Свободные экономические зоны

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 17:11, курсовая работа

Описание работы

Мировая история свободных экономических зон (СЭЗ). Одним из средств региональной политики является установление государством особых правовых, организационных, экономических режимов на отдельных территориях — создание так называемых свободных экономических зон. По мнению ряда исследователей, мировая история СЭЗ начинается еще в древности или в Средневековье. Указывается, например, что в 1547 г. Ливорно в итальянской области Тоскана был объявлен городом свободной торговли. Торговцы тогда добились права продавать там товары, не облагаемые налогом. Позднее, в XVII в., зоны свободной торговли были созданы в итальянском порту Триест и югославском Шибенике, а в XVIII в. — в Гибралтаре и даже в Бангкоке. В этих зонах были созданы льготные условия для ведения беспошлинной торговли.

Работа содержит 1 файл

всё.doc

— 148.50 Кб (Скачать)

♦  административные льготы, предоставляемые администрацией зоны с целью упрощения процедур регистрации предприятий и режима въезда-выезда иностранных граждан, а также оказания различных услуг [39, с. 363].

Льготы могут применяться  в самых различных комбинациях. Опыт показывает, что в относительно крупных производственных зонах  целесообразнее использовать не территориальный, а функциональный подход, когда преференции получают не все находящиеся на территории предприятия, а только те, которые отвечают целям и задачам развития зоны.

В крупных зонах комплексного типа система льгот может быть основана на сочетании территориального и функционального подходов: базовый, универсальный по характеру применения. Набор преференций дополняется льготами, локализованными в рамках определенных участков зональной территории, а также специальными льготами, пронизывающими экономику зоны по горизонтали (территориальный разрез) и по вертикали (отраслевой разрез).

Управление функционированием  СЭЗ. Если следовать принятой классификации регионов, то свободные экономические зоны по сути своей являются программными регионами, границы которых необязательно совпадают с административными границами. Обеспечение специального режима на территории должно осуществляться на основе административного управления, что создает особые проблемы организации механизма функционирования зоны.

СЭЗ является территорией  с особым статусом, поэтому выбор модели административно-хозяйственного управления зоной зависит от типа и размера территории, особенностей государственного устройства страны, развитости частного сектора и т. п. При этом следует учитывать, что зона, будучи локальной социально-экономической системой, должна располагать относительно обособленной системой хозяйственного управления, т. е. находиться вне юрисдикции отраслевых министерств и ведомств, курирующих различные сферы экономики.

Такая специфика управления зоной создает основу для конфликтов, которые могут возникать как на межведомственном уровне, так и между зоной и различными государственными инстанциями. Для эффективного управления функционированием зоны и предотвращения конфликтов необходимы:

♦  создание функциональной структуры управления зоной во главе с администрацией, которая наделяется значительными полномочиями, включая делегированные разными ведомствами;

♦  наличие в стране государственного органа по координации  и контролю развития зон, обладающего достаточной властью для защиты интересов последних, желательно, чтобы этот орган имел надведомственный статус;

♦   непосредственное подчинение администрации зоны уполномоченному государственному органу, минуя все промежуточные административно-территориальные властные инстанции.

В силу отмеченных выше особенностей свободной экономической зоны механизм управления зоной должен реализовать  два типа функций: административные функции, связанные с обеспечением особого хозяйственного режима, и экономические функции, связанные с развитием территории зоны и обеспечением реализации агломерационных эффектов. Поэтому механизм управления СЭЗ включает два типа органов управления: администрация зоны, выполняющая функции организационно-правового и хозяйственного регулирования;

♦   корпорация развития зоны, решающая проблемы развития территории.

Корпорация зоны, как  правило, действует на коммерческих принципах. В ее задачи входят: представление хозяйственных интересов зоны внутри страны и вне ее; решение вопросов размещения новых производств; обеспечение привлечения и профессиональной подготовки трудовых ресурсов; строительство и эксплуатация объектов инфраструктуры; обустройство и сдача в аренду земельных участков; создание специализированных (торговых, снабженческих, строительных, транспортных, информационных и пр.) организаций.

Преимущества и недостатки функционирования СЭЗ. Опыт создания свободных экономических зон в разных странах показал, что они могут стать фактором роста региона, однако эффект открытия СЭЗ достигается по прошествии нескольких лет и при наличии указанных выше условий, определяющих успешность зоны.

Создание особого экономического режима в зоне и применение различных льгот в налогообложении приводят к тому, что норма прибыли в зоне оказывается несколько выше, чем в окружающих ее регионах и национальной экономике в целом, что позволяет привлеченному в зону капиталу повысить норму прибыли; благоприятный экономический режим в зоне может привести к сокращению сроков окупаемости капитальных вложений.

Однако режим СЭЗ может оказывать не только положительное влияние на развитие территории, национальный бизнес в зоне хотя и испытывает обучающее влияние иностранного опыта, но попадает в среду жесткой конкуренции с неравными стартовыми возможностями (низкий технический уровень производства, высокая себестоимость, несравнимый финансовый потенциал и т. д.), поэтому в СЭЗ не исключено падение местного производства и снижение экономической активности местных производителей.

Конкретные рамки и  размеры льгот устанавливаются  на основе технико-экономического обоснования проекта развития СЭЗ, они определяются в зависимости от величины потерь, обусловленных предоставленными льготами (недопоступление доходов в бюджет) и эффектом от разрешения проблем территории.

Анализ опыта функционирования СЭЗ показывает, что в своем развитии зоны, как правило, проходят четыре стадии: стадия создания, когда формируется инфраструктура, идет активный процесс притока иностранного капитала;

♦  стадия развития, в которой наблюдается замедление притока иностранного капитала при быстром одновременном росте экспорта;

♦  стадия зрелости: прекращение роста иностранных инвестиций вследствие заполнения свободных рыночных ниш, вытеснение мелких фирм более крупными с передовой технологией, расширение связей с в незональным пространством;

♦  стадия упадка: сокращение иностранных инвестиций в результате сближения режима хозяйственной деятельности в зонах и вне их, а также истечения срока налоговых льгот, расширение участия в зонах национального капитала.

В течение жизненного цикла зоны, составляющего порядка 20-30 лет, она должна решить поставленные перед ней задачи, после чего особый режим хозяйствования зоны отменяется, зона по уровню ее экономического развития фактически сливается с развитым на ее основе внезоиальным пространством.

Особенности специальных  технико-внедренческих зон. Технополисы, инновационные центры, научно-технические парки являются формами специальных зон технико-внедренческого типа. Это территории с концентрацией исследовательских, проектных, научно-производственных фирм, пользующихся государственной поддержкой. Они создаются на базе университетов и других учебных и научных учреждений либо путем конверсии промышленно-производственных зон. Основной идеей их создания является интеграция субъектов инновационной деятельности в регионе и реализация на этой основе агломерационных эффектов.

Государственная поддержка  технико-внедренческих зон выражается в предоставлении финансовых ресурсов, создании инфраструктурных объектов, а также принятии и реализации специальных планов развития. Правительство субсидирует исследовательскую деятельность в технополисах, финансовая помощь оказывается мелким и средним компаниям, участвующим в программе.

По форме технополисы  представляют собой создаваемые или развивающиеся при поддержке правительства научно-технические городки, в которых обеспечены условия для органичного слияния научно-исследовательской деятельности с наукоемким производством и подготовкой кадров (ученых, инженеров, техников, высококвалифицированных рабочих). Одновременно обустраиваются комфортабельные жилые зоны с хорошими культурно-бытовыми и экологическими условиями, чтобы привлечь в технополисы ученых и специалистов из других районов.

В основе функционирования научно-технических парков лежит принцип деятельности промышленных парков, представляющих собой зоны промышленной застройки с полным набором необходимых служб и системами транспортного, информационного, телекоммуникационного обслуживания.

Промышленный парк —  участок земли, оборудованный необходимыми элементами инфраструктуры (водоснабжение, энергоснабжение, транспорт, производственные здания), продаваемый или сдаваемый в аренду предпринимателям для организации промышленных предприятий. Каждый такой парк может быть рассчитан на различное количество предприятий в зависимости от его площади (емкости), а также от размеров размещаемых на его территории производственных единиц.

Научно-технические парки  включают в себя сеть научно-исследовательских фирм, организаций, лабораторий, промышленных объектов, расположенных на компактной территории, что обеспечивает их реальное взаимодействие и практически исключает непроизводительные затраты времени. Создание научно-технических парков дает возможность повысить инновационный цикл за счет того, что взаимодействие между научным центром и производством позволяет расширить взаимное понимание проблем и потребностей, бизнес получает более быстрый доступ к новым разработкам; а также предоставляет возможности использования научно-технических ресурсов; взаимодействие создает возможности для открытия новых видов бизнеса, выпуска новых видов продукции и т. д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОГНОЗЫ, ИХ НАЗНАЧЕНИЕ, СОДЕРЖАНИЕ, МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ.

 

Государственное регулирование  устойчивости и устойчивого развития экономики регионов осуществляется посредством различных методов, содержание которых зависит от производственной базы территориальных образований, общественно-экономических отношений, специфики решаемых проблем и т.п. Намечаемые и проводимые мероприятия можно классифицировать по разным признакам:

•  административные и экономические;

• прямого и косвенного воздействия;

• используемые в стационарных условиях развития и в периоды кризисов, а также для целей текущих и долгосрочных;

•  кадровой и научно-аналитической поддержки;

• проводимые преимущественно на федеральном уровне, а также регионами и местными властями и т.д.

Однако в системе территориального менеджмента эти признаки специально еще не выделены, что не позволяет целенаправленно и эффективно влиять на устойчивость. В многочисленных документах — федеральных и особенно региональных — проблема устойчивости традиционно сводится к достижению определенных параметров развития промышленности, сельского хозяйства и других отраслей.

Нестабильность в стране и регионах стимулировала разработку относительно частных проблем: бюджета и бюджетных отношений, антикризисного регулирования хозяйственной деятельности, снабжения населения городов и районов продовольствием и промышленными товарами и т.п. Это породило новые противоречия, в том числе между сиюминутной ориентацией управленческих концепций и соответствующими решениями и инерционностью территориальных социально-экономических систем, задачами развития на средне- и долгосрочную перспективу. Государственное регулирование осуществляется в той или иной мере постоянно, однако методы, цели и приоритеты являются конкретно-историческими. Все их рассмотреть невозможно.

Перечислим некоторые  направления государственного регулирования, которые стали активно осуществляться в последнее время:

•   совокупность мер  законодательного, исполнительного  и контролирующего характера, которые  осуществляются правомочными на то учреждениями, общественными организациями в целях адаптации социальных и экономических структур и процессов к условиям, порожденным рыночными отношениями;

•   корректировка, дополнение действий объективных экономических законов, закономерностей и тенденций. Это нормальная реакция самозащиты рыночного типа организации государства от свойственных ее механизмам недостатков, чем и определяется необходимость проведения соответствующих акций регулирования;

•   госрегулирование при наличии определенного уровня экономического развития, концентрации производства и капитала, их пространственной дифференциации1;

•   государственное  регулирование в «узком» (дотации, финансирование, закупки, госзаказы и т.п.) и «широком» смысле (создание общих экономических и других предпосылок и условий для эффективного действия в регионах рыночных механизмов хозяйствования, для выбора хозяйственными и инфраструктурными институтами наилучших способов своей деятельности с ориентацией на общенациональные цели и задачи);

•   поиск компромисса  между многочисленными и разнообразными, подчас разнонаправленными интересами.

В госаппарате, в том  числе в органах регионального  управления и структурах местной власти, с трудом осознается необходимость решительного перехода от прямого управления к регулированию. В ряде случаев отмечается неумение использовать апробированные методы, побуждать субъекты экономики на основе соответствующей материальной и иной мотивации действовать в целях достижения желаемых общественно значимых целей. В России на современном этапе можно выделить следующие позиции, влияющие на регулирование и саморегулирование регионального развития.

Информация о работе Свободные экономические зоны