Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 17:26, курсовая работа
Цель курсовой работы – на основе изучения текучести кадров и анализа состояния проблемы на примере конкретного предприятия разработать основные пути по совершенствованию, подготовить рекомендации.
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
изучить научную литературу по проблеме исследования;
подобрать инструментарий исследования;
выявить благоприятные и неблагоприятные показатели текучести кадров в НЭРЗ;
наметить пути решения проблемы текучести кадров в организации.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы текучести кадров 5
1.1. Понятие и экономическая сущность текучести кадров 5
1.2. Управление процессом текучести кадров и методы снижения ее уровня 10
1.3. Опыт управления текучестью кадров за рубежом 15
Глава 2. Анализ текучести кадров в НЭРЗ 20
2.1. Краткая характеристика НЭРЗ 20
2.2. Кадровая политика, осуществляемая в НЭРЗ 23
2.3. Анализ текучести кадров в НЭРЗ 29
2.4. Меры по снижению текучести, применяемые в НЭРЗ 36
Глава 3. Рекомендации по снижению текучести кадров 38
Заключение 42
Список литературы 44
Приложение 1 46
Приложение 2 48
Для
анализа процессов стабилизации
трудовых коллективов большое значение
имеют также расчеты коэффициента сменяемости
кадров и периодов полного обновления
коллектива или отдельных профессиональных
групп. Коэффициент сменяемости кадров
определяется как отношение уволенных
в течение года работников к их общему
количеству. Полный
период сменяемости
кадров (в годах) рассчитывается по формуле
где Ксм – коэффициент сменяемости.
Аналогично рассчитываются показатели полного периода сменяемости кадров по отдельным категориям работников и профессиональным группам. При этом продолжительный период сменяемости считается хорошим показателем, а непродолжительный — плохим.
Мероприятия по снижению текучести направлены на предупреждение причин увольнений (в первую очередь, связанных с неудовлетворенностью работников условиями труда и быта). Управление текучестью кадров на уровне предприятия, организации, отрасли заключается прежде всего в сведении к минимуму противоречий между потребностями и интересами работников и конкретными возможностями их удовлетворения. В зависимости от характера причин текучести мероприятия по содержанию могут быть такими:
В управлении кадрами производства, и в частности процессами текучести, возрастает роль социальной информации, обобщенные результаты которой являются необходимой основой для разработки планов социального развития коллективов (ПСР).
Под социальной информацией в управлении кадрами на производстве понимают совокупность правовой, социологической, социально-психологической и педагогической осведомленности сотрудников кадровых служб, способствующей направленному воздействию на протекание социальных процессов в коллективе и воспитание работников. Другими словами, социальная информация — это сведения, необходимые менеджеру по кадрам для постановки, выбора средств и реализации задач формирования и стабилизации производственных коллективов и социального управления в целом.
При
разработке конкретных мероприятий
следует руководствоваться
Совершенствование организации производственной и социальной адаптации рабочих, особенно молодежи, имеет исключительно важное значение в деле сокращения текучести кадров на производстве, где до 50 % всех рабочих имеют возраст до 30 лет, а уровень текучести среди них в два раза выше, чем среди рабочих других возрастных групп, и составляет почти 2/3 общей текучести кадров.
Коэффициент
текучести кадров среди молодых
рабочих (до 30 лет) со стажем работы на
предприятии до двух лет определяется
по следующей формуле:
,
где Пм – количество молодых рабочих со стажем до двух лет, уволившихся по причинам текучести;
Пф.м. – фактическая численность молодых рабочих со стажем работы на предприятии до двух лет за соответствующий период.
Аналогично рассчитывается коэффициент текучести молодых рабочих по каждой интересующей группе (по структурным подразделениям, определенным профессиям и т. д.).
Важную
роль в оптимизации процессов
социально-производственной адаптации
работников играет движение наставничества.
К каждому вновь принятому
молодому рабочему необходимо в 3-5-дневный
срок прикрепить наставника из высококвалифицированных
рабочих, имеющих способности к
воспитательной работе. Контролируют
прохождение адаптации кадровые
службы совместно с Советом
Одним из факторов, существенно влияющих на процессы текучести, является производственный климат взаимоотношений, который условно можно представить в виде трех климатических зон.
Климатическая
зона I — это социальный климат, определяемый
степенью осознанности каждым работником
общих целей и задач
Климатическая зона II — это моральный климат, определяемый действующими в коллективе моральными ценностями и являющийся по масштабам локальным, т. е. характерным для первичного коллектива (бригады, участка, отдела);
Климатическая
зона III — это психологический
климат, особенность которого состоит
в том, что он складывается между
работниками, непосредственно
В
коллективах с нездоровым морально-психологическим
климатом низка производительность
труда и высока текучесть кадров.
Особенно чувствительны к морально-
Важным
звеном всей кадровой работы, и в
частности работы по сокращению текучести
кадров, является создание и внедрение
подсистемы АСУ "Кадры". Например,
при наличии АСУП решение задачи,
связанной с расчетом частных
коэффициентов текучести и
В
целом система формирования стабильного
трудового коллектива (схематически
показана на рис.1.1.) предусматривает
постоянную целенаправленную работу с
различными категориями работающих
на основе комплекса мероприятий, направленных
на повышение удовлетворенности
работников трудом, улучшение их культурно-бытовых
условий, совершенствование системы
образования, повышения квалификации
и профессионального
Зарубежные
менеджеры сталкиваются с довольно
серьезной проблемой —
Взаимозависимость
уровней текучести кадров и общей
удовлетворенности трудом подтверждается
и другими исследованиями. Например,
западногерманские социологи
Таблица 1 - Данные о текучести кадров в зависимости от размеров предприятий
|
Для
повышения удовлетворенности
Информация о работе Текучесть кадров на предприятии и пути ее сокращения