Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 19:19, контрольная работа
Цели создания СЭЗ зависят от уровня социально-экономического развития
организующих их стран, их стратегических народнохозяйственных планов и др.
Главной же целью создания таких зон становится решение стратегических задач развития государства в целом или отдельной территории: внешнеторговых, общеэкономических, социальных, региональных и научно-технических задач.
Сущность свободных экономических зон………………………………………3
Разновидности свободных экономических зон и их основные черты………4
А) Cвободные таможенные зоны……………………………………………………4
Б) Зоны свободной торговли ………………………………………………………..5
г
В) Промышленно-производственные зоны…………………………………………5
Г) Технико-внедренческие зоны …………………………………………………….5
Д) Сервисные зоны …………………………………………………………………..6
Е) Комплексные зоны ………………………………………………………………..7
Особенности инвестиционного климата свободных экономических зон… 8
А)Внешнеторговые льготы…………………………………………………………..8
Б)Административные льготы………………………………………………………..8
В)Налоговые льготы………………………………………………………………….8
Г)Финансовые льготы………………………………………………………………..8
Свободные экономические зоны в России…………………………………… ..11
Рекомендуема литература……………………………………………………...…16
Свободные эк зоны:цель, люготы, результаты
Содержание:
Сущность свободных
Разновидности свободных
А) Cвободные таможенные зоны……………
Б) Зоны свободной торговли ………………………………………………………..5
г
В) Промышленно-
Г) Технико-внедренческие зоны …………………………………………………….5
Д) Сервисные зоны ………………………………
Е) Комплексные зоны …………………………
Особенности инвестиционного
А)Внешнеторговые льготы…………………
Б)Административные льготы……………
В)Налоговые льготы………………………………
Г)Финансовые льготы……………………………
Свободные экономические зоны в России…………………………………… ..11
Рекомендуема литература…………………
Неотъемлемой частью международных экономических в отношении второй
половины XX века становятся свободные (специальные) экономические зоны.
Свободная экономическая зона (сокращённо СЭЗ) — ограниченная территория с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории и льготными экономическими условиями для национальных и/или иностранных предпринимателей. Свободные экономические зоны представляют собой часть национального
экономического пространства, где используется особая система льгот и
стимулов, не применяемая в остальных частях страны. Как правило, свободная
экономическая зона - это в той или иной степени обособленная географическая
территория.
Цели создания СЭЗ зависят от уровня социально-экономического развития
организующих их стран, их стратегических народнохозяйственных планов и др.
Главной же целью создания таких зон становится решение стратегических задач развития государства в целом или отдельной территории: внешнеторговых, общеэкономических, социальных, региональных и научно-технических задач.
Поэтому в каждом конкретном случае причины и цели создания свободных экономических зон могут отличаться друг от друга. Например, в промышленно-
развитых странах, таких как США, Великобритания, Франция, свободные
экономические зоны часто создавались для активизации внешнеэкономических
связей, реализации региональной политики, направленной на оживление мелкого
и среднего бизнеса в депрессивных районах, выравнивание межрегиональных
различий. В этих целях такой категории предпринимателей предоставлялась на
разного рода налоговых льгот, зафиксированных национальными
законодательствами, получила название "налоговой революции". Свободные
экономические зоны в этом процессе играют достаточно заметную роль.
Цели создания с точки зрения государства
Привлечение прямых иностранных инвестиций, передовых технологий производства товаров и услуг.
Создание новых рабочих мест для высококвалифицированного персонала.
Развитие экспортной базы.
Импортозамещение.
Апробация новых методов менеджмента и организации труда.
[править] Цели создания с точки зрения инвесторов
Приближение производства к потребителю.
Минимизация
затрат, связанная с отсутствием экспор
Доступ к инфраструктуре.
Использование более дешёвой рабочей силы.
Снижение административных барьеров.
Развитие территории.
Фактически они представляют своеобразные ловушки для мигрирующих в
масштабах мирового хозяйства капиталов.
2. Разновидности свободных
экономических зон и их
Организационно-функциональная структура свободных экономических зон
достаточно многообразна. Иногда довольно трудно классифицировать ту или
иную свободную зону однозначно, поскольку они обладают чертами многих зон.
Российскими специалистами разработана примерная классификация по признаку
хозяйственной специализации — профилю деятельности большинства
хозяйствующих в зоне фирм.
При организации свободных экономических зон используют два различных
концептуальных подхода: территориальный и функциональный (точечный). В
первом случае зона рассматривается как обособленная территория, где все
предприятия-резиденты пользуются льготным режимом хозяйственной
деятельности. Согласно второму подходу, зона — это льготный режим,
применяемый к определенному виду предпринимательской деятельности
независимо от местоположения соответствующей фирмы в стране.
Примером реализации первого подхода являются свободные экономические зоны
Китая, зона "Манаус" (Бразилия), многие экспортно-производственные зоны в
развивающихся странах. Результатом второго подхода являются "точечные"
зоны, предоставленные отдельным предприятиям (оффшорные фирмы, магазины
"дьюти фри").
По системам льгот
Налоговые: налоговые «каникулы» — частичное или полное освобождение инвесторов от уплаты налогов на собственность и имущество, НДС и т. п. (в соответствии с законом об ОЭЗ, вступивший в силу 1 января 2006 года: резиденты ППЗ на пять лет освобождаются от уплаты земельного, имущественного и транспортного налогов, на 4 % (до 16 %) снижается налог на прибыль. Для ТВЗ также предусматривается снижение ставки ЕСН с 26 % до 14 %.)[1]
Таможенные (импорт) — частичное или полное освобождение от импортных пошлин на полуфабрикаты, сырье и т. п., ввозимых для использования внутри зоны;
Таможенные (экспорт) — частичное или полное освобождение от экспортных пошлин на изготовленную внутри зоны продукцию.
Финансовые — инвестиционные субсидии, государственные льготные кредиты, сниженные ставки на оплату коммунальных услуг и аренду производственных помещений.
Административные — упрощенный
порядок регистрации
Общей характерной чертой различных видов свободных экономических зон
является наличие
таможенные, финансовые, налоговые льготы и преимущества по сравнению с
общим режимом для предпринимателей, существующим в той или иной стране.
Конкретные льготы и стимулы имеют некоторые количественные отличия по зонам разных стран, по существу
они, как правило, сходны. Выделяют четыре основные группы льгот:
1. Внешнеторговые льготы. Они предусматривают введение особого
таможенно-тарифного режима (снижение
или отмену экспортно-
и упрощенного порядка
2. Налоговые льготы содержат нормы, связанные с налоговым
стимулированием конкретных видов деятельности или поведения
предпринимателей. Эти льготы
могут затрагивать налоговую
стоимость имущества и т. д.), отдельные ее составляющие (амортизационные
отчисления, издержки на зарплату, научно-исследовательские и опытно-
конструкторские работы, транспорт), уровень налоговых ставок, вопросы
постоянного или временного
освобождения от
3. Финансовые льготы включают различные формы субсидий. Они
предоставляются в виде более низких цен на коммунальные услуги, снижения
арендной платы за пользование земельными участками и производственными
помещениями, льготных
4. Административные льготы предоставляются администрацией зоны с целью
упрощения процедур регистрации предприятий и режима въезда-выезда
иностранных граждан, а также оказания различных услуг.
Названные льготы
применяются в самых
предоставляемые свободным
экономическим зонам, не
стимулом для притока в страну иностранного капитала. Более существенными в
этом отношении могут оказаться такие факторы, как политическая
стабильность, инвестиционные гарантии, качество инфраструктуры,
квалификация рабочей силы, упрощение административных процедур и др.
Вместе с тем при таких равных условиях на первый план выступают
предоставляемые зоной льготы.
Мировой опыт функционирования СЭЗ позволяет сформулировать основные
выводы об их достижениях, общих чертах и особенностях развития.
Функционирование свободных
свидетельствует, что в основе их успеха лежит, с одной стороны, хорошее
планирование начальных стадий их развития, а с другой — гибкость управления
зонами. Изменяющаяся ситуация в мировом хозяйстве (научно-техническая
революция, конкуренция между международными корпорациями, изменения в
курсах валют, в системе международного обмена и др.), влияет на развитие
свободных экономических зон и соответственно требует адекватного
реагирования на эти изменения.
Социально-экономические
"Шеннон" в Ирландии и др.) достаточно весомы. Эти зоны создали значительное
число рабочих мест, оживили международный торговый обмен, повысили,
внешнеторговую результативность, научно-производственный потенциал этих
стран и др. Важным аспектом деятельности СЭЗ в промышленно развитых странах
является то, что они работают не только на мировой, но и на внутренний
рынок.
Свободные экономические
зоны, функционирующие в
имеют ряд общих черт и моментов развития. Так, наибольшее распространение в
этих странах получили, во-первых, экспортно-производственнье зоны. Как было
сказано выше, целесообразность создания экспортно-производственных зон
определяется рядом экономических причин и прежде всего: потребностью
развития индустрии и производства промышленных товаров на экспорт,
привлечением в страну иностранного капитала, передовой науки и технологии,
современной технической информации.
Во-вторых, особый режим хозяйствования в СЭ3 развивающихся стран
становится более либеральным и льготным для иностранных предпринимателей.
Это связано
c усилением международной конкуренции между зонами и Соответственно
попытками продемонстрировать ее сравнительные преимущества перед другими
подобными свободными экономическими зонами.
В-третьих, в процессе функционирования свободных экономических зон
происходит торгово-
развитие. Современная научно-техническая революция на первый план выдвигает
такие экономические зоны, в которых сосредоточиваются наукоемкие отрасли
производства, связанные с разработками новой и высокой технологий.
Среди развивающихся
стран весьма заметное
свободные экономические зоны Китая. Начав с небольших территорий,
объединенных специальными зонами в начале 80-х годов, китайское руководство
к середине 90-х годов распространило их режим на сотни квадратных
километров. Помимо наиболее известных в стране и за рубежом свободных
экономических зон —"Шэнь-
многолетнюю историю, а также зоны "Хайнань", существующей с 1988 г., в
стране заметное развитие получили зоны технико-экономического развития
(более двух десятков) и зоны развития новой и высокой технологий —
технопарки. Особая роль отводится шанхайской зоне экономического развития
"Пудун". Значение проекта, рассчитанного на несколько десятилетий,
определяется не только тем, что зона "Пудун" должна стать в перспективе
крупным центром
способствовать превращению Шанхая в крупнейший торговый и финансовый центр
Азиатско-Тихоокеанского региона.
Создание специальных
проведения открытой внешнеэкономической политики, провозглашенной китайским
руководством в конце 70-х годов. При выборе модели развития СЭЗ китайское
руководство исходило из текущих потребностей страны и опыта