля (80%), строительство (66%), недвижимость (60%), игорный бизнес (53%), общественное питание (53%), средства массовой информации (53%), транспорт и перевозки (46%). В торговле подакцизными товарами значительную долю составляют неучтенные объемы табачных, ликероводочных и других изделий. Достаточно высок уровень коррумпированности в сферах, осуществляющих поставки энергоносителей, землеотвод под строительство, операции с коммерческой недвижимостью (аренду) и приватизацию государственного имущества. Тут существует значительный разрыв между рыночными и “отпускными” ценами на “продукцию” и, соответственно, возможность получения сверхприбылей, что является источником взяточничества и “откатов”, с которыми больше всего фирм работают в строительстве (91%), торговле (75%), сфере недвижимости (75%), сельском хозяйстве (58%), энергетике (58%).( По материалам: tsn.ua) [11]

     Оценки  масштабов теневой экономики  в Украине колеблются в пределах от 20 до 80% валового внутреннего продукта, зависимо от метода оценки (например, Госкомстат Украины оценивает в 20%, а Министерство экономики и по вопросам европейской  интеграции Украины – 30,1%). Несмотря на значительное различие в показателях, можно выделить общую тенденцию  ежегодного увеличения объемов тенизации  экономики Украины в среднем на 2% [2].

     Исследование  изменения уровня теневой экономики  в разрезе видов экономической  деятельности показало следующее:

     - наиболее тенизированными отраслями  в 2009 г. стали: добывающая (42%), перерабатывающая промышленность (35,3%), операции с недвижимостью (28,5%), торговля (28,2%), строительство (26,4%), финансовая деятельность (20,1%), сельское и лесное хозяйство (14%);

     - по итогам 2009 г. самый высокий уровень теневой экономики, который увеличился по сравнению с 2008 г. на 3,3%, зафиксирован в добывающей промышленности (42%), в то время, как в 2008 г. лидером были операции с недвижимостью (39,1%);

     - увеличился также уровень теневой  экономики в перерабатывающей  промышленности на 7,9% и составил 35,3%;

     - при этом по сравнению с  предыдущим годом произошла детенизация  деятельности в таких сферах, как операции с недвижимостью  (уровень теневой экономики сократился  на 10,6%) и финансовая деятельность (на 11,2%) [2].

     Это свидетельствует о постепенном  «перетекании» на протяжении года теневых  ресурсов из сферы услуг (операций с  недвижимостью, финансовой деятельности) и строительства в сектор экономики, который в основном производит товары.

     Наиболее  актуальными проблемами, тормозящими  процессы выхода экономики Украины  из тени стали:

     - нестабильность инвестиционного  и предпринимательского климата  в Украине. Об том свидетельствует  снижение индекса экономической  свободы Украины в рейтинге  «The Heritage Foundation». В 2008 г. Украина заняла из 179 стран 133 место, по сравнению со 125 в предыдущем, а в 2009 г. – 152. Согласно данному рейтингу, Украина – «экономически невольная страна» [3].

     - недостаточная защита инвесторов. Согласно рейтингу «Doing business 2009»,  Украина заняла среди 181 страны  такие места по составляющим  индексам: по регистрации собственности  – 140, по защите инвесторов  – 142, по легкости получения  разрешения на строительство  -179, по налоговой нагрузке – 180 [4].

     - нестабильная политическая среда.  По результатам оценки политической  нестабильности, которая осуществляется  раз в два года аналитическим центром Economist Intelligence Unit, Украина заняла 16 место из 165 стран мира (получив 7,6 баллов по сравнению  с 4,6 баллами в 2007 г.) и вошла в число стран со слишком высоким риском политической нестабильности [13].

Информация о работе Теневая экономика Украины