Теневая экономика: структура, сущность, субъекты, методы борьбы с ней

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 12:43, курсовая работа

Описание работы

цель исследования — это изучение теневой экономики как явления, определение ее макроэкономических последствий и методов борьбы с ней.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
-определить сущность, структуру и виды теневой экономики;
- раскрыть причины возникновения и последствия теневой экономики
- определить методы борьбы с теневой экономикой;

Работа содержит 1 файл

переработка.docx

— 111.68 Кб (Скачать)

   В сфере государственных и муниципальных финансов наиболее опасные проявления теневой экономики связаны с налоговыми преступлениями, хищением бюджетных средств, их нецелевым использованием.

   В сфере внешнеэкономической деятельности они связаны с нелегальным обращением и перемещением через таможенную границу финансовых, товарных, интеллектуальных, трудовых ресурсов. Велика роль во внешнеэкономической сфере незаконного вывоза капитала и уклонения от уплаты налогов и других обязательных платежей. При этом активно используются возможности оффшорных юрисдикций.

     Нелегальный экспорт капитала как экономическая категория представляет собой осуществляемое в нарушении правовых норм помещение капитала за границу в денежной или товарной форме, через сферу услуг (в том числе в форме патентов, лицензий, ноу-хау), ведущее к образованию иностранной собственности за рубежом или иной формы обязательств, дающих право на получение прибыли. Нелегальным экспортом капитала с юридической точки зрения является совершение операций, связанных с движением капитала в нарушение лицензионного порядка, установленного Центральным Банком РФ.

   В соответствии с действующим законодательством, не требуется соблюдение лицензионного порядка при проведении капитальных операций при вывозе нерезидентами ранее ввезенного в Российскую Федерацию капитала.

   Важной  составляющей нелегального вывоза капитала является криминальный вывоз, под которым понимается трансграничное перемещение активов через таможенную границу Беларуси, отвечающее хотя бы одному из следующих признаков: а) осуществляется противоправными методами; б) направлено на достижение противоправных (в том числе преступных) целей; в) перемещаются активы, имеющие криминальное происхождение.

   К числу конкретных факторов, стимулирующих  процесс нелегального вывоза капитала из стран СНГ, относятся:

   -общие  неблагоприятные условия формирования  экономического и инвестиционного климата в стране. Это, прежде всего, падение темпов роста и инвестиционной активности, нарастание политической нестабильности, сокращение емкости рынка, высокий бюджетный дефицит, слабость национальной валюты, неразвитость инфраструктуры финансовых рынков и др. При этом неблагоприятный инвестиционный климат является основным фактором. В этих условиях скрытый экспорт капитала - это естественная реакция российских предпринимателей на высокий уровень хозяйственно-политических рисков, своеобразная попытка компенсировать издержки, связанные с отсутствием необходимых инвестиционных гарантий;

   -характер  проводимой экономической политики  перехода к рынку, в частности,  чрезмерно энергичные меры и  рецепты по либерализации российской экономики, навязанные нам по линии мировых финансовых институтов, прежде всего МВФ;

   -последствия  проводимого в стране хозяйственного  курса, в том числе во внешнеэкономической  сфере: возрастание налогового бремени, ожидания девальвации национальной валюты, жесткая кредитная политика и др. В частности, политика завышенного курса рубля, длительное время проводимая Центральным Банком РФ, стимулирует вложение средств в дешевый доллар и отток капитала из страны;

   -чрезмерно  высокий уровень фискальных ставок  и неэффективность системы начисления и взимания налогов, низкое качество налогового законодательства;

   -несовершенство  законодательства и, прежде всего,  законодательства о валютном регулировании и валютном контроле, уголовного законодательства и о контроле за легализацией доходов, полученных преступным путем;

   -глобализация  мировой экономики;

   -недоверие  бизнеса к правительству, а  населения - к банкам и иным  финансовым институтам, деятельность  которых связана с распоряжением  активами вкладчиков;

   -криминализация  экономической деятельности, безопасность  и высокая эффективность легализации  доходов преступного происхождения  посредством внешнеэкономических  операций;

   -активное  участие в нелегальном вывозе  финансово-банковской системы экономически развитых стран. Роль зарубежных финансовых институтов обусловлена их участием в приеме российских капиталов, обучением российских банкиров умению работать в оффшорах, содействием в реализации двойных и фиктивных внешнеторговых контактов и т.д.

   Отток капиталов ограничивает свободу  действий правительства в проведении оптимального хозяйственного курса, дестабилизируя систему макроэкономического регулирования (ради предотвращения утечки капиталов правительства зачастую повышают реальную процентную ставку, что негативно отражается на внутреннем инвестиционном процессе).

   Результатом нелегального экспорта капитала является ухудшение возможностей страны по обслуживанию внешнего долга. Анализ практики латиноамериканских государств показывает, что если страна лишается доступа к займам международного финансового рынка (по причине начавшихся нарушений в области обслуживания внешнего долга), то она вынуждена «оплачивать» возросшие масштабы бегства капиталов путем либо расходования золотовалютных резервов, либо сокращения жизненно важных импортных закупок. И то и другое уменьшает ресурсные возможности страны по поддержанию устойчивого экономического роста.

   В условиях России утечка капитала ведет  к снижению уровня благосостояния общества. Отлив капиталов затянул процесс  финансовой стабилизации в стране, значительно отодвинул во времени перспективу возобновления экономического роста, усилил ее зависимость от иностранных займов и создал угрозу критического нарастания величины издержек по обслуживанию внешнего долга.

   Либерализация внешнеэкономической деятельности и связанная с ней возможность бесконтрольного вывоза капитала усиливали стимулы для правонарушений и преступлений на внутреннем рынке. Являясь следствием высокой криминальной активности, несовершенной экономической политики, недоверия населения и бизнеса к финансовым институтам, а также общей нестабильности, нелегальный вывоз капиталов оказывает обратное негативное воздействие на экономику, лишая ее и без того дефицитных инвестиционных ресурсов и ограничивая возможности выбора государством оптимального экономического курса.

   Часто провести четкое разграничение между  юридически законными и незаконными формами вывоза из России финансовых ресурсов весьма трудно. Примером однозначных правонарушений является невозврат резидентами экспортной валютной выручки. В большинстве случаев утечка капиталов осуществляется не в нарушение, а в обход действующих законодательных норм, т.е. в тех легальных, полулегальных и легализованных формах, которые, не будучи запрещены де-юре, оказываются допустимыми де-факто из-за пробелов в федеральном законодательстве. Российские криминальные группы применяют нестандартные приемы и способы переброски ресурсов.

   На рынке ценных бумаг теневая экономика проявляется в виде мошенничества, фальсификации документов, недобросовестней котировки ценных бумаг и заключения незаконных сделок с ценными бумагами, использования служебной (конфиденциально) информации при совершении сделок с ценными бумагами, сокрытия эмиссионного дохода, хищения финансовых средств в крупных и особо крупных размерах.

     В сфере страхового дела получили распространение следующие нарушения законодательства: осуществление нелицензированной деятельности, мошенничество участников страховых отношений. Особо опасными являются такие правонарушения, как незаконные выплаты, выплаты по фальшивым свидетельствам, завышение страховых сумм, финансовые операции, связанные с ложным банкротством.

   В сфере приватизации теневые экономические отношения также получили значительное развитие. Важнейшим направлением институциональных преобразований при переходе к рыночной экономике является приватизация государственной собственности. Вариант массовой ускоренной приватизации в России обеспечил быстрое формирование слоя собственников, однако, имел и многочисленные отрицательные последствия. Одними из Них являются криминализация этой сферы и постоянный рост выявляемых здесь преступлений.

   Теневая деятельность имела свои характерные  особенности на каждом из этапов приватизации. На этапе чековой приватизации значительная часть преступлений была связана с присвоением приватизационных чеков. В частности, имели место факты их подделки с целью последующего хищения.

   Многочисленные  факты мошенничества были выявлены со стороны служащих инвестиционных фондов. Возможности для злоупотреблений были связаны с неэффективной деятельностью контролирующих органов, отсутствием достаточной нормативной и правовой базы, ложной рекламой в средствах массовой информации.

   В сфере малого предпринимательства теневой сектор неоднороден и представлен тремя основными категориями участников:

   а) криминальные предприятия, изначально создаваемые с преступными целями (мошенничество, «отмывание» денег, незаконная предпринимательская деятельность);

   б) предприниматели, осуществляющие законную деятельность в целях минимизации налогов и иных обязательств перед государством;

   в) предприниматели без образования юридического лица и наемные работники. Значительную часть этой группы составляют лица, для которых нерегистрируемая деятельность является вынужденной.

   В сфере производства присутствуют фальсификация продукции, уход в оффшорные зоны, перевод прибыли за рубеж, искусственное банкротство, подкуп чиновничества для получения госзаказов, бартерные сделки, использование труда нелегальных мигрантов, задержки заработной платы.

   В сфере торговли получили распространение продажа фальсифицированной продукции, контрабанда, сговор с таможенными службами, челночная торговля.

   В сфере услуг чаще всего встречаются такие формы нелегальной деятельности, как фирмы-однодневки, так называемые консультативные услуги, связь частных охранных фирм с уголовными структурами.

   Спорт с 1990-х гг. используется организованными теневыми структурами для размещения теневых капиталов и уклонения от уплаты налогов.

   В сфере здравоохранения отмечаются нелегальный альянс между фармацевтическими фирмами и медицинскими учреждениями и нелегальные платные услуги.

   Теневая экономика в сфере образования: взятки за поступление в вуз, прохождение учебы, получение диплома; оплата за написание курсовых работ, дипломов, диссертаций.

   Необходимо  отметить, что теневая экономика  является основой для коррупции, организованной преступности. Коррупция тесно связана с организованной преступностью, целенаправленно стимулируется и провоцируется ею. Ее следует рассматривать как одну из основных форм влияния организованной преступности на органы власти и одновременно как неотъемлемую составляющую теневой экономики. [1 c. 24-33]

 

   

    2. Причины возникновения и последствия теневой экономики 

   2.1 Факторы способствующие  развитию теневой  экономики 
 

   Причины возникновения теневой экономики теневой экономики делятся на шесть основных групп: антропологические (связанные с двойственной природой человека); экономические; социальные (факторы социального характера); правовые (несовершенство правовой базы предпринимательства); политические (противоречие в политической системе).

   Развитие  теневой экономики является, с одной стороны, реакцией на сам факт государственного регулирования. Регулирование невозможно без ограничения, а неразумные ограничения провоцируют их нарушения, особенно если это выгодно. Многие виды теневой деятельности объясняются именно недостатком государственного регулирования – бюрократизацией управления, слишком высокими налогами.

   Однако  следует отдать себе отчет, что даже самая лучшая система централизованного  управления может уменьшить масштабы теневой, но никак не ликвидировать  ее. И при самых минимальных  налогах какая-то доля налогоплательщиков обязательно будет уклоняться от их уплаты.

   С другой стороны современная теневая  экономика возникла не только в результате ограничить свободу рынка, но и в  силу природы самих рыночных отношений. Рыночное хозяйство построено фетишизации  прибыли, обожествлении дохода. Поэтому когда возникает возможность «сорвать куш», отдельные лица часто отбрасывают в сторону долгосрочный общественные интересы ради сиюминутной своекорыстной выгоды. Такое поведение тем более вероятно, чем менее развиты в обществе этические нормы, осуждающие конфронтацию с законом. Жажда наживы любой ценой особенно характерна для «второй» и «черной» теневой экономики.

   К основным факторам, способствующим возникновению  и процветанию теневой экономики, можно отнести:

   - высокий уровень налогообложения  и запутанность налоговой системы;

Информация о работе Теневая экономика: структура, сущность, субъекты, методы борьбы с ней