Теневая экономика: структура, сущность, субъекты, методы борьбы с ней

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 12:43, курсовая работа

Описание работы

цель исследования — это изучение теневой экономики как явления, определение ее макроэкономических последствий и методов борьбы с ней.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
-определить сущность, структуру и виды теневой экономики;
- раскрыть причины возникновения и последствия теневой экономики
- определить методы борьбы с теневой экономикой;

Работа содержит 1 файл

переработка.docx

— 111.68 Кб (Скачать)

   Нужно серьезно повысить качество законодательной  деятельности, в том числе мониторинг и оценку эффективности законодательного процесса. Следует обеспечить реальную ответственность законодателей за принятие непродуманных, заведомо неэффективных поправок. [12 c. 65-78]

   Меры  экономического характера реализуются  в основном путем совершенствования налогового законодательства. Практически ни у кого не вызывает сомнения, что существующая налоговая система является тормозом для финансово-экономических преобразований.

   Представляется  необходимым дальнейшее снижение размера страховых взносов от фонда заработной платы на средства Фонда социальной защиты населения для увеличения доли так называемых «белых зарплат». Для повышения мотивации предприятий в инновационном развитии и обновлении основных фондов целесообразно внести изменения в налоговое законодательство в части совершенствования амортизационной политики, а также снижения ставки налога на прибыль, упрощение процедуры предоставления инвестиционных льгот по налогу на прибыль, расширение круга их получателей.

   Снижению  роли теневой экономики в хозяйственной жизни могло бы способствовать решение задач по укреплению финансовой и технической инфраструктуры экономики, созданию новых адаптационных механизмов поддержки зарождающихся видов деятельности. Для этого требуется увеличить инвестиции государства в экономики; разработать и реализовать четкую концепцию, определяющую принципы управления государственными инвестициями, включая степень государственного участия и сферу его интересов в инвестировании экономики, роль частного капитала в инвестиционной политике государства, а также процедуры отбора объектов для государственного инвестирования, инструменты и механизмы контроля за осуществлением государственных инвестиций. Следует совершенствовать использование таких механизмов частно-государственного партнерства, как лизинг и концессии, финансирование с привлечением частных инвестиций социальных программ и инвестиционных проектов, имеющих стратегическое значение. Сильная инвестиционная стратегия государства, решающая задачи создания новых качественных рабочих мест, инвестирования в человека - в его образование, охрану здоровья, повышение благосостояния, будет способствовать переходу людей из неформальной экономики в основной экономический сектор.

   Для качественного повышения уровня налогового контроля требуется реформировать законодательную базу деятельности самих налоговых органов, и налоговые органы, пересмотреть критерии оценки их деятельности, обозначив приоритет контрольной, а не фискальной функции; разработать механизмы, стимулирующие досудебный порядок рассмотрения жалоб налогоплательщиков.

   Для сокращения теневого экономического оборота  и привлечения в экономику' Беларуси дополнительных средств, целесообразно провести экономическую амнистию капиталов. Она представляет собой совокупность административных и экономических мер, направленных на полную или частичную легализацию финансовых ресурсов теневого бизнеса и хозяйственных процессов, ранее считавшихся незаконными, а также помилование лиц. совершивших эти действия, создание экономических условий для возврата нелегального капитала, вывезенного за пределы страны и осевшего в иностранных банках и компаниях. Цель экономической амнистии — увеличение налогооблагаемой базы и достижение определенных макроэкономических результатов.

   Экономическая амнистия классифицируется по ряду признаков. Так, по объему охвата амнистия бывает: а) полная, которая распространяется на все виды операций во всех отраслях экономики, включая в себя амнистию криминальных капиталов; б) частичная, которая производится выборочно по отношению к тем или иным отраслям экономики, по принадлежности и субъектам распространения. [11 c.69-71]

   Следует отметить, что административными методами вернуть находящиеся в «теневом обороте» средства практически невозможно. Только привлекательный законодательно закрепленный экономический механизм может побудить граждан и юридических лиц вернуть исключенные из оборота средства. Возможны два варианта налоговой амнистии. Первый предполагает введение льготной ставки налогообложения на легализованные средства. Второй вариант - полное освобождение граждан и юридических лиц от уплаты налогов при условии предоставления банкам права в течение двух лет бесплатно пользоваться их средствами в сфере развития малого предпринимательства и выдачи льготных кредитов индивидуальным предпринимателям и субъектам малого предпринимательства.

      

   Культурно-нормативный  подход борьбы с теневой экономикой нацелен на изменение социальных норм: выработку лояльности по отношению к государству, уважения к формальным правилам, преодоления стереотипных представлений о невозможности их соблюдения и нацеленности на непременный поиск обходных путей. Следует отметить, что качественные сдвиги в этой области совершенно необходимы, поскольку деформализующие способы действия крепко укоренились и проникли на нормативный уровень. В качестве мер культурно-нормативного подхода могут быть предложены следующие меры: коррекция социального поведения по отношению к государству и институтов собственности, воспитание эффективного собственника.

   Специальная роль должна принадлежать развитию фидуциарных обязанностей. Две самые известные фидуциарные обязанности - забота и преданность. Обязанность заботы, раскрываться через указание на принятие решений, основываясь на необходимой информации. Обязанность преданности - это запрет использовать возможности, предоставляемые определенным статусом в своих собственных интересах. Дальнейшее развитие страны в русле нормальной рыночной экономики будет невозможно без реализации «воспитательных» мер, однако на этом пути нельзя ожидать быстрых дивидендов даже при условии успешной реализации мер по всем вышеперечисленным направлениям.

   Необходимо  принять «этические кодексы» или  «кодексы чести» - специальные нормативные  правовые акты, содержащие морально-этические стандарты для государственных служащих, не охваченные действием соответствующих законодательных актов. Для поддержания этики и обеспечения надлежащего поведения в государственном секторе, помимо законодательства и ведомственных норм регламентации служебного поведения государственных служащих, следует создать государственные органы, контролирующие поведение чиновников, помогающие разрешать конфликтные интересы. Они должны помочь в появлении в нем атмосферы взаимного доверия и создании благоприятной деловой среды.

   Таким образом, комплексный подход, основанный на взаимодополняемости средств борьбы экономического, административного, правового и воспитательного характера, а также одновременное и согласованное продвижение по всем основным направлением противодействия теневой экономики являются ключевым условием для сознания конкурентно способной национальной экономики с минимальным теневым сектором.[ 2 c 53-62]

 

   

   4. ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 
 

   4.1 Условия формирования теневой экономики 
 

   Мировой опыт свидетельствует о том, что формированию теневой экономики способствуют неблагоприятный экономический и инвестиционный климат в стране (условия ведения бизнеса, сокращение емкости рынка, слабость национальной валюты, неразвитость инфраструктуры финансовых рынков и др.).

   На  формирование теневого сектора экономики  в Беларуси влияет ряд факторов. Прежде всего, чрезмерно высокий уровень налоговых изъятий, неэффективность системы начисления и взимания налогов и репрессивный характер системы налогообложения, одинаково расценивающей уклонение от уплаты налогов и ошибку в их исчислении. Такая система, при которой изымается значительная часть дохода, порождает всевозможные схемы ухода от налогообложения. В результате в стране сформировалась стойкая привычка к уклонению от уплаты налогов и переводу доли деловой активности в «тень».  Спровочно: по данным статистики, уклонение от уплаты налогов и сборов является одним из основных видов экономических преступлений. В 2008 г. в столице и Минской области количество уголовных дел, возбужденных по данному основанию, выросло на 34% и в настоящее время они составляют 46% от общего количества дел. По данным налоговой службы, в Беларуси выявлено около 1200 схем уклонения от уплаты итогов.[17 с.19-21]

   Становлению теневой экономики может способствовать и чрезмерно большая роль государства  в экономике. Она находит свое выражение в двух формах. Во-первых, в сохранении значительного государственного сектора в разных секторах экономики. Велика доля госсектора в промышленности и сельском хозяйстве. Предприятия, имеющие долю государства, получают прямые или косвенные дотации из бюджета. В свою очередь, на основе распределения бюджетных дотаций вырастает особый сектор «теневой» экономики, когда высокопоставленные чиновники через систему «дружественных» им фирм получают государственные деньги. Далее эти деньги «отмываются» или переводятся за рубеж и т.д. Отсутствие технической экспертизы при закупке техники для государственных предприятий часто приводит к злоупотреблениям в данной сфере. Второй формой чрезмерного вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов хозяйствования является чрезмерная роль контролирующих органов, сложные процедуры согласования цен, сертификации, лицензирования и др. ставят предприятия и фирмы в зависимость от чиновников, и дают последним большие возможности для извлечения теневых доходов. Отсутствие прозрачности при проведении приватизационных процессов, при осуществлении тендерных торгов, бюрократические препоны при реализации инвестиционных проектов создают условия для развития теневой экономики. Чрезмерное вмешательство государственных органов в экономику приводит к искусственному неравенству в положении предприятий различных форм собственности, приносит (прямо или косвенно) выгоды одним и приводит к потерям у других, что создаёт благоприятные условия для роста теневой экономики.

   Сложные условия ведения бизнеса сдерживают предпринимательскую инициативу и вынуждают заниматься незаконной предпринимательской деятельностью без официальной регистрации и уплаты налогов. Прежде всего, это касается ремонта квартир, частного извоза, торговли, аренды квартир и др. Справочно: в ходе оперативно-рейдовых проверок в 2008 г. выявлено свыше 9 тыс. лиц, занимающихся незарегистрированной предпринимательской деятельностью. Незаконный теневой оборот процветает в сферах, которые трудно проконтролировать: строительный бизнес, услуги по ремонту автомобилей, ввоз и реализация автозапчастей. поставки товаров из третьих стран. [5 c. 59-65]

   К числу распространенных видов теневой  деятельности относится и незаконное укрывание части валютной выручки  за рубежом. Этому способствует проводимая жесткая денежно-кредитная политика, в том числе использование  ограничений в валютной сфере. Отсутствие четкого регулирования каналов легального экспорта капитала порождает схемы оттока капитала за границу через невозврат экспортной выручки, оплату по фиктивным импортным контрактам и др. Фактический вывоз капиталов за границу может осуществляться разными способами. Они могут быть сведены к следующим основным:

  1. банковскому, осуществляемому путем переводов и иных банковских операций в отношении денежных средств, находившихся на счетах в белорусских банках, повлекших

   их  зачисление на счета в иностранных  банках;

  1. вывозу наличной и иной (находящейся, например, на кредитных карточках, в дорожных чеках и т.п.) валюты и валютных ценностей, ценных бумаг при следовании за границу Республики Беларусь;
  2. невозвращению валюты, полученной от экономической деятельности, осуществляющейся за пределами страны, на территорию Республики Беларусь;
  3. ведению заведомо невыгодной для белорусского партнера официальной экономической деятельности с иностранными партнерами или белорусскими предприятиями, размещенными за границей, с одновременным получением валютной неофициальной выгоды и ее размещением за пределами Беларуси;

   5) способу использования телеграфных  и иных небанковских переводов денежных средств за рубеж.

   Часто для осуществления вывоза капиталов  за границу используется несколько  способов одновременно.

   Формированию  теневой экономики в финансовой и банковской сфере способствует ряд факторов экономического и нормативно-правового характера. Недостаточно разработаны правовые механизмы организации и проведения расчетов в условиях электронных платежных систем, а также надежные системы контроля за проведением банковских операций с пластиковыми карточками. Справочно: ежегодно в Беларуси к ответственности привлекаются группы лиц, которые совершают хищения на сумму порядка 100-200 тыс. долл. США. В основном они используют поддельные банковские пластиковые карточки и пин-коды к ним.[2 28-34] 
 

   4.2. Формы проявления  теневой экономики  в Республике Беларусь 
 

   Наиболее  важными по значимости и степени  охвата разнородных явлений теневой  экономики выступают два ее сегмента: неофициальная и фиктивная.

   Неофициальная экономика включает все легально разрешенные виды экономической деятельности, в рамках которых имеют место неучитываемые официальной статистикой производство услуг, товаров, сокрытие этой деятельности от налогообложения. Формами проявления неофициальной экономики являются:

   1) незаконная предпринимательская деятельность по производству и реализации товаров, связанная с нарушением законности их производства, приобретения, транспортировки, хранения и реализации. Значительную долю незаконной предпринимательской деятельности занимают производство и оборот алкогольной продукции, табачных изделий и нефтепродуктов. В целях противодействия данному явлению приняты Декрет Президента Республики Беларусь от 9 сентября 2005 г. № 11 «О совершенствовании государственного регулирования производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта», Декрет Президента Республики Беларусь от 17 декабря 2002 г. № 28 «О государственном регулировании производства, оборота и потребления табачного сырья и табачных изделий» и Декрет Президента Республики Беларусь от 12 июля 2005 г. №9 «О дополнительных мерах по борьбе с незаконным обращением нефтяного жидкого топлива в Республике Беларусь».

Информация о работе Теневая экономика: структура, сущность, субъекты, методы борьбы с ней