Свободные экономические зоны

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 17:38, доклад

Описание работы

СЭЗ — важный институт мирового хозяйства, особая форма международной экономической интеграции. Обычно это регион, часть национальной территории со специальным льготным внешнеторговым, таможенным, инвестиционным, валютно-финансовым и налоговым режимами, поощряющими хозяйственную (производственно-коммерческую, предпринимательскую) деятельность иностранных участников, привлечение внешних инвестиций и передовых зарубежных технологий. При создании СЭЗ реализуется точечная стратегия ускорения хозяйственного роста — определяются регионы и сферы целевого стимулирования экономической активности на основе международного сотрудничества, концентрации ресурсов с использованием благоприятствующих факторов. Это позволяет решить взаимосвязанные цели: экономическую, социальную, производственную и научно-техническую.

Работа содержит 1 файл

СЭЗ.docx

— 18.42 Кб (Скачать)

СЭЗ — важный институт мирового хозяйства, особая форма международной  экономической интеграции. Обычно это  регион, часть национальной территории со специальным льготным внешнеторговым, таможенным, инвестиционным, валютно-финансовым и налоговым режимами, поощряющими  хозяйственную (производственно-коммерческую, предпринимательскую) деятельность иностранных участников, привлечение внешних инвестиций и передовых зарубежных технологий. При создании СЭЗ реализуется точечная стратегия ускорения хозяйственного роста — определяются регионы и сферы целевого стимулирования экономической активности на основе международного сотрудничества, концентрации ресурсов с использованием благоприятствующих факторов. Это позволяет решить взаимосвязанные цели: экономическую, социальную, производственную и научно-техническую.

Экономическая цель преследует активизацию, расширение внешнеторговой и в целом внешнеэкономической деятельности; привлечение иностранного и отечественного капитала; повышение конкурентоспособности национального производства, его экономической эффективности; увеличение экспорта и рационализацию импорта; рост валютных поступлений в бюджет и на цели дальнейшего развития СЭЗ.

В рамках социальной цели решаются задачи: создание новых рабочих мест, рост занятости населения; повышение квалификационного уровня работников с учетом использования мирового опыта; формирование современных менеджерских кадров; рост благосостояния и уровня жизни населения; ускорение развития социальной и бытовой инфраструктуры.

Производственная  и научно-техническая цели включают: приток иностранной и отечественной техники и технологий; ускорение внедрения результатов НИОКР; концентрацию научно-технических кадров, в том числе зарубежных, а также материально-финансовых ресурсов   на приоритетных   направлениях; более полное использование имеющихся мощностей, в частности, конверсионных; развитие производственно-транспортной инфраструктуры.

Создание и функционирование СЭЗ во всех их разновидностях способствует общему подъему экономики на национальном и региональном уровнях. Не случайно к концу 90-х годов в мире насчитывалось около 2000 СЭЗ, из которых более 1000 находились в развивающихся странах. Численность занятых в таких зонах, согласно оценкам Центра ООН по ТНК, превысила 3 млн. человек, а суммарный внешнеторговый оборот достиг почти 1,2 трлн долл., т. е. более 10% мировой торговли в 1998 г. Довольно быстрое распространение СЭЗ (а их число с 1981 г. к настоящему времени выросло более чем в 10 раз) подтверждает их положительную роль как важного института мировой экономики, способствующего ускорению хозяйственного развития, повышению его устойчивости, привлечению внешних ресурсов роста.

В условиях ограниченности, а тем более дефицита ресурсов в ряде стран СЭЗ выступают  как реальный и достаточно эффективный инструмент включения национальных экономик в мировое хозяйство. Они ориентированы на активную внешнеэкономическую деятельность, большую восприимчивость к современной технике и технологиям, создание целевых производств, соответствующей инфраструктуры, применение особых методов и форм финансовой, инновационной, производственно-сбытовой, внешнеторговой деятельности. Являясь частью территории страны, СЭЗ выступают вместе с тем как практический рычаг адаптации всей национальной экономики к мировому хозяйству, ускоряя этот процесс. В то же время необходимо подчеркнуть, что СЭЗ отделены от остальной территории страны и административно (специальным, пропускным) и экономически таможенным, налогово-финансовым режимами. Этот признак СЭЗ оговорен и в официальном их определении, данном в документах Киотской конвенции (1973г.).

Цели создания свободных экономических зон   

 Для мировых хозяйственных  связей свободные экономические  зоны предстают, в основном, как  фактор ускоренного экономического  роста за счет активизации  международного товарооборота, мобилизации  инвестиций, углубления интеграционных  экономических процессов.   

 Свободные экономические  зоны представляют собой часть  национального экономического пространства, где используется особая система  льгот и стимулов, не применяемая  в остальных частях страны. Как  правило, свободная экономическая  зона -- это в той или иной  степени обособленная географическая  территория. В научных публикациях  и отчетах международных организаций  для характеристики разного рода  зон используется термин "свободные  экономические зоны". Однако этот  термин не в полной мере  отражает сущность этого явления.  Так, применяемые во многих  из них экономические правила,  рычаги, специальные административные  законы отнюдь не освобождают  от определенного правового и  хозяйственного режима, а лишь  облегчают его, предоставляют  льготы, стимулирующие предпринимательство.  Фактически государство в этих  зонах лишь сокращает масштабы  своего вмешательства в экономические  процессы.   

 Для некоторых стран  "свободные зоны" по существу  являются специальными в смысле  экстерриториальности, по условиям  уровня жизни работников зоны, концентрации производственного  потенциала и др. Для таких  зон больше подходит термин "специальные  экономические зоны". Цели создания  СЭЗ зависят от уровня социально-экономического  развития организующих их стран,  их стратегических народнохозяйственных  планов и др.   

 Поэтому причины и  цели создания свободных экономических  зон в каждом конкретном случае  могут отличаться друг от друга.  Так, в промышленно развитых  странах, таких как США, Великобритания, Франция свободные экономические  зоны часто создавались для  активизации внешнеэкономических  связей, реализации региональной  политики, направленной на оживление  мелкого и среднего бизнеса  в депрессивных районах, выравнивание  межрегиональных различий. В этих  целях такой категории предпринимателей  предоставлялась большая, чем  в других районах страны, свобода  деятельности и значительные  финансовые льготы. Эти программы  не имели специальной ориентации  на привлечение иностранного  капитала.   

   

 Со сходной целью  создавались свободные экономические  зоны и в ряде развивающихся  государств. Однако в отличие  от промышленно развитых стран  в этих государствах упор при  создании СЭЗ делается на привлечение  иностранного капитала, технологий, модернизацию промышленности, повышение  квалификации рабочей силы. 
Помимо названных целей и причин создание свободных экономических зон увязывается с тремя основными задачами:   

- стимулированием промышленного  экспорта и получением на этой  основе валютных средств; 
- ростом занятости; 
- превращением зон в полигоны по опробованию новых методов хозяйствования, полюса роста национального хозяйства.   

   

 Создание свободных  экономических зон рассматривается  их учредителями как важное  звено в реализации принципов  открытой экономики. Их функционирование  связывается с либерализацией  и активизацией внешнеэкономической  деятельности. В свободных экономических  зонах экономика имеет высокую  степень открытости внешнему  миру, а таможенный, налоговый и инвестиционный режимы благоприятны для внешних и внутренних инвестиций.   

   

 В то же время  образование свободной экономической  зоны может означать то, что  страна, не желая полностью открывать  свою экономику иностранному  капиталу или повсеместно использовать  особый инвестиционный климат, использует  частичную, локальную открытость  в виде специальной зоны. В  последнее десятилетие в мировой  экономике развернулась острая  конкуренция между государствами  в области налоговых и иных  льгот, предоставляемых для привлечения  капиталовложений из других стран.  Волна разного рода налоговых  льгот, зафиксированных национальными  законодательствами, получила название "налоговой революции". Свободные  экономические зоны в этом  процессе играют достаточно заметную  роль. Фактически они представляют  своеобразные ловушки для мигрирующих  в масштабах мирового хозяйства  капиталов. Поэтому причины и  цели создания свободных экономических  зон в каждом конкретном случае  могут отличаться друг от друга. 

1.3 Цели и подходы к формированию  свободных экономических зон

Специфика каждой из всего многообразия существующих форм СЭЗ предопределяется подходами  к её созданию. Существует несколько  таких подходов [11]:

- во-первых, с точки  зрения размещения производительных  сил на территории страны или  региона;

- во-вторых, с точки  зрения производства и распределения  товаров и услуг, произведенных  в свободной экономической зоне;

- в-третьих, с  точки зрения организационных  форм, возможных и целесообразных  в пределах СЭЗ.

Подходы можно так  же разделить на территориальные  и режимные. С позиции первого  оформляется конкретно обозначенная территория, а с позиции второго - введение особого режима, допускающего предоставление определённых преимуществ. Следует отметить, что указанные  подходы составляют основу определения  СЭЗ, а концепция их создания изложена в качестве основ классификации.

При рассмотрении подхода к созданию СЭЗ с точки  зрения размещения производительных сил  на территории основываются на использовании  имеющихся на этой конкретной территории ресурсов - природных, трудовых, производственных, а так же на возможности привлечения  из других территорий (стран) недостающих  факторов развития. Согласно второму  подходу, при создании СЭЗ необходимо решить задачи производства и распределения  общественного продукта, то есть установление общественных отношений, в основе которых - отличия от установившихся в стране экономико-правовых отношений. Первый и второй подходы к созданию СЭЗ  являются наиболее универсальными, общими опосредованными закономерностями общественного развития, и с этой точки зрения - необходимыми для  обоснования любых зон. Третий подход определяет типовые различия зон  и ближе всего подводит к необходимости  их классификации.


Информация о работе Свободные экономические зоны