Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 21:59, курсовая работа
В 1990-е годы понятие «интеграция» стало непременным элементом международного политического дискурса. Сознавая внутреннюю противоречивость этого процесса, западные эксперты и политики, тем не менее, предпочитают рассуждать о ее неотвратимости и благотворности для человечества. Подобного единомыслия в западной политической мысли и публицистике не наблюдалось, пожалуй, со второй половины XIX в., со времени памятных дискуссий о свободе торговли. Необходимую дозу здорового скепсиса должно, на наш взгляд, внести понимание интеграции и глобализации как комплексного геоэкономического, геополитического и геогуманитарного явления, оказывающего мощный демонстрационный эффект на все стороны жизнедеятельности вовлекаемых в этот процесс стран.
Введение
1. Объективные предпосылки международной интеграции
2. Формы и тенденции развития интеграционных процессов
3. Международная интеграция как фактор роста национальной экономики
Заключение
Литература
Между развитыми странами экспорт растет вдвое быстрее, чем в соседних странах. Доля экспорта в ВНП этих стран в 1960 г. составляла в среднем 9,5 %, а в 2000 г. — 20 %. Американские профсоюзы напоминают, что глобализация вовсе не означает повсеместное расширение торговли. К примеру, доля демократически развивающихся стран в общем американском импорте упала с 53,4 % в 1989 г. до 34,9 % в 1998 г. В этом потоке доля промышленных товаров уменьшилась за указанный период на 21,6%.[7]
Развивающиеся страны все больше зависят от иностранных инвестиций. Между 1990 и 1997 гг. финансовый поток частных средств из развитых стран в развивающиеся резко увеличился: с 44 млрд дол. до 244 млрд. Примерно половину этих средств составили прямые инвестиции, что, казалось бы, давало странам-получателям шанс. Но вскоре обнаружилось, что грандиозные суммы уходят так же быстро, как и приходят (одним нажатием клавиши на компьютере), как только экономическая ситуация в данной стране начинает терять свою привлекательность (исчезает потенциальная сверхприбыль). В кратчайшее время западные частные деньги покинули в середине 1997 г. Таиланд, Южную Корею, Индонезию, вызвав в каждой из стран шок национального масштаба. Уже сейчас жертвами подобной глобализации стали ряд стран бывшего Советского Союза и во многом азиатские государства — Китай, Пакистан, Афганистан, Индонезия. «Идентичность, основанная на мифе, языке, религии и культуре, может оказаться недостаточно крепкой для сохранения целостности этих государств перед лицом глобализации», — приходят к заключению американские исследователи Р. Менон и У. Вимбуш1.
Глобализация требует фактической унификации условий, но в реальной жизни такого не происходит. В наиболее индустриально развитой американской экономике к 2020 г. в производительной сфере будет занято меньше 10 % общего населения. Эта часть рабочей силы является высокооплачиваемой, и она категорически не заинтересована в: а) переводе американских средств и технологий в страны с дешевой рабочей силой; б) допуске на богатый американский рынок конкурентоспособной продукции из стран, где государство помогает экспортерам и где издержки на производство значительно меньше американских.
Глобализация рынка проходит противоречиво. Ведущие страны остаются, на удивление, ориентированными на внутренние рынки. Не вовлеченные во внешнюю торговлю и обмен, отрасли и секторы американской промышленности охватывают 82 % работающих американцев. В Соединенных Штатах Америки почти 90 % работающих заняты в экономике и сфере услуг, которые предназначены для собственного потребления. В трех важнейших экономиках современности — США, ЕС и Японии — на экспорт идет лишь 12 % ВВП.
Как признают западные исследователи, всемирное открытие барьеров выгодно прежде всего сильнейшему. Страной, более других получившей от мировой глобализации, являются Соединенные Штаты. На протяжении 90-х гг. США получили от роста экспорта около трети прироста своего ВНП. Даже когда кризис поразил часть азиатских стран, потоки капитала неустанно стремились на американский финансовый рынок, давая бесценную энергию буму американской индустрии и сельского хозяйства. Неудивительно, что США намерены выступать наиболее упорным и убежденным сторонником мировой глобализации. «Получая наибольшие блага от глобализации, — указывает американский политолог Э. Басевич, — Соединенные Штаты используют благоприятное стечение обстоятельств, их главная задача — выработка стратегии продления на будущее американской гегемонии».[8]
Таким образом, можно утверждать, что международная интеграция будет осуществляться, если, во-первых, мировое сообщество согласится пожертвовать своими отраслями производства в пользу более эффективных производителей из стран-чемпионов; во-вторых, если высокооплачиваемые трудящиеся в развитых странах согласятся допустить на свои рынки товары из стран, где рабочая сила гораздо дешевле и где экспортерам помогают местные государственные структуры. В первом случае «неготовность» к глобализации выражается в возводимых для защиты национальных экономик тарифах на импорт. Во втором — в протесте профсоюзов богатых стран, не готовых отдать рабочие места своим менее оплачиваемым коллегам из менее богатых стран, а также в недовольстве транснациональными корпорациями, переводящими свои капиталы в зону более дешевого труда (проявления такого протеста были особенно отчетливы в Сиэтле на сессии Всемирной торговой организации в 1999 г. и на Экономическом форуме в Давосе в 2000 г.).
Протест против глобализации — антиглобализм, который опирается на теории, разработанные в 70-е гг. XX в. в процессе научного осмысления глобальных общечеловеческих проблем, в том числе проблем нарастания разрыва в уровне экономического развития индустриально развитых стран. В то время решение этой проблемы виделось на путях борьбы развивающихся стран (группа 77) за так называемый новый международный экономический порядок (НМЭП). В формировании концепции НМЭП приняли активное участие сотни ведущих специалистов с мировыми именами. Основой концепции НМЭП стал тезис об исторической ответственности развитых стран за экономическую отсталость развивающихся стран, так как созданная Западом система международных экономических отношений дискриминирует бывшие колонии и зависимые государства. Без кардинальной перестройки международных экономических отношений развивающиеся страны не имеют шанса на решение своих экономических и социальных проблем.
2. Формы и тенденции развития интеграционных процессов
Самая простая и наиболее распространенная форма экономической интеграции—зона свободной торговли, в рамках которой отменяются торговые ограничения между странами-участницами, и прежде всего таможенные пошлины.
Создание зон свободной торговли усиливает конкуренцию на внутреннем рынке между национальными и зарубежными производителями товаров, что, с одной стороны, увеличивает опасность банкротств, а с другой — является стимулом для совершенствования производства и внедрения нововведений. Отмена таможенных пошлин и нетарифных ограничений касается, как правило, промышленных товаров; в отношении сельскохозяйственных товаров либерализация импорта ограниченна. Это было характерно для ЕС и сейчас наблюдается в Североамериканском регионе и Латинской Америке.
Другая форма —таможенный союз —предполагает наряду с функционированием зоны свободной торговли установление единого внешнеторгового тарифа и проведение единой внешнеторговой политики в отношении третьих стран.[1]
В обоих случаях межгосударственные отношения касаются лишь сферы обмена, с тем чтобы обеспечить для стран-участниц одинаковые возможности в развитии взаимной торговли и финансовых расчетов.
Таможенный союз часто дополняется платежным союзом, обеспечивающим взаимную конвертируемость валют и функционирование единой расчетной денежной единицы.
Более сложной формой является общий рынок, который призван обеспечивать его участникам наряду со свободной взаимной торговлей и единым внешнеторговым тарифом свободу передвижения капитала и рабочей силы, а также согласование экономической политики.
При функционировании единого рынка формируются общие фонды содействия социальному и региональному развитию, создаются наднациональные органы управления и контроля, совершенствуется правовая система, т.е. возникает единое экономическое, правовое, информационное пространство.
Высшей формой межгосударственной экономической интеграции является экономический и валютный союз, совмещающий все указанные формы интеграции с проведением общей экономической и валютно-финансовой политики. Этот союз имеет место лишь в Западной Европе. Только здесь процесс экономической интеграции прошел все указанные этапы.
Таблица 2.1.
Формы и этапы интеграционных процессов[1].
Эта система разработана ВТО и ГАТТ (две первые формы).
| Тип интеграции | Признаки |
1 | Зона свободной торговли | Форма соглашения, когда участники договариваются о снятии таможенных тарифов и квот в отношении друг друга. При этом к третьим странам - у каждого своя политика. Примеры: НАФТА, АНЗСЕРТА, раньше ЕЭС. |
2 | Таможенный союз | Единая таможенная политика по отношению к третьим странам. Однако возникают и более серьезные внутренние противоречия. Примером может служить ЕЭС. |
3 | Общий рынок | Полное устранение препятствий для перемещений всех факторов производства между странами-участницами. В процессе решения находятся такие вопросы, как: полное согласование экономической политики и т.д., выравнивание экономических показателей. |
4.1 | Экономический союз | Возникает на этапе высокого экономического развития. Проводится согласованная (или даже единая) экономическая политика и на этой основе идет снятие всех препятствий. Создаются межгосударственные (надгосударственные) органы. Идут крупные экономические преобразования во всех странах-участницах. |
|
|
|
4.2 | Валютный союз | Форма экономического союза и одновременно крупная составляющая экономического союза. Характерными чертами валютного союза являются: 1. согласованное (совместное) плавание национальных валют; 2. установление по соглашению фиксированных валютных курсов, которые целенаправленно поддерживаются Центробанками стран-участниц; 3. создание единой региональной валюты; 4. формирование единого регионального банка, являющегося эмиссионным центром этой международной валютной единицы. В развивающихся странах под валютным союзом понимают клиринговые соглашения. |
5 | Полная экономическая интеграция | Единая экономическая политика и, как следствие, унификация законодательной базы. Условия: общая налоговая система; наличие единых стандартов; единое трудовое законодательство; и т.д. |
Экономическая интеграция имеет в своей основе ряд объективных факторов, среди которых важнейшее место занимают:
* глобализация хозяйственной жизни;
* углубление международного разделения труда;
* общемировая по своему характеру научно-техническая рево
люция;
* повышение открытости национальных экономик.
В современных условиях развитие устойчивых экономических
связей между странами и особенно между их фирмами на основе международного разделения труда приняло глобальный характер. Все большая открытость национальных экономик, деятельность ТНК, развернувшаяся НТР, международная торговля, миграция капитала, современные системы транспорта, связи и информации способствовали переходу процесса интернационализации хозяйственной жизни на такой уровень, на котором образовалась глобальная сеть взаимосвязей в целостном мировом хозяйстве с активным участием в нем основной массы фирм большинства стран мира.
Глобализация хозяйственной жизни наиболее интенсивно идет
на региональном уровне, так как большая часть фирм имеет контакты с фирмами соседних стран. Поэтому одна из основных тенденций глобализации мирового хозяйства — образование вокруг той или иной страны или группы наиболее развитых стран интеграционных зон, крупных экономических мегаблоков (США — на американском континенте, Япония и США — в Тихоокеанском регионе, ведущие западноевропейские страны — в Западной Европе). В свою очередь, в рамках региональных интеграционных блоков иногда формируются субрегиональные очаги интеграции, что
особенно характерно для Тихоокеанского региона.
Под влиянием НТП усиливается предметное, подетальнее, технологическое разделение труда на внутрифирменном и межстрановом уровнях. Возрастает взаимосвязь (взаимозависимость) производителей отдельных стран на основе не только обмена результатами труда, но и организации совместного производства на базе кооперирования, комбинирования, взаимодополняемости производственно-
Фактор, стимулирующий интеграционные процессы — повышение открытости национальных экономик. Характерными чертами открытой экономики являются:
* глубокая втянутость экономики страны в систему мирохозяйственных отношений (об этом косвенно свидетельствует большая и продолжающая расти экспортная квота по товарам и услугам в ВВП большинства стран мира, которая в 1995 г. составила 18% в среднем по миру);
Информация о работе Тенденции и факторы международной экономической интеграции