Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 21:59, курсовая работа
В 1990-е годы понятие «интеграция» стало непременным элементом международного политического дискурса. Сознавая внутреннюю противоречивость этого процесса, западные эксперты и политики, тем не менее, предпочитают рассуждать о ее неотвратимости и благотворности для человечества. Подобного единомыслия в западной политической мысли и публицистике не наблюдалось, пожалуй, со второй половины XIX в., со времени памятных дискуссий о свободе торговли. Необходимую дозу здорового скепсиса должно, на наш взгляд, внести понимание интеграции и глобализации как комплексного геоэкономического, геополитического и геогуманитарного явления, оказывающего мощный демонстрационный эффект на все стороны жизнедеятельности вовлекаемых в этот процесс стран.
Введение
1. Объективные предпосылки международной интеграции
2. Формы и тенденции развития интеграционных процессов
3. Международная интеграция как фактор роста национальной экономики
Заключение
Литература
Однако либерализация торговли внутри регионального блока, затрудняя доступ на его рынок товаров из третьих стран, содействует притоку сюда иностранного капитала в виде прямых и портфельных инвестиций. Когда прежнему внешнему экспортеру становится трудно сбывать здесь свою продукцию, он стремится перенести само свое производство внутрь региона, чтобы пользоваться теми же конкурентными преимуществами, что и местные фирмы. В результате становление и развитие опекаемых отраслей еще более ускоряется, а торговля с внешним миром интенсифицируется как по экспорту, так и по импорту.
На практике все это ведет к тому, что кривая динамики торговых связей региональной преференциальной зоны с внешним миром напоминают синусоиду. Проиллюстрируем это на примере Центральноамериканского общего рынка (ЦАОР). С самого начала (с 1961 г.) он позиционировал себя как таможенный союз. Фаза выравнивания темпов внутриблокового и внеблокового импорта здесь по ряду причин (в том числе из-за "футбольной войны" в 1969 г. между Гондурасом и Сальвадором, прервавшей торговлю между ними на целое десятилетие) нетипично для вполне благополучных стран. Правда, Евросоюз -пока единственный столь продвинутый интеграционный блок. В менее развитых регионах никакие усилия политиков неспособны стимулировать или ускорить эти процессы.
Дело в том, что страны таких регионов могут предложить друг другу весьма ограниченный круг товаров, в основном аграрных или топливно-сырьевых. Более того, в силу своей технологической отсталости даже эти товары они производят с относительно большими затратами труда. Издержки на его оплату составляют здесь значительную часть стоимости конечного продукта. Правда, труд этот во всех таких странах почти одинаково дешев, что не позволяет использовать разницу в его оплате как серьезный фактор ценовой конкурентоспособности однотипных товаров. Следовательно, рикардианские относительные преимущества, определяющие выгодность межстранового обмена в пределах одной товарной группы, в таких регионах весьма невелики. Гораздо рельефнее они проявляются в торговле с более развитыми странами, где труд стоит намного дороже. Туда и направляются основные экспортные потоки из периферийных макрорегионов. Возможности же обмена инвестициями и высокотехнологичными услугами между такими регионами весьма невелики.
На сегодня эффективной интеграция Беларуси в мировое экономическое пространство является обязательным заданием построением ее государственности и экономики. Но для того чтобы этот процесс действительно принес ожидаемые результаты, нужно понять и реализовать несколько важных положений. Они должны основываться на: знании и прогнозировании тенденций в изменениях внешнеэкономической среды (системы мирового хозяйства), в котором должно функционировать национальное хозяйство Беларуси, а также принятие его внутреннего экономического “регламента”; четкое понятие необходимых - сбалансированных с национальными интересами - трансформацией национального хозяйства, которые могли бы обеспечить эффективное взаимодействие с мировым хозяйством на основе высокого уровня конкурентоспособной экономики.
Наше государство только входит в систему мирового хозяйства, и от того, как этот процесс будет происходить, зависит не только и не столько динамика внешней торговли, а прежде всего - возможность дальнейшего социального и экономического развития государства как органичной подсистемы мировой экономики. В процессе интеграции в мировое экономическое хозяйство Беларуси будет встречаться с огромными сложностями. Это обуславливается рядом причин. Во-первых, Беларусь еще не определилась в полной степени с основными направлениями и механизмом структурной перестройки экономики, критерии которой должны определяться с учетом особенностей развития мировой системы хозяйствования, а также реальных возможностей направлений интегрирования в нее Беларуси.
Во-вторых, очень остро стоят вопросы как безопасности в сфере внешнеэкономических отношений, так и вообще экономической безопасности, которые необходимо решать с позиций активного конкурентного противостояния в мировом рынке.
В третьих, существуют явные противоречия регионального характера, решение которых возможно только с помощью долгосрочных договорных принципов, путем активного включения в интеграционные процессы, с определением глобальных национальных приоритетов и их балансировкой с другими, которые существуют в мировом экономическом хозяйстве.
Беларусь переходит к динамической стратегии реформирования экономики, все больше активизируя свою деятельность на мировой арене. В связи с этим особенно важной становится разработка не только стратегических направлений в интеграции нашей страны в мировое хозяйство (внешнеэкономических ориентиров и доктрины), но и стратегических приемов интегрирования, которые бы позволили наравне взаимодействовать с международными экономическими организациями, иностранными партнерами и конкурентами, тем самым внося помощь в создание внутренних экономических преобразований. Сегодняшние реалии взаимоотношений Беларуси с мировой хозяйственной сферой характеризуются неподготовленностью ее экономики к высокоэффективным формам внешнеэкономического сотрудничества.
В современной мирохозяйственной сфере внешнеэкономические связи национальных экономик охватывают более широкий, чем раньше спектр взаимодействий: торговый обмен перерос в научно-технологическое и инвестиционное сотрудничество. Сложилась новая модель таких связей - производственно-
Производство основывается на базе технологического сотрудничества, которое вышло за пределы национальных границ; на новых разделения труда на современнейших формах производится обмен товарами; субъекты рынка выступают в транснациональной форме. Но для Беларуси является свойственным “поставочно-сбытовой” и “посредническо-торговый” менталитет выхода в мировой рынок. С точки зрения на это, чтобы побороть отсталость нашего производства, его системную несовместимость с мировым, необходимо перейти к новой модели взаимоотношения национального хозяйства с мировым. Именно поэтому следует ориентироваться на производственно-инвестиционную модель, где в поле зрения является не только сфера обмена (внешняя торговля), но и сотрудничество по всем направлениям производственно-технического процесса, с вынесением части из них за национальные рамки. Ориентация исключительно на внешнеэкономическую модель сотрудничества приведет к еще большему углублению структурного кризиса, поскольку она в значительной мере является производной от существующей структуры производства. В данном случае речь следует вести не о выходе на мировую арену отдельных белорусских товаров, а о функционировании на этой арене как определенных конкурентоспособных отраслевых и межотраслевых блоков, регионально-производственных анклавов и т.д.. [7, c. 41]
Как показывает международный опыт, сегодня прорыв на мировые рынки основывается, как правило, не просто продуктом, и даже не отраслью, а межотраслевым комплексом, который состоит из определенных вновь созданных технологических систем. Его конкурентное ядро занимает определенную для него технологическую нишу и интегрируется со своими поставщиками и партнерами. Выявление м поддержка развития таких отраслевых (межотраслевых) “кустов” в белорусской - это очень важное и необходимое дело.
Экспортная ориентация экономики и либерализации внешнеэкономических связей ¾ как основное задание внешнеэкономической политики Беларуси ¾ требует определения существующих и потенциальных конкурентных преимуществ украинских товаропроизводителей, а также причин, которые их формируют, и механизма реализации этих преимуществ. Причем этот вопрос следует рассмотреть в двух плоскостях: 1) с позиции уравненных преимуществ на основе факторов производства; 2) с позиций, полученных (то есть таких, что создаются обществом) конкурентных преимуществ.
Ключом к пониманию наших позиций на внешних рынках является интегрированный критерий конкурентоспособности ¾ уровень эффективности использования ресурсов. Беларусь имеет значительные природные преимущества: достаточное число рабочей силы, выгодное географическое положение, богатые природные ресурсы и т.д. Но это только возможные потенциальные преимущества, которые еще требуется развивать и реализовывать.
Дебаты, что часто встречаются на страницах массовых изданий, а также, к сожалению, в научных обозрениях, о мощном экспортном потенциале Беларуси не имеют под собой достаточных оснований. Таким образом, если присмотреться, то наши конкурентные преимущества не являются законченными, они имеют конъюнктурный характер по ограниченной группе товаров и на рынках, которые не определяют действительный уровень мировой конкуренции. А то, что, так сказать, припрятано у нас в ВПК и лабораториях, то с его конкурентносопособностью еще нужно определиться. Таким образом, без рынка такого не сделать, а мы этих товаров и услуг, по сути, еще не продавали.
Определенные надежды возлагает некто из политиков, экономистов и чиновников на иностранные кредиты и получение иностранных инвестиций. Но следует обратить внимание на обстоятельства, которые сопровождают такую политику. В высокоразвитых странах необходимость поддержки значительной конкурентоспособности привела к рождению нового типа хозяйственного развития, при котором относительное равновесие отраслевых и технологических структур изменилось на постоянные, динамически последовательные реформы структуры хозяйствования. Следует заметит существенное сокращение жизненного цикла продуктов и технологий. Иногда это делается развитыми странами сознательно: едва устаревшую технологию передают в другие страны, а у себя развивают новую. Тем самым обеспечивается лидерство. При таких условиях напрасно надеяться, что с помощью иностранного капитала Беларусь займет достойное место на мировом рынке. В лучшем случае мы превратимся в более-менее сытую страну с развитым традиционным и альтернативным производствами. Конкурентоспособность национальной экономики ¾ это решающий критерий, на который необходимо обращать внимание при решении проблем либерализации внешнеэкономических связей и уровня открытости экономики, что является первым камнем в фундаменте внешней политики.
Говоря о сравнительных преимуществах белорусского экспорта в сфере услуг, прежде всего нужно выделить транспортные услуги. Их развитию способствует, бесспорно, выгодное географическое положение республики. Однако для того чтобы конкурентоспособность Беларуси в сфере предоставления транспортных услуг возрастала, к этому географическому фактору следует прибавить постоянное развитие дорожной сети и придорожного сервиса, совершенствование деятельности белорусских таможенных органов и своевременное обновление технического парка. Перспективным для республики является развитие туристических, информационных и строительных услуг.
Достаточно адекватно отражает состояние экономики страны политика любого государства в отношении курса национальной валюты. Курс белорусского рубля в последние годы стабилизировался или повышался по отношению к валютам, которые используются в расчетах с наиболее значимыми торговыми партнерами республики. Это в полной мере коррелирует с активным развитием белорусской экономики.]
Оценка результатов деятельности свободных экономических зон показала, что вклад в отдельные макроэкономические показатели в целом по республике последовательно увеличивается. По итогам за 9 месяцев 2008 г. численность занятых в них составляла 1,18% среднесписочной по республике, ими произведено 4,03% промышленной продукции, удельный вес в экспорте товаров достиг 4,12%, получено выручки от реализации продукции почти 2% от общереспубликанских объемов, доля инвестиций в основной капитал составила 1,23%. Экономика СЭЗ функционирует более эффективно, чем республики в целом. Ряд показателей в расчете на одного занятого в целом по зонам выше, чем во всей стране: экспорт - в 3,5 раза, выручка от реализации продукции (товаров, работ и услуг) - в 1,7 раза.
Изменение условий функционирования свободных экономических зон, ограничение отдельных видов производств, поставок продукции на внутренний рынок потребовало пересмотра направлений деятельности резидентов СЭЗ и периода адаптации, что сказалось на отдельных экономических показателях их деятельности и инвестиционной активности. Снижается такой важнейший показатель, характеризующий эффективность производства, как рентабельность реализованной продукции (за январь-сентябрь 2008 г. - на 3,3 п.п. по сравнению с аналогичным периодом 2007 г.), уменьшается количество не только зарегистрированных, но и действующих резидентов, сокращается доля инвестиций в основной капитал в общем их объеме по Республике Беларусь.
Объем торговли Республики Беларусь со странами дальнего зарубежья в 2008 году составил 22 784,9 млн долларов, что превысило уровень 2007 года на 20,1 %. При этом экспорт увеличился на 17,8 % и составил 13 108,0 млн долларов (в 2006 году – 11 124,9 млн долларов), а импорт – на 23,4 % и составил 9 676,9 млн долларов (7 839,5 млн долларов).
Сальдо торгового баланса сложилось положительным в размере 3 431,1 млн долларов, в 2007 году было также положительным – 3 285,4 млн долларов.
Доля торговли со странами дальнего зарубежья в общем объеме внешней торговли Беларуси составила 43,0 % (в 2007 году – 45,1 %), в том числе экспорт со странами дальнего зарубежья в общем объеме экспорта составил 53,9 %, импорт – 33,7 % (56,4 и 35,1 % соответственно).
Удельный вес Беларуси в общем объеме экспорта государств – участников СНГ в страны дальнего зарубежья составил 3,3 % (в 2007 году также 3,3 %), в общем объеме импорта из стран дальнего зарубежья – 3,9 % (4,6 %).
В 2008 году Беларусь увеличила экспортные поставки в страны дальнего зарубежья продуктов переработки нефти на 3 %, топлива жидкого (мазут) – на 27 %, удобрений минеральных или химических – на 10 %, медикаментов – на 0,5 %, лесоматериалов необработанных – на 14 %, машин, оборудования и транспортных средств (в долларовом эквиваленте) – на 27 %, тракторов – на 15 %, автомобилей грузовых – на 31 %. [13]
Доля экспорта в страны дальнего зарубежья продуктов переработки нефти составила 95,4 %, мазута – 98,6 %, дизельного топлива – 92,6 %, удобрений – 95,2 %, лесоматериалов обработанных – 99,8 %, необработанных – 85 %.
В 2008 году Беларусь увеличила закупки в странах дальнего зарубежья рыбы свежей и мороженой на 12 %, угля каменного – в 3 раза, продуктов переработки нефти на – на 12 %, медикаментов – на 15 %, удобрений – на 31 %, шерсти – на 81 %, волокна хлопкового – на 28 %, одежды (в долларовом эквиваленте) – на 43 %, обуви – на 32 %, труб из черных металлов – на 41 %, машин, оборудования и транспортных средств (в долларовом эквиваленте) – на 33 %, тракторов – на 59 %, автомобилей легковых – на 15 %, автомобилей грузовых – на 26 %. Уменьшились закупки хлебных злаков – на 64 %, мяса – на 68 %, лесоматериалов необработанных – на 92 %. При этом в странах дальнего зарубежья было закуплено 96,6 % общего объема мяса.
Одними из основных торговых партнеров Беларуси среди стран дальнего зарубежья являлись Германия, Нидерланды, Польша и Великобритания.
Объем взаимной торговли Республики Беларусь в 2008 году составил 30 228,8 млн долларов, что превысило уровень 2007 года на 30,7 %. При этом экспорт увеличился на 30,5 % и составил 11 231,3 млн долларов (в 2007 году – 8 608,8 млн долларов), а импорт – на 30,9 % и составил 18 997,5 млн долларов (14 511,7 млн долларов).
Сальдо торгового баланса сложилось отрицательным в размере 7766,2 млн долларов, в 2007 году было также отрицательным – 5 902,9 млн долларов.
Взаимная торговля составила 57,0 % общего объема внешней торговли Беларуси (в 2007 году – 54,9 %), в том числе взаимный экспорт в общем объеме экспорта – 46,1 %, взаимный импорт – 66,3 % (43,6 и 64,9 % соответственно).
Информация о работе Тенденции и факторы международной экономической интеграции