Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 17:11, курсовая работа
Мировая история свободных экономических зон (СЭЗ). Одним из средств региональной политики является установление государством особых правовых, организационных, экономических режимов на отдельных территориях — создание так называемых свободных экономических зон. По мнению ряда исследователей, мировая история СЭЗ начинается еще в древности или в Средневековье. Указывается, например, что в 1547 г. Ливорно в итальянской области Тоскана был объявлен городом свободной торговли. Торговцы тогда добились права продавать там товары, не облагаемые налогом. Позднее, в XVII в., зоны свободной торговли были созданы в итальянском порту Триест и югославском Шибенике, а в XVIII в. — в Гибралтаре и даже в Бангкоке. В этих зонах были созданы льготные условия для ведения беспошлинной торговли.
• конкретно-исторический характер оптимизации рыночного и нерыночного механизмов;
• характер решаемых проблем; коренной при этом была и остается задача максимизации экономической и социальной эффективности территориальной организации общества;
• тенденция к уменьшению пределов отклонений маятника «госрегулирование — рыночное саморегулирование»;
• появление в
перспективе более действенных
механизмов, порожденных
В РФ совокупные государственные расходы составляют около половины ВВП, что свидетельствует о потенциальных возможностях эффективного регулирования экономики, — во всяком случае, не менее результативного, чем в других странах мира. Для этого, однако, необходимо решить две крупные задачи: 1) существенно увеличить объемы ВВП, обеспечив его прирост ежегодно минимум на 6—8%; 2) усовершенствовать механизм перераспределения ВВП таким образом, чтобы оно осуществлялось в интересах большинства населения, а в сфере экономики учитывались перспективные производства, выполняющие прорывные функции.
Представления о целях
и приоритетах стратегии
Существующие же воззрения
и концепции страдают, на наш взгляд,
односторонностью, характерны более
для административно-
Все это обусловило поиски новых форм государственного участия в разрешении проблем устойчивости и устойчивого развития. Это позволяет сделать вывод, что период, когда отношения федерального Центра и субъектов Федерации строились в основном на заключении между собой разнообразных договоров и распределении бюджетных средств, завершается. В предстоящее время финансовую помощь регионам предполагается осуществлять посредством специальных фондов.
Фонд регионального развития в перспективе будет представлять территориальный разрез инвестиционной части федерального бюджета и ориентироваться на поддержку инвестиций производственного предназначения.
Фонд развития региональных финансов предусматривается создать за счет ресурсов международных экономических структур (банков, фондов и т.п.) и использовать преимущественно в регионах, выдерживающих стандарты реформ и выполняющих функции своего рода «точек роста».
Существующий федеральный фонд финансовой поддержки регионов целесообразно использовать в качестве инструмента выравнивания среднедушевых показателей исходя из минимальных государственных социальных стандартов.
Основные меры государственного регулирования устойчивости экономики регионов в ближайшей перспективе должны заключаться в следующем.
На федеральном уровне необходимо уточнить Концепцию перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, в частности выделить положение об особой роли устойчивого развития экономики российских регионов, в том числе экономических районов, — для преодоления системного кризиса.
При этом необходимо наполнить категории устойчивости и устойчивого развития социально-экономическим содержанием, преодолеть неразбериху в использовании терминов в принимаемых документах.
Стратегия экономического развития региона рассматривается как система мероприятий направленных на реализацию долгосрочных задач социально-экономического развития государства с учетом рационального вклада регионов в решение этих задач, определяемого реальными предпосылками и ограничениями их развития.
Стратегия регионального развития не однородна по отношению к различным регионам, это обусловлено различиями регионов в области обеспеченности ресурсами, структуры хозяйства, достигнутого уровня развития различных сфер экономики, условий вхождения в рыночную экономику, темпов трансформации форм собственности.
Социально-экономическое развитие региона – это центральная функция органов власти региона, которая становится особенно актуальной во время кризиса и постоянных структурных изменений.
При анализе качества регионального развития полезно использовать концепцию теории стадий роста, согласно которой экономическое развитие проходит три основные стадии: доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную. Доминирующими отраслями доиндустриального развития являются добывающие отрасли, сельское хозяйство, рыбная, лесная, горнодобывающая промышленность. В индустриальной стадии доминируют перерабатывающие отрасли: машиностроение, химическая, лесная и деревообрабатывающая, легкая, пищевая промышленность и пр. В постиндустриальной стадии основными отраслями, на которых базируется экономическое развитие, становятся отрасли нематериального производства: наука, образование, торговля, финансы, страхование, здравоохранение и др. Характерными чертами постиндустриального общества становятся относительное падение производства товаров и относительное увеличение производства услуг, рост наукоемкости производства, повышение уровня квалификации персонала, опережающая интернационализация производства.
Общие закономерности мирового экономического развития дают возможность всесторонне оценить предысторию и перспективу экономического развития того или иного города или региона. В зависимости от доминирующей отраслевой принадлежности можно выделить города доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные, в которых происходят разные по своей сути процессы и к которым применимы разные рецепты управления процессом экономического развития.
В индустриальных городах действуют закономерности, определяемые ролью ведущих отраслей — «локомотивов индустрии», которые создают так называемый мультипликативный эффект, определяют ход развития города или региона в целом. Ведущая отрасль создает дополнительные рабочие места, а вся остальная инфраструктура города как бы обслуживает основное производство. В этих условиях нередко формируются города с моноотраслевой структурой, когда одно или несколько предприятий одной отрасли определяют состояние экономики и социальной сферы всего города.
В постиндустриальных городах или регионах главным сектором, определяющим их благосостояние, становится уровень развития городской инфраструктуры. Степень развития дорог, связи, жилищного сектора, сферы услуг и индустрии развлечений, степень доступности офисных помещений, уровень преступности и обеспеченность города квалифицированными кадрами — все это определяет потенциал развития постиндустриального города, так же как способность инфраструктуры города принять новые виды бизнеса и новых людей, быстро и эффективно приспособиться к новым условиям. Экономическое развитие сегодня — это не столько количественный рост, сколько качественные изменения. Меняется суть деятельности коммерческих фирм. Главное — не просто произвести что-то, а произвести, продать, ответив на новый технологический вызов, определить конкурентов, учесть новые запросы потребителей и научиться действовать в новых рамках более жесткого конкурентного окружения и социального контроля.
Тенденции экономического развития современного общества позволяют сделать вывод о том, что нематериальное производство представляет собой преимущественную сферу занятости, преимущественное направление инвестиций и фактор процветания современного общества. Иными словами, нематериальное производство — это парадигма современного экономического развития.
В России в настоящее время происходят два противоположных по направленности процесса: деиндустриализация и рост удельного веса сектора услуг. Первая тенденция — падение удельного веса перерабатывающих отраслей, с одновременным укреплением добывающих — является отчасти вынужденной и в целом с точки зрения перспектив дальнейшего развития отечественной экономики носит негативный характер. Эта тенденция смещает отечественную экономику с преимущественно индустриальной на до-индустриальную стадию развития, что свидетельствует не о прогрессе, а скорее о регрессе. В то же время в российской экономике происходит рост удельного веса услуг, торговли и финансовых учреждений, что характерно в целом для постиндустриальной стадии развития общества. В ближайшие годы в России прогнозируется весьма существенное перераспределение трудовых ресурсов. В экономике любой развитой страны или развитого региона манипулирование информацией становится базисом любого продвижения вперед. Информационная компонента начинает доминировать в любом производстве и в любом бизнесе. Развитость информационной компоненты становится одновременно фактором, индикатором и результатом развития страны или региона. Другими словами, развитость информационной инфраструктуры (которая одновременно является инфраструктурой бизнеса) становится фактором притяжения и развития деловой активности. Компьютерные сети, вычислительная техника, компьютерный дизайн, средства связи сегодня становятся тем, чем были в конце XIX в. железные дороги, — катализатором и фактором социально-экономического развития всего общества. Информация становится сегодня ресурсом развития, а зрелость информационных технологий определяет темп этого развития.
Развитие любого региона России в значительной мере зависит от создания в данном регионе условий для привлечения иностранных экономических агентов (партнеров, инвесторов, покупателей продукции). Создание благоприятных условий для деятельности иностранных экономических партнеров в настоящее время — один из факторов развития региона в целом.
В целом региональная
администрация в своей
• инструменты региональной промышленной политики, включающие в себя и широкий спектр методов привлечения инвестиций в регион;
• методы стратегического планирования развития региона;
• приемы регионального маркетинга и методы «продвижения» регионов и городов. Новые управленческие технологии развития регионов требуют постоянного обновления знаний и постоянной трансформации персонала администраций. Для реализации новых управленческих технологий необходимы постоянные вложения в человеческий капитал регионов и городов. Целесообразно при формировании и развитии дееспособной команды администрации непрерывно повышать ее квалификацию, используя инновационные семинары и стажировки. Повсеместно следует использовать приемы так называемого бенчмаркинга, т.е. целенаправленного применения передового опыта других регионов и городов.
Таким образом:
• экономическое благосостояние российских регионов определяется не только наличием исходных преимуществ (географическое положение, наличие природных ископаемых и др.), но и качеством управления их социально-экономическим развитием;
• в управлении развитием региона целесообразно использовать современные методы регионального менеджмента — стратегическое планирование, региональный маркетинг и др.;
• основным фактором успеха в управлении региональным развитием становится уровень квалификации кадров региональной администрации и рациональное использование интеллектуального потенциала консультантов по региональному развитию.
Развитием общественного
производства управляют экономические
законы, отражающие объективные связи
и взаимозависимости между явле
Особую модификацию экономических законов, обусловленную своеобразием сферы действия, составляют объективные законы (закономерности) регионального развития производства. По существу, это законы общественного территориального разделения труда; они иногда необоснованно подменяются в учебниках региональной экономики закономерностями размещения производительных сил.
В условиях организованного рынка управление формированием хозяйства регионов и региональных систем подчинено общим законам (закономерностям) их развития — целенаправленности, взаимосвязанности и результативности. Законы выражают объективную необходимость и складывающиеся тенденции регулируемого развития не только региональных хозяйственных комплексов, но и совершенствования межрегиональных пропорций хозяйства, его комплексной территориальной организации и достижения при этом высокой народнохозяйственной эффективности.
Для практического использования
общие положения причинно-
Исходя из опыта регионально-
Законы (закономерности) проявляются не изолированно друг от друга, а во взаимодействии и взаимообусловленности в масштабе страны или однотипных стран, имеют общее значение для развития хозяйства отдельных регионов и региональных систем.
Законы и принципы развития регионов имеют исторический характер, они выявлялись и уточнялись в ходе экономического строительства. Некоторые из них постепенно теряли, другие усиливали свое значение, появлялись и новые требования. Например, в довоенный советский период очень важная роль отводилась таким принципам, как ликвидация экономической и культурной отсталости национальных и крестьянских районов; сочетание опоры на крупные пролетарские центры с дальнейшим ограничением их роста и созданием новых городов; культурное развитие всех районов.