Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 12:43, курсовая работа
цель исследования — это изучение теневой экономики как явления, определение ее макроэкономических последствий и методов борьбы с ней.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
-определить сущность, структуру и виды теневой экономики;
- раскрыть причины возникновения и последствия теневой экономики
- определить методы борьбы с теневой экономикой;
-
высокая регламентированность
-
нестабильность экономики,
-высокая доля госсектора в экономике
-
низкий кредитный рейтинг
Швейцарский экономист Дитер Кассел выделяет три позитивные функции теневой экономики в рыночном хозяйстве:
-«экономическая
смазка»- сглаживание
- «социальный
амортизатор» - смягчение нежелательных
социальных противоречий ( в частности,
неформальная занятость
- «встроенный
стабилизатор» - теневая экономика
подпитывает своими ресурсами
легальную ( неофициальные доходы
используются для закупки
2.3 Негативное влияние
теневой экономики
Однако
в целом влияние теневой
Негативные
последствия теневой и
1.Деформация налоговой сферы находит проявление во влиянии на распределение налоговой нагрузки и, как следствие, в сокращении бюджетных расходов и деформации ее структуры. Деформация бюджетной сферы проявляется в сокращении расходов государственного бюджета и деформации его структуры.
Одним из многочисленных последствий влияния теневой экономики на экономическую жизнь общества стала криминализация всех сфер экономики. Основные факторы криминализации:
Показателем криминализации экономики является экономическая преступность, вызванная ростом криминальной части теневой экономики, что провоцирует криминальную активность населения.
Эти
и другие экономические преступления
можно дифференцировать на более частные.
Однако наиболее опасным является переход
экономической преступности в новое качество,
которое выражается в криминализации
всей экономической системы государства.[2
c. 11-16]
3.
БОРЬБА С ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКОЙ
3.1
Мировая практика
борьбы с теневой
экономикой
Следует признать, что особо эффективный модели регулирования теневой экономики ни одна из стран, ориентирующихся на использование экономических методов управления, не создала. Ее можно устранить лишь в условиях полного отказа от экономических стимулов, когда все регламентировано и постоянно проверяется.
Несмотря на трудности борьбы с теневой экономикой, есть много направлений государственного и межгосударственного воздействия на размеры теневой деятельности. В зависимости от формы проявления теневой экономики методы ее регулирования реализуются на международном и региональном уровнях.
Международное
регулирование теневой
Специализированная Международная Комиссия по борьбе с легализацией преступных доходов (ФАТФ (FATF)) занимается разработкой и продвижением политики борьбы с отмыванием денег и финансирования терроризма на государственном и международном уровнях. В обязанности ФАТФ входит изучение механизмов отмывания преступных доходов, обзор предпринятых действий против легализации доходов, оценка их эффективности, а также разработка мер по борьбе с отмыванием капиталов. Тем не менее ФАТФ не имеет постоянного мандата и программы действий, осуществляет свою деятельность на временном положении.[13 c. 39-40]
Национальное
регулирование теневой
-
упростить, модернизировать,
-
упростить деловую
-
усилить систему прав
-
расширить и укрепить стимулы
для заявления официальным
-
усилить административную
- усилить надзор и укреплять сотрудничество между учреждениями, занимающимися проверкой условий труда;
-
применять более гибкий
-
использовать средства для
-
соблюдать главные принципы
-
расширить информирование
- совершенствовать критерии, способы оценки теневой экономики.[2 c. 42-53]
В рамках перечисленных направлений и с учетом особенностей социально- экономического развития отдельные страны разрабатывают свои программы по ограничению размеров теневой экономики (Приложение 1).
Комплексная
модель регулирования теневой
3.2
Основные направления
борьбы с теневой экономикой
в Беларуси
Стратегией борьбы с теневой
экономикой становится снижение её размеров
до минимально возможного уровня. Это
должно достигаться путем создания
условий для сокращения теневых
операций субъектов хозяйствования и
усиления борьбы с коррупцией госаппарата.
Поэтому стратегическими направлениями
борьбы с экономической преступностью
следует считать:
1) совершенствование правовой основы и формирование эффективно регулируемой рыночной экономики, условия которой стали бы невыгодными для теневого бизнеса;
2) более либеральное налоговое законодательство; упрощение условий хозяйствования для малого и среднего бизнеса;
3) ужесточение наказания за использование служебного положения в личных целях. При этом следует рассмотреть возможность ограничения разрешительно- распределительных функций чиновничества.
Для снижения транзакционных издержек и повышения конкурентоспособности легального бизнеса необходимо устранить противоречивость норм хозяйственного законодательства, допускающих неоднозначность их толкования, усложненность административных и правоприменительных процедур. Законодательная неопределенность препятствует решению проблем уголовного преследования : легализацию доходов, полученных преступным (незаконным) путем. Актуальное создание системы антикоррупционной экспертизы принимаемых нормативных актов. Требуется узаконить практику широкого публичного обсуждения принимаемых нормативных документов, регулирующих хозяйственную деятельность и налогообложение.
Информация о работе Теневая экономика: структура, сущность, субъекты, методы борьбы с ней