Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 17:11, курсовая работа
Мировая история свободных экономических зон (СЭЗ). Одним из средств региональной политики является установление государством особых правовых, организационных, экономических режимов на отдельных территориях — создание так называемых свободных экономических зон. По мнению ряда исследователей, мировая история СЭЗ начинается еще в древности или в Средневековье. Указывается, например, что в 1547 г. Ливорно в итальянской области Тоскана был объявлен городом свободной торговли. Торговцы тогда добились права продавать там товары, не облагаемые налогом. Позднее, в XVII в., зоны свободной торговли были созданы в итальянском порту Триест и югославском Шибенике, а в XVIII в. — в Гибралтаре и даже в Бангкоке. В этих зонах были созданы льготные условия для ведения беспошлинной торговли.
В переходно-рыночной экономике, при сочетании саморегулирования рынка с его государственным регулированием, на первый план выдвигаются задачи ускоренного подъема депрессивных и отсталых регионов, активизация благоприятных возможностей развития опорных старопромышленных районов и др. Поэтому уточняются традиционные установки, к ним добавляются другие. Скажем, необходимость приспособления к рыночным колебаниям спроса и предложения вызывает дополнение региональной комплексности хозяйства его диверсификацией. Задача сохранения и укрепления единого экономического пространства и территориальной целостности государства потребовала придать приоритетное значение межрегиональной экономической интеграции.
Нет оснований утверждать, что законы регионального развития в рыночной экономике (тем более в переходный период) резко отличаются от тех, которые действуют в плановом хозяйстве. Во-первых, при высоком уровне обобществления современного производства элементы одних формационных систем легко проникают в другие. Рынок Запада давно использует методы регулирования плановой экономики, а последняя (особенно это заметно в Китае) - методы рыночного стимулирования производства. Во-вторых, объект изучения региональной экономики, несмотря на общесистемные различия, один и тот же — пространственная сфера общественного воспроизводства, территориальное разделение труда и его системообразующий элемент — регион с признаками и требованиями для рационального хозяйствования (специализация, комплексность и т. д.).
Объективные особенности и требования регионального развития в виде его тенденций — экономических законов - служат первой научной основой региональной политики и механизма регулирования экономики регионов при переходе к рыночным отношениям.
Другой научной основой, отражающей те же объективные региональные особенности, являются подлежащие выявлению, изучению и учету разнообразные факторы развития регионов и их систем — экономические, географические, исторические, организационные и другие условия, ресурсные и прочие предпосылки территориального формирования хозяйства.
Если условия, предпосылки относятся к предприятиям и отраслям, то они именуются факторами размещения производства. Среди всех факторов некоторые относятся только к отраслевым условиям (например, энергоемкость производства) или только к региональным (например, населенность территории).
Весьма разнообразны
факторы рыночной среды в регионе: ресурсные — количество населения, масштабы
и отраслевой состав хозяйства, формирующие
платежеспособный спрос, ресурсы земли
(свободные площадки), воды, сырья, технологического
оборудования, квалифицированной рабочей
силы, финансовый потенциал; инфраструктурные—
Поскольку факторы формализуются (выражаются количественно), то они используются для расчетных обоснований размещения и регионального развития производства, в частности, для выводов о целесообразности развития тех или иных регионов или мест дислокации тех или иных предприятий.
Система факторов, наряду с экономическими законами, является неотъемлемой частью методологии и организации социально-экономического развития регионов и формирования региональной структуры народного хозяйства По существу, вся региональная экономика базируется на теории факторов развития регионов и их систем. Правда, это не избавило от серьезных просчетов в практике регионального развития и размещения производительных сил (дислокация вопреки Официальным установкам и рекомендациям науки энергоемких предприятий в энергодефицитных регионах, трудоемких — в трудонедостаточных и т. п.).
Значение факторов меняется с переходом к рыночным отношениям. При становлении в новой России современных форм и методов хозяйствования в исследованиях и планировании регионального развития оценивается (В. К. Савельев и др.) влияние не только изменившейся роли традиционных факторов (природного, энергетического, транспортного, социального и др.), но и появившихся новых (геополитического, рыночного, кризисного и т. д.). Отмечается возрастание значения природного и связанного с ним энергетического факторов при определении местоположения отдельных предприятий и структуры региональных хозяйственных комплексов. Почти в 10 раз увеличились региональные различия в стоимости топлива и в 3—4 раза — электроэнергии. Повышение значимости природных факторов обусловлено также расширением самостоятельности субъектов Российской Федерации в распоряжении естественными богатствами.
Повысилась роль транспортного фактора. В результате опережающего роста стоимости перевозок по сравнению с издержками производства товаров и цен на них локализуются рынки товаров отечественного производства, осложняется их выход на мировой рынок, создаются предпосылки для диверсификации хозяйства регионов при одновременном сужении их производственной специализации и межрайонного обмена.
С усилением региональных различий в стоимости жизни и рабочей силы, уровне занятости, возросшей и часто не совпадающей с региональными экономическими интересами миграцией населения возрастает и влияние социального фактора на развитие регионов. Эта тенденция сохранится с выходом из кризисного состояния и ростом уровня жизни и себестоимости рабочей силы.
В новых условиях изменились сами обстоятельства формирования региональных ресурсных предпосылок развития. Так, стоимость топливно-энергетических ресурсов зависит от ценовой и налоговой политики в отраслях ТЭК, размежевания по видам государственной собственности (федеральная, субъектов Федерации), разно-этапности регулирующих мероприятий в ТЭКе, а не только от качественных отличий месторождений топлива и их размещения.
На стоимость капитального
строительства влияют не только ожидаемые
темпы изменения объемов
Транспортные тарифы изменяются не только от темпов роста грузонапряженности магистралей на основных направлениях массовых перевозок, уровня технического состояния транспортного комплекса, но и от степени сближения (отдаления) мест спроса и центров предложения товаров, изменения цен на топливо, электроэнергию, средства подвижного состава и т. п. В рыночной экономике весьма поднялась роль фактора информационных ресурсов и коммуникационных систем. Оценка воздействия территориальных факторов на условия хозяйствования в регионе выражается в форме качественных и количественных характеристик, прежде всего стоимостных, дающих представление о возможностях результативной социально-экономической деятельности. Сравнительным анализом по регионам этих оценок выявляется их территориальная дифференциация по стране.
Требования законов, принципов и факторов регионального развития должны строго учитываться в целевых программах и других механизмах государственного регулирования экономики регионов
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: