Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 21:59, курсовая работа
В 1990-е годы понятие «интеграция» стало непременным элементом международного политического дискурса. Сознавая внутреннюю противоречивость этого процесса, западные эксперты и политики, тем не менее, предпочитают рассуждать о ее неотвратимости и благотворности для человечества. Подобного единомыслия в западной политической мысли и публицистике не наблюдалось, пожалуй, со второй половины XIX в., со времени памятных дискуссий о свободе торговли. Необходимую дозу здорового скепсиса должно, на наш взгляд, внести понимание интеграции и глобализации как комплексного геоэкономического, геополитического и геогуманитарного явления, оказывающего мощный демонстрационный эффект на все стороны жизнедеятельности вовлекаемых в этот процесс стран.
Введение
1. Объективные предпосылки международной интеграции
2. Формы и тенденции развития интеграционных процессов
3. Международная интеграция как фактор роста национальной экономики
Заключение
Литература
* ослабление или полная ликвидация ограничений на межстрановые перемещения товаров, капитала, рабочей силы;
* конвертируемость национальных валют.[9]
Развитию межгосударственной экономической интеграции способствует наличие целого ряда предпосылок. Так, интеграционные процессы наиболее продуктивно происходят между странами, находящимися примерно на одинаковом уровне экономического развития и имеющими однородные хозяйственные системы.
Другая, не менее важная предпосылка — географическая близость интегрирующихся стран, расположенных в одном регионе и имеющих общую границу.
Возможность и целесообразность интегрирования во многом определяется наличием между странами исторически сложившихся и достаточно прочных экономических связей. Большое значение имеет общность экономических интересов и проблем, решение которых совместными усилиями может быть значительно эффективнее, чем порознь. Примером может служить наиболее развитая форма интеграции, сложившаяся в Европейском союзе.[1]
Цели международной экономической интеграции конкретизируются в зависимости от той формы, в которой происходит интегрирование. При формировании юны свободной торговли и таможенного союза (эти формы интеграции сейчас являются наиболее распространенными) страны участницы стремятся обеспечить расширение рынка и создание благоприятной среды для торговли между собой, одновременно препятствуя продвижению на рынок конкурентов из третьих стран.
В Европе Римский договор (1957 г.), провозгласив в качестве конечной цели создание общего рынка, т.е. целостного рыночного пространства, по существу явился правовой основой для формирования зоны свободной торговли и в дальнейшем — таможенного союза. Реализация этой глобальной цели была конкретизирована Единым европейским актом (1986 г.). Предполагалось:
* создание «зоны без внутренних границ» со свободным движением всех факторов производства;
* проведение общей отраслевой и научно-технической политики в приоритетных сферах хозяйственной деятельности;
* проведение единой региональной политики с целью выравнивания социально-экономического развития как стран-участниц, так и отдельных административных регионов;
* выработка общей внешней политики, политического сотрудничества.
Европейский союз — высшая на данный период времени форма интеграции — имеет целью создание на его территории триединого союза: экономического, валютного, имеющего единую валюту евро, и политического. Предполагается проведение сбалансированной долгосрочной социальной и экономической политики.
Развитие экономической интеграции несомненно имеет положительные эффекты для участвующих сторон и определенные негативные последствия. Так, формирование интеграционных блоков значительно усиливает их экономический потенциал, способствует расширению товарооборота и кооперационно-производственных связей. Это подтверждается развитием многих интеграционных группировок, в том числе ЕС, НАФТА, МЕРКОСУР и др.
Кроме того, экономическое сближение стран в региональных рамках создает благоприятные условия для фирм стран — участниц экономической интеграции, защищая их в определенной степени от конкуренции со стороны фирм третьих стран.
Далее, интеграционное взаимодействие позволяет его участникам совместно решать наиболее острые социальные проблемы, такие, как выравнивание условий развития наиболее отсталых регионов, смягчение положения на рынке труда, проводить научнотехническую политику, что характерно для стран — членов ЕС.
Однако взаимодействие национальных хозяйств происходит с разной степенью интенсивности, в разных масштабах, проявляясь более четко в отдельных регионах.
Наиболее зрелую форму международной интеграции представляет ЕС; достаточно успешно развиваются интеграционные процессы в Североамериканском и Азиатско-Тихоокеанском регионах. А в Латинской Америке и особенно в Африке слишком различные стартовые условия и разнообразные интересы не позволяют странам этих континентов наладить эффективное прочное межгосударственное сотрудничество.
Более того, периодически возникают противоречия интересов стран-участниц и внутри группировок. Так, решение о введении в ЕС единой денежной единицы — евро разделило входящие в Евросоюз государства на сторонников и противников этой акции (к последним относятся Великобритания, Швеция, Дания).
К первому фактору процесса международной интеграции относится политика «неолиберальной глобализации» (глобализации сверху), американский проект однополярного мира. Данный фактор вызывает негативные последствия в виде глобализации теневой экономики, политики; глобализации преступности и терроризма. Ответом становятся глобализация протеста и поиски альтернативы, разработка проектов многополярного мира.
Вторым фактором международной интеграции становится процесс абсолютизации рынка. Следствием является экономизация политики, когда рынок вторгается в социальную и духовную сферу, превращая все духовные ценности в товар. Это вызывает быстрый ответный рост неправительственных организаций, общественных сетевых структур, институциональное оформление антиглобального протестного движения.
Транснациональные корпорации, транснациональные банки и международные экономические организации превращаются в главных действующих лиц мировой экономики. Данный фактор приводит к контролю странами-лидерами международных институтов для участия в распределении мирового дохода. Развивается процесс регионализации. Его негативным последствием становится снижение роли государства и самоограничение суверенитета в пользу международных организаций и ТНК, которые в свою очередь пытаются перехватывать политические и социальные функции у государства. Организованная преступность устремляется к власти. Утрачиваются или ослабевают демократические принципы и механизмы. Возрастающее имущественное неравенство резонирует с нарастанием глобализации и еще более усиливает ее. В ответ усиливается враждебность отсталых стран к странам-лидерам, усиливаются этносепаратизм и национальные конфликты.
Третим фактором глобализации выступает стремление стран-лидеров устанавливать свои правила игры в мировом сообществе, проводя, с одной стороны, политику модернизации и открытости экономики в отношении развивающихся стран, с другой — политику экспансии и насилия как важнейшего инструмента политики. Это ведет к политике двойных стандартов, освобождению лидеров от национальной и социальной ответственности. Развивающиеся страны платят высокую цену за модернизацию: «взламываются» экономики слаборазвитых стран, появляются страны-банкроты. Общество милитаризуется. Формируется глобальная проблема стран-изгоев. Ответом становится развитие религиозного фундаментализма и терроризма как новой технологии войны.
Глобализируются финансовые рынки. Отрицательный фактор - повышение степеней риска, кризисы, отсутствие надежных механизмов и инструментов контроля за финансовым рынком. Появляются крупные частные участники рынка, способные спекулятивными операциями обрушивать локальные и региональные рынки. Многие национальные государства негативно реагируют на неконтролируемость рынков и деятельность международных финансовых спекулянтов, вырабатывая механизмы «ограждения» национальных экономик, требуя перестройки деятельности международных организаций, не способных влиять на стабильность финансовых рынков.
Четвертым фактором глобализации становятся качественные изменения в международном разделении труда, когда страны-лидеры стремятся к мировым ресурсам. Происходит экономическая экспансия стран-реципиентов на основе неэквивалентного международного обмена. Растет биосферный паразитизм стран-лидеров, усиливающий мировой экологический кризис. В ответ возрастает национальный эгоизм стран-доноров, которые сталкиваются с некомпенсируемым ресурсным истощением, цементированием отсталости. Нарастает нелегальная эмиграция из стран-доноров в страны-лидеры, что, в свою очередь, увеличивает число диаспор и разрыхляет социальную структуру общества.[10]
Информатизация, развитие коммуникаций и сетевых структур привели к формированию глобальной информационной олигархии, информационной оккупации. Ответом на данный вызов глобализации стало развязывание информационных войн, национализм и изоляционизм. Сетевые структуры, возможности информационных технологий и коммуникаций стали все активнее использоваться в преступных целях.
К фактором процесса глобализации можно отнести также оформление массового общества потребления, в культуре — кича и массовой культуры, в религии — экуменизма. Негативными последствиями являются формирование общества массовой культуры с упрощением и принижением духовных ценностей, разрушающих мораль, развитие индивидуализма на грани асоциальности, культа тела и его страстей, рост индустрии удовольствий и гедонизма. Совершенствуются технологии обработки сознания и формирования нужного общественного мнения. Все это создает максимально благоприятную среду для роста преступности, наркомании, алкоголизма, проституции. Человеческое поведение становится стереотипным, управляемым модой, рекламой, телевидением. Разворачивается война шоу-бизнеса с высоким искусством, духовностью и моралью.
И наконец, фактором глобализации можно назвать вестернизацию, ведущую к тиражированию и экспансии массовой культуры. В ответ развивается противостояние культур. Таким образом, общественные процессы, расширяя свои масштабы и все более приобретая турбулентный характер, создают серьезную проблему управляемости в традиционных формах массовых организационных структур, которые становятся не способными оперативно и адекватно реагировать на растущую динамичность изменений. Возникают более эффективные формы организационных структур, построенных на принципах субсидиарности и/или сетевом. В условиях глобализации эти принципы могут стать доминирующими не только для управления общественными организациями и структурирования общества, но и для взаимодействия их с государством.
Мир ищет механизмы и стратегии, позволяющие противостоять факторам глобализации. Политики, экономисты и ученые предлагают десятки проектов[11]. Общим недостатком, который мешает превращению проектов в реальность, является, во-первых, то, что все они базируются на фундаменте неолиберальной экономики и глобализации, а, во-вторых, решая проблемы человечества, забывают о конкретном человеке, о личности. Нужны альтернативные подходы, опирающиеся на такие концептуальные основания, которые способны включить в систему самого человека.
3. Международная интеграция как фактор роста национальной экономики
На теоретическом уровне проблема влияния международной интеграции на развитие национальной экономики еще в 1950 г. была исследована французским экономистом М. Бие и его американским визави Дж. Вайнером . Созданная ими независимо друг от друга теория таможенных союзов постулирует двоякие последствия таких союзов. С одной стороны, формирование единой таможенной территории внутри таких союзов в результате почти полной отмены здесь торговых барьеров, частичный отказ от импорта из третьих стран и новое перераспределение торговых потоков между странами-участницами стимулируют рост внутриблоковой торговли. Это так называемый потокообразующий эффект.
С другой стороны, даже при соблюдении требований ст. XXIV ГАТТ / ВТО, запрещающей повышать единые импортные тарифные ставки в торговле с третьими странами, снятие торговых барьеров внутри таких союзов создает явные конкурентные преимущества для товаров, произведенных в пределах единой таможенной территории. Это объективно ослабляет конкурентоспособность товаров, экспортируемых сюда из третьих стран, и вынуждает их переориентировать часть своего экспорта на другие регионы мира. В этом заключается так называемый потокоотклоняющий эффект. Именно он и воспринимается как фактор торможения экономической глобализации. С некоторыми оговорками все сказанное выше относится и к зонам свободной торговли.
Однако такая схема отражает реальное положение дел лишь отчасти и только в статике, либо на небольшом отрезке времени. Поэтому попытки различных исследователей эмпирически проверить воздействие конкретных таможенных союзов на интенсивность их торговли с третьими станами давали разные, нередко противоположные результаты. Так, А. Крюгер в 1999 г. пришла к выводу, что МЕРКОСУР создает потокоотклоняющий эффект. То же признали в 2003 г. Ф. Ди и Дж. Гали, а в 2006 г. К. Каррер . А И. Солоага и А. Винтере в 2000 г., К. Кернат в 2001 г., С. Гош и С. Ямарик в 2004 г., напротив, обнаружили потокообразующий эффект этого таможенного союза.[12]Такая разноголосица объясняется в значительной мере тем, что эти эффекты таможенного союза на разных этапах его функционирования проявляются по-разному. На первых порах темпы импорта извне замедляются по сравнению с темпами его роста внутри блока. Потом выравниваются с ними, а затем начинают обгонять их. Такая динамика обусловлена тем, что для становления и развития некоторых перспективных отраслей промышленности и сферы услуг любой страны или группы стран некоторая (далеко не запретительная) доза протекционизма объективно необходима, особенно если речь идет о развивающихся странах. Это позволяет местной экономике окрепнуть, твердо встать на ноги и активно включиться в мирохозяйственные связи в качестве как экспортера, так и импортера. Более того, либерализация торговли внутри того или иного регионального объединения, с одной стороны, расширяет национальные рынки сбыта до масштабов этого региона и позволяет компаниям стран-участниц использовать эффект экономии на масштабах производства, а значит, повышать ценовую конкурентоспособность своей продукции и на внутреннем, и на внешнем рынках. С другой стороны, либерализация внутрирегиональной торговли ведет к обострению конкуренции между фирмами этих стран и стимулирует их к технологическим и организационным инновациям, что укрепляет их позиции на мировом рынке. В результате поначалу доминирует потокоотклоняющий эффект.
Информация о работе Тенденции и факторы международной экономической интеграции