Теневая экономика: структура, сущность, субъекты, методы борьбы с ней

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 12:43, курсовая работа

Описание работы

цель исследования — это изучение теневой экономики как явления, определение ее макроэкономических последствий и методов борьбы с ней.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
-определить сущность, структуру и виды теневой экономики;
- раскрыть причины возникновения и последствия теневой экономики
- определить методы борьбы с теневой экономикой;

Работа содержит 1 файл

переработка.docx

— 111.68 Кб (Скачать)

   2) уклонение от уплаты налогов и сборов. Основные схемы выработаны в негосударственном секторе экономики. Выявлены следующие основные способы ухода от налогов:

   - сокрытие объектов налогообложения 

   - занижение объектов налогообложения 

   - сокрытие средств от уплаты  налогов при наличии недоимки  по налогам или с целью неуплаты  текущих налогов, неправомерное использование льгот 

   Распространенной  формой теневой экономики является выплата заработной платы в «конвертах». Основных источников выплаты «конвертной» зарплаты два. Первый и основной — сокрытие выручки от предпринимательской деятельности («черный нал»). Как правило, часть ее идет на выплату «левых» зарплат. Справочно: в 2007 г. по ст. 243 Уголовного кодекса (сокрытие прибыли и доходов) в Республике Беларусь было возбуждено 308 уголовных дел. В 2006 г. - 291. Вторым источником нелегальных зарплат является незаконная предпринимательская деятельность. В 2007 г. по этой статье (233 УК) возбуждено 578 уголовных дел. Чаще всего нарушения встречаются в сфере строительства, торговли, обслуживания населения, причем в большинстве своем в частных организациях. Зачастую работник официально по ведомости получает зарплату лишь частично или работает без заключения трудового договора. Большую проблему для налоговых органов создают индивидуальные предприниматели. Основное их нарушение - использование труда наемных работников, за исключением членов семьи и близких родственников, что запрещено Указом от 18 июня 2005 № 285 «О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности».[20]

   Одной из задач, стоящих перед государством, является вывод из тени законодательно разрешенных видов деятельности с целью их легализации. Взимание налогов с теневого сектора позволило бы снизить налоговую нагрузку на реальный сектор экономики, а также выровнять конкурентные условия для легальных поставщиков товаров.

   Фиктивная экономика включает в себя приписки, хищения, спекулятивные сделки, взяточничество и всякого рода мошенничества, связанные с получением и передачей денег. В целях борьбы с коррупцией Указом Президента Республики Беларусь от 7 мая 2007 г. № 220 утверждена Государственная программа по борьбе с коррупцией на 2007-2010 годы. В данной программе отмечено, что в период 2002-2006 гг. на фоне общего роста преступности в Республике Беларусь (в 2002 г. было зарегистрировано 1351 S3 преступления, в 2006 г. - 191468) количество ежегодно регистрируемых коррупционных преступлений постоянно снижаюсь и в 2006 г. составило 3387, что на 37,6% ниже показателя 2002 г. (5426 преступлений). Такая тенденция является следствием как активизации борьбы с коррупцией, в том числе усиления государственного контроля за распределением и использованием государственного имущества, так и повышения уровня  латентности коррупционных преступлений.[21]

   Государственная антикоррупционная программа предусматривает выполнение мероприятий, направленных на дальнейшее совершенствование законодательства по вопросам борьбы с коррупцией с учетом международного опыта, а также реализацию социально-экономических и организационно- практических мероприятий антикоррупционного характера. Реализация мероприятий госпрограммы будет способствовать предупреждению, выявлению и пресечению коррупционных правонарушений, усилению борьбы с коррупцией.[22]

   Под отмыванием денежных средств или  иного имущества понимается их легализация, то есть совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, заведомо приобретенными другими лицами преступным путем. В частности, в Витебской области действовала организованная преступная группа, которая ввозила из России печное топливо, а в Республике Беларусь продавала его под видом дизельного. На получений деньги были приобретены недвижимость и иные ценности а также профинансирована фирма, принадлежащая преступникам. По решению суда данная организованная преступная группа осуждена на 10 лет лишения свободы с конфискацией имущества,

   В белорусской экономике достаточно распространена практика обналичивания  денег. В процессе обналичивания  чаще всего используются созданные  для этих целей «фирмы- однодневки». Наличные деньги идут на взятки, на выплату заработной платы нелегальной рабочей силе, а также на разницу между реально выплачиваемой зарплатой работникам и официальной, проходящей через бухгалтерские документы.[18] 
 

   4.3. Оценочный ущерб,  наносимый национальной  экономике теневым  сектором 
 

   Экономический ущерб, наносимый экономике теневым сектором, может быть оценен в денежном выражении и связан в первую очередь с потерей доходов бюджета вследствие неподконтрольности некоторых сфер деятельности предприятий и физических лиц или дополнительными расходами бюджета на контроль за этой деятельностью. Прямые потери при этом выражаются в сумме непоступления налогов и таможенных платежей в бюджет от незарегистрированной деятельности. В свою очередь, косвенные потери экономики выражаются в дополнительных расходах, которые вынуждено нести государство для борьбы с уголовно наказуемыми деяниями или их последствиями (например, расходы на содержание милиции, расходы на здравоохранение в части лечения наркозависимости).

   Прямые  потери от теневой экономики можно  оценивать по двум направлениям: на внутреннем и внешнем рынках. По данным последнего исследования, проведенного Всемирным банком, размер теневой экономики составляет 53% ВВП. Это значит, что в стране не облагается налогами каждый второй рубль. То есть резервы для пополнения доходной части бюджета не просто велики - они огромны. Налоговую амнистию в качестве инструмента для пополнения бюджета и привлечения дополнительного капитала в экономику используют многие страны. В Европе, например, этим активно пользуется Италия. Последняя налоговая амнистия, которая проводилась с октября 2009 года по апрель 2010 года, позволила вернуть в страну более 100 млрд евро. Это была третья за последние восемь лет попытка амнистии капитала. [27] 

   Прямые  потери от внешнеэкономической деятельности связаны с контрабандой товаров через границу и соответственно с «потерей» таможенных платежей для бюджета. Так, например, по данным Государственного таможенного комитета Республики Беларусь за период с 2001 г. по 2009 г. пресечено более 300 попыток контрабанды наркотиков и прекурсоров. Из незаконного оборота изъято более 290 кг наркотических средств и психотропных веществ. Из них - более 30 кг наркотических средств задержано в 2009 г. С 2001 г. по 2009 г. таможенными органами пресечено 55 попыток контрабанды оружия и взрывчатых веществ. Изъято 47 единиц огнестрельного оружия, 7000 патрона, 3.2 кг взрывчатых веществ. За период с 2001 г. по 2009 г. в связи с нарушениями таможенного законодательства из незаконного оборота изъято более 2 млн. литров спирта и различной алкогольной продукции, более 200 млн. штук сигарет. Предотвращен ввоз 75 т спиртосодержащих жидкостей, содержащих в своем составе отравляющее вещество метанол. С 2001 г. по 2009 г. возбуждено 170 уголовных дел по фактам уклонения от уплаты таможенных платежей в крупном размере.

   Косвенные потери экономики or теневого сектора в первую очередь связаны с расходами государства на содержание органов, осуществляющих борьбу с причинами (милиция, таможня, КГБ) и последствиями (здравоохранение, образование) уголовно наказуемых деяний. Так расходы, связанные с финансированием деятельности Государственного таможенного комитета Республики Беларусь, в 2009 г.  составили 141 млрд. руб., Министерства внутренних дел Республики Беларусь - 714 млрд. руб., Комитета государственной безопасности Республики Беларусь - 191 млрд. руб., Министерства здравоохранения Республики Беларусь - 767 млрд. руб., Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь - 185 млрд. руб. Таким образом, совокупные расходы на содержание Министерств и комитетов составляют 1 998 млрд. руб. или 1,6% от ВВП. Расходы на содержание органов обеспечивающих борьбу с теневым сектором экономики более чем в 2 раза меньше прямых потерь бюджета от деятельности теневого сектора экономики. [22, 23, 24] 

 

   Заключение 
 

   В заключение попробую сформулировать общий  вывод о роли теневых экономических  отношений в хозяйственной жизни  общества и о том, каков должен быть стратегический курс в отношении  теневой экономики. В соответствии с этим сформулирую основные выводы на основании задач поставленных в введении:

   1) Теневая экономика - хозяйственная деятельность, которая развивается вне государственного учета и контроля, а поэтому не отражается в официальной статистике. Теневую деятельность можно разграничить на 3 вида (беловоратничковую, неформальную, подпольную) на основании критериев связи с «белой» экономикой, субъектов и объектов деятельности.

   2)  Причины возникновения теневой экономики теневой экономики делятся на шесть основных групп: антропологические (связанные с двойственной природой человека); экономические; социальные (факторы социального характера); правовые (несовершенство правовой базы предпринимательства); политические (противоречие в политической системе).

   Приведенная в курсовой работе информация позволяют  понять, на сколько сильно воздействует теневая экономика на все сферы  нашей жизни. Шаблонным является представление о теневой экономике  как о вредоносном микробе, паразитирующем на здоровом теле общества. Однако материалы  курсовой работы показывают, что последствия  теневой деятельности нельзя оценивать  строго однозначно. Многие виды теневой  экономики, в конечно счете, скорее помогают развитию официальной экономики, чем препятствуют ему.

   3) Стратегией борьбы с теневой экономикой становится снижение её размеров до минимально возможного уровня. Поэтому стратегическими направлениями борьбы с экономической преступностью следует считать:

   -   совершенствование правовой основы и формирование эффективно регулируемой рыночной экономики, условия которой стали бы невыгодными для теневого бизнеса;

    - более либеральное налоговое законодательство; упрощение условий хозяйствования для малого и среднего бизнеса;

      - ужесточение наказания за использование служебного положения в личных целях.

   В отношении теневой экономики  нужны два вида действий. С одной  стороны, предстоит с ней “бороться”, а это функция правоохранительных органов, которую они должны выполнить  как можно лучше. С другой - вводить  “тень” в стандартные размеры  посредством легализации, причем так, чтобы это пошло на пользу отечественному производству. И чтобы теневая  экономика не росла, необходимо добиваться существенных изменений в экономической политике, которая обеспечит нормальные условия для функционирования отечественных производителей.

   4)  На формирование теневого сектора  экономики в Беларуси влияет ряд факторов. Прежде всего, чрезмерно высокий уровень налоговых изъятий, неэффективность системы начисления и взимания налогов и репрессивный характер системы налогообложения, одинаково расценивающей уклонение от уплаты налогов и ошибку в их исчислении. Такая система, при которой изымается значительная часть дохода, порождает всевозможные схемы ухода от налогообложения. В результате в стране сформировалась стойкая привычка к уклонению от уплаты налогов и переводу доли деловой активности в «тень».

   Формами проявления теневой в Р.Б. экономики являются:

   1) незаконная предпринимательская  деятельность по производству  и реализации товаров, связанная  с нарушением законности их производства, приобретения, транспортировки, хранения и реализации.

   2) уклонение  от уплаты налогов и сборов.

   3) приписку, хищения, спекулятивные сделки, взяточничество и всякого рода мошенничества, связанные с получением и передачей денег.

   Экономический ущерб, наносимый экономике теневым сектором, может быть оценен в денежном выражении и связан в первую очередь с потерей доходов бюджета вследствие неподконтрольности некоторых сфер деятельности предприятий и физических лиц или дополнительными расходами бюджета на контроль за этой деятельностью. По данным последнего исследования, проведенного Всемирным банком, размер теневой экономики составляет 53% ВВП. Это значит, что в стране не облагается налогами каждый второй рубль.

   Подводя итоги вышесказанному, хотелось бы подчеркнуть, что в условиях той  экономической системы, которая  сложилась в нашей стране, теневая  экономика просто не могла не возникнуть.

   Рассчитывать  на позитивные сдвиги можно лишь при  условии устранения причин, порождающих  теневую активность, принятия взаимосвязанного комплекса мер в области совершенствования  налогообложения и корпоративного управления, оздоровления структуры  расчетов и других косвенных мер  наряду с ужесточением санкций за занятие теневым бизнесом. 

 

   

   Список  используемых источников 
 

   
  1. Авдийский, В.И. Теневая экономика и экономическая безопасность государства/ В.И. Авдийский, В.И. Дадалко – Москва, 2009. – 382 с.
  2. Лученок, А.И. Теневая экономика: Мировые тенденции и реалии Беларуси/ А.И. Лученок, Н.Ч. Бокун, М.В. Маркусенко – Минск: НАН Беларуси,2009.- 83 с.
  3. Николаева, Н.А. Теневая экономика: причины, последствия, перспективы. Общество и экономика / Н.А. Николаева - 1998.- 283с.
  4. Современная экономика Москва, 2010. - 321с.
  5. Бокун, Н Ч. Измерение теневой экономики:  трактовка понятия и основные причины оценки/ Н.Ч. Бокун.// Экономика и управление - Минск, 2006. - №4. – С. 59-65.
  6. Берестень, В.И. Коррупция и ее экономическая опасность/ В.И. Берестень. – Москва,2008. – 326 с.
  7. Бондарь, А.В. Экономическая безопасность и экономическая политика/ А.В. Бондарь. - Минск: БГЭУ, 2007. – 284 с.
  8. Латов, Ю.В. Теневая экономика учебное пособие для вузов/ Ю.В. Латов. – Москва: Норма, 2006. – 280 с.
  9. Бокун, Н.Ч. Теневая экономика: понятии, классификация, методы оценки/ Н.Ч. Бокун. – Минск, 2002. – 348 с.
  10. Дадалко ,В.А. Теневая экономика и кризис власти: проблемы и пути решения// В.А. Дадалко//Предпринимательство Беларуси. – 2000. -  №3. – С.16-18.
  11. Попов, Ю. И. Теневая экономика в системе рыночного хозяйства/ Ю.И. Попов. – Москва,2005. – 218 с.
  12. Латов, Ю.И. Теневая экономика в системе рыночного хозяйства/ Ю.И. Латов. – Москва,2005 – 356 с.
  13. Морозова, Н.В. Теневая экономика как бороться, чтобы победить/ Н.В. Морозова//Российское предпринимательство. – 2009. - №9. -  С. 39-40
  14. Голованов, Н. М. Теневая экономика и легализация преступных доходов/ Н.М. Голованов, В.Е. Перекислов. - С.-П.: «Питер», 2003 – 420 с.
  15. Балашкевич, Тенденции развития теневой экономики в условиях глобализации/ Балашкевич // Вестник БГЭУ - 2009. - №5 - С. 50-54.
  16. Неустроева, Н. Теневая деятельность- особый экономический институт общества / Н. Неустроева// Экономика и организация промышленного производства - 2008. - №9- С.17-21.
  17. Германчук, И. «Серые» зарплаты нужно «отбелить»/ И. Германчук // Экономическая газета - 2009. – 29 февр.- С 34-37.
  18. Разработка методологии оценки анализа и прогнозирования теневой экономики: Отчет промежуточный о НИР/ БГЭУ; Рук. Темы Н.Ч. Бокун - Минск, 2008. - 158 с.
  19. Артемова, А. Новая философия/ А. Артемов// Экономическая газета -2008.- №9. – С. 32-34.
  20. Булатецкая, Е. Налоговики отрабатывают точность удара/         Е. Булатецкая // Белорусы и рынок.- 2009.- 23 февр. - №8. – С. 51-53.
  21. Яновская О. Бизнес должен быть честным, а деньги – чистыми/ О. Булатецкая// Экономическая газета. - 2009.- № 25. – С. 45-47.
  22. Теоретико-методологические основы регулирования теневой экономики в условиях развития рыночных отношений Отчет промежуточный о НИР /БГЭУ; Рук. темы Н.Ч. Бокун - Минск, 2008.- 126 с. - №ГР 20072037.
  23. Бокун Н.Ч. Изменение теневой экономики: трактовка понятия и основные принципы оценки/ Н.Ч. Бокун// Экономика и управление - 2006 – С. 59-65.
  24. Официальный сайт Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь [Электронный ресурс].  - 2009. – Режим доступа: http://www.nalog.by/news/ministries/mnsnews1902093.html Время доступа: 2.11.2010.
  25. Официальный сайт Министерства статистики [Электронный ресурс]. – 2009.  -  Режим доступа: http://belstat.gov.by/ -  Дата доступа: 2.11.2010.
  26. А. Кожемякин Данные о состоянии теневого сектора Республики Беларусь за 2006-2009 гг. //Экономика и Бизнес. [Электронный ресурс]. – 2009 – Режим доступа: http://news.tut.by/economics/203218.html  Дата доступа: 2.11.2010.

Информация о работе Теневая экономика: структура, сущность, субъекты, методы борьбы с ней