Теневая экономика: структура, сущность, субъекты, методы борьбы с ней

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 12:43, курсовая работа

Описание работы

цель исследования — это изучение теневой экономики как явления, определение ее макроэкономических последствий и методов борьбы с ней.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
-определить сущность, структуру и виды теневой экономики;
- раскрыть причины возникновения и последствия теневой экономики
- определить методы борьбы с теневой экономикой;

Работа содержит 1 файл

переработка.docx

— 111.68 Кб (Скачать)

   - высокая регламентированность экономики определяется интенсивным административным вмешательством в экономику

   - нестабильность экономики, неопределенность  макроэкономических параметров  и задач;

   -высокая  доля госсектора в экономике

   - низкий кредитный рейтинг национальной  экономики и ее субъектов зачастую  препятствует легальному ведению  бизнеса.[5 c. 59-65] 
 

   2.2Позитивное влияние теневой экономики

 
 

   Швейцарский экономист Дитер Кассел выделяет три позитивные функции теневой экономики в рыночном хозяйстве:

   -«экономическая  смазка»- сглаживание перепадов   в экономической конъюнктуре при помощи перераспределения ресурсов между легальной и теневой экономикой ( когда легальная экономика переживает кризис, производственные ресурсы не пропадают, а переливаются в тень, возвращаясь в легальную после завершения кризиса);

   - «социальный  амортизатор» - смягчение нежелательных  социальных противоречий ( в частности,  неформальная занятость облегчает  положение малоимущих);

   - «встроенный  стабилизатор» - теневая экономика  подпитывает своими ресурсами  легальную ( неофициальные доходы  используются для закупки товаров  и услуг в легальном секторе,  «отмытые»  преступные капиталы  облагаются налогом и т. д.). [8 c. 25-26] 
 

     2.3 Негативное влияние теневой экономики 
 

   Однако  в целом влияние теневой экономики  на общество является скорее негативным, чем позитивным

   Негативные  последствия теневой и криминальной экономической деятельности проявляются в различных социально- экономических деформациях. Значительное деструктивное влияние оказывает она на режим конкуренции, эффективность производства и разделения труда, на условия воспроизводства рабочей силы, структуру потребления и производства, природную среду. Существуют также и значительные неэкономические последствия:

     1.Деформация налоговой сферы находит проявление во влиянии на распределение налоговой нагрузки и, как следствие, в сокращении бюджетных расходов и деформации ее структуры. Деформация бюджетной сферы проявляется в сокращении расходов государственного бюджета и деформации его структуры.

    1. Влияние на эффективность макроэкономической политики проявляется, прежде всего, в возрастании ошибок макроэкономического регулирования, вследствие невозможности контроля над исполнением макроэкономических решений и наличия «темной материи» в экономике, делающей невозможной точную оценку масштабов экономической деятельности в государстве.
    2. Влияние на кредитно-денежную сферу проявляется в деформации структуры платежного оборота, стимулировании инфляции, деформации кредитных отношений и увеличении инвестиционных рисков, нанесении ущерба кредитным институтам, инвесторам, вкладчикам, акционерам, обществу в целом.
    3. Деформация структуры экономики. Криминальная экономическая деятельность является не только следствием деформаций экономической структуры, но и ее фактором.
    4. Влияние на инвестиционный процесс - один из наиболее значимых результатов влияния криминальной экономической деятельности на экономическое развитие. Оно может быть различным в зависимости от вида, формы криминальной активности, а также социально-экономических условий. Высокий уровень теневой экономики уменьшает международное доверие к стране со стороны потенциальных инвесторов.
    5. Влияние на состояние природной среды. Преступные организации могут нанести серьезный экологический вред, особенно слаборазвитым странам.
    6. Деформация структуры потребления является закономерным следствием криминальных форм перераспределения доходов и собственности и расширения рынков нелегальных товаров и услуг.
    7. Влияние на режим конкуренции и эффективность рыночного механизма. Влияние на условия воспроизводства рабочей силы. Последствия подпольной работы негативны для работников.
    8. Влияние на эффективность производства и разделение труда.
    9. Влияние на систему международных экономических отношений.
    10. Влияние на политическую систему страны. Данное влияние осуществляется на федеральном уровне в основном через лоббирование интересов субъектов теневой экономики в представительных органах власти, на региональном уровне теневая экономика зачастую представлена во всех властных институтах и неотделима от действующего руководства административного субъекта.
    11. Влияние на эффективность работы государства. В основном негативное влияние теневой экономики на эффективность работы государства проявляется в усилении коррумпированности всех функциональных подсистем государственного аппарата.

   Одним из многочисленных последствий влияния  теневой экономики на экономическую жизнь общества стала криминализация всех сфер экономики. Основные факторы криминализации:

      1. Монополизация власти способствовала формированию госаппарата, извлекающего выгоды из своего положения. Это неизбежно привело к коррумпированности.
      2. Направленность реформ на развитие рыночных отношений для накопления первоначального капитала способствовала обострению криминальных явлений в экономической жизни общества.
      3. Основные сферы криминализации экономики - финансово-кредитная, приватизации госсобственности, инвестирования, внешнеэкономической деятельности и потребительского рынка.
      4. Контрольные действия в политической и социально-экономических сферах, предпринятые в ходе радикальных реформ в России, привели к деформациям экономических отношений.

   Показателем криминализации экономики является экономическая преступность, вызванная ростом криминальной части теневой экономики, что провоцирует криминальную активность населения.

   Эти и другие экономические преступления можно дифференцировать на более частные. Однако наиболее опасным является переход экономической преступности в новое качество, которое выражается в криминализации всей экономической системы государства.[2 c. 11-16] 
 

 

   3. БОРЬБА С ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКОЙ 

   3.1 Мировая практика  борьбы с теневой  экономикой 
 

   Следует признать, что особо эффективный модели регулирования теневой экономики ни одна из стран, ориентирующихся на использование экономических методов управления, не создала. Ее можно устранить лишь в условиях полного отказа от экономических стимулов, когда все регламентировано и постоянно проверяется.

   Несмотря  на трудности борьбы с теневой  экономикой, есть много направлений  государственного и межгосударственного  воздействия на размеры теневой  деятельности. В зависимости от формы  проявления теневой экономики методы ее регулирования реализуются на международном и региональном уровнях.

   Международное регулирование теневой экономики  в основном связано с разработкой  рекомендаций по борьбе с нелегальной  экономикой. Правда, на международном  уровне борются в основном с криминальными операциями (наркотики, оружие, отмывание на этой основе денег) и коррупцией. В области международного сотрудничества предполагается выдача преступников, взаимная правовая помощь.

   Специализированная  Международная Комиссия по борьбе с  легализацией преступных доходов (ФАТФ (FATF)) занимается разработкой и продвижением политики борьбы с отмыванием денег и финансирования терроризма на государственном и международном уровнях. В обязанности ФАТФ входит изучение механизмов отмывания преступных доходов, обзор предпринятых действий против легализации доходов, оценка их эффективности, а также разработка мер по борьбе с отмыванием капиталов. Тем не менее ФАТФ не имеет постоянного мандата и программы действий, осуществляет свою деятельность на временном положении.[13 c. 39-40]

   Национальное  регулирование теневой экономики  в той или иной мере опирается  на рекомендации МВФ, ЕС и других международных  организаций, согласно которым, с одной  стороны, предполагается усилить административные функции государства, с другой - усовершенствовать законодательную базу, в частности:

   - упростить, модернизировать, рационализировать  свод законов; 

   - упростить деловую экономическую  среду путем ликвидации чрезмерной  бюрократии, особенно в вопросах  организации новых фирм, малого  бизнеса, что сокращает стимул  для развития коррупции, поощряет  предпринимателей оставаться в  рамках официальной экономики;

   - усилить систему прав собственности,  ввести корпоративное управление;

   - расширить и укрепить стимулы  для заявления официальным органам  об облагаемой налогом рабочей  силе и ликвидации условий,  генерирующих нищету;

   - усилить административную функцию,  право и дееспособность правительственных органов, повысить эффективность исполнительной власти;

   - усилить надзор и укреплять  сотрудничество между учреждениями, занимающимися проверкой условий труда;

   - применять более гибкий налоговый  аудит и расширенное уложение  о штрафах за уклонение от  уплаты налогов;

   - использовать средства для легализации  части теневой экономики, например, в сфере рынка труда;

   - соблюдать главные принципы демократического государства ( индивидуальную свободу, социальную справедливость, охрану экологической среды)

   - расширить информирование общественности  у последствиях теневой экономики  для системы социального обеспечения;

   - совершенствовать критерии, способы  оценки теневой экономики.[2 c. 42-53]

   В рамках перечисленных направлений  и с учетом особенностей социально- экономического развития отдельные  страны разрабатывают свои программы  по ограничению размеров теневой  экономики (Приложение 1).

   Комплексная модель регулирования теневой экономики, учитывающие все ее компоненты, позитивные и негативные стороны, взаимосвязь  с макроэкономической политикой, ориентированная  на достижение как краткосрочных, так  и долгосрочных целей, и реализуемая посредством скоординированной деятельности совокупности государственных структур, отсутствует. Используемые методы национального регулирования теневого рынка подразделяются на три группы: административные, социально-психологические и экономические (Приложение 2) 
 

   3.2 Основные направления борьбы с теневой экономикой в Беларуси 

    
Стратегией борьбы с теневой  экономикой становится снижение её размеров до минимально возможного уровня. Это  должно достигаться путем создания условий для сокращения теневых операций субъектов хозяйствования и усиления борьбы с коррупцией госаппарата. Поэтому стратегическими направлениями борьбы с экономической преступностью следует считать:

         1) совершенствование правовой основы и формирование эффективно регулируемой рыночной экономики, условия которой стали бы невыгодными для теневого бизнеса;

   2) более либеральное налоговое законодательство; упрощение условий хозяйствования для малого и среднего бизнеса;

   3)  ужесточение наказания за использование служебного положения в личных целях. При этом следует рассмотреть возможность ограничения разрешительно- распределительных функций чиновничества.

   Для снижения транзакционных издержек и повышения конкурентоспособности легального бизнеса необходимо устранить противоречивость норм хозяйственного законодательства, допускающих неоднозначность их толкования, усложненность административных и правоприменительных процедур. Законодательная неопределенность препятствует решению проблем уголовного преследования : легализацию доходов, полученных преступным (незаконным) путем. Актуальное создание системы антикоррупционной экспертизы принимаемых нормативных актов. Требуется узаконить практику широкого публичного обсуждения принимаемых нормативных документов, регулирующих хозяйственную деятельность и налогообложение.

Информация о работе Теневая экономика: структура, сущность, субъекты, методы борьбы с ней