Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 17:26, курсовая работа
Цель курсовой работы – на основе изучения текучести кадров и анализа состояния проблемы на примере конкретного предприятия разработать основные пути по совершенствованию, подготовить рекомендации.
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
изучить научную литературу по проблеме исследования;
подобрать инструментарий исследования;
выявить благоприятные и неблагоприятные показатели текучести кадров в НЭРЗ;
наметить пути решения проблемы текучести кадров в организации.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы текучести кадров 5
1.1. Понятие и экономическая сущность текучести кадров 5
1.2. Управление процессом текучести кадров и методы снижения ее уровня 10
1.3. Опыт управления текучестью кадров за рубежом 15
Глава 2. Анализ текучести кадров в НЭРЗ 20
2.1. Краткая характеристика НЭРЗ 20
2.2. Кадровая политика, осуществляемая в НЭРЗ 23
2.3. Анализ текучести кадров в НЭРЗ 29
2.4. Меры по снижению текучести, применяемые в НЭРЗ 36
Глава 3. Рекомендации по снижению текучести кадров 38
Заключение 42
Список литературы 44
Приложение 1 46
Приложение 2 48
- причины личного характера.
Для
организации простейшего
Рис.2.10.
Исследование мотивов выбытия работников
с предприятия.
Однако следует отметить, что при разработке социологического инструментария на заводе (анкеты, опросного листа) были детализирована шкала ответов. Так при анализе полученных выше результатов выявляется, что доля ответов по «другим» мотивам (11%) соотносится с суммой долей по конкретно обозначенным причинам выбытия («неудобный график» - 6% и «неудобное расположение» - 5%). Вывод очевиден – быть может, что в «другом» как раз и кроется часть ответов на поставленные вопросы, т.е. потребовалась дополнительная детализация мотивов.
Если
же детализировать такие критерии,
как «причины личного характера»
или «неприемлемый режим
Таким образом, проведенное исследование в рамках этого этапа, дает фактический материал для дальнейшего анализа.
Вопросы текучести и закрепления кадров на заводе стоят весьма остро. Так называемая болезнь роста, когда стремительно увеличиваются объемы работы, требуют дополнительных ресурсов и, в первую очередь, человеческих, количество персонала стало увеличиваться. Но поскольку из-за большого количества кандидатов, да и отсутствия соответствующего опыта тщательного отбора кандидатов на существующие вакансии не производилось, то на работу принимались и "случайные" люди. Одни вроде бы профессионально были подготовлены, но, как позже выяснилось, по разным причинам "посматривали на сторону" и уходили туда, где сулили более выгодные условия. Другие вроде бы и люди были хорошие, но овладеть необходимыми профессиональными знаниями из-за личных особенностей так и не смогли.
Существует несколько основных методов учета текучести, самый распространенный из них - подсчет отношения покинувших организацию (за исключением уволенных по сокращению штата) работников к среднему числу работавших за период. Чем ниже показатель текучести, тем выше стабильность персонала организации. Надо сказать, что частичная и ускоренная смена персонала - необходимый процесс для фирмы, начавшей новое направление деятельности, сменившей географическое место деятельности, при смене руководства. Однако ненормальной и негативной текучестью считается та, которая мешает производительности труда, не создает позитивных сдвигов. Работа по преодолению текучести кадров, как правило, начинается уже после того, как руководитель осознает необходимость перемен. Исключением может стать фирма, имеющая в штате профессионального специалиста по кадрам, анализирующего деятельность фирмы и предупреждающего руководство о текущих процессах.
Вся работа с кадрами направлена на закрепление профессиональных кадров на заводе, подготовку и повышение квалификации кадров, ужесточения контроля за нарушителями дисциплины, повышения качества выпускаемой продукции, улучшения социальной защищенности работников завода.
Текучесть кадров ухудшает моральный климат в коллективе – об этом заявили 78% опрошенных. Конечно, такая ситуация – это серьезный сигнал руководству о необходимости разобраться в процессах происходящих на заводе. Поэтому на заводе разработан ряд следующих этапов ликвидации текучести кадров как проблемы управления персоналом:
Поскольку
в подавляющем большинстве
Бороться с самой текучестью бессмысленно. Для того, чтобы ее снизить, необходимо устранить причины, приводящие к ее росту или способствующие сохранению на высоком уровне. Поэтому следующей задачей должна стать разработка комплекса управленческих решений, направленных на нормализацию уровня текучести, то есть приведение к уровню ниже критического значения.
Для того, чтобы облегчить разработку таких мероприятий, необходимо, в свою очередь, проведение факторного анализа показателей уровня текучести в различных подразделениях, должностных и возрастных категориях. Проведение подробного анализа затрудняется значительным числом факторов, оказывающих влияние на уровень текучести. Статистика использует в таких случаях метод главных компонент, который позволяет выявлять и изучать факторы, вносящие наиболее ощутимый вклад в общий результат.
Очевидно,
что для управления уровнем текучести
необходим целый ряд
Затем
необходимо проанализировать существующую
систему оплаты труда и стимулирования,
социального обеспечения
Наконец, необходимо провести анализ существующей корпоративной культуры. Несмотря на то, что это один из важнейших элементов управления любым предприятием, практика показывает, что во многих российских фирмах четко формализованной корпоративной культуры нет как таковой, либо она существует только на бумаге. В рамках мероприятий по управлению текучестью в корпоративную культуру предприятия следует внести необходимые изменения, а также разработать мероприятия по популяризации последней среди сотрудников предприятия.
На
втором этапе выявляются подразделения
и коллективы, на текучесть в которых
не оказали должного воздействия
мероприятия, проведенные на первом
этапе. Каждый такой коллектив должен
быть изучен; должны быть проанализированы
психологический климат в этом коллективе,
взаимоотношения между
Важно отметить, что достижение положительных результатов в ходе проведения комплекса таких мероприятий вовсе не является основанием для того, чтобы забыть о текучести и сосредоточиться на других проблемах. Наблюдение за уровнем текучести следует проводить на постоянной основе, периодически возвращаясь к тем или иным элементам мероприятий по управлению текучестью персонала.
В условиях обострения конкуренции и снижения доходности многие организации ищут резервы повышения собственной рентабельности. Один из таких резервов заключен в управлении уровнем текучести персонала, от которого в немалой степени зависит эффективность деятельности предприятия.[12]
Что касается конкретного предприятия – НЭРЗ, то для предотвращения текучести кадров руководителю нужно грамотно создать систему, которая позволит управлять «текучестью», минимизировать её.
При системной работе с персоналом важно:
Выявлять причины увольнения каждого работника и вести статистику этих причин; вести также статистику увольнений (количество в месяц, в квартал, в год) по цехам и отделам, по должностям, по стажу работы; разработать программу ротации персонала (как горизонтальную, так и вертикальную).
Разрабатывать
систему отбора и адаптации персонала;
создавать систему
Проводить систему оценки сотрудников; следить за карьерой ушедших сотрудников и их котировкой на рынке труда.
При
анализе текучести кадров важно
оценивать, какие по «качеству» сотрудники
уходят, а какие остаются на заводе,
совпадает ли тенденция изменения
качества персонала со стратегическими
целями завода. Это дает понять –
является ли существенный уровень текучести
положительным или
1. Если уходят именно те кадры, от которых уже давно надо было избавиться, значит, организация на верном пути;
2.
Если же она теряет лучших
сотрудников, то вопросом
Если
кадровая текучесть для бизнеса
– естественная издержка, надо заранее
подготовиться к тому, что придется
постоянно подбирать новый
С причинами текучести персонала необходимо работать следующим образом:
1.
Проводить маркетинговые
2.
Пересматривать структуру
3.
Проводить анализ причин
4.
Сравнивать условия труда (
5.
Разрабатывать меры по
В результате запланированных мероприятий можно получить полную информацию о том, чем именно, какими аспектами труда неудовлетворенны сотрудники.
Необходимо учитывать также факторы, которые связаны с текучестью персонала:
- возраст сотрудника (чаще всего увольняются лица до 25 лет);
-
квалификация сотрудника (чаще меняют
работу работники низшей
-
место жительства сотрудника (чем
дальше живет от места работы,
тем больше риск его
-
стаж работы на заводе (после
трех лет стажа происходит
резкое снижение текучести,
Информация о работе Текучесть кадров на предприятии и пути ее сокращения